Блейхер Вадим Моисеевич, Крук Инна Вадимовна. Толковый словарь психиатрических терминов.

Категория: Библиотека » Психиатрия | Просмотров: 52314

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

Каннабиха—Лиознера симптом [Каннабих Ю.В., Лиознер С.А., 1934]. Псевдогаллюцинации в виде беззвучных окликов, принадлежащих совершенно незнакомым лицам, и обращений к больным по уменьшительному имени. Характерны для начальной или рудиментарно протекающей шизофрении. Рассматривались как специфическое для шизофрении проявление психического автоматизма, разыгрывающегося в одной из сенсорных областей (слуховой).
Каннера синдром. См. Аутизм детский.
Каннера феномен тождества [Kanner L., 1943]. Симптом детского аутизма, проявляющийся стремлением поддерживать неизменной окружающую обстановку. Наиболее ярко проявляется в раннем возрасте. Ребенок, кажущийся отгороженным от действительности и не воспринимающим ничего вокруг, реагирует бурным протестом на мельчайшие изменения обстановки. В основе развивающегося состояния возбуждения лежит страх — от беспокойства до реакции типа паники.
Канцерофобия (лат. cancer — рак, греч. phobos — страх). Навязчивый страх, боязнь заболеть злокачественной опухолью. Разновидность нозофобии. Наблюдается при неврозах навязчивых состояний, ипохондрическом, при психастении.
Капгра синдром [Capgras M.J., 1923]. Характеризуется нарушениями узнавания, идентификации людей. Больной не узнает родственников и знакомых, принимает их за двойников, близнецов или загримированных под них подставных лиц (симптом отрицательного двойника [Vie J., 1930]). В других случаях незнакомые лица воспринимаются как знакомые (симптом положительного двойника [Vie J., 1930]). Часто сочетается с бредовыми трактовками, с феноменами «уже виденного» и «никогда не виденного», явлениями психического автоматизма. Различаются [Шумский Н.Г., 1979] четыре формы К.с.: 1) иллюзорная форма ложного узнавания; 2) иллюзорно-бредовая; 3) бредовая форма (к ней относят бред двойника и Фреголи симптом); 4) ложные узнавания с бредом и сенсорными расстройствами (к ним относится бред интерметаморфозы).
Наблюдается при многих психических заболеваниях и в целом рассматривается как нозологически мало специфичный [Scheid K.F., 1937]. Отмечается нозологическая специфичность отдельных форм К.с. [Шумский Н.Г., 1979]: например, иллюзорная форма характерна для астенических состояний, бредовая — для инволюционной меланхолии и циркулярной депрессии, при шизофрении встречаются все формы, за исключением иллюзорной, и т.д.
Син.: иллюзия Капгра, синдром нераспознания, фантомный синдром двойника, иллюзия двойников, синдром ошибочного узнавания и неузнавания.
Карандаева фотометрический метод определения алкоголя [Карандаев С.И., 1964]. Применяется для количественного определения алкоголя в крови и моче. Основан на том, что при окислительно-восстановительной реакции между алкоголем и гидрохроматом калия хром из шестивалентного переходит в трехвалентное состояние и в присутствии серной кислоты образует синего цвета сульфат хрома. Количественное содержание алкоголя определяется по градации переходных оттенков окраски раствора, в котором произошла реакция.
Кардиазоловый тест. Метод выявления судорожной готовности путем провокации припадков введением внутривенно 2 мл раствора кардиазола, являющегося сильным стимулятором деятельности ЦНС, в первую очередь дыхательного и сосудодвигательного центров. Используется как в клиническом варианте (при судорожной готовности возникают генерализованные припадки), так и при ЭЭГ исследовании.
Кардиазолосудорожная терапия. Метод активной терапии психических заболеваний [Meduna L.J., 1934]. Быстрым введением внутривенно 3-4 мл 10 %-ного раствора кардиазола вызывается развернутый судорожный припадок, наступающий примерно через 5-10 с после инъекции. По своему действию и эффективности близка к ЭСТ. Показания те же: резистентные к лечению инсулином и нейролептикамии формы шизофрении и безуспешно леченные антидепрессантами и принимающие затяжное течение депрессивные состояния. Метод опасен и в настоящее время в психиатрии не применяется.
Кардиофобия (греч. kardia — сердце, phobos — страх) [Kullenkampf С., Bauer A., 1960]. Приступообразно возникающее чувство страха, относящееся к деятельности сердца. Больные испытывают страх остановки сердца, смерти. При объективном исследовании, в том числе и на ЭКГ, признаки нарушения функции сердца не обнаруживаются. Часто наблюдается при невротических ипохондрических развитиях, эндогенной депрессии, реже — при височной эпилепсии.
Карликовость (лат. nanismus). Следствие значительной задержки роста костей при сохранении полной или частичной пропорциональности их строения. Причины К. — недостаточность передней доли гипофиза (гипофизарный нанизм), желез внутренней секреции (нанизм гипотиреоидный, надпочечниковый). К. может быть следствием ряда заболеваний (нанизм почечный, митральный, рахитический и др.). Карликовым считается рост до 130-140 см в зрелом возрасте.
Син.: нанизм, микросомия, наносомия.
Карпентера синдром [Carpenter G., 1909]. Характеризуется сочетанием олигофрении, ожирения и признаков внутриутробной стигматизации. Умственное недоразвитие выражено значительно. Характерно ожирение лица, тела, проксимальных отделов конечностей. Типичны акроцефалия, асимметричность черепа, плоская переносица, гипертелоризм, «антимонголоидный» разрез глаз, латерально смещенный внутренний угол глаза, эпикант, гиперплазия нижней челюсти, синдактилия III-V пальцев кистей, брахимезофалангия, преаксиальная полидактилия, синдактилия пальцев стоп. Имеются предположения о наследственном характере заболевания, обусловленного редким аутосомно-рецессивным мутантным геном. Клиническая картина сходна с Лоренса—Муна—Бидля синдромом (ожирение, гипогенитализм, полидактилия) и с Апера синдромом (акроцефалия, синдактилия), что послужило основанием для гипотезы об их генетическом сходстве [Tamtamy S.A.].
Карстен методика исследования психического пресыщения [Karsten A., 1928]. Экспериментально-психологическая методика для исследования личности в процессе деятельности. Изучаются присущие обследуемому особенности целеобразования, возможность удержания и восстановления побуждения. Обследуемому предлагают выполнять длительное, монотонное задание: например, рисовать черточки или кружочки. Окончание деятельности не регламентируется условиями задания. При этом могут отмечаться появления вариаций деятельности обследуемого, уход от выполнения задания, различные аффективные реакции, появление новых мотивов деятельности и т.д. В нашей стране применяются также модификации методики И.М. Соловьева-Элпидинского [1935], Л.С. Славиной [1960].
Карфология (греч. karphologia — собирание клочков). Прогностически важный преагональный симптом. Характерны автоматизированные движения рук, как бы хватающих пролетающие снежинки или мелкие предметы. При этом отмечаются тяжелые расстройства сознания и нерезко выраженное возбуждение в пределах постели. Наблюдается при мусситирующем делирии, в терминальной стадии тяжелых соматических заболеваний.
«Каска неврастеника» [Charcot J.M.]. Чувство сдавления головы в виде опоясывающей ее повязки, обруча. Обусловлено повышенной чувствительностью рецепторов при астенических состояниях и мышечным напряжением.
Каспера синдром [Casper, 1846]. Навязчивый страх покраснеть в присутствии посторонних, опасение, что это будет замечено.
Син.: эрейтофобия [Бехтерев В.М., 1896; Pitres A., Regis E., 1897].



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Лалакина Татьяна Васильевна. Особенности работы с детьми с ДЦП
  • Паншина Татьяна Сергеевна. «Особенности организации образовательного процесса детей с ДЦП в группах общеразвивающей направленности»
  • Строение головного мозга: важнейшие отделы и их функции
  • Кербиков Олег Васильевич, Коркина Мария Васильевна, Наджаров Рубен Александрович, Снежиевский Андрей Владимирович. Психиатрия.
  • Видеоигры помогают от болезни Альцгеймера
  • Кашапова Гульнара Насиховна. «Вариативность методов воздействия на речевые зоны коры головного мозга»
  • Мужчинам многозадачность дается труднее, чем женщинам
  • Акирова Эльвира Шамильевна. Консультация для родителей «С пальчиками играем – речь развиваем»
  • Маунткасл В. Организующий принцип функции мозга.
  • Влияние на веру в бога нейромодуляции орбитофронтальной коры
  • Хасанова Флюра Зарифовна Разина Ирина Анатольевна. Пальцы помогают говорить
  • Рюта Кавашима. Развитие префронтальной области головного мозга
  • Стуенко Татьяна Геннадьевна. СООБЩЕНИЕ-ПРЕЗЕНТАЦИЯ НА ТЕМУ: «КОНТУРНЫЕ РИСУНКИ КАК ИНСТРУМЕНТ ПРОФИЛАКТИКИ ДИСГРАФИИ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ»
  • Молосаев Дмитрий Николаевич. Повышение общей физической подготовки пловцов с детским церебральным параличом.
  • Демьянов Ю. Г. - Диагностика психических нарушений: Практикум
  • Ячменева Елена Валерьевна. Развитие мелкой моторики рук у детей раннего дошкольного возраста.
  • Деньги и добрые слова действуют на мозг одинаково
  • Панкова Анна Петровна. Использование здоровьесберегающих технологий в работе с умственно отсталыми детьми
  • Ученые нашли источник сознания в мозге человека
  • Корсакова Н., Московичюте Л. Клиническая нейропсихология.
  • Набиуллина Айгуль. Биоэнергопластика как метод в коррекции речевых нарушений.
  • Солмс М. Сознательное Ид
  • Чем отличается мозг умного человека?
  • Шульговский В.В. Физиология высшей нервной деятельности с основами нейробиологии
  • Ангионевроз
  • Исследования одиночества: как работает мозг одиноких людей
  • Манухина Н.М. Социальная дезадаптация пациентов с соматическими заболеваниями как объект психологической коррекции
  • Сарачкевич Галина Викторовна. Перспективное планирование 'Мелкая моторика в развитии речи детей раннего возраста'
  • Изучение иностранных языков делает нас умнее
  • Пориомания; Дромомания
  • Эффект плацебо действует на биохимическом уровне
  • Фисун Е.В. Использование методов краткосрочной стратегической терапии при работе с подростком, перенесшим онкологическое заболевание. Описание клинического случая
  • Лурия А. Р. - Письмо и речь. Нейролингвистические исследования
  • Березовский А.Э., Крайнова Н.Н., Бондарь Н.С. Самосознание психически больных.
  • Бубнова Е. А., Губина Н. В.. Использование авторских пособий для развития межполушарного взаимодействия у детей с ЗПР
  • Зыбцева Елена Александровна. Что такое мелкая моторика и почему так важно её развивать?
  • Е. Ю. Царегородцева, С. О. Васильева. Партнерское взаимодействие психолога, логопеда и родителей в ГБДОУ для детей с речевой патологией
  • Где в мозге находится центр сознания и бодрствования?
  • Дорохова Анна Владимировна Прокофьева Елена Николаевна. Логопедия -Презентация « Особенности зрительного и слухового восприятия при речевых нарушениях»
  • Уварова Виктория Ивановна. Психолого-педагогическое сопровождение личностного развития ребенка с нарушением зрения.
  • Редактор. В какую сторону крутится балерина?
  • Рыжих Татьяна Викторовна Кучеренко Марина Александровна Кутейникова Екатерина Александровна. Мастер-класс для педагогов и родителей «Совершенствование межполушарных связей у детей с ОВЗ»
  • Борис Елена Николаевна. Особенности внимания у детей с общим недоразвитием речи.
  • Становкина Наталья Анатольевна. Развивающее занятие для младшего и старшего дошкольного возраста «ВОЛШЕБНЫЕ ПРЕВРАЩЕНИЯ ОБЫЧНОЙ ПРИЩЕПКИ»
  • Малейчук Г.И. Особенности психотерапевтической работы с клиентами с зависимой структурой личности
  • Как функционирует мозг эрудированного человека
  • Султанова Лилия Вадимовна, Хомякова Алёна Викторовна. Кинезиологические сказки в коррекционной работе с детьми с ОВЗ.
  • Шляпина Светлана Сергеевна. Мастер-класс по взаимодействию родителей и детей. Тема: Изготовление поделки-сувенира «Весёлый гном»
  • Мишкарева Оксана Анатольевна. Доклад на тему: «Технология применения ИЗО терапии в работе детьми с нарушением речи»
  • Диденко Борис Андреевич. Цивилизация каннибаллов.



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь