Деркач А., Зазыкин В. Акмеология: Учебное пособие.

Категория: Библиотека » Тренинги | Просмотров: 164603

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

Принципы психологического детерминизма и развития (К. А. Абульханова, Л. И. Анцыферова, В. Г. Асеев, А. В. Брушлинский, В. С. Мерлин, С. Л. Рубинштейн), разработанные в психологии, можно смело считать также имеющими выраженное акмеологическое содержание. Определение внутренних условий, побуждающих к саморазвитию, детерминант этого развития должны стать важной составляющей любого акмеологического исследования. Специфика принципа детерминизма в акмеологии проявляется по нескольким направлениям.
Первое состоит в том, что акмеология внутренние условия личности рассматривает как побудительные причины и детерминанты развития.
Второе — движущей силой развития является сама личность.
Третье — процесс совершенствования личности имеет двойную детерминацию: внутреннюю (раскрытие потенциала) и внешнюю (осознаваемые и принимаемые внешние воздействия). При этом социальная детерминация все более переходит на индивидуальный уровень.
Принцип развития в акмеологии понимается, если так можно выразиться, однонаправленно — ориентация только на прогрессивное развитие, на самосовершенствование личности. При этом само развитие человека должно осуществляться в планах развития как индивида, субъекта деятельности, личности и индивидуальности. В силу отмечаемого многими гетерохронного характера развития в акмеологии речь не идет пока о гармоничном развитии, в то же время многие исследователи подчеркивают необходимость стремления к этому.
Применение принципа развития в акмеологии предполагает:
• понимание развития как совершенствования, движения к зрелости, высшему уровню;
• признание субъектного характера развития;
• осуществление развития через противоречия, разрешаемые субъектом;
• индивидуальный характер развития;
• многоплановость развития в разных сферах;
• реализацию потенциала в процессе развития.
Характерной чертой понимания личностного развития в акмеологии является его связь с развитием культуры. Поэтому в акмеологии поставлена проблема культуры личности как результата развития и способа жизнедеятельности.
Следующий важный методологический принцип заключается в необходимости изучения человека в его прогрессивном развитии как индивида, личности, субъекта труда и индивидуальности. Этот принцип применительно к главной задаче нынешнего этапа становления акмеологии предполагает изучение развития профессионализма в многообразии личностных проявлений. В современных акмеологических исследованиях, как отмечалось, профессионал рассматривается главным образом как индивид и субъект труда, в меньшей степени как личность, еще меньшей — как индивидуальность. По мере развития акмеологии этот принцип будет реализовываться в полной мере.
В акмеологических исследованиях провозглашается методологический принцип, получивший свое широкое распространение в психологии, согласно которому необходимо изучать два равноценных объекта — человека и деятельность. Иными словами, нельзя изучать человека в отрыве от его деятельности и деятельность без субъекта труда. Реализация данного принципа в акмеологии осуществилась в раскрытии содержания важнейшей акмеологической категории на ее данном этапе — «профессионализм». Предложено рассмотрение профессионализма в диалектическом единстве его свойств как профессионализма личности и профессионализма деятельности.
Отдельное изолированное изучение профессионализма деятельности или профессионализма личности методологически неверно. Но данный принцип не ограничивается вопросами профессионализма, особенно если рассматривать самосовершенствование как особую деятельность. Применение данного принципа в силу его глубокого содержания в акмеологии требует специальных исследований.
Анализ результатов акмеологических исследований, как показывает практика, целесообразно осуществлять с опорой на методологический принцип, состоящий в изучении «общего в отдельном». Он реализуется в поиске общего, особенного и единичного в том, что связано с прогрессивным развитием зрелой личности. В акмеологических исследованиях данный принцип, в частности, проявлялся в изучении общих закономерностей формирования профессионализма. Причем как в закономерностях, характерных для конкретной профессиональной деятельности, так и в изучении индивидуальных траекторий движения к профессиональному мастерству. Данный принцип был реализован в определении общих и специфических акмеологических инвариантов профессионализма.
Методологический принцип активности. При всей его содержательной очевидности и значимости он требует особого пояснения. Обоснованный в своем первом «инженерно-психологическом варианте» как принцип активного оператора, он получил свое дальнейшее развитие и в акмеологических исследованиях.
Данный принцип нередко рассматривается как частный вариант принципа субъектности и предусматривает доминирующую роль субъекта труда в определении траекторий движения к профессионализму, выборе средств и методов личностно-профессионального развития.
В акмеологических исследованиях следует особое внимание обращать на то, что является устойчивым, относительно неизменным в прогрессивном развитии личности и ее профессионализма. Поиск таких устойчивых закономерностей, свойств, качеств и характеристик должен осуществляться с опорой на принцип инвариантности. Данный принцип был разработан в кибернетике, применен в инженерной психологии для создания инвариантных систем «человек — машина». В акмеологии он использовался для разработки концепции акмеологических инвариантов профессионализма деятельности специалистов в особых условиях. Его идея заключается в определении сходных параметров профессионализма на уровне общего и особенного, причем эти параметры носят инвариантный (то есть в известной мере независимый) характер. Иными словами, в структуре профессионализма есть составляющие, присущие всем профессионалам независимо от специфики их деятельности, поэтому развитие профессионализма должно начинаться в первую очередь с них.
Методологический принцип гуманизма также является одним из важнейших для акмеологии. Его применение в самом общем виде позволяет констатировать, что акмеологическое знание должно быть направлено в первую очередь на интересы человека, его прогрессивное личностное и профессиональное развитие. Задача акмеологии в соответствии с данным принципом состоит в том, чтобы развивать человека до уровня гуманистических требований общества или до уровня, который он в определил для себя сам. Не опасаясь обвинений в декларации индивидуализма, акмеология, согласно данному принципу, ориентирует личность на нее самое, но в то же время данная ориентация не означает развитие «за счет других».
В акмеологических исследованиях обоснованы и описаны частные методологические принципы акмеологии, имеющие частный характер: психосоциальный, оптимизации, прагматичности, реалистичности и пр.*
* Общая и прикладная акмеология / Под ред. А. А. Деркача. — М.: РАГС, 2001.

Отмеченные общие и частные методологические принципы определяют методологическое пространство акмеологических исследований, специфику и ориентации акмеологии, ее подходы к человеку, социальную и личностную потребность в данной области знания. Они позволили уточнить акмеологическую специфику ее объекта — развивающуюся личность, субъектный характер этого развития, направленный на достижение высшего уровня.
В результате теоретико-методологических исследований была разработана методологическая модель предмета акмеологии, констатирующая переход от реального состояния, качества и уровня развития личности (и ее профессионализма) к будущему идеальному.
Модель включает следующее:
• интегральную характеристику наличного состояния и потенциала личности;
• алгоритмы и способы его развития;
• образ будущего состояния;
• описание контрольных механизмов и функционирования обратных связей.
Алгоритм представляет собой механизм, отражающий сущность акмеологических закономерностей, интегрирующих варианты и характеристики способов действия, развития и связей.



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Худоян С.С. Психологическая проблема: сущность, характеристики, виды
  • Психологическая проблема – ресурс для развития
  • Соколова Е.Т. Проективные методы.
  • Акрушенко А.В., Ларина О.А., Каратьян Т.В. Психология развития и возрастная психология. Конспект лекций.
  • Артем Павлов. Визуальная диагностика особенностей личности: 8 доминант
  • Богуславский. Психология как наука.
  • Тест Роршаха на основе концепции проблемно-решающего поведения.
  • Суркова Елена Петровна. Особенности социально-психического развития дошкольников
  • Елисеев О.П. - Практикум по психологии личности
  • Кикотя В.Я. Юридическая психология. Под редакцией
  • Дива Елена Петровна. Компоненты психологической готовности детей к обучению в школе
  • Грачев Г. В. Информационно-психологическая безопасность личности - состояние и возможности психологической защиты.
  • Палагина Н.Н. Психология развития и возрастная психология
  • Анастасия Владимировна Капитонова. Ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте
  • Хохлова К.А. Особенности психологической адаптации наркозависимых на этапе реабилитации
  • Инесса Гольдберг. Графология — наука или искусство? Как работает графологический метод
  • Г. Крайг, Д. Бокум Психология развития
  • Смирнова Ольга Владимировна. Проектная деятельность как средство взаимодействия педагогов ДОУ, детей и родителей
  • Под редакцией К. М. Гуревчча, Е. М. Борисовой - Психологическая диагностика. Учебное пособие.
  • Елена Еняшина. Мастер-класс по теме: Методы активизации родителей в решении воспитательно-образовательных задач ДОУ
  • Комплексная психолого-педагогическая и медико-социальная диагностика, направленная на углубленное, целостное изучение состояния здоровья детей
  • Смирнов С.Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности
  • Слотина Т.В. Психология личности
  • Сумина Н.Е. Клинический подход к изучению антиципационной состоятельности
  • Шадриков В. Д. Психология деятельности и способности человека.
  • Акимова М.К. - Психологическая диагностика
  • Зинченко В., Мамардашвили М. ПРОБЛЕМА ОБЪЕКТИВНОГО МЕТОДА В ПСИХОЛОГИИ
  • Татьяна Викторовна Крупенченкова. Формирование игровой деятельности.
  • Сафиуллина Динара Рафаэловна. Использование проектной деятельности в ДОУ в соответствии с ФГОС ДО.
  • Столяренко Л.Д. Основы психологии. Практикум
  • Мониторинг результатов диагностики адаптации первоклассников и пятиклассников к школе
  • Мясищев В.Н. Понятие личности в аспектах нормы и патологии.
  • Нещерет Татьяна Юрьевна. Развитие познавательной активности дошкольников с ЗПР через проектную деятельность
  • Бычкова Тамара Юрьевна. Сказка как один из видов игровой деятельности в процессе формирования и развития личности ребёнка.
  • Иванова Ирина Васильевна. Организация проектной деятельности в МДОБУ № 12 «Сказка» в условиях реализации ФГОС ДО
  • Мотивационно - личностное развитие 10 классов
  • Петровский А.В. Теория личности с позиций категориального анализа психологии.
  • Агапкина Наталья Викторовна. Статья «Методы и приёмы математического развития дошкольников».
  • Ю.М. Зенько. Психология религии: основные проблемы и перспективы развития. - Ю. Зенько
  • Воробьева Татьяна Викторовна. Дошкольное детство – фундамент развития личности ребенка
  • Развитие коммуникативной компетентности педагогов как ресурс формирования его психического здоровья
  • Татьяна Викторовна Крупенченкова. Формирование игровой деятельности и применение игры в работе воспитателя.
  • Березин Ф. Б., Мирошников М. П., Рожанец Р. Б. Методика многостороннего исследования личности в клинической медицине и психогигиене. Введение.
  • Ибрагимова С. З.. «Проектирование образовательной среды как средства развития этнотолерантности детей дошкольного возраста».
  • Широконюк Наталья Владиславовна. Роль театрализованной деятельности в развитии личности дошкольника
  • Шааб Татьяна Владимировна. Уровень речевого развития ребёнка – один из важнейших показателей психологической готовности к обучению в школе
  • Касенова София Маратовна. Тема: Организация психологической деятельности в школе.
  • Малейчук Г.И. Особенности психотерапевтической работы с клиентами с зависимой структурой личности
  • Техника психологического консультирования в системном подходе.
  • Психологическая помощь учащимся старших классов в профессиональном самоопределении 9 класс



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь