Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/init.php on line 69 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/init.php on line 69 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/engine.php on line 543 Warning: strtotime(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/show.full.php on line 169 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/show.full.php on line 434 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/show.full.php on line 434 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/show.full.php on line 438 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/show.full.php on line 438 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/functions.php on line 89 Ахвердова О.А., Волоскова Н.Н., Белых Т.В. Дифференциальная психология. Теоретические и прикладные аспекты исследования интегральной индивидуальности. | Психодиагностика | Скачать бесплатно без смс и регистрации » 8 страница



Ахвердова О.А., Волоскова Н.Н., Белых Т.В. Дифференциальная психология. Теоретические и прикладные аспекты исследования интегральной индивидуальности.

Категория: Библиотека » Психодиагностика | Просмотров: 19737

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

Решение этих вопросов непосредственно связано с разработкой проблемы организации психологического знания и представления его как многомерного развивающегося целого. В качестве его компонентов выступают принципы, законы, категории, понятия и методы психологии. На сегодняшний день архитектоника этой системы и механизмы ее развития отрефлексированы слабо» (В. А. Барабанщиков, 2003, с. 29).
Разработка принципа системности является крупным вкладом Б. Ф. Ломова в развитие методологии и теории психологической науки. Он предложил оригинальную версию системного подхода к исследованию психики и поведения. В ее основе лежат представления о полисистемности бытия человека и интегральное™ его качеств и свойств. Моносистемный взгляд на природу психического с его вниманием к компонентам и структуре Б. Ф. Ломов дополнил поиском объективных оснований интегральных качеств и свойств. Более того, распространив данный подход на изучение познавательных процессов, он сформулировал основы системной концепции психического отражения (В. А. Барабанщиков, 2000; В. А. Барабанщиков, Б. Ф. Ломов, 2002; В. А. Барабанщиков, 2003; Б. Ф. Ломов, 1984; 1991).
В последнее время часто говорят о смене парадигм системного мышления. В его развитии выделяют два больших этапа. Первый (60— 70-е годы XX века) связывается с изучением равновесных систем и обратимых состояний. Типичными для него являются различные варианты системно-структурного и структурно-уровнего подходов. Второй этап (с 1880-х годов) характеризуется анализом неравновесных систем и необратимых состояний. Идеи спонтанного возникновения порядка из хаоса, принципиальной непредсказуемости поведения систем в точках бифуркации, созидательной роли положительных обратных связей и др. давно перешагнули границы термодинамики и химии горения, в рамках которых они возникли и экспериментально оформились. Синергетический взгляд на мир активно распространяется в психологии, социальных науках, философии и педагогике, хотя правомерность переноса закономерностей абиотических форм движения материи на биологические и, особенно, социальные требует специальной аргументации (В. А. Барабанщиков, 2003).
На современном этапе развития системного подхода в психологии наряду с изучением организации (структуры, уровней) и функционированием целостных образований на передний план выдвигается изучение их становления и развития. Доминирующим оказывается генетическое направление системного подхода. В качестве ключевых рассматриваются вопросы механизмов порождения целостностей, со отношение стадий и уровней развития, его видов, критериев, взаимо отношений актуального и потенциального в психическом развити (В. А. Барабанщиков, 2003; Б. Ф. Ломов, 1984; 1991; 1996).


1.2.3. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ТЕОРИИ ИНТЕГРАЛЬНОЙ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ
Концепция «интегральной индивидуальности» была разработана В. С. Мерлиным (1986). Поего мнению, существует, как минимум, три источника специфичного для современной науки целостного изучения индивидуальности человека. Один из них — диалектический, философский принцип системности — требует подходить к изучению индивидуальности как целостной системы индивидуальных свойств.
Другим источником являются «успехи пограничных с психологией научных дисциплин: биохимии, психофизиологии, социологии и др. В результате исследований обнаружились связи между очень далеко отстоящими иерархическими уровнями индивидуальности» (В. С. Мерлин, 1986, с. 23).
Третий источник — требования общественной практики. Решение любой практической задачи, касающейся человека, только тогда будет наиболее точным и полным, когда мы учитываем все многообразие условий, определяющих деятельность человека, а следовательно, и многообразие тех индивидуальных свойств различного иерархического уровня, от которых зависит эта деятельность.
В. С. Мерлин отмечал, что «интегральная индивидуальность — это не совокупность особых свойств, а отличная или противоположная другой совокупности, обозначаемая как характеристики типичности человека. Интегральная индивидуальность — это особый, выражающий интегральное своеобразие характер связи между всеми свойствами человека» (В. С. Мерлин, 1986, с. 19).
«Человеку присущи свойства всех ступеней развития материи, начиная от химических и кончая социально-историческими. Одно и то же свойство может быть одновременно типичным и индивидуальным, если рассматривать его в определенном отношении... Индивидуально неповторимо сочетание типичных свойства различных ступеней развития материи у каждого отдельного человека: биохимических, соматических, нейродинамических свойств личности и т. д.» (В. С. Мерлин, 1986, с. 22-23).
В. С. Мерлин обозначил целостную характеристику индивидуальных свойств человека как «интегральную индивидуальность», которая является объектом междисциплинарного исследования.
Что же собой представляет индивидуальность человека как объект Интегрального исследования? Человеку присуще огромное количество свойств и особенностей. Изучение связи между всеми иерархическими уровнями индивидуальности в настоящее время невозможно по двум причинам: 1) неизвестен исчерпывающий состав этих уровней; 2) часто мы не в состоянии знать заранее, какие свойства относятся к одному и тому же иерархическому уровню, а какие — к разным.
Ниже представлены уровни большой системы интегральной индивидуальности по В. С. Мерлину.
Система индивидуальных свойств организма. Ее подсистемы:
■ биохимические;
■ общесоматические;
■ нейродинамические (свойства нервной системы).
Система индивидуальных психических свойств. Ее подсистемы:
■ психодинамические (свойства темперамента);
■ психические свойства личности.
Система социально-психологических индивидуальных свойств. Ее подсистемы:
■ социальные роли в социальной группе и коллективе;
- социальные роли в социально-исторических общностях (класс, народ) (В. С. Мерлин, 1986, с. 50).
Для интегрального исследования индивидуальности необходимо изучить связи между ограниченным количеством индивидуальных свойств, которые относятся к различным иерархическим уровням. Однако необходимо, чтобы связь этих уровней не рассматривалась с редукционистских позиций. Психофизиологическое исследование также может быть интегральным, если оно осуществляется на основе принципа системности и системного подхода. Основным отличием каждого из иерархического свойств являются специфические законы, которым они подчиняются. «Поэтому, — указывает В. С. Мерлин, — не существует типов, образованных по принципу общего, существенного и закономерного, типов, которые можно было бы применить к разным иерархическим уровням» (В. С. Мерлин, 1986, с. 26). Типичное при интегративном исследовании индивидуальности понимается как статистически наиболее вероятная (стохастическая) связь между свойствами. В отличие от типов, построенных на основе закономерных связей одноуровневых свойств явлений, стохастические типы обычно не имеют четких разграничений, поскольку одни и те же свойства могут встречаться в различных стохастических типах, каждый из которых, как правило, состоит из свойств, принадлежащих одновременно разным типам. При стохастическом подходе каждый человек может, таким образом, относиться одновременно к нескольким различным типам.
Связи между свойствами индивидуальности могут быть двух типов:
■ однозначные — на плоскости одного уровня;
■ много-многозначные (полиморфные) — связи между подсистемами или между разными иерархическими уровнями.
Любое целостное образование в природе или обществе представляет собой саморазвивающуюся и саморегулируемую большую систему, определяемую взаимодействием необозримого множества условий. Саморегуляция и саморазвитие большой системы возможны только потому, что она состоит из нескольких относительно замкнутых подсистем, находящихся в иерархическом отношении друг к другу. Относительная замкнутость каждой подсистемы обеспечивает ее относительную автономность от других подсистем и тем самым достаточное количество степеней свободы в реакциях большой системы на многообразные внешние воздействия. Иерархическое соотношение подсистем обеспечивает их координацию и направленный характер деятельности большой системы.
Таким образом, основной путь исследования любой интегральной индивидуальности — это системный подход, который представляет собой общенаучный метод эмпирических исследований в самых различных теоретических и практических областях. Будучи общенаучным, он, естественно, с необходимостью вытекает из основного принципа материалистической диалектики всемирной, всесторонне живой связи всего со всем, полностью соответствует принципу системности.



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Богуславский. Психология как наука.
  • Дроздова Татьяна Ивановна. СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД В СОЗДАНИИ РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ ДОУ
  • Марцинковская Т.Д. История психологии
  • Сорокун П.А. Основы психологии
  • Кузьмина Е.А. Работа с сепарационными проблемами в рамках системного семейного подхода
  • Леонова А. Б. Основные теоретические подходы и методология исследований психологического стресса
  • Барсукова Александра. Презентация на тему: 'Основные положения деятельностного подхода во ФГОС ДО'
  • Будинайте Г.Л. Теоретические основы системной семейной психотерапии
  • Елисеев О.П. - Практикум по психологии личности
  • Дрогобыцкий И.Н. Системный анализ в экономике
  • Чуприкова Н.И., Равич-Щербо И.В. Фундаментальные проблемы общей психологии.
  • Ениколопов С.Н. Концепции и перспективы исследования пола в клинической психологии
  • Каган М.С. СИСТЕМНОСТЬ И ЦЕЛОСТНОСТЬ
  • Мыльник В.В., Титаренко Б.П., Волочиенко В.А. Исследование систем управления
  • Акрушенко А.В., Ларина О.А., Каратьян Т.В. Психология развития и возрастная психология. Конспект лекций.
  • Ярошевский М.Г. История психологии от античности до середины XX в.
  • Ольштынского Л.И. Курс отечественной истории IX-XX веков. Под редакцией
  • Игнатьева А.В., Максимцов М.М. Исследование систем управления
  • Яницкий М. С. Ценностные ориентации личности как динамическая система
  • Петровский А.В. Теория личности с позиций категориального анализа психологии.
  • Суркова Елена Петровна. Особенности социально-психического развития дошкольников
  • Лара Шрагина. Проблема психологической природы воображения
  • Вахромов Е.Е Психологические концепции развития человека. Теория самоактуализации.
  • Выготский Л.С., Лурия Р. Этюды по истории поведения
  • Лимонова Д. Л. Место трансактного анализа в психотерапии больных наркоманией
  • Ю.М. Зенько. Психология религии: основные проблемы и перспективы развития. - Ю. Зенько
  • Анцупов А.Я., Баклановский С.В. Конфликтология в схемах и комментариях
  • Мухина B.C. Возрастная психология. Феноменология развития
  • Артем Ковтун. Методология системного анализа
  • Морозова Светлана Евгеньевна. Комплексная интегрированная программа студии раннего эстетического развития
  • Братченко С. ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ ГЛУБИННОГО ОБЩЕНИЯ
  • Столяренко A.M. Психология и педагогика
  • Исаева Ольга Сергеевна. Курс 'Методологические основы психологии'
  • Исенина Е.И. Возрастная и педагогическая психология. Тексты.
  • Веккер Л. ПСИХИКА И РЕАЛЬНОСТЬ
  • Потемкина О. Ф., Потемкина Е. В. Развитие психологического анализа: от 3. Фрейда до Э. Берна
  • Хохлова Л. П. Трансдисциплинарный холодинамический подход к структуре личности
  • Тайсон Филлис и Тайсон Роберт. Психоаналитические теории развития.
  • Погодин И.А. К сущности психических явлений: гештальт-подход
  • Рамиль Гарифуллин. Интуиция и творчество: новые психологические подходы
  • Палагина Н.Н. Психология развития и возрастная психология
  • Никифорова Г.С. Психология здоровья. Под редакцией
  • Никита Тараторин. Психологи на службе спецслужб
  • Ждан А.Н. История психологии. От Античности до наших дней
  • Соколова Е.Т. Проективные методы.
  • Андреева Г. М. Общение и межличностные отношения.
  • Романов А.А. Интерсубъективный подход в психоанализе: историко-теоретический экскурс
  • Лапиной С.В. Культурология. Курс лекций. Хрестоматия. Практикум. Под редакцией
  • Редактор. Интегрированное занятие для дошкольников с использованием системного анализа - Татарский национальный костюм
  • Поликарпов В.С., Лысак И.В. История России в XX веке



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь