|
Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений.Категория: Библиотека » Возрастная психология | Просмотров: 172801
Автор: Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н.
Название: Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. Формат: HTML, DOC Язык: Русский Скачать по прямой ссылке Отражательный аспект связи субъекта с объектом имеет двойственный характер: с одной стороны, непосредственное взаимодействие с объектом (раздражители — рецепторы), а с другой -- психическое (эмоциональное) начало ощущения, появляющееся вследствие синтеза в центральном и эфферентном звеньях рефлекса. Результат отражения соответственно предстает, с одной стороны, как непосредственный «отпечаток» жизненно значимых свойств объекта в нейрофизиологическом субстрате (внутренний аспект), а с другой — как «чувственное представление» этих свойств (внешний аспект).
Отметим, что на сенсорном уровне связь субъекта с объектом, оставаясь непосредственной, значительно отличается от непосредственного взаимодействия со средой, характерного для предыдущего уровня. Эта связь в несравненно большей степени организуется психическим началом. Уже на уровне недифференцированной чувствительности можно констатировать обусловленность отражения биологической «смысловой связью» (А.Н. Леонтьев), в результате образования которой «соответствующая потребность... как бы «узнает себя» в данном предмете-раздражителе, конкретизируется в нем». На сенсорном уровне эта связь функционально оформляется как целостный рефлекторный процесс, который можно рассматривать в качестве основного общеорганизующего начала жизнедеятельности данного этапа филогенеза. Между уровнем недифференцированной чувствительности и сенсорным уровнем — уровнем дифференцированных ощущений — лежит долгий путь эволюции. Отражением этого пути являются многие современные животные, находящиеся на промежуточных уровнях развития. К ним относятся большинство кишечнополостных (в том числе гидры, медузы, некоторые актинии), низшие черви и ряд других беспозвоночных. Следует иметь в виду, что все ныне живущие животные в филогенетическом отношении представляют собой боковые ветви эволюционного развития, далеко не всегда совпадающие с выделенными уровнями психического отражения (рис. 1.4). Рис. 1.4. Современные животные и уровни психического развития в филогенезе Тем не менее большая группа низших беспозвоночных — высшие (кольчатые) черви, иглокожие, двустворчатые моллюски, брюхоногие моллюски (улитки) и многие другие в целом соответствуют сенсорному уровню психического. В наибольшей степени это относится к большинству видов кольчатых червей. Двигательная активность кольчатых червей достаточно многообразна и сложна. Локомоция обеспечивается хорошо развитой мускулатурой, состоящей из так называемого кожно-мышечного мешка. Его внешний слой представлен кольцевыми волокнами, внутренний — продольными. При передвижении червь ритмично сокращает продольную и кольцевую мускулатуру, в результате чего попеременно вытягиваются и сокращаются отдельные сегменты. У кольчатых червей впервые в эволюции появляются парные конечности — параподии. На каждом сегменте имеются парные выросты, обычно снабженные опорными щетинками. Специальные мышцы могут двигать их вперед или назад. Параподии также снабжены органами тактильной и химической чувствительности, имеющими вид щупалец. На головном конце параподии служат ротовыми органами. У многих кольчатых червей, в том числе у дождевого, параподии редуцированы до невидимых невооруженным глазом пучков щетинок, парно расположенных на каждом сегменте. Тем не менее в сочетании с сокращениями кожно-мышечного мешка они способствуют передвижению. Органы чувствительности типичных представителей сенсорного уровня психики как морфологически, так и функционально дифференцированы слабо. К.Э. Фабри полагает, что первоначально они представляли собой рецепторные клетки с повышенной общей (нерасчлененной) чувствительностью. Согласно принятым представлениям, все органы чувств в филогенезе возникли на основе органов осязания. У наиболее примитивных животных способностью осязания обладают все клетки поверхности тела. Затем (уже у кишечнополостных) появляются скопления специализированных осязательных клеток — первичные органы осязания. Нередко они одновременно выполняют и обонятельную функцию. Морфологическая и функциональная слитность органов осязания и обоняния является характерной особенностью большинства представителей сенсорного уровня развития психики. В то же время основная жизнедеятельность (добывание пиши) животных данного уровня осуществляется с использованием только одного из органов чувств — осязания, реже обоняния или зрения. Органы зрения у этих животных либо отсутствуют вовсе, либо представляют собой лишь органы светочувствительности, позволяющие отличать свет от тьмы и определять расположение источника света. Жизнедеятельность большинства кольчатых червей состоит главным образом из врожденных стереотипных программ (заглатывание субстрата, содержащего пищевые компоненты, процеживание воды с мелкими животными и т.п.). Ее можно представить как постоянное повторение одного и того же рефлекторного акта ощущения (обычно осязательного), дополненного соответствующими эффек-торными звеньями (заглатывание, процеживание и т.д.). Легко видеть, что эта монотонная рефлекторная деятельность, практически лишенная ситуативности, является собственно активной фазой жизнедеятельности, отвечающей психическому отражению максимально возможного для данных животных уровня. Фаза фоновой активности связана у большинства кольчатых червей с поиском субстрата, содержащего пищевые компоненты. В общем случае она не предполагает участия дифференцированных ощущений и, по всей вероятности, обычно осуществляется на основе недифференцированной или слабо дифференцированной чувствительности. Отметим, что на данном уровне развития психики основная часть жизнедеятельности представлена фазой собственно активности, состоящей из однообразных рефлекторных актов. Необходимость в поисковой активности возникает эпизодически, а в ряде случаев (например, у кольчатых червей, проводящих весь свой жизненный цикл в иле, у дождевых червей в богатых перегноем почвах и т.д.) вообще может не возникать. Пластичность поведения у животных сенсорного уровня развития психики выражена слабо. Как и для простейших, для них характерна самая примитивная форма пластичности поведения — привыкание. Врожденные реакции на те или иные раздражители, остающиеся без последствий, после многократных повторных воздействий прекращаются. Так, дождевой червь, реагирующий на внезапное уменьшение интенсивности освещения движениями бегства, через определенное количество повторений прекращает эти реакции. Тем не менее уже на данном уровне появляются зачатки способности к ассоциативным связям, хотя последние формируются с трудом и в ограниченных пределах. В опытах Р. Иеркса дождевые черви помещались в Т-образный лабиринт, где в одном из двух возможных «ходов» получали электрический удар (рис. 1.5). Через 120—180 повторений они начинали постоянно выбирать безопасное направление. Улитки в аналогичных опытах приучались выбирать нужное направление через 60 повторений, запоминая правильное решение на 30 дней. Рис. 1.5. Научение у дождевого червя (по К.Э. Фабри) В экспериментах с червями было установлено также, что они способны научиться правильно ориентироваться в лабиринте даже без предварительно удаленных передних сегментов. Таким образом, каждый из сегментов в значительной степени автономно обеспечивает жизнедеятельность животных. Это свидетельствует о еще сравнительно малом влиянии начавшегося процесса цефализации (обособления головной части) на поведенческие акты. Тем не менее определенная роль передних сегментов все же несомненна: после разрезания дождевого червя пополам передняя половина зарывается в землю, совершая такие же координированные движения, как и целый червь, задняя же часть беспорядочно извивается. § 3. Перцептивный уровень Следующий уровень развития психики — перцептивный. Он связан со способностью животных воспринимать целостные объекты и ситуации. Исследования «перцептогенеза» показали, что он представляет собой стадиальный процесс, включающий ряд промежуточных этапов между ощущением и восприятием целостного объекта (Л.М. Веккер, Б.Ф. Ломов). Можно полагать, что аналогичные переходные фазы характеризовали и процесс формирования перцепта в филогенезе. В обоих случаях эти переходные фазы тесно связаны с различной степенью проявления (в филогенезе — развития) ситуативного внимания. Действительно, вряд ли можно сомневаться в том, что внимание является необходимым условием восприятия. Но что такое внимание, как не средство, с помощью которого субъект устанавливает связь с объектом? Отметим, что уже ситуативное внимание, без которого невозможно восприятие, несет в себе элемент эмоциональности, пристрастности. Недаром в любовной лирике «обратить внимание» означает возможную начальную фазу эротических отношений. С проявлением эмоциональности связывал внимание Т. Рибо. Вышесказанное позволяет рассматривать ситуативное внимание как процесс, родственный предметному чувству, как простейшее, элементарное проявление последнего. Связаться с администратором Похожие публикации: Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|