Анохина З. В. История психологии. Шпаргалка.

Категория: Библиотека » Общая психология | Просмотров: 10212

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, TXT
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

35 ДАРВИНИЗМ


В работе «Происхождение человека и половой отбор» (1871 г.) Ч. Дарвин специально занимался изучением вопроса о месте человека в органическом мире и обнаружил, что человек произошел в процессе эволюции от низших животных форм. В другой книге «Выражение эмоций у человека и животных» (1872 г.) Ч. Дарвин с помощью эволюционного учения аргументировал идею единства генезиса выразительных движений, сопутствующих ощущение страха, враждебности, удивления и прочее у животных и человека, обнаружил их адаптационное значение. Идея приспособительного смысла психики проявилась в психологии. Высказанная также Г. Спенсером, она положила начало новому подходу к исследованию психики как основного средства приспособления к среде.
Теория эволюции сильно повлияла на психологию. Она утверждала идею эволюции, а обнаруженные Ч. Дарвином законы развития в органическом мире установили перед психологией задачу определения движущих сил психического созревания и, в частности, по отношению к человеку. Возникал также вопрос о сопоставлении психики животных и человека. В трудах Ч. Дарвина подобные проблемы впервые были установлены на научную основу, а их разработка положила начало формированию новых течений и подходов в психологии – психологии животных, детской психологии и психологии так называемых малокультурных народов.
Ч. Дарвин сконцентрировал свое внимание на подтверждении родственных связей человека и животных. Он привел сравнительно-анатомические, эмбриологические свидетельства генезиса человека от млекопитающих животных:
1) родственность всех систем органов;
2) присутствие рудиментарных органов;
3) наличие атавизмов как проявление от предков;
3) формирование из оплодотворенной яйцеклетки и похожесть зародышего развития.
Родственность человека и обезьян:
1) наличие высшей нервной деятельности (ВНД);
2) проявление эмоций и чувств;
3) применение орудий труда;
4) родственность медицинских проявлений: болезни, группы крови и пр.;
5) генезис от общих предков.
Ч. Дарвин, кроме развития животного мира, разработал теорию эволюции растений. Подобно животным, растения в течение своей жизни находятся под влиянием генетических факторов, переходящим по наследству. Сохраняются лишь адаптируемые виды, способные к неоднократному размножению.
Ч. Дарвин заложил основы эволюционного учения о генезисе и непостоянстве животного и растительного мира. В результате экспериментальных наблюдений он аргументировал главный принцип жизни: выживают лишь такие виды, которые легче приспосабливаются к среде обитания, видоизменяют свои наследственные характеристики в соответствии с этим и оказываются способными к продуктивному размножению.


36 УЧЕНИЕ О РЕФЛЕКСИИ


Рефлексия (от лат. reflecsio – «призыв назад») – понятие, обозначающее отображение, а также изучение познавательного действия. В разнообразных философских системах оно обладало многообразным содержанием. Дж. Локк считал рефлексию ключом особенного знания, когда наблюдение устремляется на внутренние акты сознания, тогда как ощущение имеет своим объектом внешние вещи. Для К. Лейбница рефлексия представляет собой не что иное, как интерес к тому, что в нас происходит. По Д. Юму, идеи – это рефлексии над впечатлениями, приобретаемыми извне.
Для Г. Гегеля рефлексия представляет собой взаимное изображение одного в другом, к примеру, в сути явления. Термин «рефлектировать» обозначает «концентрировать сознание на самое себя, думать над своим психическим состоянием».
Главные составляющие рефлексивной способности, свойственной только человеку:
1) самонаблюдение – наблюдение, сосредоточенное на самом себе;
2) самооценка – понимание себя, своих физических и интеллектуальных потенциалов, целей и мотивов поведения, отношения к людям и окружающей действительности;
3) самосознание себя как члена общества, коллектива. Немаловажным элементом является самопознание. Многие ученые сравнивают рефлексию с самосознанием, но большинство исследователей проводят параллель с самопознанием.
Ведущая роль в изучении рефлексивной способности человека и ее компонентов отводится С. Л. Рубинштейну, К. К. Платонову, И. С. Кону, а также их последователям. Большой вклад в исследование рефлексии внесли и другие античные и современные философы и психологи.
Понимая себя как личную эволюцию, человек непроизвольно приходит к осмыслению необходимости в самовоспитании и самоконтроле. Некоторые его качества для него самого и для общества оказываются неприемлемыми. Вследствие этого для благополучной жизнедеятельности необходимо осознание саморазвития и коррекции определенных качеств личности.
В начале онтогенеза сознание сосредоточено на внешнем мире. Подобное сознание уже можно обозначить как рефлексивное. По В. П. Зинчен-ко, оно содержит в себе:
1) значение – совокупность изученных в прошлом опыте предметно-вербальных значений и представлений, составляющих содержание коллективного сознания;
2) смысл – субъективно-личностное осознание происходящего: жизненных обстоятельств и поступающей извне информации. Каждый человек в процессе воспитания и обучения самостоятельно перенимает те или иные значения и понятия, поэтому вкладывает свой смысл в совершающиеся явления личной и социальной жизни.
Рефлексия – осмысление личного «я». Поэтому его главная функция – рефлексивная, которая характеризует суть сознания. Так как качества личности обнаруживаются посредством общения и поведения, человек сопоставляет свои внешние проявления наблюдая за реакцией присутствующих, корректируя личные проявления и самооценку.


37 ПСИХОФИЗИОЛОГИЯ ОРГАНОВ ЧУВСТВ


Органы чувств – это находящиеся на теле и внутри организма специализированные органические структуры, предназначенные для восприятия внешней информации, ее переработки и хранения. Они содержат в себе:
1) рецепторы – размещены на его поверхности. Предназначены для восприятия раздражителей любой природы и реорганизации их в нервные импульсы;
2) нервные пути – специализированные нервные волокна, проводящие приобретаемые от разнообразных рецепторов возбуждения в определенные отделы мозга и обратно;
3) отделы центральной нервной системы (ЦНС), предназначенные для переработки поступающей информации (возбуждения) для цели обратной ответной реакции на раздражитель. Органы чувств иначе называют сенсорными органами, которые входят в общую сенсорную систему восприятия поступающей информации.
По И. П. Павлову, сенсорная система – часть нервной системы, состоящая из воспринимающего внутренние или внешние раздражители рецепторного аппарата, проводящего нервные пути и части центральной нервной системы, преобразовывающего поступающую по ним информацию от рецепторов.
Проводящие нервные пути можно разделить на:
1) афферентные – прохождение нервного возбуждения от рецепторов к конкретному отделу головного мозга;
2) эфферентные – прохождение нервного импульса из центральной нервной системы к периферии.
Общность афферентных и эфферентных проводящих путей, включая рецепторы конкретного органа чувств и преобразовывающих информацию подкорковых и корковых отделов центральной нервной системы, называют анализатором.
Существуют пять органов чувств человека, устанавливающих его связь с окружающей действительностью. Они делятся на контактные (при прямом контакте с раздражителем) и дистантные, которые реагируют на удаленные раздражители:
1) контактные: вкус и осязание;
2) дистантные: зрение, слух и обоняние. Деятельность каждого из органов чувств
представляет собой элементарный психический процесс – ощущение. Сенсорная информация от внешних раздражителей поступает в центральную нервную систему двумя путями:
1) характерные сенсорные пути:
а) зрение – через сетчатку, латеральное коленчатое тело и верхние бугорки четверохолмия в первичную и вторичную зрительную кору;
б) слух – через ядра улитки и четверохолмия, медиальное коленчатое тело в первичную слуховую кору;
в) вкус – через продолговатый мозг и тала-мус в соматосенсорную кору;
г) обоняние – через обонятельную луковицу и пириформную кору в гипоталамус и лим-бическую систему;
д) осязание – проходит через спинной мозг, ствол мозга и таламус в соматосенсорную кору;
2) неспецифические сенсорные пути: болевые и температурные ощущения, расположенные в ядрах таламуса и ствола мозга.


38 ИССЛЕДОВАНИЕ ВРЕМЕНИ РЕАКЦИИ


Реакция представляет собой ответ организма на внешний или внутренний раздражитель. Время реакции – это интервал времени от начала действия раздражителя до возникновения на него ответной реакции организма.
Физиологи З. Экснер и Ф. Дондерс первыми начали измерять время с помощью психических компонентов реакции. З. Экснер измерял элементарные психические реакции поэтапно: сначала слуховые, потом зрительные и кожные.
Особенности измерения примитивной реакции исследовались им в зависимости от возраста испытуемых, от насыщенности раздражителей, воздействия утомления, действия алкоголя и т. д. Именно в трудах З. Экснера возник термин «время реакции».
В то время как З. Экснер изучал определение времени нервного возбуждения на разнообразных участках рефлекторной дуги, другой физиолог, Ф. Дондерс, перешел к измерению непосредственно психического звена единой реакции. Им было определено, что продолжительность психического компонента реакции не превосходит 1/10 с, для уточнения результата Ф. Дон-дерсом были введены такие термины, как акт различения и акт выбора, что позволяло подсчитывать время реакции более точно.
Существуют два способа изучения времени реакций.
1. Измерение времени элементарной психической реакции.
Психическая реакция представляет собой примитивную сенсомоторную реакцию на тот или иной конкретный раздражитель. Время реакции сформировывается из:
1) латентного (скрытого) периода;
2) задержек протекания психических процессов в зависимости от личностных особенностей у испытуемых. Границы задержек для светового раздражителя составляют 180–200 мс, для звукового – 150–180 мс. Необходимые приборы: измеритель четко идущих друг за другом реакций, конструкция для подачи световых и звуковых сигналов.
Проведение исследования. Испытуемый располагается непосредственно перед прибором, держа палец на кнопке. Предоставляется инструкция: «При появлении звукового или светового сигнала мгновенно нажимайте на кнопку».
2. Стадии исследования:
1) обстановка полной тишины и психофизиологического покоя испытуемого;
2) абстрагирование испытуемого посредством образования сознательных помех при выполнении сенсомоторных реакций.
Каждый этап обследования включает выполнение испытуемым по 10 сенсомоторных реакций – на звуковой и световой раздражители с интервалом 3–5 с. Предварительно дается команда: «Внимание!» Производится фиксация времени реакций на каждый раздражитель. После предоставляется вторая серия раздражителей, но уже в условиях создания помех – шумов и звуков различной природы. Также осуществляется фиксация времени реакций.



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Акрушенко А.В., Ларина О.А., Каратьян Т.В. Психология развития и возрастная психология. Конспект лекций.
  • Богуславский. Психология как наука.
  • Палагина Н.Н. Психология развития и возрастная психология
  • Фрейд З. Введение в психологию.
  • Сравнительная психология и зоопсихология.
  • Еникеев М.И. Общая и социальная психология
  • Исаева Ольга Сергеевна. Учебное пособие «Дифференциальная психология»
  • Г. Крайг, Д. Бокум Психология развития
  • Столяренко A.M. Психология и педагогика
  • Рамиль Гарифуллин. Интуиция и творчество: новые психологические подходы
  • Столяренко Л.Д. Основы психологии
  • Исаева Ольга Сергеевна. Связь психологии с другими научными дисциплинами
  • Мухина B.C. Возрастная психология. Феноменология развития
  • Братусь Б. К ПРОБЛЕМЕ ЧЕЛОВЕКА В ПСИХОЛОГИИ
  • Андреева Г. М., Богомолова Н.Н., Петровская Л. А. Современная социальная психология на западе (теоретические направления)
  • Реана А.А. Психология человека от рождения до смерти. Под редакцией
  • Рамиль Гарифуллин. Постмодернистская психология смысла. Введение в постмодернистскую(неклассическую) психологию.
  • Сапогова Е.Е. Психология развития человека
  • Психология запахов
  • Чистяков А.В. (Владимирский) МАТЕРИАЛЫ ПО КОHСТРУКТИВHОЙ ПСИХОЛОГИИ
  • Сосновского Б.А. Психология. Под редакцией
  • Рамиль Гарифуллин. Несет ли личность ответственность за свои мысли?
  • Никита Тараторин. Психологи на службе спецслужб
  • Образцов Виктор Александрович, Богомолова Сапфо Николаевна. Криминалистическая психология.
  • Сорокун П.А. Основы психологии
  • Юнг К.-Г. Психология и религия.
  • Воробьева Татьяна Викторовна. Дошкольное детство – фундамент развития личности ребенка
  • Пиаже Жан. Психология интеллекта.
  • Кикотя В.Я. Юридическая психология. Под редакцией
  • Учебно - тематический план курса дополнительного образования детей «Познай себя». Школа юного психолога
  • Обухова Л.Ф. Преодоление биогенетических подходов к исследованию психики ребенка.
  • Аналитическая психология; Analytical psychology; Analytische Psychologic
  • Палмер Джек, Палмер Линда. Эволюционная психология.
  • Братченко Сергей. ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНО-ГУМАНИСТИЧЕСКИЙ ПОДХОД ДЖЕЙМСА БЮДЖЕНТАЛА: УРОКИ ДЛЯ ПСИХОЛОГИИ
  • Гордиенко Виктория Александровна. Ценность психологического знания
  • Никифорова Г.С. Психология здоровья. Под редакцией
  • Фрейд З. Психология масс и анализ человеческого Я.
  • Столяренко Л.Д. Основы психологии. Практикум
  • Носкова О.Г. Психология труда
  • Глубинная психология; Depth psychology; Tiefenpsychologie
  • Психология лидерства
  • О. Романчук. Психология веры, обрядов и культовых действий
  • Шаповаленко И.В. Возрастная психология
  • Спасенников В.В. Экономическая психология
  • Сергей Ваховски. Семь самых распространенных заблуждений о психологах и психологии
  • Джемс. Психология.
  • Акрушенко А.В., Ларина О.А., Катарьян Т.В. Психология развития и возрастная психология. Конспект лекций
  • Ю.М. Зенько. Психология религии: основные проблемы и перспективы развития. - Ю. Зенько
  • Марцинковская Т.Д. Психология
  • Айсмонтас Б.Б. Общая психология. Схемы



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь