Гоулдман Дэниел. Деструктивные эмоции. Как с ними справиться? Научный диалог с Далай-Ламой.

Категория: Библиотека » Популярная психология | Просмотров: 61001

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, PDF
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

ние должно быть увлекательным и интерактивным, оно должно быть эмпирическим, а не дидактическим».
Далай-Лама кивал в знак согласия и приготовился внимательно слушать дальнейшие рассуждения Пола. «Мне кажется, что за последние несколько часов я успел заразиться оптимизмом Ричи. Теперь я верю, что если мы приложим необходимые усилия, то наша методика из
менения человеческой сущности окажется успешной. И тогда спрос на нее будет просто невообразимым, поскольку потребность в такой методике огромная. Трудно даже представить, сколько людей мечтают изменить свою внутреннюю жизнь и свои отношения с другими людьми.
Нам предлагают множество самых невероятных программ развития личности, но ни одна из них, на мой взгляд, не имеет под собой достаточного научного обоснования и не объединяет то лучшее, что могут предложить Запад и Восток. Надеюсь, мы сможем посвятить значительную часть нашей встречи разработке подробного плана занятий. Я продолжаю настаивать на занятиях для взрослых — ведь именно они занимают ответственные посты и принимают никуда не годные и часто жестокие решения».
Ричи добавил: «Во время перерыва мы уже говорили о возможности объединения разработки учебной программы такого типа с оценкой изменений в поведении и мозге. Нам необходимо будет показать, что такая программа в случае ее успеха сможет изменить мозг — а вместе с ним и наше поведение — к лучшему. Свидетельства такого рода могут оказаться чрезвычайно убедительными, точно так же как свидетельства пользы физических упражнений для сердца».
«Только представьте, — воскликнул Пол, — спортзалы для развития эмоциональных навыков по всему миру!» Когда смех в комнате утих, он добавил: «Я серьезно! Если люди узнают о такой возможности, от желающих не будет отбою».
«В Тибете такие залы называют монастырями», — бесстрастным тоном заметил Алан.
Пол продолжил: «Мы сможем привлечь людей, которые покупают такие книги, как „Искусство счастья" и „Эмоциональный интеллект". Огромное количество лю
дей жаждет получить нечто большее, чем простые книги. Чтение — это только первый шаг; теперь нам нужно предложить им нечто такое, чем они могли бы заняться на практике».
У Оуэна родилась идея: «Его Святейшество просил подыскать название для этой программы, в связи с чем я вспомнил о древнегреческом термине „эвдемония", который использовал в свое время святой Августин. У этого слова нет религиозного подтекста. Оно старо как мир, но означает как раз то, о чем мы говорим, — человеческое процветание. Именно к этому мы всегда стремимся, хотя наша система образования никогда не способствовала достижению этой цели».
«Эвдемония — это учебное заведение? — пошутил я. — Как гимназия?»
«Возвращаясь к замечанию Ричи, — сказал Пол, — хочу сказать, что, когда вы в первый раз берете в руки теннисную ракетку, вам не всегда удается перебить мяч через сетку. Но по мере обретения навыков у вас в мозге происходят изменения. Так что нам нужно стать игроками в эмоциональный теннис — овладеть эмоциональными навыками. Не знаю, стоит ли сейчас углубляться в детали этой программы...»
«Мяч у тебя, бей», — подбодрил я его.
Пол продолжил: «Во-первых, нам нужно научить людей быть более чувствительными к мельчайшим проявлениям эмоций в других людях, в их лицах, голосах и позах. Теперь у нас есть такие методики, и мы знаем, что научиться этому довольно легко. Многие этого не умеют, но всего за несколько часов мы можем научить любого.
Во-вторых, необходимо обучать людей внутренней чувствительности к эмоциям, умению распознавать эмоции в самом начале. Разные эмоции вызывают разные физические ощущения, и вы можете научить людей распозна
вать ощущения тела. Это немного труднее, но ключом к успеху является способность к самоанализу. Эффективные методики обучения у нас тоже есть».
«Медитация на осознавании телесных ощущений дает то же самое», — заметил я.
«Третий элемент, — продолжил Пол, — можно позаимствовать у покойного профессора Нормана Кагана, который разработал программу „Воспоминания о процессе межличностного общения"*. Вы выбираете двух людей — чаще всего мужа и жену, но можно и любых других двух людей, которые хорошо знают друг друга и заботятся друг о друге. Далее вы записываете на видео ситуацию, когда они пытаются уладить какой-либо конфликт. После того как конфликт будет улажен и они придут к общему согласию — в этом цель, — каждый из них просмотрит запись вместе с ассистентом, который попросит их раскрыться и рассказать о чувствах, которые они переживали, но не высказали, о реакциях на поведение другого участника конфликта и о том, что происходило, когда они теряли контроль над собой. Эта процедура проводится с каждым участником в отдельности. Затем их снова сводят вместе и еще раз прокручивают запись разговора.
Я не заставляю вас в точности копировать этот метод. Но суть его в том, чтобы предоставить людям возможность регулярно практиковаться в разрешении эмоциональных конфликтов с помощью инструкторов, которые помогут им лучше понять процесс и опробовать новые способы поведения в конфликтных ситуациях. Эта программа получила довольно широкое распространение,
* Каган H. Влияние человеческого взаимодействия: восемнадцать лет реализации программы «Воспоминания о процессе межличностного общения» (Norman Kagan, «Influencing Human Interaction — Eighteen Years with Interpersonal Process Recall») // Психотерапевтическое наблюдение: теория, исследования и практика: Сборник / Под ред. А.К. Xecca (A.K. Hess, ed., Psychotherapy Supervision: Theory, Research and Practice. New York: John Wiley and Sons, 1991).
особенно среди тюремных надсмотрщиков в некоторых штатах».
Джин Цай, которая должна была представить свою презентацию на следующий день, очень внимательно выслушала все сказанное и решила изложить свою точку зрения: «Многие из предлагаемых методик уже используются в западной психотерапии. Например, методика Нормана Кагана применялась в работе с супружескими парами, у которых возникали проблемы во взаимоотношениях. Кроме того, мы можем позаимствовать кое-что из когнитивной поведенческой терапии. Многие люди не осознают, каким образом их мысли связаны с эмоциями, что приводит к специфическим изменениям в поведении. Ключ к успешному использованию этих психотерапевтических методик в том, чтобы применять их в работе с людьми, которые не страдают психологическими расстройствами и не считают, что у них есть какие-то проблемы».
«В Тибете мы подходим к вопросу самооценки несколько иначе, чем на Западе, — заметил Алан. — С буддийской точки зрения мы все „больны". Вот поэтому мы все и страдаем».
Эмоциональное обучение в бизнесе
«Мне кажется, что реализовать программу для взрослых будет весьма проблематично, поскольку их очень трудно заинтересовать, — сказал Маттье. — Я не хочу сказать, что нам следует пожертвовать целым поколением, но совершенно очевидно, что если мы начнем со школы, то люди быстрее оценят полезность такого обу- v чения. А затем мы сможем создать аналогичные школы для взрослых. А как еще мы можем привлечь внимание взрослых, помимо использования средств массовой информации?»
«Маттье затронул очень важный вопрос, — сказал Марк, — и может быть, ты, Дэн, попробуешь найти на него ответ. Какую пользу может получить промышленность от работников с высоким эмоциональным интеллектом? Одна из проблем, с которыми мы столкнулись в работе с детьми — и я сам на собственном опыте, — заключается в необходимости регулярной практики; люди ничему не могут научиться на разовых занятиях. Такие занятия должны проводиться ежедневно или хотя бы регулярно. Кроме того, чтобы привлечь людей, нужны убедительные стимулы. Меняться очень тяжело, и поэтому курсы по выходным могут оказаться попросту неэффективными.
Как раз здесь мы можем многое почерпнуть в буддийской практике многократного повторения. Как эффективнее выстроить модель, включающую многократное повторение? Мне кажется, что нам следует обратить внимание на промышленную сферу, поскольку люди, работающие на предприятиях, ходят на работу



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • За что отвечают гиппокамп и миндалевидное тело. - Функции мозга
  • Неприятные переживания, которые указывают на то, что Вы развиваетесь в правильном направлении
  • Константин Бурсаков. Социальный мазохизм
  • Далит Алла. Роль гнева в прохождении жизненных кризисов
  • Какие последствия приворота мужчины?
  • Краткосрочная психотерапия: психоанализ или внушение
  • Егор Горд. Как развить уверенность в себе и стать сильной личностью?
  • Прист С. Теории сознания.
  • Нейроэстетика: как произведения искусства влияют на мозг
  • Так называемая «очистка ног» как способ успокаивающего поведения
  • Девять привычек уверенных в себе людей
  • Последствия приворота для заказчика и жертвы
  • К чему снятся осы
  • Притча «Злюка Джессика»
  • Р. Мендиус. Что такое эмпатия и как ее развивать
  • К чему снится нож
  • К чему снится гроб
  • К чему снятся семечки
  • Формы невербального поведения ног и стоп. «Счастливые стопы».
  • К чему снятся глисты?
  • Последствия отворота
  • Тест «Коммуникативная компетентность».
  • К чему снится есть мороженое
  • Бэйдер Э., Пирсон П. 7 стратегий установления позитивного контакта в терапии пар
  • Почему чешется? Что означает чесание у людей?
  • Как эмоции растекаются в мозге
  • Закономерности психических систем
  • Активность мозга помогает находить преступников
  • Идентификация; Identification; Identifizierang
  • Игры, в которые играют семейные пары
  • Притча «Человек и его цели»
  • Хлебова Вероника. Стать Родителем самому себе
  • Важные вопросы, которые могут быть заданы, в тот или иной период работы психолога с клиентом.
  • Притча «Что такое Любовь?»
  • Яна Франк. Что такое мотивация и где ее берут?
  • Притча «Король или раб»
  • Восемь подсознательных ошибок мозга и как их избежать
  • Бойдек Екатерина. Сказочка про девочку, или коротко о насилии, созависимости и пути выздоровления
  • Заговоры на любовь и их негативные последствия
  • Бетти Эриксон, Сергей Ваховски. Универсальная техника для избавления от затруднений в психической сфере
  • П. Федоренко, И. Качай. Искаженное мышление, порождающее негативные эмоции
  • Как работает мозг программистов
  • Нейропсихология: почему мы понимаем других?
  • «Администратор гостиницы».
  • Блаватская Е.П. Является ли самоубийство преступлением?
  • К чему снятся голуби
  • Упражнение «Метафора коллектива как живого организма».
  • Ледбитер Ч.У. Сны. Что это такое и как они вызываются.
  • Последствия заговора на месячную кровь
  • Кое-что об отношениях людей



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь