|
Гоулдман Дэниел. Деструктивные эмоции. Как с ними справиться? Научный диалог с Далай-Ламой.Категория: Библиотека » Популярная психология | Просмотров: 61001
Автор: Гоулдман Дэниел
Название: Деструктивные эмоции. Как с ними справиться? Научный диалог с Далай-Ламой. Формат: HTML, PDF Язык: Русский Скачать по прямой ссылке ние должно быть увлекательным и интерактивным, оно должно быть эмпирическим, а не дидактическим».
Далай-Лама кивал в знак согласия и приготовился внимательно слушать дальнейшие рассуждения Пола. «Мне кажется, что за последние несколько часов я успел заразиться оптимизмом Ричи. Теперь я верю, что если мы приложим необходимые усилия, то наша методика из менения человеческой сущности окажется успешной. И тогда спрос на нее будет просто невообразимым, поскольку потребность в такой методике огромная. Трудно даже представить, сколько людей мечтают изменить свою внутреннюю жизнь и свои отношения с другими людьми. Нам предлагают множество самых невероятных программ развития личности, но ни одна из них, на мой взгляд, не имеет под собой достаточного научного обоснования и не объединяет то лучшее, что могут предложить Запад и Восток. Надеюсь, мы сможем посвятить значительную часть нашей встречи разработке подробного плана занятий. Я продолжаю настаивать на занятиях для взрослых — ведь именно они занимают ответственные посты и принимают никуда не годные и часто жестокие решения». Ричи добавил: «Во время перерыва мы уже говорили о возможности объединения разработки учебной программы такого типа с оценкой изменений в поведении и мозге. Нам необходимо будет показать, что такая программа в случае ее успеха сможет изменить мозг — а вместе с ним и наше поведение — к лучшему. Свидетельства такого рода могут оказаться чрезвычайно убедительными, точно так же как свидетельства пользы физических упражнений для сердца». «Только представьте, — воскликнул Пол, — спортзалы для развития эмоциональных навыков по всему миру!» Когда смех в комнате утих, он добавил: «Я серьезно! Если люди узнают о такой возможности, от желающих не будет отбою». «В Тибете такие залы называют монастырями», — бесстрастным тоном заметил Алан. Пол продолжил: «Мы сможем привлечь людей, которые покупают такие книги, как „Искусство счастья" и „Эмоциональный интеллект". Огромное количество лю дей жаждет получить нечто большее, чем простые книги. Чтение — это только первый шаг; теперь нам нужно предложить им нечто такое, чем они могли бы заняться на практике». У Оуэна родилась идея: «Его Святейшество просил подыскать название для этой программы, в связи с чем я вспомнил о древнегреческом термине „эвдемония", который использовал в свое время святой Августин. У этого слова нет религиозного подтекста. Оно старо как мир, но означает как раз то, о чем мы говорим, — человеческое процветание. Именно к этому мы всегда стремимся, хотя наша система образования никогда не способствовала достижению этой цели». «Эвдемония — это учебное заведение? — пошутил я. — Как гимназия?» «Возвращаясь к замечанию Ричи, — сказал Пол, — хочу сказать, что, когда вы в первый раз берете в руки теннисную ракетку, вам не всегда удается перебить мяч через сетку. Но по мере обретения навыков у вас в мозге происходят изменения. Так что нам нужно стать игроками в эмоциональный теннис — овладеть эмоциональными навыками. Не знаю, стоит ли сейчас углубляться в детали этой программы...» «Мяч у тебя, бей», — подбодрил я его. Пол продолжил: «Во-первых, нам нужно научить людей быть более чувствительными к мельчайшим проявлениям эмоций в других людях, в их лицах, голосах и позах. Теперь у нас есть такие методики, и мы знаем, что научиться этому довольно легко. Многие этого не умеют, но всего за несколько часов мы можем научить любого. Во-вторых, необходимо обучать людей внутренней чувствительности к эмоциям, умению распознавать эмоции в самом начале. Разные эмоции вызывают разные физические ощущения, и вы можете научить людей распозна вать ощущения тела. Это немного труднее, но ключом к успеху является способность к самоанализу. Эффективные методики обучения у нас тоже есть». «Медитация на осознавании телесных ощущений дает то же самое», — заметил я. «Третий элемент, — продолжил Пол, — можно позаимствовать у покойного профессора Нормана Кагана, который разработал программу „Воспоминания о процессе межличностного общения"*. Вы выбираете двух людей — чаще всего мужа и жену, но можно и любых других двух людей, которые хорошо знают друг друга и заботятся друг о друге. Далее вы записываете на видео ситуацию, когда они пытаются уладить какой-либо конфликт. После того как конфликт будет улажен и они придут к общему согласию — в этом цель, — каждый из них просмотрит запись вместе с ассистентом, который попросит их раскрыться и рассказать о чувствах, которые они переживали, но не высказали, о реакциях на поведение другого участника конфликта и о том, что происходило, когда они теряли контроль над собой. Эта процедура проводится с каждым участником в отдельности. Затем их снова сводят вместе и еще раз прокручивают запись разговора. Я не заставляю вас в точности копировать этот метод. Но суть его в том, чтобы предоставить людям возможность регулярно практиковаться в разрешении эмоциональных конфликтов с помощью инструкторов, которые помогут им лучше понять процесс и опробовать новые способы поведения в конфликтных ситуациях. Эта программа получила довольно широкое распространение, * Каган H. Влияние человеческого взаимодействия: восемнадцать лет реализации программы «Воспоминания о процессе межличностного общения» (Norman Kagan, «Influencing Human Interaction — Eighteen Years with Interpersonal Process Recall») // Психотерапевтическое наблюдение: теория, исследования и практика: Сборник / Под ред. А.К. Xecca (A.K. Hess, ed., Psychotherapy Supervision: Theory, Research and Practice. New York: John Wiley and Sons, 1991). особенно среди тюремных надсмотрщиков в некоторых штатах». Джин Цай, которая должна была представить свою презентацию на следующий день, очень внимательно выслушала все сказанное и решила изложить свою точку зрения: «Многие из предлагаемых методик уже используются в западной психотерапии. Например, методика Нормана Кагана применялась в работе с супружескими парами, у которых возникали проблемы во взаимоотношениях. Кроме того, мы можем позаимствовать кое-что из когнитивной поведенческой терапии. Многие люди не осознают, каким образом их мысли связаны с эмоциями, что приводит к специфическим изменениям в поведении. Ключ к успешному использованию этих психотерапевтических методик в том, чтобы применять их в работе с людьми, которые не страдают психологическими расстройствами и не считают, что у них есть какие-то проблемы». «В Тибете мы подходим к вопросу самооценки несколько иначе, чем на Западе, — заметил Алан. — С буддийской точки зрения мы все „больны". Вот поэтому мы все и страдаем». Эмоциональное обучение в бизнесе «Мне кажется, что реализовать программу для взрослых будет весьма проблематично, поскольку их очень трудно заинтересовать, — сказал Маттье. — Я не хочу сказать, что нам следует пожертвовать целым поколением, но совершенно очевидно, что если мы начнем со школы, то люди быстрее оценят полезность такого обу- v чения. А затем мы сможем создать аналогичные школы для взрослых. А как еще мы можем привлечь внимание взрослых, помимо использования средств массовой информации?» «Маттье затронул очень важный вопрос, — сказал Марк, — и может быть, ты, Дэн, попробуешь найти на него ответ. Какую пользу может получить промышленность от работников с высоким эмоциональным интеллектом? Одна из проблем, с которыми мы столкнулись в работе с детьми — и я сам на собственном опыте, — заключается в необходимости регулярной практики; люди ничему не могут научиться на разовых занятиях. Такие занятия должны проводиться ежедневно или хотя бы регулярно. Кроме того, чтобы привлечь людей, нужны убедительные стимулы. Меняться очень тяжело, и поэтому курсы по выходным могут оказаться попросту неэффективными. Как раз здесь мы можем многое почерпнуть в буддийской практике многократного повторения. Как эффективнее выстроить модель, включающую многократное повторение? Мне кажется, что нам следует обратить внимание на промышленную сферу, поскольку люди, работающие на предприятиях, ходят на работу Связаться с администратором Похожие публикации: Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|