|
Под редакцией Копытина А.И. Диагностика в арт-терапии. Метод «Мандала».Категория: Библиотека » Психодиагностика | Просмотров: 49356
Автор: Под редакцией Копытина А.И.
Название: Диагностика в арт-терапии. Метод «Мандала». Формат: HTML, DOC Язык: Русский Скачать по прямой ссылке Практика показала, что создание медитативной, созерцательной атмосферы способствует успешности метода. Этим данная техника отчасти напоминает ритуал. Любой полученный в результате рисунок априори следует считать осмысленным, даже если в данный момент его смысл определить трудно. Это не означает, что смысл мандалы всегда глубок, однако уважение нужно проявлять к любым рисункам: оно ста-
- 27 - нет свидетельством того, что участники данной практики вовлечены в своего рода сакральный акт, каковым является их диалог с самими собой. Они в определенном смысле должны в результате рисования мандалы «родить ребенка», и этот ребенок — их «я». Всякий раз, когда при этом затрагиваются травмы развития, они проявляются в работе. Как и на рентгеновских снимках, результат травмы проявляется не напрямую, а в присутствии / отсутствии тех или иных цветов, форм, линий и отношений между ними. Регулярное рисование мандал в группе создает условия для проявления самоисцеляющих возможностей психики. Часто бывает трудно сказать, какой момент процесса лечения был решающим для выздоровления. Как бы то ни было, его результаты проявляются в мандале в том, что пациент преодолевает фиксацию на ограниченном круге связанных с перенесенной травмой состояний и начинает осваивать новые формы опыта. Я хотела бы рассказать о том, как я использую мандалы в своей работе с пациентами. Арт-терапия в больницах, как правило, проводится в группах. Я обычно работаю с группами до 15 человек, проводя сессии продолжительностью от двух до трех часов. Большинство моих пациентов имеют острые психические нарушения, многие из них получают лекарства. Направление пациентов в группу, как правило, осуществляется их лечащим врачом. Среди моих пациентов немало инвалидов и лиц с низкой мотивацией к работе. Многим из них обстановка в арт-терапевтической группе сперва кажется необычной, поскольку в ней основное внимание уделяется изобразительным материалам и процессу творчества, а не внешнему виду или поведению участников. В нашей культуре изобразительное искусство считается занятием, требующим специальной подготовки. Поэтому, знакомя пациентов с изобразительными материалами, я рассказываю им о других культурах, где нет художественных музеев и где люди своими руками создают барабаны, одеяла, одежду, различные ритуальные объекты, скульптуры из песка и т. д. В этих культурах изобразительное творчество часто является не только индивидуальным, но и семейным занятием. Люди занимаются им не только ради выживания, но и для того, чтобы удовлетворить присущую им потребность в создании красивых вещей. Кроме пастели, красок и бумаги я раздаю участникам бумажные тарелки для обводки. Те, кто хочет работать самостоятельно, в том числе дома, могут это сделать, однако я заметила, что практика создания - 28 - мандал более эффективно воздействует при работе в группе. Карл Юнг свое время обнаружил, что его пациенты в определенный момент психотерапии спонтанно рисуют мандалы. Я даю пациентам возможность сделать это уже на начальном этапе лечения. Вербальная инструкция по технике создания мандал, которая дается пациентам в арт-терапевтической группе, в большинстве случаев заключается в кратком сообщении того, что нужно сначала начертить круг а затем, начав с центра, заполнить изображением все его внутреннее пространство. Если пациент не имеет достаточной мотивации, даже такая простая инструкция будет им проигнорирована. В арт-терапии считается приемлемой любая созданная пациентами продукция. Ведущий группы не учит участников рисовать, а помогает им найти свой уникальный способ коммуникации. Большинство пациентов с готовностью используют предоставляемые им возможности творческого самовыражения посредством создания мандалы, поскольку ее циркулярная форма служит той организующей структурой, которая помогает им преодолеть неуверенность и тревогу. Я часто говорю своим пациентам: «Нарисуйте что-нибудь в центре круга, на некоторое время сосредоточьтесь на этой части изображения, и она подскажет вам, что нарисовать дальше». В кабинете вскоре воцаряется тишина, свидетельствуя об атмосфере глубокой внутренней работы. Пока участники группы рисуют, я негромко рассказываю им о сакральной природе мандалы и ее многообразных значениях. Я говорю им об использовании мандал в церемониях исцеления, при создании витражей и строительстве храмов. Я подчеркиваю то, что мандалы создаются не профессиональными художниками, а любым, кто желает сконцентрировать свою жизненную энергию. Создание мандалы, как правило, успокаивает пациентов, они словно на время забывают о словах «должен» и «могло бы быть» и погружаются в состояние созерцания. Продолжая обращаться к участникам группы, я говорю им о том, что каждая мандала уникальна, что нет двух идентичных мандал и что даже созданные одним человеком мандалы с течением времени изменяются. Тем самым я знакомлю их с понятием процесса психических изменений. Осознание пациентами того, что они являются частью этого процесса, стимулирует их к поиску новых форм. Работа становится сакральным актом, актом творчества; акцент делается на том, что пациен- - 29 - ты участвуют в создании того, что не существовало никогда раньше, и на том, что, если бы пациенты не создали свои мандалы, запечатленные на них образы никогда бы не увидели свет. Когда пациенты делятся своими впечатлениями от работ, в группе воцаряется доверительная атмосфера. Сравнение своей и чужих работ изменяет их восприятие, в том, что раньше казалось им безобразным, они видят красоту. Кроме того, в каждой мандале присутствуют зачатки сотен новых мандал, что подталкивает пациента к осознанию своих неисчерпаемых возможностей. Таким образом, каждый полностью принимает работу другого как представляющую несомненную ценность и выражение его существа и его присутствия в группе. При правильном ходе терапевтического процесса мандала каждого участника воспринимается остальными как отражение своего создателя, как моментальный снимок процесса изменения, происходящего в нем, как живой организм. По мере продолжения работы процесс создания мандал «затягивает» пациентов, в них просыпается все больший интерес к этому делу. Когда это происходит, я предлагаю участникам группы развесить свои работы там, где они смогут часто их видеть, и после этого перехожу к обсуждению. Мы говорим об изменениях, которые уже проявились в мандалах участников и могут проявиться в них в будущем: появлении новых цветов, новых форм, выражающих те или иные аспекты личности. Подобные обсуждения вызывают у пациентов большой интерес и способствуют активизации у них внутреннего диалога. В процессе обсуждения рисунков участников я часто использую метафоры. Я говорю о священных аспектах творческого процесса, о круге как магическом сосуде и красках как творческом огне. Иногда я привлекаю ассоциации с лингамом и йони, но чаще предпочитаю избегать фрейдистского толкования изображений, большей степени акцентируя магические аспекты творчества. Часто я объясняю, что в творческом акте происходит взаимодействие активных и рецептивных свойств психики. Сессия продолжается до тех пор, пока все участники не разместят свои работы на стене; если же кто-то еще не готов это сделать, я разрешаю ему взять свой рисунок в палату и некоторое время на нем помедитировать. Как ни странно, большинство пациентов охотно вывешивают свои рисунки, особенно после моего рассказа о Мистическом Теле — групповом «я», в котором каждый участник представляет собой живую клетку, обладающую уникальной структурой и сознанием. - 30 - Иногда бывает полезно напомнить собравшимся, что лучше быть живой клеткой печени, чем синтетической «клеткой» искусственного сердца. Так я подчеркиваю необходимость быть верным самому себе. В этих словах, конечно, есть что-то от проповеди, но, по сути, они представляют собой метафорический способ коммуникации с членами группы который ими с готовностью воспринимается. Я не обсуждаю е участниками вопросов, которые обычно являются предметом беседы при вербальной психотерапии. На первый взгляд может даже показаться, что никакой психотерапии не происходит, но это не так. Просто в арт-терапии работа происходит на тех уровнях сознания, содержание которых бывает сложно артикулировать. Эта работа включает, прежде всего, утверждение ценности каждого и стимуляцию членов группы к тому, чтобы они воспринимали свои работы как зеркало своего состояния и воздерживались от критических оценок. Связаться с администратором Похожие публикации: Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|