|
Фрейд 3игмунд. Конечный и бесконечный анализКатегория: Библиотека » Фрейд Зигмунд | Просмотров: 8194VIII В терапевтическом анализе, точно так же, как и в анализе характера, обращают внимание на две особо выделяющиеся темы, над которыми аналитику приходится чрезвычайно много трудиться. Нельзя долго оставлять незамеченной скрывающуюся здесь закономерность. Обе темы связаны с различием полов; одна характерна для мужчины, другая - для женщины. Несмотря на различия в содержании, имеются и заметные совпадения. Нечто общее для обоих полов из-за их различия представлено в разных формах проявления. Двумя, соответствующими друг другу темами являются для женщины - зависть к пенису - положительное стремление к обладанию мужским половым органом, а для мужчины - сопротивление против своего пассивного или женского отношения к другому мужчине. Это общее заблаговременно было обозначено в психоаналитической номенклатуре как отношение к комплексу кастрации. Позднее Альфред Адлер ввел в обиход для варианта с мужчиной совершенно точное название мужской протест"; я же предполагаю, - "отказ от женственности так правильнее можно было бы описать эту столь примегельную часть душевной жизни человека. При попытке включить данный фактор в наши теоретические построения нельзя упускать из виду, что он по своей природе не может одинаково проявляться у обоих полов. У мужчины стремление к мужеподобию с самого начала целиком и полностью соответствует Я; пассивная же позиция энергично вытесняется, поскольку она предполагает принятие кастрации, и часто лишь непомерные сверхкомпенсации указывают на ее существование. Также и у женщины стремление к мужеподобию определенное время соответствует Я, а именно на фаллической фазе, до развития женственности. Но затем это подлежит тому значительному процессу вытеснения, от которого зависят судьбы женственности. Очень многое обусловлено тем, в достаточной ли мере вытеснен мужской комплекс и продолжительно ли его влияние на характер; большие части комплекса изменяются нормально, способствуя развитию женственности; из неудовлетворенного желания иметь пенис должно возникнуть желание иметь ребенка или мужчину - обладателя пениса. Однако вопреки ожиданиям часто обнаруживается, что желание стать мужчиной остается в бессознательном и разворачивает свои действия, препятствующие вытеснению. Из вышесказанного следует, что в обоих случаях подлежит вытеснению все, принадлежащее противоположному полу. В другом месте[8] я уже упоминал, что в свое время с этой точкой зрения меня познакомил Вильгельм Флисс, который был склонен полагать, что противоположность полов - подлинная причина и мотив вытеснения. Я же повторю лишь мое тогдашнее возражение, почему я отвергаю подобную сексуализацию вытеснения, когда оно обосновывается биологически, а не психологически. Огромное значение этих обеих тем - желание пениса у женщины и сопротивление против пассивной позиции у мужчины - не ускользнуло от внимания Ференци. В своем докладе, прочитанном в 1927 г., он выдвигает требование, согласно которому всякий успешный анализ должен осилить два этих комплекса[9]. Исходя из своего опыта, я хочу добавить, что в данном случае Ференци излишне требователен. Ни в какой другой период аналитической работы не страдаешь так от гнетущего чувства повторяющихся безуспешных усилий, подозревая, что бросаешь слова на ветер, как тогда, когда пытаешься склонить женщин оставить свое невыполнимое желание обладать пенисом, или, когда пытаешься убедить мужчин, что пассивная позиция по отношению к мужчине не всегда имеет значение кастрации и необходима во многих жизненных ситуациях. Из упорной сверхкомпенсации мужчины возникает одно из сильнейших сопротивлений переноса. Мужчина не хочет подчиниться эрзацу своего отца, не желает быть ему ничем обязанным, а значит - не хочет, чтобы врач его лечил. Аналогичный перенос не может возникнуть у женщины из-за желания иметь пенис, затем из этого же источника возникают приступы тяжелой депрессии с утратой внутренней уверенности, с убеждением, что аналитическое лечение бесполезно, и больной ничто не может помочь. И она будет права, ведь узнаешь, что самым сильным мотивом, побудившим ее к лечению, была надежда все же заполучить так болезненно недостающий мужской орган. Но на этом учишься, что неважно, в какой форме проявляется сопротивление - будь то перенос или нечто другое. Решающим является то, что сопротивление не допускает изменений, что все остается таким, как есть. Очень часто остается впечатление, что желание пениса или мужской протест - "скала", пробившая все психологические наслоения, - и все это в конце работы. Пожалуй, так и должно быть, поскольку для психического биологическое действительно играет роль лежащей в основе и растущей, все пробивающей скалы. Ведь отказ от женственности не может быть ничем иным, а только биологическим фактом, частью великой загадки полов[10]. Трудно сказать, когда нам удастся и удастся ли вообще осилить этот фактор в аналитическом лечении. Мы тешим себя уверенностью, что предложили анализируемому все возможные пути, чтобы проверить и изменить свое отношение к этому фактору. [1] См. опубликованную с согласия пациента статью *Из истории инфантильного невроза", 1918. Последующее заболевание молодого человека там представлено не подробно, о лишь в той мере, в какой это необходимо для выявления связи с детским неврозом.
[2] Инстанциями раскрытыми, предполагаемыми, инстанциями при тщательной корректуре: в пределах определенной широты этих отношений. Это служит аргументом в пользу этиологического подхода к таким неспецифическим моментам, как переработка, шоковое воздействие и т.д., которые всегда получали всеобщее признание, но именно анализом были вытеснены на задний план. Здоровье нельзя знать иначе, как метапсихологически, как соотношение сил между данными нами, если хотите, раскрытыми, предполагаемыми, инстанциями душевного аппарата. [3] Anna Freud: Das Ich und die Abwehrmechanismen, Imago Publishing -^London 1946; 1. Auflage, Wien, 1936. [4] Robert Eisler: Jesus Basileus. Religionswissenschaftliche Bibliothek, r undet von W.Streitberg, Band 9, Heidelberg bei Carl Winter, 1929. [5] См. Wilhelm Capelle: Die Vorsokratiker,Alfred Kroner,Leipzig,1935. там же, с. 186 [6] International Zeitschrift fur Psychoanalyse, Bd. XIV, 1925. [7] Anatole France: La rйvolte des anges. [8] "Ein Kind wird geschlagen', Ges. Werke, Bd. XII, S. 222. [9] всякий пациент мужского пола должен требовать от врача остижения чувства равноправия как признака преодоления комплекса кастрации, а все больные женщины в случае полного излечения 1Х невроза должны быть избавлены от своего мужского комплекса и выполнять без тайной злобы и помыслов женскую роль." (l.c.,S.8.) [10] Исходя из термина "мужской протест", нельзя делать предположение, что мужчина отклоняет пассивную позицию, так сказать, социальный аспект женственности. Этому противоречит легко подтверждаемое наблюдение, что такие мужчины часто демонстрируют свое мазохистское отношение к жене, чуть ли не крепостничество. Мужчина сопротивляется пассивности лишь по отношению к мужчине, о не вообще против пассивности. Иными словами, "мужской протест" в действительности не что иное, как страх перед кастрацией. Связаться с администратором Похожие публикации: Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|