Реклама
  • ИП Попов А.П.
  • ИНН: 602715631406
Вот, что излечит ваши запястья даже в 75 лет! Нужно взять...
Реклама
  • ИП Попов А.П.
  • ИНН: 602715631406
Глисты и паразиты есть у каждого! Пейте раз в месяц эту вонючую..
Реклама
  • ИП Попов А.П.
  • ИНН: 602715631406
Продукт, который восстанавливает суставы на 100: Это обычный...
Реклама
  • ИП Попов А.П.
  • ИНН: 602715631406
Продукт, который восстанавливает суставы на 100: Это обычный...
Реклама
  • ИП Попов А.П.
  • ИНН: 602715631406
Женатым лучше не смотреть: танец роскошной Татьяны (видео)
Реклама
  • ИП Попов А.П.
  • ИНН: 602715631406
Эта штука вытягивает всю боль из колен и суставов за 3 дня



Руа Даниэль. Введение в чтение семинара V Жака Лакана.

Категория: Библиотека » Психоанализ | Просмотров: 12691

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML
Язык:   Русский



Знаки отличия Идеала

Напомним, что следующий шаг, который Лакан делает в этом семинаре, состоит в смещении статуса фаллоса от воображаемого — к символическому и в превращении его в означающее желания. Это является открытием, приводящим к существенным сдвигам в подходе к внушительному числу понятий, находящихся в самом сердце аналитического опыта.

Воображаемый статус фаллоса утвердился в центре аналитической теории, отправляясь от двух оснований: текстов Фрейда «Детская гени-тальная организация» и «Закат Эдипова комплекса», где он развивает положение о «примате фаллоса» для обоих полов, и, затем, статьи «Некоторые психологические следствия анатомической разницы полов», где фаллос представлен уже как некая воображаемая конструкция, исходящая из присутствия и отсутствия пениса. Под «фаллическим» здесь понимается нечто совершенно иное, нежели связанное исключительно с пенисом («pénien»). Оно приобретает смысл воображаемого числа, поскольку это некий «орган», объединяющий пенис и отсутствие пениса. И как раз этот воображаемый фаллический орган, являясь органом «вне тела», будет служить «различению» мальчиков и девочек. С другой стороны, существует точка зрения Мелани Кляйн, которая рассматривала фаллос в рамках воображаемых фантазий, строящихся вокруг тела матери, в частности, фантазий кастрации.

Позже Лакан вновь возвращается к чтению Фрейда, напоминая, что примат фаллоса и кастрация всегда взаимосвязаны. Когда Фрейд утверждает, что «для обоих полов только один орган имеет значение - это мужской половой орган», и что «не стоит более говорить о примате ге-нитального, но о примате фаллоса», Лакан предлагает нам рассматривать оба высказывания вместе как факт, что оба пола имеют дело со значением кастрации. Лакан определяет значение кастрации, утверждая, что желание достижимо лишь при условии «отсечения от себя чего-то, через недостаток чего все будет приобретать ценность» (id., р.273).

В этом состоит вся важность вопроса «женского Эдипа», согласно Лакану. Он стремится показать, что для девочки значимое, равно как и желанное, точно так же всегда отмечено нехваткой того самого воображаемого объекта, который носит название «фаллос». То новое, что в этот вопрос привносит Лакан, заключается в понимании «кастрации» как операции означивания (чего стоит мое желание), а не просто как фантазма. Это в корне изменяет сам статус фаллоса, который, будучи в начале этой операции воображаемым органом, становится символическим инструментом, означающим суть понятия кастрации.

Логика мысли Лакана, которой он следует по ходу своего Семинара, в точности соответствует маршруту, по которому, вне зависимости от пола, нужно идти, чтобы освободиться от Эдипа. Имеется в виду не столько некая модель нормального развития, сколько путь, который может быть пройден в ходе аналитического лечения. Для мальчика речь идет о том, чтобы от воображаемого «иметь» перейти к «иметь» символическому. И для этого ему необходимо утратить как тот самый воображаемый объект, каким является воображаемый фаллос, так и использование наслаждения, которое он из него извлекает рядом с матерью (игры в «приманку»), то есть пройти через означивание кастрации и получить фаллос в качестве символического звания.

Для девочки переход будет иным, поскольку речь идет о том, чтобы перейти от воображаемого недостатка - к недостатку символическому, то есть от некого воображаемого «не иметь» - к «не иметь символическому». Этот сложный переход наполнен всевозможными ловушками. Первая из них - отказ от значения кастрации: не признавать этот свой воображаемый недостаток (первое Penisneid). Вторая - истолковывать свой воображаемый недостаток как реальный, что имеет значение фрустрации (второе Penisneid). Третья - столкнуться с недостатком символическим, то есть с недостатком того, что требовалось, другими словами, столкнуться со значением лишения и не остаться на нем фиксированной (третье Penisneid) (id., pp.276-277).

Penisneid - нем., термин Фрейда, традиционно переводится как «зависть к пенису» (Прим пер).

Клинический интерес этой части семинара связан с тем, чтобы соотнести упомянутый переход фаллоса от воображаемого к символическому - с построением некого «нового» субъекта, «снабженного Идеалом Я» (id., р.288). Ситуация девочки здесь освещена специально, и мы можем составить себе представление о проистекающих из этого клинических феноменах, заключающихся в том, что «то, что было любовью (к отцу), трансформировалось в идентификацию», «идентификацию, которая связана с этим самым моментом лишения» (id., р.293). Лакан замечает, что субъект «наряжается в эти отцовские знаки отличия». «Желание, которое теперь задействовано, - уже не прежнее желание» (id., р.294), «желание подверглось замещению»: облачиться в отцовскую характерную черту, некий присущий ему знак отличия, теперь позволяет субъекту желать, как отец.

Я ожидаю что-то от отца, а он мне этого не дает, значит, мне не хватает этой самой вещи как того, что мне не было дано, следовательно, теперь мне не хватает чего-то символического; тогда эту самую символическую вещь, которой мне не хватает, которой я лишен, это «лишение желания», я замещаю той символической чертой, которой мне не достает, которую я выделил у того, от кого с таким нетерпением ожидал дара, и, имея эту черту, я отныне желаю свои первые объекты желания, как желает их он. Таким образом, это некий процесс метафоризации, позволяющий субъекту преодолеть свою зависимость от материнского объекта, не отрекаясь при этом от специфики собственного пола, поскольку сам процесс опирается на ансамбль развития эдиповой диалектики.

В клинике Лакан особо выделяет последствия так называемого «запрета наслаждения». Когда речь заходит о чем-то, находящемся вне всего, возможно уже означенного, «субъект в своей живой реальности тогда находится в позиции исключения любого возможного значения» (id., р.ЗОО). И для него такой, отбрасывающий все, запрет противостоит возможности сделать «живую реальность» (наслаждение) означенной под фаллическим значением, позволяющим субъекту желать идентифицироваться, отдавать предпочтение чертам, с которыми можно себя идентифицировать, в том числе и примитивным объектам своего желания. Это и означает произвести обработку значением фаллоса как «измельчителем».

Именно это положение Лакан раскроет далее в главе «Маски симптома» в виде разницы между Сверх-Я как запрещением и Идеалом Я как «трансформацией желания, всегда связанного с какой-то маской» (id., р.ЗЗЗ).



Связаться с администратором


Реклама
  • ИП Попов А.П.
  • ИНН: 602715631406
Эта штука излечивает суставы в любом возрасте. Записывай рецепт:
Реклама
  • ИП Попов А.П.
  • ИНН: 602715631406
Вот чего диабет боится как огня! Перед сном начните есть...
Реклама
  • ИП Попов А.П.
  • ИНН: 602715631406
97-летний кардиолог: Если давление выше 130\90, выпейте 2 ложки…
Реклама
  • ИП Попов А.П.
  • ИНН: 602715631406
Пока не стукнул инсульт и не лопнул сосуд, возьмите за правило...
Реклама
  • ИП Попов А.П.
  • ИНН: 602715631406
Врачи поражены! Вся боль из колен и суставов спадает уже к утру!
Реклама
  • ИП Попов А.П.
  • ИНН: 602715631406
Видео с выпускного "убило" всех родителей: кто это заснял?!

Похожие публикации:

  • Карагезян Нуне. Диалектика желания и запроса в клинике женщины с «дерьмом» (от симптома обсессивного - к симптому истерическому)
  • Лакан Жак - Семинары, Книга 5: (1957/1958). Образования бессознательного.
  • Притча «Три сына»
  • Притча «Самое лучшее место в раю»
  • Притча «Три сына»
  • Лакан Жак - Семинары, Книга 11: (1964). Четыре основные понятия психоанализа.
  • Руа Даниэль. Требование и желание.
  • Притча «Отцовская добропорядочность»
  • Стасс Филипп. «Маленький Ганс» как основополагающий случай Фрейда.
  • Руа Даниэль. Истерия и навязчивость.
  • Лакан Жак - Семинары, Книга 17: Изнанка психоанализа (1969 - 1970)
  • Притча «Отец и сын»
  • Притча «Светлячок»
  • Притча «Отец и сын (Улыбка отца)»
  • Притча «Диалог отца и сына»
  • Осипюк Татьяна Александровна. Роль отца в воспитании ребенка
  • Воображаемое; imaginary
  • Притча «Сын»
  • Акопян Рузанна. Ребенок, который захотел жить.
  • Притча «Язык любви»
  • Притча «Пост отца Доримедонта»
  • Притча «Сначала научись сам быть счастливым...»
  • Страхов Михаил. Почти детективная история желания и требования.
  • Мазин Виктор - Введение в Лакана
  • Притча «Два желания»
  • Притча «Поиски молотка»
  • Лакан Жак. "Значение фаллоса"
  • Притча «Мальчик, убегавший в лес»
  • Лакан Жак. Ещё (Семинар, Книга XX (1972/73))
  • Притча «Наука Мастера»
  • Повышение роли отца в семье
  • Зуева Н.А. Еще раз об отце
  • Притча «Приезд царя»
  • Отец; father
  • Наво Лор. Резюме семинаров, посвященных Книге "Еще".
  • Лакан Жак - Семинары, Книга 2: «Я» в теории Фрейда и в технике психоанализа
  • Притча «Любовь и достоинства»
  • Даты жизни и творчества Жака Лакана
  • Притча «Черные очки»
  • Притча «Полярная звезда»
  • Лакан Жак - Телевидение
  • Миллер Жак-Ален. Читать симптом.
  • Притча «Имя в огороде»
  • Лакан Жак. Семинары. Книга 3 Психозы Главы 1, 4, 5, 6. Семинар, прочитанный в 1955-56 гг.
  • Бонавентура. ПУТЕВОДИТЕЛЬ ДУШИ К БОГУ
  • Притча «Расскаяние»
  • Притча «Проклятие-благословение»
  • Отвержение; repudiation или foreclosure
  • Желание; wish
  • Притча «Гипноз»



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.

    Реклама
    • ИП Попов А.П.
    • ИНН: 602715631406
    Кардиолог: "Не убейте сердце химией! Если давление выше 140/90...
    Реклама
    • ИП Попов А.П.
    • ИНН: 602715631406
    Мне 65, а потенция, как в 20! Пишите мой простой рецепт
    Реклама
    • ИП Попов А.П.
    • ИНН: 602715631406
    При диабете можно сладкое! Сахар будет ниже 5,5, если ежедневно…
    Реклама
    • ИП Попов А.П.
    • ИНН: 602715631406
    Приматывал это к коленями 3 ночи подряд и суставы не болят уже…
    Реклама
    • ИП Попов А.П.
    • ИНН: 602715631406
    Давление будет 120/80, тромбы вылетят пулей, достаточно принять…
    Реклама
    • ИП Попов А.П.
    • ИНН: 602715631406
    Эндокринолог: «Диабетикам можно есть сладкое! Оказалось, сахар…
    Реклама
    • ИП Попов А.П.
    • ИНН: 602715631406
    1 чайная ложка на ночь и все - потенция сильнее, чем в 20 лет
    Реклама
    • ИП Попов А.П.
    • ИНН: 602715631406
    Кардиолог: "Хотите снизить давление? Прекратите добавлять в еду…






    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь