|
Алексеев А.А., Архипова И.А., Бабий В.Н. и др. Практикум по возрастной и педагогической психологии.Категория: Возрастная психология, Педагогическая психология | Просмотров: 54502
Автор: Алексеев А.А., Архипова И.А., Бабий В.Н. и др.
Название: Практикум по возрастной и педагогической психологии. Формат: HTML, DOC Язык: Русский Скачать по прямой ссылке Решение психологических задач
Задача 1 Советская психология, решая проблему формирования лично- сти нового человека с позиций марксизма-ленинизма, учит, что источником активности личности являются ее потребности. Но по- требности человека как социального существа не являются врож- денными, они формируются и развиваются в процессе его целе- направленного взаимодействия с окружающим миром, усвоения социального опыта, воспитания. «Процесс усвоения личностью со- циального опыта, — пишет профессор А. В. Петровский, — осуще- '29 ствляется через посредство внутреннего мира личности, в котором выражается отношение человека к тому, что он делает и что делается с ним. Активность проявляется в характерных для лич- ности мотивах поведения, установке и способах действия, шире — в многообразной деятельности, направленной на преобразование окружающей действительности. Творческая активность личности находит выражение в жизненной позиции, которую человек зани- мает, осознавая свое положение и место в жизни»'. Высокий уровень развития нравственного самосознания лич- ности—важнейший фактор ее гражданской зрелости как созна- тельного субъекта познания и активного преобразователя дейст- вительности, Внимательно прочитайте высказывание И. Б. Шкариной и А. Прохорова и ответьте на вопросы. И. Б. Шкарина: «Нигде так не значимо творчество учителя, как в идейно-воспитательной работе. Мы, историки,—па первой линии борьбы за формирование гражданской зрелости, коммунистиче- ской убежденности юношества. Наша обязанность—выработать у воспитанников умение отражать идеологические атаки империа- листической пропаганды, отвергать, разбивать обывательские суждения. Конечно, у нас, учителей, богатейший идейный арсенал: марк- систско-ленинская теория, великий пример жизни и деятельности В. И. Ленина, партийные документы Сама наша жизнь, ре- альная социалистическая действительность. И это идейное бо- гатство мы призваны донести до юношества эмоционально, образ- но, наглядно, убедительно. Мы отлично понимаем, что серость, трафарет категорически противопоказаны идеологической работе. И все же порой слова учителя «отскакивают» от сознания уче- ников, не доходят до их сердец. Нельзя не учитывать и враждебных идеологических диверсий, которые приносят из-за рубежа различные технические средства, и обывательских разговоров, что ученики порой слышат дома, па улице. Наш долг—научить школьника самому осмысливать со- бытия общественной жизни с партийных, классовых позиций. А для этого очень нужна их самостоятельная работа, особенно на уро- ках истории, обществоведения. Уметь сравнивать, анализировать, обобщать, делать выводы — все это очень важно. Считаю исключительно важным хорошо знать каждого уче- ника, причем не то, каким он кажется, а каков он на самом деле. Дойти до каждого—вот важнейшее умение преподавателя пред- метов общественного цикла»2. А. Прохоров: «Часто слышишь в селах: стройте нам клубы, Дома культуры. И они нужны. Но клуб-то еще не культура. А вот молодые, необломанные деревья вдоль улицы—это уже культу- ра А^Пе^^^^^^^^^ 13 мар^а^""0 и' Б' пусть дойдет д0 «-РДВД/^ сельская газета. - 1980.- pa. Деревенский парень в джинсах с транзистором или магнито- фоном—это неплохо, но, увы, это еще не культура. А вот тот же парень на тракторе, бережно объезжающий цветущий луг,—это уже культура. Духовные потоки идут из деревни в город в той же степени, как и обратно»'. 1. Укажите, какими знаниями и умениями должен обладать советский учитель, чтобы обеспечить формирование у учащейся молодежи гражданской зрелости и коммунистической убежденно- сти, выработать у воспитанников умение отражать идеологические атаки империалистической пропаганды, отвергать, разбивать обы- вательские суждения. 2. Докажите, почему учителю, как пишет учительница И. Б. Шкарина, необходимо хорошо знать каждого ученика, при- чем не то, каким он кажется, а какой он на самом деле». Задача 2 Психологическая наука рассматривает личность как функцио- нально-динамическую систему психических процессов, свойств, от- ношений и социальных действий человека в их единстве. В про- цессе постоянного взаимодействия человека с природой и соци- альной средой не только возрастает его активность, но и, в зави- симости от условий, характера деятельности (учение, общение, труд), складываются относительно устойчивые черты его лично- сти, формируется индивидуальный стиль сознательного деятеля социального прогресса. Внимательно прочитайте выдержки из рассказа Георгия Яков- лева «Мать» и дайте ответы на сформулированные ниже вопросы. Г. Яковлев; «Давным-давно, когда и в помине не было Ки- ровского района в городе Донецке, а была Собачевка, когда уголь на здешней шахте добывали обушком и вывозили саноч- ники и не было ни электричества, ни радио, ни школ и клубов, пришла наниматься на работу двенадцатилетняя девчушка. При- шла потому, что погиб в шахте отец и осталось их, детей, семеро, а она, Дуся, старшая <.. .) Откуда только брались силенки у девчонки с тонкими руками! Споро выхватывала породные комки, швыряла в ящик, такой глубокий, что вроде бы в нем и дна не было. И вот что удиви- тельно. Всю свою трудовую жизнь, а на пенсию Королева офор- милась в 87 лет, занимала она «самые почетные должности»— работала плитовой, стволовой, лебедчицей, и породу выбирала, и техничкой в бане была. Лишь однажды, после того, как прогнали фашистов и шахтеры вернулись из Караганды, назначили Короле- ву комендантом жилотдела шахты, но через неделю она сбежала на выборку породы, как сказала сама: «Поближе к угольку». В Караганде в военные годы возглавлял шахту Алексей Ста- ханов. Шальной, дикий прямо до работы — так вспоминает о нем Королева. Ну зато и любили его! Никто слова поперек не гово- 30 ' Прохоров А. На меньшее не согласны//Правда.—1979.—24 апр. 31 рил. И хоть заботы об угле без остатка забирали Стаханова. нашел все же он время, договорился с властями, открыл при шахте ФЗО для эвакуированных ребятишек. Ну а Королева жен- совет возглавляла, над новичками шефствовала: как живут, что едят, носят. Первое, что сделала,—организовала сбор денег для детдома, сама и открывала его здесь. Но все хлопоты, конечно, уже после смены, а ведь тогда ча- сов не считали, и рабога была у нее тяжелая, в шахте. Но запомнилась она всем все же веселой—напористая, в красной «делегатской» косынке, всегда среди людей (...) А тогда, в 43-м, вернулась Евдокия в родную Рутчепковку после эвакуации. Бог ты мой, что натворили злодеи. Все разби- то, разрушено; в выработках вода; инструмента нет; а уголь— вынь из-под земли да положь. А шахта 17—17-бис еще не пущена. Нечем в забоях работать. Пошла Королева с бабами по дворам. Раскрывали сараи, смотрели, что может пригодиться. Собрали 120 угольных лопат да больше сотни тяжелых лопат породных, полтораста шахтерских лампочек, обушки, кайла, запчасти всякие для насосов, моторов... По пояс в воде тогда работали, себя не жалели, но давали уголек, хоть мало, но давали, да еще после смены на стройку шли. Ведь ни общежития, ни яслей, ни мага- зина... Сделали все своими руками. Во всем этом немалая заслу- га Королевой была, так что когда прошли на семнадцатой первый бремсберг—большую выработку,—то нарекли его Королевским. Так и значился он на горных картах До всего ей было дело... Однажды знатного бригадира сле- сарей "веяла в оборот: «Ты, ударник, чего такой грязный хо- дишь?»—«Работа, мать, такая, слесарю все же».—«Грязнодыр ты, а не бригадир, детей скоро тобой пугать станут». Явился на следующий наряд в пиджаке, при галстуке, а тут как на грех авария, срочно в шахту надо. Спустился в чистом, как был. После впесте с Королевой смеялись... Она была депутатом городского и областного Советов, членом парткома, шахткома и, что любопытно, никогда не выходила на трибуну, а становилась перед первым рядом, внизу, и глаза в глаза говорила о наболевшем, о том, что жгло душу. «А бывало,— спрашиваю,—что обижались, возражали?.. — Правду когда гово- ргла, кто же против правды пойдет?» Последний раз получала Евдокия Федоровна депутатский ман- дат в райсовете, когда исполнилось 84 года. Получила и сказала: «Хватит сыны. Молодых выбирайте, а я и так поактивничаю» Вся жизнь Королевой связана с историей советского Донбасса, судьба угольного района отразилась в заботах этой прекрасной русской женщины. Так сказал о Королевой на столетнем ее юби- лее секретарь парткома шахты. Связаться с администратором Похожие публикации: Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|