Туник Е. Е.. Психодиагностика творческого мышления. Креативные тесты.

Категория: Библиотека » Психодиагностика | Просмотров: 27320

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

ЧАСТЬ II.
ОПРОСНИК КРЕАТИВНОСТИ ДЖОНСОНА
(адаптированный)
Описание
В настоящее время для изучения уровня развития творческого мышления (креативности) детей дошкольного и школьного возраста наиболее известными и часто применяемыми являются следующие психодиагностические методики: вербальные и образные тесты творческого мышления Торренса П. (10), адаптированные Туник Е.Е. и батарея тестов креативности, созданная Туник Е. Е. на базе креативных тестов Гилфорда и описанная в части I данного издания. Необходим экспресс — метод, позволяющий быстро и качественно провести психодиагностику креативности. Для достижения данной цели был адаптирован опросник креативности Джонсона.
Под термином "креативность" понимается способность особого рода — способность порождать необычные идеи, отклоняться в мышлении от традиционных схем, быстро разрешать проблемные ситуации. Креативность охватывает некоторую совокупность мыслительных и личностных качеств, способствующих становлению способности к творчеству. Опросник креативности был основан на двух подходах к данной проблеме. Первый подход: по Торренсу креативность проявляется, когда существует дефицит знаний; в процессе включения информации в новые структуры и связи; в процессе идентификации недостающей информации; в процессе поиска новых решений; их проверке; в процессе сообщения результатов. По Джонсону (1973), для поведения, возможного для наблюдения, креативность проявляется как неожиданный, с позитивной опорой исполнителя на самого себя, продуктивный акт, совершенный исполнителем спонтанно в определенной обстановке социального взаимодействия.
Опросник креативности (ОК) фокусирует наше внимание на тех элементах, которые связаны с творческим выражением самого себя.
Опросник креативности — это объективный, состоящий из восьми пунктов список характеристик творческого мышления и поведения, разработанный специально для идентификации проявлений креативности, доступных внешнему наблюдению. С работой над ОК можно быстро справиться самостоятельно и также самостоятельно произвести подсчеты. Для заполнения опросника требуется 10—20 минут (в зависимости от количества оцениваемых и опытности заполняющего опросник). Каждый пункт оценивается на основе наблюдений эксперта (наблюдателя) за социальными взаимодействиями интересующего нас лица в данной окружающей среде (в классе, во время какой-либо иной деятельности, на занятиях, на собрании и т.д.). Данный опросник позволяет провести как самооценку (учащимися старшего школьного возраста — 9—11 классы),так и экспертную оценку креативности другими лицами : учителями, родителями, одноклассниками и т.д. Каждый пункт оценивается по шкале, содержащей пять градаций:
1=никогда, 2=редко, 3=иногда, 4=часто, 5=постоянно.
Общей оценкой креативности является сумма баллов по восьми пунктам (минимальная оценка — 8, максимальная оценка — 40 баллов). В таблице 1 предлагается распределение суммарных оценок по уровням креативности.
Таблица 1
Соотношение креативности и суммарных оценок опросника
Уровни креативности Шкала общих оценок опросника
Очень высокий 40—34
Высокий 33—27
Нормальный, средний 26—20
Низкий 19—15
Очень низкий 14—0

Надежность
Для оценки надежности опросника Джонсон Д. сравнивал между собой данные, полученные от разных респондентов (экспертов), которые проводили оценку творческих возможностей одних и тех же учеников в различных ситуациях. Джонсон полагает, что учителя и другие эксперты могут адекватно определить, что некоторые школьники обладают более высоким уровнем развития творческих способностей по сравнению с другими учениками, а также, что некоторые учащиеся имеют высокие показатели по отдельным творческим характеристикам и низкие по другим. По Джонсону, коэффициент корреляции между данными различных экспертов будет находиться в пределах от 0.70 до 0.80 (что является доказательством достаточно высокого уровня согласованности этих данных). Других данных, характеризующих надежность опросника, Джонсоном не приводится.
Нами также была проведена оценка надежности опросника креативности. Для оценки ретестовой надежности был рассчитан коэффициент корреляции рангов Спирмена (интервал — три месяца), равный 0.79 (объем выборки — 80 детей). Для сопоставления между собой данных различных экспертов (экспертами являлись три учителя, преподающие разные предметы), были найдены коэффициенты корреляции Спирмена. Для выборки детей 8 лет, объемом 25 человек, величина коэффициента корреляции находилась в пределах от 0.51 до 0.71. Для выборки детей 10 лет, объемом 26 человек, величина коэффициента корреляции составляла от 0.49 до 0.78. Для выборки детей 14 лет объемом 40 человек, величина коэффициента корреляции составляла от 0.58 до 0.79. Наши данные, характеризующие согласованность между различными экспертами несколько ниже, чем соответствующие данные Джонсона. Следует также отметить наблюдаемую тенденцию: с ростом возраста детей согласованность данных различных экспертов между собой возрастает.
Валидность
В работах Д. Джонсона приводятся различные корреляционные данные, которые направлены на определение внешней валидности Опросника Креативности, при использовании его в качестве психодиагностического инструмента для идентификации и оценки поведенческой креативности. Джонсон сообщает (1975), что существует значимая положительная корреляция между данными Опросника креативности (ОК) и данными методики "Социальное взаимодействие и креативность в коммуникационной системе" /2/ ( коэффициент корреляции произведения моментов Пирсона -r = 0.51 ). Также сообщается о существовании положительной корреляции между ОК и вербальной батареей тестов творческого мышления Торренса (r = 0.56 ), между ОК и тестом отдаленных ассоциаций (r = 0.51 ).
Джонсон приводит данные о корреляции между ОК и отдельными субтестами теста Векслера. Коэффициент ранговой корреляции Спирмена между ОК и данными теста интеллекта Векслера был равен 0.62 (объем выборки — 18 детей от 6 до 7 лет ). Также отмечено наличие отрицательной корреляции между данными опросника и шкалой локуса контроля для детей (тест Новински—Стрикленда), т.е. существует отрицательная связь между креативностью и экстернальностью (убеждением учащихся в том, что их поведение в значительной степени зависит от удачи, случая, судьбы и влияния других людей).
Нами была предпринята попытка оценить валидность по критерию опросника креативности Д. Джонсона. Получена положительная корреляция между ОК и вербальными тестами Торренса — коэффициент корреляции Спирмена = 0.42 ; между ОК и образными тестами Торренса — коэффициент корреляции Спирмена = 0.57 (40 детей от 8 до 10 лет). Корреляция между ОК и данными батареи креативных тестов Туник Е.Е. /9/ характеризуется коэффициентом корреляции Спирмена = 0.44 ( выборка объемом 40 человек, 14 лет). Коэффициент ранговой корреляции Спирмена между ОК (самооценка подростками самих себя по ОК, 40 чел., 14 лет) и креативными тестами Туник Е.Е. = 0.52, а коэффициент корреляции Спирмена между самооценкой и экспертной оценкой креативности по ОК (экспертами являлись три школьных педагога) = 0.44. Полученные данные свидетельствуют о том, что существует более тесная связь между различными педагогами, чем между педагогами и школьниками. Также следует отметить, что существует более тесная связь между самооценкой креативности самими школьниками и данными креативных тестов, по сравнению с оценками, данными педагогами и креативными тестами.
Также получены интересные данные об отсутствии значимой линейной корреляции между ОК и школьной успешностью (средний школьный балл за учебный год), для выборки объемом 20 человек детей 10 лет. Корреляция между ОК и личностной тревожностью также незначима (20 человек, 8 лет).
Существует значимая положительная корреляция между ОК и данными теста "Прогрессивные матрицы Равена" (r = 0.48), а также между ОК и показателями теста ШТУР (школьный тест умственного развития) r = 0.41 для выборки объемом 40 человек школьников 14 лет.
Все полученные данные свидетельствуют о возможности применения креативного опросника Джонсона в качестве психодиагностического инструмента для оценки творческих проявлений, доступных прямому наблюдению. Опросник креативности Джонсона может быть использован только как инструмент для экспресс-оценки, со всеми вытекающими отсюда ограничениями. Опросник предназначен для психологов, а также может быть использован педагогами после предварительной консультации со школьным психологом.



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Сидорова Юлия Владимировна. Сотрудничество ДОУ и семьи в вопросе развития творческих способностей воспитанников
  • Барабаш Марина Александровна. Мастер – класс на тему: «Гидрогель, как средство развития творческого воображения дошкольника»
  • Баталова Ирина Владимировна. ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
  • Талалаева Ольга Викторовна. Диагностика уровня творческих способностей у старших дошкольников
  • Апичина Елена Викторовна Дубина Елена Евгеньевна Федорова Наталья Михайловна. Взаимосвязь одаренности, креативности и способностей детей старшего дошкольного возраста
  • Фасхутдинова Елена Николаевна. Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе музыкальной деятельности
  • Галин А. Л. Психологические особенности творческого поведения.
  • Менх Дарья Владимировна. Развитие творческих способностей и нестандартного мышления дошкольников через нетрадиционную технику рисования — Эбру
  • Батищева Елена Ярославовна. Нестандартные приёмы для развития речи и творческого мышления детей.
  • Виктор Шейнов. Развитие творческого мышления: упражнения для тренировки
  • Баткин Л.М. Леонардо да Винчи и особенности ренессансного творческого мышления
  • Одинцова Яна Александровна. Сюрпризы как и ожидание сказки в развитии творческого потенциала ребенка.
  • Пироговская Надежда Георгиевна. Сказка как средство творческого рассказывания детей старшего дошкольного возраста
  • Шевченко Татьяна Павловна. Познавательное развитие детей дошкольного возраста
  • Туник Е.Е.- Диагностика креативности. Тест Е. Торренса. Методическое руководство
  • Латкина Ольга Владимировна. Использование современных техник рисования для развития творческого воображения дошкольного возраста
  • Никитина Анна Валерьевна. Техника «плотного раскрашивания» в работе педагога-психолога ДОО
  • Лёвочкина Алла Алексеевна. Развитие художественно-эстетических творческих способностей детей дошкольного возраста нетрадиционными методами рисования.
  • Азарова Светлана Николаевна. Развивающие игры в развитии и обучении дошкольников (обзор методик и технологий).
  • Глухих Марина Николаевна. Особенности развития творческих способностей детей дошкольного возраста по ФГОС
  • Смирнов С.Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности
  • Кудрина Светлана Юрьевна. Досугая деятельность как средство развития творческого потенциала детей дошкольного возраста
  • Тематический план занятий программа занятий по коррекции и развитию внимания учащихся
  • Габайдуллина Алена Владимировна. Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в коллективной театрализованной деятельности
  • Губайдулина Н.Г.. Развитие творческого потенциала детей старшего дошкольного возраста средствами речевой выразительности
  • Жильцова Евгения Владимировна. Использование авторского пособия «Волшебный круг» для развития речи детей старшего дошкольного возраста
  • Вечканова Татьяна Васильевна. «Развитие творческих способностей у детей через ознакомление с профессиональной деятельностью детей старшего дошкольного возраста» (из опыта работы)
  • Анна Протасова. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
  • Елена Геннадьевна Непомнящих. Пластилинография, как средство развития творческих способностей у детей дошкольного возраста
  • Петрович Татьяна Юрьевна. Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста посредством театрализованных игр
  • Симоненко В.Д. и др. Технология. 5 класс. (Вариант для мальчиков)
  • Кряжева Людмила Николаевна. «Развитие творческого потенциала детей в процессе элементарного музицирования»
  • Лариса Золотина. Интеграция здоровьесберегающих технологии и творческого развития на занятиях ИЗО» (из опыта работы)
  • Калмыкова Татьяна Юрьевна. Методы диагностики мышления детей 3-5 лет
  • Полкунова Вера Михайловна. Развитие творческого потенциала дошкольников в процессе ознакомлении с произведениями художественной литературы
  • Ананьева Елена Владимировна. Картотека игр и игровых упражнений для развития мышления у детей дошкольного возраста с ЗПР
  • Кучеренко Наталья Александровна. «Развитие речи и творческих способностей через технику друдлы»
  • Суфиева Надежда Александровна. Психолого-педагогические средства развития элементов логического мышления у старших дошкольников.
  • Банальность против креативности: как мозговые альфа-волны влияют на творчество
  • Д. Халперн. Психология критического мышления
  • Валиева Рузалия. Мастер-класс по развитию творческого воображения. Занятие аппликации ко Дню матери «Цветы с вазой»
  • Шошина Елена Владимировна. Конспект образовательной деятельности с детьми старшей группы по художественно-эстетическому развитию (рисование) «Билеты вежливости в театр».
  • Долгополова Наталья Геннадьевна. Технология ТРИЗ «Системный оператор»
  • Акимова М.К. - Психологическая диагностика
  • Поддьов Н.Н. и др. Развитие мышления и умственное воспитание.
  • Афанасьева Светлана Генриховна. Методическая разработка по работе с родителями «Что такое толерантность»?
  • Редактор. Развитие мышления у детей в возрасте от 3 до 10 лет
  • Титова Елена Тагировна. АРТ-ТЕРАПИЯ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ У ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С СИНДРОМОМ ДЕФИЦИТА ВНИМАНИЯ И ГИПЕРАКТИВНОСТЬЮ
  • Егорова Татьяна Хакимовна. «Событийный подход к организации и осуществлению значимых мероприятий в жизни отдельной личности и дошкольного коллектива»
  • Топтунова Елена Игоревна. ВОЗДЕЙСТВИЕ КНИГИ НА ИГРОВЫЕ ОБРАЗЫ



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь