Шапиро Дэвид. Невротические стили.

Категория: Библиотека » Психотерапия и консультирование | Просмотров: 12120

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, RTF
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

Как вскоре станет ясно, такой стиль деятельности и восприятия всегда предполагает ощущение, что позади сидит надсмотрщик, который приказывает, дает какие-то указания и напоминает, — надсмотрщик, не оставляющий обсессивно-компульсивных людей никогда. Это постоянное напряжение человека, которому нужно закончить работу в срок. Для обсессивно-компульсивных людей вся жизнь превращается в такую работу, и подобное ощущение не покидает их никогда. Например, такие люди постоянно играют какую-нибудь роль. Для обсессивно-компульсивного человека очень важно осознавать, что он представляет из себя "то" или "это". Это осознание и интерес в укреплении своей роли является существенным шагом на пути к превращению всех сфер жизни в свой характерный стиль. Как только такая роль закрепилась у него в мышлении, она становится основой его поведения, часто подчиняя себе даже выражение человеческого лица, манеру выражаться и т. и. Для компульсивных людей обычно особенно важна их профессиональная роль: компульсивный доктор играет доктора, — либо супружеская или родительская роль. Часто они даже понимают, что это является ролью, и продолжают ее играть; то есть в определенном аспекте они понимают, как выглядят, и соответственно корректируют свое поведение. Мысль о "роли" и действия в ее рамках часто придают поведению этих людей скованность и помпезность. Фенихел, не обобщая, приводит хороший пример такого процесса.
[35]
Пациент хорошо чувствовал себя лишь до тех пор, пока знал, какую "роль" он должен "сыграть". На работе он думал: "Я рабочий", — и это придавало ему необходимую уверенность в своих силах; дома он думал : "Теперь я муж, вернувшийся после работы в любящую семью".(35)
Нужно добавить, что осознание важно не столько для этого пациента, сколько для управления характерной моделью активности и восприятия. Таким образом, когда пациент думает : "Сейчас я рабочий", — он также имеет в виду: "Сейчас я должен вести себя так, как рабочие".
Другой, современный пример того же процесса можно видеть у обсессивного пациента, проходящего психотерапию, чтобы выявить из своих снов, фантазий и т.п., что же он "на самом деле" думает, хочет и чувствует. Выявив это, он хочет всего лишь соответствующим образом себя вести.
Где и каким образом обсессивно-компульсивный человек находит все те указания, приказы к давление, — все то, что он "должен" делать, все, что доминирует над его жизнью? Объективно говоря, нет никакого сомнения в том, что он создает их сам: он напоминает себе о своей "роли", назначает сроки и сам себе приказывает. И, хотя объективно авторство и ответственность за эти команды и указания принадлежат лишь ему одному, он так не чувствует. Он не чувствует, что командует от своего лица и по собственному выбору. Наоборот, обсессивно-компульсивный человек чувствует, что напоминает себе о некоей объективной необходимости, о некоем императиве, авторитете, более высоком, чем его желание или решение, авторитете, которому он вынужден служить.
Таким образом, эти люди чувствуют, что приличия заставляют их аккуратно одеваться, долг обязывает их посещать тетушку Тилли, ожидания босса заставляют их пораньше закончить работу, здоровье требует делать зарядку каждый день, для душевного здоровья нужно какое-нибудь хобби и "расслабление", чтобы быть культурным, нужно читать и слушать музыку, и так далее. Компульсивным людям не приходит в голову, что для многих других эти "необходимые дела" не требуют особого напряжения. Но даже если им это приходит в голову, они все равно продолжают напрягаться.
[36]
Действуя как собственный надзиратель, обсессивно-компульсивный человек чувствует, что поступает так в ответ на объективную необходимость, чаще всего — моральную. Он чувствует себя представителем этой объективной необходимости. Внешнее давление, которое обсессивно-компульсивный человек наделяет таким несокрушимым авторитетом, принимает разные формы. Он очень чутко настроен на то, как к нему отнесутся, боится угрозы возможной критики, авторитетного мнения, правил, решений и соглашений и, возможно больше всего, — различных моральных или квазиморальных принципов. Он не чувствует, что вынужден соглашаться с такими принципами, и не вполне им подчиняется. Но он признает авторитет моральных принципов и заставляют себя, например, испытывать чувство долга, чтобы ему подчиниться.
Необходимость поддерживать постоянное ригидное состояние целенаправленной деятельности и давления на себя требует определенного восприятия, а именно восприятия неотложной необходимости или морального требования, стоящего выше, чем собственное желание или выбор. У этого режима ригидного волевого давления — другими словами, режима усилия — нет инстинктивного направления. Обсессивно-компульсивный человек готов выполнить долг, готов применить силу воли, готов работать или, по крайней мере, "попытаться", но, чтобы действовать таким образом, он должен дать себе авторитетное указание. Такой человек функционирует как автомат, он принуждает себя выполнять бесконечные задания, выполнять "обязательства". И, с его точки зрения, эти задания просто существуют, а не выбраны им самим.
Один компульсивный пациент уподобил свою жизнь поезду, быстро и своевременно доставляющему важный груз. Но этот поезд может проехать лишь там, где проложены рельсы.
Иными словами, обсессивно-компульсивные люди не чувствуют себя свободными. Фактически они ощущают свою неловкость в обстоятельствах, которые дают им глоток свободы. Обычно обсессивно-компульсивным людям тяжело в праздники и выходные. Как только исчезают все задания, обязательства и загруженность работой, на кото-
[37]
рые они жаловались, у них тут же появляются все признаки беспокойства, как будто на них навалилось новое неотложное задание.
Один пациент часто жаловался насчет выходных: "Я совершенно не представляю, что хочу делать". Он пытался разрешить эту проблему, совершая на себе психологические исследования. Даже из своих снов пациент пытался понять, что "хочет" делать. Он придерживался теории, что для душевного здоровья необходимо делать то, что хочешь.
Давление и приказы, управляющие жизнью обсессивно-компульсивного человека, вне всякого сомнения, для него крайне тяжелы, но они же являются и авторитетными поводырями. Они создают структуру, в которой человек может относительно спокойно работать, а за ее пределами ощущает серьезные неудобства. В работе такие люди самым удобным считают наличие своей ниши, в которой они с рвением выполняют задачи, поставленные высшим авторитетом. Выбор у них становится чисто техническим: как лучше всего успеть в срок или как оправдать ожидания. При этом они получают удовлетворение не от свободного выбора, а от исполненного долга, от оправданных ожиданий высшего авторитета, а часто — от невероятно высокой технической виртуозности и изобретательности.
Я уже предположил, что обсессивно-компульсивное квазивнешнее давление, под которым живет человек, лучше всего выражается одним специфическим содержанием мысли, а именно : "Я должен...". Эта мысль заставляет его работать, вести себя определенным образом и даже волноваться (например, "Я должен был..." или "Может быть, нужно..."). Возможно, эта мысль или какая-то ее вариация является неотъемлемой частью обсессивно-компульсивного симптома (например, "я должен мыть руки"), а может быть и неотъемлемой частью другого симптома (например, тика). Какой бы ни была форма, она редко обходится без "я должен". Обычно "должен" относится к моральным принципам, а обсессивно-компульсивные люди находят моральные аспекты в самых дальних и непредсказуемых местах. Но важно отметить, что то же самое может относиться и к другим авторитетам, например к законам приличия или
[38]
ожиданиям начальника. Я подчеркиваю этот факт из-за того, что он представляет моральные чувства обсессивно-компульсивного человека в несколько ином свете.
Моральные аспекты чувства "я должен" по-другому можно назвать функцией суперэго. Если мы рассмотрим функцию суперэго в свете предыдущего обсуждения, то откроется существенный факт. Моральное восприятие обсессивно-компульсивного человека, его моральное "я должен", — это лишь одно (хотя и крайне важное) специфическое содержание постоянного ощущения квазивнешнего давления. Таким образом, между ощущением морального давления ("Я должен пойти в церковь" или "Я должен быть к нему добрее") и другими видами давления, например давлением срока ("Нужно закончить, прежде чем..."), находятся различные квазиморальные принципы и обязательства. Они-то и создают обсессивно-компульсивное давление и квазивнешние требования.
При таком субъективном восприятии специфическое моральное содержание или функция суперэго теряет свою отчетливость. Конечно, можно себе представить, что моральное содержание вытекает из более общей формы деятельности, или же такой формой можно признать само суперэго. Но, в любом случае, трудно определить, является ли независимой моральная функция, которую мы называем "суперэго". Мы не будем углубляться в эту теоретическую проблему; однако я хотел бы упомянуть еще об одном качестве обсессивно-компульсивного суперэго, а именно о "жесткости".
Считается, что обсессивно-компульсивное суперэго является крайне жестким. Но вместе с тем оказывается, что оно неадекватно интегрировано. Несомненно, это положение основано на более или менее постоянном напряжении или беспокойстве, которого эти люди фактически не могут избежать. И хотя это явление очень хорошо изучено, с современной точки зрения оно выглядит по-иному. При рассмотрении природы модели активности и восприятия (одним из аспектов которого является чувство "я должен") становится ясно, что "жесткость" и "неадекватная интеграция" являются необходимыми условиями функционирования этой системы.
[39]



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Редактор. Модная одежда из семидесятых: да здравствуют шорты, джемпера и удобство в стилях!
  • Касьянов Дмитрий. Диагностика "рабочих стилей"
  • Ягнюк К.В. Как супружеские стили влияют на сексуальную жизнь
  • Лободенко Наталья Леонидовна. Рабочие стили или принцип совместной работы
  • Холодная М.А. Когнитивные стили. О природе индивидуального ума
  • Блюм Г. СТРУКТУРА ХАРАКТЕРА У ВЗРОСЛЫХ
  • Тест «Стили мышления».
  • Моросанова В.И. Опросник "Стиль саморегуляции поведения"
  • Назарова И.Э. Защитные механизмы.
  • Тест Роршаха на основе концепции проблемно-решающего поведения.
  • Мышление; thinking
  • Психология успеха. Как добиваться поставленных целей.
  • Артем Павлов. Визуальная диагностика особенностей личности: 8 доминант
  • Бурлаков И.В. Homo Gamer. Психология компьютерных игр.
  • Хамитова И.Ю. Семейная история и её влияние на переживание беременности
  • Подарки девочкам: идеи на любой возраст
  • Гончарук В. А. Стиль руководителя
  • Лазаренко Елена. Личностные адаптации
  • Райл Э. Модель структуры и развития пограничного расстройства личности
  • Ильенков Э. ДИАЛЕКТИКА АБСТРАКТНОГО И КОНКРЕТНОГО В НАУЧНО-ТЕОРЕТИЧЕСКОМ МЫШЛЕНИИ
  • Спиридонов Я.В. Динамическая модель ревности: концептуальные, клинические и функциональные аспекты
  • Пиаже Жан. Психология интеллекта.
  • Романовский В.А. Психогении. Невротические реакции, неврозы, невротические развитие.
  • Компульсивный; compulsive
  • Межевикина Ольга Петровна. Сказка, как способ развития мышления детей дошкольного возраста
  • Медведев Александр, Медведева Ирина - 40 основных психологических ловушек и способы избежать их
  • Забалуева Т.Р. История искусств. Стили в изобразительных и прикладных искусствах, архитектуре, литературе и музыке
  • Универсальные невротические механизмы
  • Калмыкова Татьяна Юрьевна. Методы диагностики мышления детей 3-5 лет
  • Ушакова Татьяна. "Да, но..." - игра или стиль жизни?
  • Пирмагомедова Эльмира Мирзаферовна. Связь экспериментирования с другими видами деятельности дошкольников
  • Направленное и фантазирующее мышление (Directed and fantasy thinking; Gerichtetes und Phantasiedenken
  • Универсальные невротические механизмы
  • Карлин Е. А. Полиамория как форма отношений. Размышления в контексте психотерапии
  • Дмитрий Петухов. Психодиагностический тест Круг
  • Модель фрустрации
  • Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности.
  • Лосев А.Ф. ОЧЕРКИ АНТИЧНОГО СИМВОЛИЗМА И МИФОЛОГИИ
  • Формы невербального поведения ног и стоп. «Счастливые стопы».
  • Власенков А.И., Рыбченкова Л.Н. Методические рекомендации к учебнику Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи. 10-11 классы
  • Невроз характера; charakter neurosis
  • Хасаншина Ольга Азатовна. Развитие познавательной личности детей 5 – 6 лет
  • Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. ГДЗ - Русский язык. 10-11 класс (Грамматика, Текст, Стили речи)
  • Виктор Шейнов. Развитие творческого мышления: упражнения для тренировки
  • Роль сексуального влечения в развитии детского мышления.
  • Боно Э. Использование латерального мышления.
  • Георгий Почепцов. Управление массовым сознанием как цель социоинжиниринга
  • Мирча Элиаде. Аспекты мифа
  • Алекситимия, как модель развития психосоматических заболеваний по П. Сифнеосу
  • Ресоматизация по Максу Шуру и двухфазное вытеснение по Александру Митчерлиху



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь