Гоулдман Дэниел. Деструктивные эмоции. Как с ними справиться? Научный диалог с Далай-Ламой.

Категория: Библиотека » Популярная психология | Просмотров: 60416

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, PDF
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

ние должно быть увлекательным и интерактивным, оно должно быть эмпирическим, а не дидактическим».
Далай-Лама кивал в знак согласия и приготовился внимательно слушать дальнейшие рассуждения Пола. «Мне кажется, что за последние несколько часов я успел заразиться оптимизмом Ричи. Теперь я верю, что если мы приложим необходимые усилия, то наша методика из
менения человеческой сущности окажется успешной. И тогда спрос на нее будет просто невообразимым, поскольку потребность в такой методике огромная. Трудно даже представить, сколько людей мечтают изменить свою внутреннюю жизнь и свои отношения с другими людьми.
Нам предлагают множество самых невероятных программ развития личности, но ни одна из них, на мой взгляд, не имеет под собой достаточного научного обоснования и не объединяет то лучшее, что могут предложить Запад и Восток. Надеюсь, мы сможем посвятить значительную часть нашей встречи разработке подробного плана занятий. Я продолжаю настаивать на занятиях для взрослых — ведь именно они занимают ответственные посты и принимают никуда не годные и часто жестокие решения».
Ричи добавил: «Во время перерыва мы уже говорили о возможности объединения разработки учебной программы такого типа с оценкой изменений в поведении и мозге. Нам необходимо будет показать, что такая программа в случае ее успеха сможет изменить мозг — а вместе с ним и наше поведение — к лучшему. Свидетельства такого рода могут оказаться чрезвычайно убедительными, точно так же как свидетельства пользы физических упражнений для сердца».
«Только представьте, — воскликнул Пол, — спортзалы для развития эмоциональных навыков по всему миру!» Когда смех в комнате утих, он добавил: «Я серьезно! Если люди узнают о такой возможности, от желающих не будет отбою».
«В Тибете такие залы называют монастырями», — бесстрастным тоном заметил Алан.
Пол продолжил: «Мы сможем привлечь людей, которые покупают такие книги, как „Искусство счастья" и „Эмоциональный интеллект". Огромное количество лю
дей жаждет получить нечто большее, чем простые книги. Чтение — это только первый шаг; теперь нам нужно предложить им нечто такое, чем они могли бы заняться на практике».
У Оуэна родилась идея: «Его Святейшество просил подыскать название для этой программы, в связи с чем я вспомнил о древнегреческом термине „эвдемония", который использовал в свое время святой Августин. У этого слова нет религиозного подтекста. Оно старо как мир, но означает как раз то, о чем мы говорим, — человеческое процветание. Именно к этому мы всегда стремимся, хотя наша система образования никогда не способствовала достижению этой цели».
«Эвдемония — это учебное заведение? — пошутил я. — Как гимназия?»
«Возвращаясь к замечанию Ричи, — сказал Пол, — хочу сказать, что, когда вы в первый раз берете в руки теннисную ракетку, вам не всегда удается перебить мяч через сетку. Но по мере обретения навыков у вас в мозге происходят изменения. Так что нам нужно стать игроками в эмоциональный теннис — овладеть эмоциональными навыками. Не знаю, стоит ли сейчас углубляться в детали этой программы...»
«Мяч у тебя, бей», — подбодрил я его.
Пол продолжил: «Во-первых, нам нужно научить людей быть более чувствительными к мельчайшим проявлениям эмоций в других людях, в их лицах, голосах и позах. Теперь у нас есть такие методики, и мы знаем, что научиться этому довольно легко. Многие этого не умеют, но всего за несколько часов мы можем научить любого.
Во-вторых, необходимо обучать людей внутренней чувствительности к эмоциям, умению распознавать эмоции в самом начале. Разные эмоции вызывают разные физические ощущения, и вы можете научить людей распозна
вать ощущения тела. Это немного труднее, но ключом к успеху является способность к самоанализу. Эффективные методики обучения у нас тоже есть».
«Медитация на осознавании телесных ощущений дает то же самое», — заметил я.
«Третий элемент, — продолжил Пол, — можно позаимствовать у покойного профессора Нормана Кагана, который разработал программу „Воспоминания о процессе межличностного общения"*. Вы выбираете двух людей — чаще всего мужа и жену, но можно и любых других двух людей, которые хорошо знают друг друга и заботятся друг о друге. Далее вы записываете на видео ситуацию, когда они пытаются уладить какой-либо конфликт. После того как конфликт будет улажен и они придут к общему согласию — в этом цель, — каждый из них просмотрит запись вместе с ассистентом, который попросит их раскрыться и рассказать о чувствах, которые они переживали, но не высказали, о реакциях на поведение другого участника конфликта и о том, что происходило, когда они теряли контроль над собой. Эта процедура проводится с каждым участником в отдельности. Затем их снова сводят вместе и еще раз прокручивают запись разговора.
Я не заставляю вас в точности копировать этот метод. Но суть его в том, чтобы предоставить людям возможность регулярно практиковаться в разрешении эмоциональных конфликтов с помощью инструкторов, которые помогут им лучше понять процесс и опробовать новые способы поведения в конфликтных ситуациях. Эта программа получила довольно широкое распространение,
* Каган H. Влияние человеческого взаимодействия: восемнадцать лет реализации программы «Воспоминания о процессе межличностного общения» (Norman Kagan, «Influencing Human Interaction — Eighteen Years with Interpersonal Process Recall») // Психотерапевтическое наблюдение: теория, исследования и практика: Сборник / Под ред. А.К. Xecca (A.K. Hess, ed., Psychotherapy Supervision: Theory, Research and Practice. New York: John Wiley and Sons, 1991).
особенно среди тюремных надсмотрщиков в некоторых штатах».
Джин Цай, которая должна была представить свою презентацию на следующий день, очень внимательно выслушала все сказанное и решила изложить свою точку зрения: «Многие из предлагаемых методик уже используются в западной психотерапии. Например, методика Нормана Кагана применялась в работе с супружескими парами, у которых возникали проблемы во взаимоотношениях. Кроме того, мы можем позаимствовать кое-что из когнитивной поведенческой терапии. Многие люди не осознают, каким образом их мысли связаны с эмоциями, что приводит к специфическим изменениям в поведении. Ключ к успешному использованию этих психотерапевтических методик в том, чтобы применять их в работе с людьми, которые не страдают психологическими расстройствами и не считают, что у них есть какие-то проблемы».
«В Тибете мы подходим к вопросу самооценки несколько иначе, чем на Западе, — заметил Алан. — С буддийской точки зрения мы все „больны". Вот поэтому мы все и страдаем».
Эмоциональное обучение в бизнесе
«Мне кажется, что реализовать программу для взрослых будет весьма проблематично, поскольку их очень трудно заинтересовать, — сказал Маттье. — Я не хочу сказать, что нам следует пожертвовать целым поколением, но совершенно очевидно, что если мы начнем со школы, то люди быстрее оценят полезность такого обу- v чения. А затем мы сможем создать аналогичные школы для взрослых. А как еще мы можем привлечь внимание взрослых, помимо использования средств массовой информации?»
«Маттье затронул очень важный вопрос, — сказал Марк, — и может быть, ты, Дэн, попробуешь найти на него ответ. Какую пользу может получить промышленность от работников с высоким эмоциональным интеллектом? Одна из проблем, с которыми мы столкнулись в работе с детьми — и я сам на собственном опыте, — заключается в необходимости регулярной практики; люди ничему не могут научиться на разовых занятиях. Такие занятия должны проводиться ежедневно или хотя бы регулярно. Кроме того, чтобы привлечь людей, нужны убедительные стимулы. Меняться очень тяжело, и поэтому курсы по выходным могут оказаться попросту неэффективными.
Как раз здесь мы можем многое почерпнуть в буддийской практике многократного повторения. Как эффективнее выстроить модель, включающую многократное повторение? Мне кажется, что нам следует обратить внимание на промышленную сферу, поскольку люди, работающие на предприятиях, ходят на работу



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Пол Экман. Распознавание мимики детьми
  • Аудиоландшафт наших чувств. Значение эмоциональных возгласов
  • Эмоция; emotion
  • Дж. Хессон. Позитивное мышление и развитие эмоционального интеллекта
  • Пол Экман, Уоллес Фризен. Исследование выражения эмоций на лице. - Пол Экман
  • Разрядка; discharge
  • Визуальные образы усиливают эмоции при афантазии
  • Редактор. Дети и эмоции.
  • Как эмоции растекаются в мозге
  • Пол Экман. Поведение под влиянием эмоций - Пол Экман
  • Лободенко Наталья Леонидовна. 6 этапов обучения эмоциональной грамотности
  • Эмоция; Emotion; Emotion
  • Бенджамин Роу. Необходимые навыки магии
  • Р. Мендиус. Что такое эмпатия и как ее развивать
  • Аффект; affect
  • Каким женщинам больше доверяют мужчины
  • Сергей Воронков. Что такое «Душа»? (или «Психология, наука — о чем?»)
  • Е.И. Головаха, Н.В. Панина. Психология эмоций. Управление эмоциями. - Из цикла "Психология успеха"
  • Мимика как индикатор эмоций
  • Притча «Вопрос ламе»
  • Х. Рудигер, С. Виттманн. Что значит «уверенность в себе»
  • Как спорт помогает снять стресс
  • Ильин Е.П. Эмоции и чувства
  • Уманец Дарья Сергеевна. Информационное занятие с элементами практикума «Эмоциональная компетентность»
  • Притча «Один из пяти»
  • С. Шабанов, А. Алешина. Управление эмоциями других и манипуляции
  • Иган Дж. Слушание и понимание вербальных сообщений: практические рекомендации
  • Ильин Е. П. Эмоции и чувства
  • Неприятные переживания, которые указывают на то, что Вы развиваетесь в правильном направлении
  • Невербальная коммуникация и язык жестов
  • Цобехия Анна Юрьевна. Развитие эмоций у детей дошкольного возраста
  • Прист С. Теории сознания.
  • Игры, в которые играют семейные пары
  • Соматизация
  • К чему снится целоваться?
  • Раппорт; Rapport; Rapport
  • Возможна ли дружба между мужчиной и женщиной
  • Анна Березовская. Эмоции — путь к завоеванию мужчины
  • Игорь Исаев. Как управлять эмоциями - И. Исаев
  • Психолог - «Родители, будьте примером ребёнку»
  • Ирина Залесская. Навязчивое негативное мышление и как с ним бороться. - Психология для всех
  • Яна Франк. Что такое мотивация и где ее берут?
  • Важные вопросы, которые могут быть заданы, в тот или иной период работы психолога с клиентом.
  • Психолингвистика: как язык определяет наше внимание
  • К чему снится ссора?
  • К чему снятся трупы?
  • Анна Гаврилюк. Нужна ли честность в нашей жизни?
  • Елена Марчевская. Разрешение конфликтов умом и сердцем
  • Гадание по дате рождения
  • Сторителлинг как эволюционное преимущество или Почему мы рассказываем истории?



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь