Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/init.php on line 69 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/init.php on line 69 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/engine.php on line 543 Warning: strtotime(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/show.full.php on line 169 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/show.full.php on line 434 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/show.full.php on line 434 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/show.full.php on line 438 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/show.full.php on line 438 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/functions.php on line 89 Коллектив авторов. Практическая психология: Учебник. | Психология | Скачать бесплатно без смс и регистрации » 8 страница



Коллектив авторов. Практическая психология: Учебник.

Категория: Библиотека » Психология | Просмотров: 27868

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

Академик Б. Г. Ананьев, создавший ленинградскую школу психологов, в своих работах очень много внимания уделял диалектике индивидуального развития человека. Он обосновал, что каждый человек обладает яркой индивидуальностью, которая является интегральным свойством, объединяющим его природные и личностные особенности. Через индивидуальность раскрываются: своеобразие личности, ее способности, предпочтительная сфера деятельности. В индивидуальности выделяются базовые и программирующие свойства. К базовым относятся темперамент, характер, способности человека. Именно через базовые свойства раскрываются динамические характеристики психики (эмоциональность, темп реакций, активность, пластичность, чувствительность) и формируются определенный стиль поведения и деятельности личности.
Базовые свойства личности — это сплав ее врожденных и приобретенных в процессе воспитания и социализации черт.
Главной движущей силой развития индивидуальности являются ее программирующие свойства — направленность, интеллект и самосознание. Индивидуальность обладает собственным внутренним психическим миром, самосознанием и саморегуляцией поведения, складывающимися и действующими как организатор поведения «Я».
Б. Г. Ананьев представлял индивидуальность как единство и взаимосвязь свойств человека как индивида, субъекта деятельности и личности.
Рассмотрим эти свойства немного подробнее. Человек появляется на свет как индивид, в котором заложены природные свойства, развивающиеся по определенной генетической программе. Первичными свойствами индивида являются возрастно-половые и индивидуально-типологические (конституция, свойства нервной системы и т. п.), вторичными — динамика психофизиологических функций (темп психических реакций, эмоциональность) и структура физиологических потребностей (еда, движение, сон, информация) как потребности самосохранения.
Интеграцией природных свойств являются темперамент и задатки. Индивид себя формирует и реализует в деятельности. Понимание человека как субъекта деятельности включает три основных компонента: сознание как отражение действительности; деятельность как преобразование реальности и творчество как создание чего-то нового и оригинального. В деятельности формируются: познавательная сфера психики (восприятие, память, мышление, внимание), волевая и эмоциональная.
Исходными характеристиками для личности являются статусно-ролевые и ценностные ориентации, на базе которых формируются мотивация и направленность, характер человека.
Индивидуальность человека представляет собой сложную структуру, которая есть целостное образование с определенной организацией свойств. Функционирование такого образования возможно лишь при взаимодействии различных свойств, являющихся компонентами этой структуры. Мы предлагаем рабочую модель структуры индивидуальности. Зачем она нужна? Она поможет наглядно увидеть, из каких свойств складывается индивидуальность человека и как они распределяются по уровням (рис. 2).


Рис. 2. Структура индивидуальности

Первым уровнем является природная основа (психофизиологический уровень), вторым — психологические свойства личности и третьим, самым высоким — социально-психологические свойства. Базовым блоком в структуре личности является индивидуальный опыт личности, в котором реализуются в знаниях, умениях, навыках, привычках и поступках свойства личности. Управляющим блоком в этой системе является самосознание.
Все выделенные уровни в структуре индивидуальности интегрируются в единое целое по следующим признакам:
1. Субординационному, или иерархическому, при котором более сложные и общие социально-психологические свойства подчиняют себе более элементарные и частные психофизиологические и психологические свойства.
2. Координационному, при котором взаимодействие осуществляется на паритетных началах, допускающих ряд степеней свободы для коррелируемых свойств, т. е. относительную автономию каждого из них (Б. Г. Ананьев).
Основные блоки, которые можно выделить в этой структуре:
1. Индивидуально-психологические особенности человека. К ним относятся свойства и тип нервной системы, темперамент, определяющий динамическую сторону личности, и характер, определяющий устойчивую сторону личности.
2. Общие и специальные способности человека, имеющие природную основу в свойствах нервной системы и задатках.
3. Структура интеллекта как целостное многоуровневое образование, складывающееся из определенных элементов познавательной деятельности человека.
4. Направленность личности, в основе которой лежит определенная иерархия потребностей, интересов и убеждений.
5. Социальные свойства личности, включающие моральные качества и социальную активность.
На основе оценки свойств личности можно составить ncuxoлогический портрет — свой собственный и другого человека. В психологический портрет обычно включают: темперамент; характер; способности; направленность, ее виды (деловая, личностная, коммуникативная); интеллектуальность — степень развития и структура интеллекта; эмоциональность — уровень реактивности, тревожности, устойчивости; волевые качества — умение преодолевать трудности, настойчивость в достижении цели; общительность; самооценку (заниженная, адекватная, завышенная); уровень самоконтроля; способность к групповому взаимодействию.
Развитие индивидуальности человека продолжается всю жизнь. С возрастом меняется лишь позиция человека — из объекта воспитания в семье, школе, вузе он превращается в субъект воспитания и должен активно заниматься самовоспитанием.
Совершенствование и изменение программирующих свойств личности обеспечивает ей полноценную, плодотворную длительную творческую деятельность и оказывает влияние на изменения некоторых базовых качеств, в частности, характера. Например, усиление интереса к профессии ведет к интенсификации интеллектуальной деятельности, повышению мотивации, а развитие интеллекта — к поиску новых задач и целей этой деятельности, что приводит к формированию таких черт характера, как настойчивость, целеустремленность.
Индивидуальность человека может раскрываться ярко, многогранно, и тогда говорят о яркой личности, а бывает, что человек никак себя не проявляет, и тогда возникает мнение, что он безликий, незаметный. А происходит это потому, что человек не смог достаточно понять себя, закомплексовал, вот он и воспринимается как безликий, лишенный индивидуальности. На самом же деле не может быть нормального человека без личности и индивидуальности. Весь вопрос заключается в том, как развить и раскрыть свою индивидуальность, найти и выразить себя!
В этом разделе нашей книги мы хотим раскрыть основные компоненты, из которых складывается психологический портрет индивидуальности, и предложить психологические методики, которые помогут определить степень развития тех или иных качеств человека.
Начнем изучение психологии индивидуальности с природной основы — психофизиологии, затем познакомимся с характеристиками базовых и программирующих свойств и, наконец, перейдем к роли творчества в индивидуальном развитии человека.



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Тест "САМООЦЕНКА ПСИХИЧЕСКИХ СОСТОЯНИЙ" (по Айзенку)
  • Насколько вы эмоционально реагируете на события вашей жизни – тест.
  • Неприятные переживания, которые указывают на то, что Вы развиваетесь в правильном направлении
  • Притча «Мы такие»
  • Графический тест личности
  • Клюева Оксана Васильевна. Профилактика детской жестокости
  • Это опасное чувство зависти: как перестать завидовать и защитить себя от завистников
  • Анкета на выявление агрессивности ребёнка
  • Анкета тревожности ребенка
  • Формирование представления о себе. ЗАНЯТИЕ 6
  • Формирование видеть и адекватно оценивать человека. ЗАНЯТИЕ 12
  • К чему снится умерший отец
  • Приворот на быстрый возврат любимого
  • Карташова Елена Анатольевна. Десять ошибок в воспитании, которые все когда-нибудь совершали.
  • Притча «Заботливый друг»
  • Притча «Что имеешь, то имеешь»
  • К чему снится начальник
  • Тест «Коммуникативная компетентность».
  • Притча «История одной любви»
  • Р. Мендиус. Что такое эмпатия и как ее развивать
  • Притча «Злобная собачка»
  • К чему снится лифт
  • Как производители манипулируют потребителями
  • Винокурова Наталья. Дружок
  • Оценка уровня тревожности и предрасположенности к неврозу родителей ребенка (А.И.Захаров)
  • Притча «Счастливый случай»
  • Гадание по дате рождения
  • К чему снится гроб
  • К чему снится танцевать
  • 15 вещей, которые нужно перестать делать. - Психология успеха
  • К чему снится драка?
  • Отличие между здоровым и пагубным юмором в кризисной ситуации
  • Раппорт; Rapport; Rapport
  • Татьяна Бахтиозина. Верь в себя! - Психология успеха
  • К чему снится телефон
  • Анализ особенности адаптации первоклассников в школе
  • Файн С. Динамика коммуникации в терапевтическом интервью
  • Магия приворота в домашних условиях
  • Притча «Что сильнее нравится?»
  • 15 актуальных психологических приемов как вести себя в конфликтной ситуации
  • Типичные ошибки в проведении собеседования.
  • К чему снится секс?
  • Нарицын Н. Н. Психологическая близость. Что это такое?
  • Оценка уровня тревожности и предрасположенности ребенка к неврозу (А.И. Захаров)
  • Энрайт Дж. ГЕШТАЛЬТ, ВЕДУЩИЙ К ПРОСВЕТЛЕHИЮ
  • Притча «Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую»
  • Вопросы, которые может оказаться полезным задать если вы проходите собеседование при приеме на работу
  • К чему снится могила
  • Адекватное оценивание себя как основа психического здоровья человека
  • К чему снится стиральная машина



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь