Леонова А.В., Чернышева О.В. Психология труда и организационная психология. Современное состояние и перспективы развития.

Категория: Библиотека » Бизнес-психология | Просмотров: 52605

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

Требования со стороны интеллектуальных функций (в частности идентификации) определяются отдельно для каждой из трех выделенных категорий поведения, например, сравнение свойств, классификация или проверка, диагноз. Hollnagel и др. (1981) применяли эту схему в исследованиях по анализу выполнения деятельности в системах с высоким уровнем риска дня того, чтобы представить вьтолне-ние задачи оператором в виде последовательности событий в реаль-
зо ;
пом масштабе времени. Для дальнейшего анализа использовались данные углубленного интервьюирования персонала и целях уточнения представлений о механизмах ошибочных ответов и способах принятия решений в сложных, нештатных ситуациях. Сходное различие трех уровней поведения делается и другими авторами например, Roe (I988) выделяет сецсомоторный, перцептивно-понятийный и собственно интеллектуальный типы регуляции поведения.
Другим способом получения информации о скрытом от наблюдения поведении оператора является просьба к исполнителю "думать вслух" в течение выполнения задачи. Этот прием использовался в работах Bainbridge (1969, 1974). Получаемые словесные отчеты фиксировались с помощью магнитофонной записи, расшифровывались и заносились в протокол. Затем каждый из протоколов разбивался на последовательность фраз. В исследовании процесса принятия решения при моделировании производственного процесса в условиях, приближенных к реальным, Bainbridge и соавторы (1974) отмечают, что, па первый взгляд, подобные вербаяьные протоколы производят впечатление случайного набора фраз. Однако при более тщательном анализе эти фразы могут быть структурированы в рамках так называемых "потоков сознания".
Методологическая трудность, возникающая при таком анализе "потока сознания", заключается в том, что начало каждой новой стадии в этом процессе субъективно определяется тем, кто анализирует протокол. Как представляется, в этом случае необходимо выделять некоторые индикаторы согласованности в оценках разных экспертов-аналитиков. Вербальные протоколы для анализа выполнения задач использовались и другими исследователями. Например, Dairy (1983) изучал задачи, возникающие в деятельности биржевых служащих. Результатом этого анализа явилось множество предложений по организации предъявления информации, необходимой дня специалиста этого профиля. В работе Card и др. (1983) использовались вер-баяышс протоколы одновременно с видеозаписью поведения при анализе взаимодействия человека с компьютером в задачах по проектированию, реализуемых с помощью компьютеризованных средств. Вербальные протоколы оказались чрезвычайно полезными для определения пауз в мыслительном процессе и выявления постадийной структуры всего цикла исполнения задания в целом.
Leplat & Нос (1981) подчеркивают значимость возрождения инте> реса к использованию методов вербализации при анализе трудовых ситуаций, в которых когнитивные компоненты являются решающими. В зависимости от момента вербализации словесные отчеты могут принимать форму предвосхищающих сообщений, параллельно комментирующих или же последуннцих заметаний. Авторы посвящают свое исследование ватщдаости последующих вербальных отчетов. Валидизация необходима, поскольку далеко не всегда имеет ме-
31
сто гомоморфизм между когнитивными актами, вовлеченными в
процесс выполнения задания, и тем, что выявляется при вербализации. Критическим является вопрос о том, адекватна ли структура языка для выражения той модели действий, которая имеет место в сознании субъекта. Leplat & Нос (1981) выдаигагот целый ряд предложений доя анализа возможностей использования отстроченных вербальных отчетов в более систематической форме, чем это делалось до настоящего времени.
Анализ задач и качество работы
В проблеме оценки мотивирующих свойств задачи в рамках концепции качества работы на первый план выдвигаются два основных аспекта: во-первых, оценка самой задачи и, во-вторых, ответные реакции работающего. В первом случае, по-видимому, само описание задачи можно соотнести со стимулом, накладывающем определенные обязательства на исполнителя. Поэтому концептуальной базой для анализа задач в рамках данной схемы может служить подход основанный на анализе характеристик задачи. В соответствии с этим подходом задачи характеризуются в терминах присущих им внутренних свойств. Проблематичным, однако, является принципиальная возможность идентификации бесконечного числа стимулов.
Следовательно, основная трудность состоит в том, чтобы выделить те внутренние свойства задач, которые обладают предсказательной силой для определения субъективно переживаемого исполнителем опыта во время выполнения задания. Поскольку этот опыт измеряется, главным образом, в терминах трудовой деятельности, то предпочтение лучше было бы отдать использованию этих свойств, чем характеристикам самой задачи. Большинство исследователей в данной области используют термины "задача" и "трудовая деятельность", скорее, как синонимы. Мы также будем придерживаться указанных терминов, имея при этом в виду, что в настоящем параграфе деятельность трактуется как общая сумма всех задач.
В рассматриваемой области существует определенная исследовательская традиция, которая берет свое начало с классической работы Turner & Lawrence (1965), которые выделили ряд "внутренних свойств задачи" - вариативность, автономия, обязательные взаимодействия, возможные взаимодействия, знания и умения, отпетствеп-ность. Приведенный перечень был расширен и разработан в исследованиях последующих авторов (Cooper, 1973; Hackman & Lawler, 1971; Hackman & Oldham, 1975, 1976, 1980; Algera, 1981, 1983). Так, например, Cooper (1973) ввел такие свойства, как "трансформации" и "целевая структура".
Согласно его точке зрения, трансформации представляют собой операций над стимульным материалом задачи в процессе достиже-
32
иия конечной цели задания. Осуществление трансформаций требует привлечения мотивационных ресурсов, поскольку они ведут к изменениям в структуре задачи в целом. Чем больше вклад трансформаций в решение задачи, тем выше их мотивационное значение. Для того чтобы максимально увеяичить их мотивационный эффект, влияние трансформаций должно совершенно отчетливо восприниматься исполнителем. Поэтому, как полагает Cooper (1973), трансформации надо рассматривать с точки зрения: а) их вклада в решение задачи как целого ("трансформационная значимость") и б) отчетливости их последствий для исполнителя ("трансформационная обратная связь").
Понятие целевой структуры, которое ввел Cooper (1973), включает два компонента (не говоря о содержании цели): а) ''отчетливость цели" и б)"сложность цели". Отчетливость цели означает степень точности, с которой могут быть определены критерии выполнения задачи. Сложность цели тесно связана с концепцией уровня притязаний, играющей важную роль в теории мотивации достижения.
В рамках рассматриваемого методического подхода, направленного на анализ характеристик задачи, разработаны и апробированы модели и конкретные процедуры измерения. Разработанный методический инструментарий соответствует приемлемому уровню психометрических измерений, а также обнаруживает достаточно высокую корреляцию между характеристиками задачи и ответными реакциями работающего (например, степенью удовлетворенности трудом). В то же время продвижение в этой области затруднено одной серьезной методологической проблемой, а именно объективным характером оцениваемых характеристик труда. Это касается вопроса о том, должны ли объективные характеристики задачи или же характеристики задачи, субъективно воспринимаемые исполнителем, использоваться в качестве детерминант ответных реакций работающего*
Schwab & Cumnrings (1976) защищают важность применения объективного подхода при проектировании трудовых задач, поскольку считают, что видоизменения в задаче вызывают прежде всего изменения объективной реальности, а не ее восприятие* Исходная позиция авторов, определяющая задачу в терминах объективных, или физических, понятий, по своей сути не так проста, как кажется, Экс~ периментальные исследования в области психофизики достаточно убедительно показывают, что физические стимулы, внешние по отношению к индивиду, вызывают определенную психологическую реакцию. Однако в конкретной и более сложной рабочей ситуации это может быть и не столь очевидным.



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Кокина Ю.П., Шлендера П.Э. Экономика труда. Под редакцией
  • Беспутина Марина Сергеевна. Проект 'Трудовое воспитание'
  • Носкова О.Г. Психология труда
  • Жулина Е.Г. Экономика труда
  • Гаги В.А. Экономика и социология труда: социально-трудовые отношения. Под редакцией
  • Егоршин А.П., Зайцев А.К. Организация труда персонала
  • Остапенко Ю.М. Экономика труда
  • Македошин А.А., Молодькова Э.Б., Перешивкин С.А., Попазова О.А. Организация труда персонала
  • Тест MMPI. Измерение результата.
  • Файнбург Г.З., Овсянкин А.Д., Потемкин В.И. Охрана труда
  • Нина Мохнарылова. Роль труда в развитии воспитания детей дошкольного возраста
  • Тест Роршаха на основе концепции проблемно-решающего поведения.
  • Вашко И.М. Охрана труда: ответы на экзаменационные вопросы
  • Боронова Г.Х., Прусова Н.В. Психология труда. Конспект лекций
  • Бухалков М.И. Управление персоналом
  • Самыгин С.И., Столяренко Л.Д. Менеджмент персонала
  • Фролов А.В., Бакаева Т.Н. Безопасность жизнедеятельности. Охрана труда
  • Девисилов В.А. Охрана труда
  • Стандартизация методики многостороннего исследования личности. Результаты стандартизации
  • Трунин С.Н. Экономика труда
  • Генкин Б.М. Экономика и социология труда
  • Куличкова Татьяна Николаевна. Конспект НОД «Мир труда и профессий»
  • Фролова А.В. Практикум по безопасности жизнедеятельности. Под редакцией
  • Мерзлякова Юлия Алексеевна. Труд – основа воспитания
  • Ольга Литвинович. КРУГЛЫЙ СТОЛ: «Влияние труда взрослых на развитие детей»
  • Прусова Н.В., Боронова Г.Х. Психология труда. Шпаргалки
  • Толочек В.А. Современная психология труда
  • Кичкирева Татьяна Анатольевна. НООД для детей подготовительной группы «Мир труда и профессий»
  • Осинина Татьяна Сергеевна. Конспект непосредственной образовательной деятельности по хозяйственно-бытовому труду в средней группе «Как мы учили Федору трудиться».
  • Чикер B.A. - Психологическая диагностика организации и персонала
  • Арустамов Э.А. Охрана труда. Справочник. Составлял
  • Кибанова А.Я. Мотивация и стимулирование трудовой деятельности. Под редfrwbtq
  • Тест MMPI. Оценочные шкалы теста.
  • Стовпец Елена Анатольевна. Методическая статья - Ознакомление с трудом взрослых, формирование представлений об общественной значимости труда людей различных профессий в старшем дошкольном возрасте
  • Жулина Е.Г., Иванова Н.А. Экономика и социология труда. Шпаргалка
  • Маллаева Гури Керимовна. НОД в средней группе по трудовому воспитанию «Поможем кукле Насте»
  • Бобкова О.В. Охрана труда и техника безопасности. Обеспечение прав работника
  • Ядов В.А. - Стратегия социологического исследования
  • Ярмухаметова Альбина Ленаровна. Организация трудовой деятельности дошкольников и родителей с использованием инновационных форм и методов работы
  • Рассказова Наталья Сергеевна. Конспект по организации совместной трудовой образовательной деятельности «Мы Федоре не враги» в подготовительной группе
  • Курарару Людмила Анатольевна. Конспект образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста. Тема: Кем быть?
  • Михнюк Т.Ф. Охрана труда
  • Одегов Ю.Г. и др. Мотивация персонала. Практические задания
  • Бариленко В.И. Анализ хозяйственной деятельности. Под редакцией
  • Михель Гофман. Религия труда (М. Гофман)
  • Методика многостороннего исследования личности. Модификация и рестандартизация.
  • Стандартизация методики многостороннего исследования личности
  • Остапенко Ю.М. Экономика и социология труда в вопросах и ответах
  • Соковнина М.С., Соболева Е.С. Профилактика эмоционального выгорания педагогов и психологов через формирование адекватной оценки результативности профессиональной деятельности
  • Соломатина А.Н. Экономика, анализ и планирование на предприятии торговли. Под редакцией



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь