|
Туник Е. Е.. Психодиагностика творческого мышления. Креативные тесты.Категория: Библиотека » Психодиагностика | Просмотров: 27284
Автор: Туник Е. Е.
Название: Психодиагностика творческого мышления. Креативные тесты. Формат: HTML, DOC Язык: Русский Скачать по прямой ссылке ЧАСТЬ II.
ОПРОСНИК КРЕАТИВНОСТИ ДЖОНСОНА (адаптированный) Описание В настоящее время для изучения уровня развития творческого мышления (креативности) детей дошкольного и школьного возраста наиболее известными и часто применяемыми являются следующие психодиагностические методики: вербальные и образные тесты творческого мышления Торренса П. (10), адаптированные Туник Е.Е. и батарея тестов креативности, созданная Туник Е. Е. на базе креативных тестов Гилфорда и описанная в части I данного издания. Необходим экспресс — метод, позволяющий быстро и качественно провести психодиагностику креативности. Для достижения данной цели был адаптирован опросник креативности Джонсона. Под термином "креативность" понимается способность особого рода — способность порождать необычные идеи, отклоняться в мышлении от традиционных схем, быстро разрешать проблемные ситуации. Креативность охватывает некоторую совокупность мыслительных и личностных качеств, способствующих становлению способности к творчеству. Опросник креативности был основан на двух подходах к данной проблеме. Первый подход: по Торренсу креативность проявляется, когда существует дефицит знаний; в процессе включения информации в новые структуры и связи; в процессе идентификации недостающей информации; в процессе поиска новых решений; их проверке; в процессе сообщения результатов. По Джонсону (1973), для поведения, возможного для наблюдения, креативность проявляется как неожиданный, с позитивной опорой исполнителя на самого себя, продуктивный акт, совершенный исполнителем спонтанно в определенной обстановке социального взаимодействия. Опросник креативности (ОК) фокусирует наше внимание на тех элементах, которые связаны с творческим выражением самого себя. Опросник креативности — это объективный, состоящий из восьми пунктов список характеристик творческого мышления и поведения, разработанный специально для идентификации проявлений креативности, доступных внешнему наблюдению. С работой над ОК можно быстро справиться самостоятельно и также самостоятельно произвести подсчеты. Для заполнения опросника требуется 10—20 минут (в зависимости от количества оцениваемых и опытности заполняющего опросник). Каждый пункт оценивается на основе наблюдений эксперта (наблюдателя) за социальными взаимодействиями интересующего нас лица в данной окружающей среде (в классе, во время какой-либо иной деятельности, на занятиях, на собрании и т.д.). Данный опросник позволяет провести как самооценку (учащимися старшего школьного возраста — 9—11 классы),так и экспертную оценку креативности другими лицами : учителями, родителями, одноклассниками и т.д. Каждый пункт оценивается по шкале, содержащей пять градаций: 1=никогда, 2=редко, 3=иногда, 4=часто, 5=постоянно. Общей оценкой креативности является сумма баллов по восьми пунктам (минимальная оценка — 8, максимальная оценка — 40 баллов). В таблице 1 предлагается распределение суммарных оценок по уровням креативности. Таблица 1 Соотношение креативности и суммарных оценок опросника Уровни креативности Шкала общих оценок опросника Очень высокий 40—34 Высокий 33—27 Нормальный, средний 26—20 Низкий 19—15 Очень низкий 14—0 Надежность Для оценки надежности опросника Джонсон Д. сравнивал между собой данные, полученные от разных респондентов (экспертов), которые проводили оценку творческих возможностей одних и тех же учеников в различных ситуациях. Джонсон полагает, что учителя и другие эксперты могут адекватно определить, что некоторые школьники обладают более высоким уровнем развития творческих способностей по сравнению с другими учениками, а также, что некоторые учащиеся имеют высокие показатели по отдельным творческим характеристикам и низкие по другим. По Джонсону, коэффициент корреляции между данными различных экспертов будет находиться в пределах от 0.70 до 0.80 (что является доказательством достаточно высокого уровня согласованности этих данных). Других данных, характеризующих надежность опросника, Джонсоном не приводится. Нами также была проведена оценка надежности опросника креативности. Для оценки ретестовой надежности был рассчитан коэффициент корреляции рангов Спирмена (интервал — три месяца), равный 0.79 (объем выборки — 80 детей). Для сопоставления между собой данных различных экспертов (экспертами являлись три учителя, преподающие разные предметы), были найдены коэффициенты корреляции Спирмена. Для выборки детей 8 лет, объемом 25 человек, величина коэффициента корреляции находилась в пределах от 0.51 до 0.71. Для выборки детей 10 лет, объемом 26 человек, величина коэффициента корреляции составляла от 0.49 до 0.78. Для выборки детей 14 лет объемом 40 человек, величина коэффициента корреляции составляла от 0.58 до 0.79. Наши данные, характеризующие согласованность между различными экспертами несколько ниже, чем соответствующие данные Джонсона. Следует также отметить наблюдаемую тенденцию: с ростом возраста детей согласованность данных различных экспертов между собой возрастает. Валидность В работах Д. Джонсона приводятся различные корреляционные данные, которые направлены на определение внешней валидности Опросника Креативности, при использовании его в качестве психодиагностического инструмента для идентификации и оценки поведенческой креативности. Джонсон сообщает (1975), что существует значимая положительная корреляция между данными Опросника креативности (ОК) и данными методики "Социальное взаимодействие и креативность в коммуникационной системе" /2/ ( коэффициент корреляции произведения моментов Пирсона -r = 0.51 ). Также сообщается о существовании положительной корреляции между ОК и вербальной батареей тестов творческого мышления Торренса (r = 0.56 ), между ОК и тестом отдаленных ассоциаций (r = 0.51 ). Джонсон приводит данные о корреляции между ОК и отдельными субтестами теста Векслера. Коэффициент ранговой корреляции Спирмена между ОК и данными теста интеллекта Векслера был равен 0.62 (объем выборки — 18 детей от 6 до 7 лет ). Также отмечено наличие отрицательной корреляции между данными опросника и шкалой локуса контроля для детей (тест Новински—Стрикленда), т.е. существует отрицательная связь между креативностью и экстернальностью (убеждением учащихся в том, что их поведение в значительной степени зависит от удачи, случая, судьбы и влияния других людей). Нами была предпринята попытка оценить валидность по критерию опросника креативности Д. Джонсона. Получена положительная корреляция между ОК и вербальными тестами Торренса — коэффициент корреляции Спирмена = 0.42 ; между ОК и образными тестами Торренса — коэффициент корреляции Спирмена = 0.57 (40 детей от 8 до 10 лет). Корреляция между ОК и данными батареи креативных тестов Туник Е.Е. /9/ характеризуется коэффициентом корреляции Спирмена = 0.44 ( выборка объемом 40 человек, 14 лет). Коэффициент ранговой корреляции Спирмена между ОК (самооценка подростками самих себя по ОК, 40 чел., 14 лет) и креативными тестами Туник Е.Е. = 0.52, а коэффициент корреляции Спирмена между самооценкой и экспертной оценкой креативности по ОК (экспертами являлись три школьных педагога) = 0.44. Полученные данные свидетельствуют о том, что существует более тесная связь между различными педагогами, чем между педагогами и школьниками. Также следует отметить, что существует более тесная связь между самооценкой креативности самими школьниками и данными креативных тестов, по сравнению с оценками, данными педагогами и креативными тестами. Также получены интересные данные об отсутствии значимой линейной корреляции между ОК и школьной успешностью (средний школьный балл за учебный год), для выборки объемом 20 человек детей 10 лет. Корреляция между ОК и личностной тревожностью также незначима (20 человек, 8 лет). Существует значимая положительная корреляция между ОК и данными теста "Прогрессивные матрицы Равена" (r = 0.48), а также между ОК и показателями теста ШТУР (школьный тест умственного развития) r = 0.41 для выборки объемом 40 человек школьников 14 лет. Все полученные данные свидетельствуют о возможности применения креативного опросника Джонсона в качестве психодиагностического инструмента для оценки творческих проявлений, доступных прямому наблюдению. Опросник креативности Джонсона может быть использован только как инструмент для экспресс-оценки, со всеми вытекающими отсюда ограничениями. Опросник предназначен для психологов, а также может быть использован педагогами после предварительной консультации со школьным психологом. Связаться с администратором Похожие публикации: Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|