Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/init.php on line 69 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/init.php on line 69 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/engine.php on line 543 Warning: strtotime(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/show.full.php on line 169 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/show.full.php on line 434 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/show.full.php on line 434 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/show.full.php on line 438 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/show.full.php on line 438 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/functions.php on line 89
|
Старшенбаум Г.В. Психотерапия в группе.Категория: Библиотека » Психотерапия и консультирование | Просмотров: 38756
Автор: Старшенбаум Г.В.
Название: Психотерапия в группе. Формат: HTML, DOC Язык: Русский Скачать по прямой ссылке 2. Недоверие к авторитетам – по мере повышения доверия участников друг к другу они начинают все эмоциональнее выражать свой гнев в отношении внешних авторитетов, а затем и в адрес руководителя группы. Ведущий поощряет открытое и искреннее выражение отрицательных эмоций, испытываемых по отношению к нему.
3. Самораскрытие – убедившись, что в группе можно свободно выражать сильные эмоции, некоторые участники начинают раскрывать личные проблемы. Ведущий стимулирует обсуждение сходных проблем и у других членов группы. Их побуждают сперва выразить свои чувства в связи с проблемой, а затем исследовать, как наилучшим образом можно с ней справиться. 4. Новые способы отношения друг к другу – большинство участников начинают проявлять озабоченность благополучием других членов группы, они начинают давать друг другу больше обратной связи. Ведущий помогает участникам учиться тому, как нужно адекватно давать и получать обратную связь. Он должен быть открытым для получения самому обратной связи от членов группы. 5. Заключительная фаза – когда один из членов покидает группу или она завершает свою работу, многие участники, а также ведущий испытывают чувство потери и нуждаются в открытом выражении грусти. В этой ситуации важно также подытожить то, чему завершивший работу научился в группе и что он может сделать за ее пределами. Откуда, кажите на милость, возьмутся новые идеи и новые подходы, если 90 % всех когда-либо живших ученых еще даже не умерли? (Алан Макай). Цели групповой работы Современная групповая терапия рассматривает человека в контексте его взаимоотношений и взаимодействий с другими, группа при этом выступает в качестве модели реальной жизни. Преимущества групповой работы по сравнению с индивидуальной очевидны. Группа дает возможность увидеть универсальность проблем, создает оптимистическую лечебную перспективу, включает альтруизм. Она позволяет участникам обмениваться жизненным опытом и способами решения проблем, использовать взаимную поддержку. Только в группе возможно социально-психологическое обучение, в процессе которого удается познать свой стиль общения и испробовать новые способы поведения. С помощью группы можно за то же время обслужить большее количество людей, при этом эффективность работы, как правило, выше по сравнению с индивидуальным подходом, а стоимость ее для отдельного участника намного ниже. ASGW (Association for Specialists in Group Work – Американская Ассоциация специалистов по групповой работе) определяет групповую работу как «разнообразную профессиональную деятельность, направленную на оказание помощи в выполнении задач в условиях группы. Это подразумевает применение специалистами теории групп и группового процесса для оказания содействия взаимозависимому собранию людей в достижении общих целей, которые по своей природе могут быть личностными, межличностными или связанными с решением задач». В соответствии с основной целью работы различают три типа групп: 1) психолого-образовательные, 2) группы консультирования и решения межличностных проблем и 3) терапевтические группы (амбулаторные и стационарные клинические группы). Психолого-образовательные группы организуются для того, чтобы научить участников группы правильно вести себя в ситуациях, связанных с потенциальной опасностью (например, СПИДа), справляться с проблемами жизненного развития (например, старения) или с непредвиденными жизненными обстоятельствами (такими, как смерть любимого человека). Подобные группы работают обычно в общеобразовательных учреждениях. При этом в школах применяются различные учебные материалы (фильмы, аудиозаписи интервью), выступления приглашенных докладчиков, кукольные игры, незаконченные рассказы; в вузах чаще используются письменные материалы. Акцент в работе делается на обсуждении того, как участники группы будут на практике применять полученные знания. Группы консультирования и решения межличностных проблем призваны помочь своим участникам решать обычные, однако зачастую трудные жизненные проблемы с помощью межличностной поддержки и путем совместного решения задач. Дополнительная цель состоит в том, чтобы помочь участникам группы развить навыки решения задач межличностного общения, с тем, чтобы они были лучше подготовлены к преодолению возможных проблем. Часто групповая работа не имеет четко выраженной профориентационной, образовательной, личностной, социальной или развивающей направленности. Групповое консультирование частично совпадает с психолого-образовательным подходом, – например, при проведении краткосрочного курса структурированных групповых занятий, направленных на облегчение перехода выпускников средней школы к обучению в вузе или к военной службе. Такие занятия проводятся непосредственно перед окончанием школы и дают участникам возможность разобраться в переживаемых чувствах, обеспечивают информацией, помогающей обрести уверенность в том, что они справятся с предстоящими задачами. При проведении группового консультирования каждый участник получает возможность рассказать о своих собственных проблемах. Взаимодействие членов группы и индивидуализация информации в таких группах больше, чем в психолого-образовательных группах. Имеются и другие различия: • Групповое консультирование больше подходит для разрешения временных или длительно существующих психологических проблем, в то время как психолого-образовательную работу рекомендуется проводить в качестве регулярного образовательного мероприятия, направленного на личностный рост участников. • Групповое консультирование более направленно, чем психолого-образовательная групповая работа, пытается изменить установки и поведение. Так, групповое консультирование предполагает эмоциональное вовлечение участников, в то время как психолого-образовательные группы больше концентрируются на достижении понимании участников. • Групповое консультирование проводится в небольшом помещении, в доверительной обстановке, в то время как психолого-образовательные группам более соответствуют условия занятий в классе или в аудитории. Группы психотерапии и личностной реконструкции создаются для глубокой психологической коррекции. Ввиду значительной глубины и степени психологических расстройств у участников, цель таких групп состоит в том, чтобы помочь каждому индивидууму восстановить наиболее важные аспекты личности. Цели психотерапевтической группы: разобраться в проблеме каждого участника, помочь ему понять и изменить свое состояние, постепенно улучшать недостаточную социальную адаптацию пациентов, устранять болезненные проявления, предоставлять информацию о закономерностях межличностных и групповых процессов как основы для более эффективного и гармоничного общения с людьми, поддерживать стремление к росту личностного и духовного потенциала участников. В соответствии с таким пониманием групповой психотерапии от нее следует отличать коллективное воздействие руководителя на участников, без развития групповой динамики или с ее игнорированием. Подобное воздействие имеет место при проведении образовательных бесед и тренинге определенных навыков. М.Ф. Эттин (цит. по Кочюнас, 2000, с. 33) классифицирует группы с точки зрения способов реализации целей. Группы самопомощи Группы поддержки Группы психологичес-кого просвещения Группы, ориентированные на процесс Клинические психотерапе-втические группы Цели Контроль над собой и окружением. Помощь. Нормализа-ция жизни. Поддержка. Обмен информацией. Приспособление к окружению. Помощь. Обучение. Приспособле-ние. Психосоциальные инсайты. Разрядка. Структурные/ характероло-гические изменения личности. Поддержка. Воз-мож-ные типы групп Анонимные группы. Группы развития самосознания Клубы. Группы какой-либо деятельности. Дискуссионные группы Тематические группы. Группы обсуждения симптомов. Группы обсуждения проблем. Семинары. Группы изменения поведения. Тренинговые группы. Группы встреч. Марафоны. Группы психодрамы. Учебные группы студентов. Смешанные психотерапе-втические группы. Группы, ориентиро-ванные на устранение симптомов. Хара-ктер заня-тий. Формирова-ние навыков. Упражнения. Дискуссия. Дискуссия. Организация деятельности. Обучение. Упражнения. Дискуссии. Лекции. Семинары. Свободная форма. Связаться с администратором Похожие публикации: Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|