|
Регуш Л. А. Проблемы психического развития и их предупреждение (от рождения до пожилого возраста).Категория: Библиотека » Возрастная психология | Просмотров: 58336
Автор: Регуш Л. А.
Название: Проблемы психического развития и их предупреждение (от рождения до пожилого возраста). Формат: HTML Язык: Русский Скачать по прямой ссылке задевают: развитие личности, деятельности, смысло-жизненные ориентации, Я—концепцию, межличностные отношения и т. п. Например, профессионально обусловленные кризисы относятся к определенным возрастным периодам (1-2-й периоды зрелости) и одновременно связаны с развитием личности в профессии. Преодоление кризисов профессионального становления предполагает развитие определенных психических качеств.
Кризисы психического развития могут совпадать не только с закономерно проявляющимися возрастными особенностями, но и с некоторыми «внешними факторами», которые в жизни человека так же являются необратимыми. Примером таких «нормативных » кризисов психического развития человека может служить их обусловленность динамикой семейных кризисов. Развитие семьи, этапы ее структурных преобразований носят закономерный характер и могут вызывать кризисы психического развития человека, если в этом развитии не происходит тех изменений, которые способствуют разрешению семейных кризисов. По времени протекания выделяют кратковременные и долговременные кризисы. По направленности — конструктивные и деструктивные кризисы. 1.3.3. Причины и механизмы протекания кризисов К числу причин возникновения кризиса относят: • взаимодействие развивающихся психических процессов, а также взаимодействие развивающегося организма и психики; • фактор времени: нарушение гетерохронности как закономерного проявления разноуровневости различных психических функций, процессов и свойств; не соответствующие возрасту задержки или ускорения в психическом развитии отдельных психических структур приводят к нарушению устойчивости соотношений в психическом развитии; • взаимодействие психического развития и факторов, его обусловливающих (биологических и социальных). При- 27 чинами проблем в развитии могут выступать существенные изменения нормальных проявлений того или иного фактора, например: социально-экономический кризис в стране, кризис в семье, социальная депривация, резкое ухудшение здоровья, проявление генетических нарушений на определенном возрастном этапе и т. п. Механизмами зарождения кризиса выступают: • единство устойчивости и изменчивости; • желание—нежелание перейти в новое состояние. . Существует несколько путей выхода из кризиса: • адаптация; • переживание; • изменение себя (рефлексия). Следует отметить, что формирование самим человеком защитных механизмов свидетельствует о неразрешенности проблемы и необходимости выработки механизмов избегания ее разрешения (Грановская Р. М., Никольская И. М., 1999; Ту-лупьеваТ. В., 2005). 1.3.4. Сравнение понятий «кризис развития» и «проблемы развития» Оба понятия характеризуют динамику процесса развития и обладают рядом схожих черт: • имеют этап зарождения, кульминации, разрешения; • для каждого возраста закономерным является определенный круг проблем, обусловленный как особенностями созревания, так и социальной ситуацией развития. Вместе с тем между ними имеется и ряд различий. Прежде всего, в то время как кризис отражает взаимодействие количественных и качественных изменений и относится к механизмам зарождения изменений (то есть, скорее, выступает в роли формы), проблема всегда содержательна — она может не соответствовать механизмам развития кризиса, рав- 28 но как и не всегда заключать в себе все признаки кризиса развития. Кризис отличается фронтальностью: одновременно возникает много возрастных изменений, с которыми человек не справляется известными и доступными ему способами. Проблема, напротив, может быть локальной и характеризовать возникновение противоречий в каких-то определенных, иногда единичных сторонах развития. Проблемы развития сопровождают человека всю жизнь и, можно сказать, имеют хронический характер. Кризиса в развитии на том или ином этапе может вообще не быть, хотя психологические проблемы будут иметь место. 1.4. ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ И СОБЫТИЯ ЖИЗНИ Событие, по оценке человека, — это обстоятельство, встреча, человек, прочитанная книга, которые привели к качественным изменениям тех или иных психических явлений (мировоззрения, ценностей, установок) и способствовали появлению новообразований. События жизни связаны с социальной ситуацией развития как возрастной характеристикой. Действительно, в каждом возрасте человек включен в те или иные виды занятий, которые предопределены и социальными институтами, и потребностями самого человека. Поэтому события жизни человека определенного возраста могут быть прогнозируемы. Но далеко не всегда одно и то же социальное явление становится событием для разных людей. И в этом смысле возрастная социальная ситуация развития преломляется через призму индивидуальности. Психологическая готовность к встрече с событием (человек оказался сензитивен к тому обстоятельству, которое стало событием) приводит к появлению нового в человеке без переживания проблем. У других людей это же обстоятельство может 29 не вызвать никаких изменений и не стать событием их жизни. Событие, субъективно оцениваемое человеком как значимое и внесшее существенные изменения в его жизнь, связано, как правило, с различными жизненными ситуациями, которые являются источником событий. В психологии сложилось направление ситуационно-событийного анализа жизненного пути человека, в рамках которого даны определения интересующих нас понятий. Под ситуацией понимается жизненная ситуация «как фрагмент среды, т. е. внешних объективных обстоятельств жизнедеятельности, с которыми непосредственно контактирует человек» (Кор-жова Е. Ю., 2002, с. 24). К сожалению, основные результаты изучения событийно-ситуационной стороны жизни касаются либо проблем социального взаимодействия, либо вопросов психопатологии. Анализ событийно-ситуационных характеристик жизни в возрастном плане целостно не описан. Один из вариантов классификации ситуаций жизни предложен Л. Ф. Бурлачуком и Е. Ю. Коржовой (Бурлачук Л. Ф., Кор-жова Е. Ю., 1998, с. 50). В данном случае основанием для классификации выступают причины, порождающие тревожность. Таблица 1 Классификация ситуаций, порождающих тревожность Активизирующие условия Ожидаемые последствия ЛИЧНОСТЬ Телесно-физические 1. Я(эго) 2. Родители 3. Другие близкие взрослые 4. Сибсы 5. Внесемейные авторитеты 6. Сверстники 7. «Опасные» люди 8. Люди в целом 1. Физическая боль 2. Физическая травма 3. Беспокойство 4. Иллюзии 30 Продолжение табл. 1 Активизирующие условия Ожидаемые последствия Ситуации Личностно-межличностные 9. Оценивающие 5. Личностное несоответствие 10. Медицинские 6. Потеря самоконтроля 11. Несчастные случаи 7. Смерть 12. Общие фобии 8. Наказание 13. Животные 9. Вина 14. Архаические ситуации 10. Стыд 15. Сверхестественный ужас 11. Отказ 16. Макросоциальные условия 12. Разлука Глобальные 13. Социальные Связаться с администратором Похожие публикации: Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|