Гоулдман Дэниел. Деструктивные эмоции. Как с ними справиться? Научный диалог с Далай-Ламой.

Категория: Библиотека » Популярная психология | Просмотров: 61489

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, PDF
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

ние должно быть увлекательным и интерактивным, оно должно быть эмпирическим, а не дидактическим».
Далай-Лама кивал в знак согласия и приготовился внимательно слушать дальнейшие рассуждения Пола. «Мне кажется, что за последние несколько часов я успел заразиться оптимизмом Ричи. Теперь я верю, что если мы приложим необходимые усилия, то наша методика из
менения человеческой сущности окажется успешной. И тогда спрос на нее будет просто невообразимым, поскольку потребность в такой методике огромная. Трудно даже представить, сколько людей мечтают изменить свою внутреннюю жизнь и свои отношения с другими людьми.
Нам предлагают множество самых невероятных программ развития личности, но ни одна из них, на мой взгляд, не имеет под собой достаточного научного обоснования и не объединяет то лучшее, что могут предложить Запад и Восток. Надеюсь, мы сможем посвятить значительную часть нашей встречи разработке подробного плана занятий. Я продолжаю настаивать на занятиях для взрослых — ведь именно они занимают ответственные посты и принимают никуда не годные и часто жестокие решения».
Ричи добавил: «Во время перерыва мы уже говорили о возможности объединения разработки учебной программы такого типа с оценкой изменений в поведении и мозге. Нам необходимо будет показать, что такая программа в случае ее успеха сможет изменить мозг — а вместе с ним и наше поведение — к лучшему. Свидетельства такого рода могут оказаться чрезвычайно убедительными, точно так же как свидетельства пользы физических упражнений для сердца».
«Только представьте, — воскликнул Пол, — спортзалы для развития эмоциональных навыков по всему миру!» Когда смех в комнате утих, он добавил: «Я серьезно! Если люди узнают о такой возможности, от желающих не будет отбою».
«В Тибете такие залы называют монастырями», — бесстрастным тоном заметил Алан.
Пол продолжил: «Мы сможем привлечь людей, которые покупают такие книги, как „Искусство счастья" и „Эмоциональный интеллект". Огромное количество лю
дей жаждет получить нечто большее, чем простые книги. Чтение — это только первый шаг; теперь нам нужно предложить им нечто такое, чем они могли бы заняться на практике».
У Оуэна родилась идея: «Его Святейшество просил подыскать название для этой программы, в связи с чем я вспомнил о древнегреческом термине „эвдемония", который использовал в свое время святой Августин. У этого слова нет религиозного подтекста. Оно старо как мир, но означает как раз то, о чем мы говорим, — человеческое процветание. Именно к этому мы всегда стремимся, хотя наша система образования никогда не способствовала достижению этой цели».
«Эвдемония — это учебное заведение? — пошутил я. — Как гимназия?»
«Возвращаясь к замечанию Ричи, — сказал Пол, — хочу сказать, что, когда вы в первый раз берете в руки теннисную ракетку, вам не всегда удается перебить мяч через сетку. Но по мере обретения навыков у вас в мозге происходят изменения. Так что нам нужно стать игроками в эмоциональный теннис — овладеть эмоциональными навыками. Не знаю, стоит ли сейчас углубляться в детали этой программы...»
«Мяч у тебя, бей», — подбодрил я его.
Пол продолжил: «Во-первых, нам нужно научить людей быть более чувствительными к мельчайшим проявлениям эмоций в других людях, в их лицах, голосах и позах. Теперь у нас есть такие методики, и мы знаем, что научиться этому довольно легко. Многие этого не умеют, но всего за несколько часов мы можем научить любого.
Во-вторых, необходимо обучать людей внутренней чувствительности к эмоциям, умению распознавать эмоции в самом начале. Разные эмоции вызывают разные физические ощущения, и вы можете научить людей распозна
вать ощущения тела. Это немного труднее, но ключом к успеху является способность к самоанализу. Эффективные методики обучения у нас тоже есть».
«Медитация на осознавании телесных ощущений дает то же самое», — заметил я.
«Третий элемент, — продолжил Пол, — можно позаимствовать у покойного профессора Нормана Кагана, который разработал программу „Воспоминания о процессе межличностного общения"*. Вы выбираете двух людей — чаще всего мужа и жену, но можно и любых других двух людей, которые хорошо знают друг друга и заботятся друг о друге. Далее вы записываете на видео ситуацию, когда они пытаются уладить какой-либо конфликт. После того как конфликт будет улажен и они придут к общему согласию — в этом цель, — каждый из них просмотрит запись вместе с ассистентом, который попросит их раскрыться и рассказать о чувствах, которые они переживали, но не высказали, о реакциях на поведение другого участника конфликта и о том, что происходило, когда они теряли контроль над собой. Эта процедура проводится с каждым участником в отдельности. Затем их снова сводят вместе и еще раз прокручивают запись разговора.
Я не заставляю вас в точности копировать этот метод. Но суть его в том, чтобы предоставить людям возможность регулярно практиковаться в разрешении эмоциональных конфликтов с помощью инструкторов, которые помогут им лучше понять процесс и опробовать новые способы поведения в конфликтных ситуациях. Эта программа получила довольно широкое распространение,
* Каган H. Влияние человеческого взаимодействия: восемнадцать лет реализации программы «Воспоминания о процессе межличностного общения» (Norman Kagan, «Influencing Human Interaction — Eighteen Years with Interpersonal Process Recall») // Психотерапевтическое наблюдение: теория, исследования и практика: Сборник / Под ред. А.К. Xecca (A.K. Hess, ed., Psychotherapy Supervision: Theory, Research and Practice. New York: John Wiley and Sons, 1991).
особенно среди тюремных надсмотрщиков в некоторых штатах».
Джин Цай, которая должна была представить свою презентацию на следующий день, очень внимательно выслушала все сказанное и решила изложить свою точку зрения: «Многие из предлагаемых методик уже используются в западной психотерапии. Например, методика Нормана Кагана применялась в работе с супружескими парами, у которых возникали проблемы во взаимоотношениях. Кроме того, мы можем позаимствовать кое-что из когнитивной поведенческой терапии. Многие люди не осознают, каким образом их мысли связаны с эмоциями, что приводит к специфическим изменениям в поведении. Ключ к успешному использованию этих психотерапевтических методик в том, чтобы применять их в работе с людьми, которые не страдают психологическими расстройствами и не считают, что у них есть какие-то проблемы».
«В Тибете мы подходим к вопросу самооценки несколько иначе, чем на Западе, — заметил Алан. — С буддийской точки зрения мы все „больны". Вот поэтому мы все и страдаем».
Эмоциональное обучение в бизнесе
«Мне кажется, что реализовать программу для взрослых будет весьма проблематично, поскольку их очень трудно заинтересовать, — сказал Маттье. — Я не хочу сказать, что нам следует пожертвовать целым поколением, но совершенно очевидно, что если мы начнем со школы, то люди быстрее оценят полезность такого обу- v чения. А затем мы сможем создать аналогичные школы для взрослых. А как еще мы можем привлечь внимание взрослых, помимо использования средств массовой информации?»
«Маттье затронул очень важный вопрос, — сказал Марк, — и может быть, ты, Дэн, попробуешь найти на него ответ. Какую пользу может получить промышленность от работников с высоким эмоциональным интеллектом? Одна из проблем, с которыми мы столкнулись в работе с детьми — и я сам на собственном опыте, — заключается в необходимости регулярной практики; люди ничему не могут научиться на разовых занятиях. Такие занятия должны проводиться ежедневно или хотя бы регулярно. Кроме того, чтобы привлечь людей, нужны убедительные стимулы. Меняться очень тяжело, и поэтому курсы по выходным могут оказаться попросту неэффективными.
Как раз здесь мы можем многое почерпнуть в буддийской практике многократного повторения. Как эффективнее выстроить модель, включающую многократное повторение? Мне кажется, что нам следует обратить внимание на промышленную сферу, поскольку люди, работающие на предприятиях, ходят на работу



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Ольга Хохлюшкина. Основные теоретические подходы к коррекционно – педагогической работе по развитию зрительного восприятия у детей с нарушением зрения
  • Пятигорский Александр. ЛЕКЦИИ ПО БУДДИЙСКОЙ ФИЛОСОФИИ
  • Ханова Миляуша Ринадовна. Организация свободного пространства для развития зрительного восприятия детей с нарушениями зрения
  • Светлана Пожарская. Франсиско Франко и его время
  • Щербатской Ф.И. КОНЦЕПЦИЯ БУДДИЙСКОЙ НИРВАНЫ
  • Пулатова Резеда Ильясовна. Развитие зрительного восприятия у дошкольников с нарушением зрения
  • Развитие восприятия у детей дошкольного возраста с отклоняющимся развитием. Из опыта работы.
  • Чепурина Светлана Викторовна. ОРНАМЕНТАЛЬНО-ДЕКОРАТИВНАЯ ФОРМА ДЕТСКОГО РИСУНКА
  • Раппорт; Rapport; Rapport
  • Психическая реальность; Psychic reality; Psychische Wirklichkeit
  • Объект; object
  • Ильина Марина Васильевна. Сенсорное развитие детей раннего возраста: «Изучение света, как способ развития зрительного восприятия»
  • Образ; Image; Bild
  • Тождество восприятия — тождество мысли; perceptual identity — thought identity
  • Погодин И.А. Психологические механизмы формирования феноменологического поля
  • Франсиско Сервер Рисунок для начинающих
  • Имаго; Imago
  • Возрождение или перерождение; Rebirth; Erneuerung; Wiedergeburt
  • Рикунова Лариса Петровна. Лето — с пользой для развития детей с нарушением зрения
  • Понкратьева Юлия Андреевна. Для родителей средней группы «Возраст почемучек».
  • Йегуда Ашлаг. Материя и форма в Каббале
  • Четыре стадии развития компании.
  • Бимбат С.Д. Психоанализ и религия: о границах исследования религиозного опыта пациентов в психотерапевтической практике
  • Закономерности психических систем
  • Притча «Один Бог и один»
  • Упражнение «Метафора коллектива как живого организма».
  • Чимитдоржиев В.Л. Основы буддийской культуры. 4-5 классы.
  • Индивидуация; Tndividuation; восамление
  • Р. Лихи. Оcознанность как духовная практика и способ восприятия мира
  • Проекция; Projection; Projektion
  • Чопра Дипак. Квантовая альтернатива старению: десять установок для жизни
  • Чопра Дипак. Квантовая альтернатива старению: десять установок для жизни
  • Комисова Тамара Сергеевна. Этапы развития фонематического восприятия.
  • Шарипова Эльмира Расимовна. Конспект коррекционного занятия по развитию зрительного восприятия «Олимпийские виды спорта»
  • Нейроэстетика: как произведения искусства влияют на мозг
  • Испытание реальности; reality-testing
  • Нейропсихология: почему мы понимаем других?
  • Биркхойзер-Оэри С. Мать как судьба
  • Щербатской Ф.И. ЦЕНТРАЛЬНАЯ КОНЦЕПЦИЯ БУДДИЗМА И ЗНАЧЕНИЕ ТЕРМИНА "ДХАРМА"
  • Р. Мендиус. Что такое эмпатия и как ее развивать
  • Притча «Вопрос ламе»
  • О. Н. Салеева, Т. А. Шибаршина. Формирование зрительно — пространственного восприятия у детей с частичной потерей зрения через использование офтальмотренажёров
  • Елена Марчевская. Разрешение конфликтов умом и сердцем
  • Мишина Надежда Васильевна. Развитие восприятия музыки у детей дошкольного возраста.
  • Воспитание с точки зрения аналитической психологии
  • Психология восприятия цвета
  • Ощущение; Sensation; Empfindung
  • Роман Буряк. Чем руководствуются лидеры?
  • Савина Людмила Владимировна. Шпаргалку по обучению детей творческому рассказыванию
  • Структура психосоматических расстройств по Уильям Глассеру



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь