|
Квинн В. Прикладная психология.Категория: Библиотека » Психология | Просмотров: 379589
Автор: Квинн В.
Название: Прикладная психология. Формат: HTML Язык: Русский Скачать по прямой ссылке ИССЛЕДОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ
Регулярно используемые вами механизмы психологической защиты становятся составной частью вашего стиля регуляции, а значит — и вашей личности. Но если большинство защитных механизмов принадлежит к сфере бессознательного, как же узнать, каким человеком вы в действительности являетесь? Некоторые психоаналитики для изучения сферы бессознательного пользуются гипнозом и анализируют сновидения. Психологи, принадлежащие к другим школам, предлагают другие методы. Оценить личность человека — весьма трудная задача, потому что личность постоянно меняется. У вас могут появиться новые черты характера или такие качества, которых не было несколько лет или даже месяцев назад. Более того, не существует единого теста, который мог бы дать полную и достоверную картину вашей личности в настоящий момент. Но, несмотря на отсутствие универсального теста или метода достоверного описания характеристик личности, психологи могут получить довольно точную оценку, воспользовавшись рядом различных методов. Методы исследования личности Проективный тест. Проективные тесты проводятся с целью выявления бессознательных побуждений и потребностей. Считается, что все люди пользуются проекцией, то есть проецируют свои чувства на других людей или предметы. Один из старейших проективных тестов был разработан в 1921 году Роршахом (Rorschach, 1942). Материалы теста представляют собой набор из десяти карточек, на которых изображены чернильные кляксы. Психолог поочередно показывает испытуемому эти карточки. Применяется метод свободных ассоциаций, то есть при виде кляксы, изображенной на каждой карточке, испытуемый должен сказать первое, что придет ему в голову. Затем психолог интерпретирует ответы испытуемого, пользуясь стандартизованной шкалой. В шкалу интерпретаций теста Роршаха были внесены уточнения. Были обнаружены ответы, типичные для определенных видов расстройств, таких как депрессия и легкая форма шизофрении. Хольцман разработал новый вариант теста Роршаха, получивший название метода клякс Хольцмана (Holtzman, 1975). В проективных тестах другого типа используются картины, на которых изображены люди в реальных жизненных ситуациях, допускающих различные толкования. Из проективных тестов такого типа наиболее широко известен тематический апперцептивный тест (Thematic Apperception Test) — TAT. В этом тесте используются картины неопределенного содержания — например, человек лежащий на диване, а рядом с диваном — другая человеческая фигура, или ребенок, рассматривающий скрипку. Предполагается, что испытуемый проектирует свои бессознательные чувства на персонажей, изображенных на картинах. Существует вариант этого теста, разработанный специально для детей, который называется детским апперцептивным тестом (Children's Apperception Test — CAT). Существует еще один вид проективных тестов — «Нарисуй человека», критикуемый многими психологами. Испытуемому вручают чистый лист бумаги и карандаш или фломастер и просят его нарисовать человека. Личность испытуемого оценивают по характеру и деталям его наброска. Иногда этот тест применяется в расширенном варианте (когда в него включают задания изобразить по отдельности еще дом и дерево). Из всех проективных тестов тесты этого типа дают самые неточные результаты. По данным исследований Крессена (Cressen, 1978), интерпретация рисунков сильно зависит от художественных способностей испытуемых. Проективный тест: тест личности с использованием неоднозначных стимулов, разработанный для оценки бессознательных чувств. Рис. 9.5. В тематических апперцептивных тестах используются картины, содержание которых может быть истолковано по-разному. Испытуемых просят описать каждую картину, проецируя свои собственные чувства на изображенные на картинах персонажи. (© 1943 by the President and Fellows of Harvard College; © 1971 by Henry A. Murray) Есть целый ряд других проективных тестов, допускающих прямые ответы. В тестах с применением метода вербальных ассоциации психологи предлагают испытуемому серию слов, а он после каждого названного слова должен сказать первое же слово, которое придет ему в голову. В другом проективном тесте испытуемому предлагается закончить предложения, например: • «Я всегда очень волнуюсь из-за _________________________ • «Когда я расстроен,я ______________________________ • «Самое счастливое время для меня — ____________________ Главным недостатком всех проективных тестов является субъективный характер интерпретации ответов. Четкие правила их интерпретации разработаны только для тестов Роршаха, Хольцмана и ТАТ. Тем не менее многие психологи считают, что, несмотря на все недостатки проективных тестов, с них хорошо начинать серию предлагаемых испытуемому тестов. Также они помогают человеку начать говорить о своих проблемах. Опросники. Цель опросников — выявление свойственных испытуемому черт характера. Каждому вручают перечень утверждений, касающихся характеристик личности, например: «В группе я чувствую себя лучше всего тогда, когда я — главный» или «Мне больше нравится побыть дома одному, чем пойти на веселую вечеринку». Испытуемый должен решить, являются ли данные утверждения для него истинными, ложными или истинными лишь до определенной степени. Наиболее популярен и широко известен Миннесотский многофакторный личностный опросник, сокращенно MMPI (Minnesota Multiphasic Personality Inventory)— объемный тест, включающий в себя 550 вопросов. MMPI проводится в основном с целью диагностики людей, страдающих психическими заболеваниями, поскольку характер их ответов на вопросы отличается от характера ответов нормальных людей. Другой опросник, известный под названием Калифорнийский или CPI (California Psychological Inventory), был разработан для определения черт, не относящихся к патологическим — самоприятие, чувство благополучия, самоконтроль, терпимость и ответственность. Несмотря на то что тест CPI проводится в основном с целью оценки личностных характеристик, в него входят также вопросы, касающиеся оценки интеллекта и достижений. В тестах обоих видов существует специальная шкала для выявления людей, которые, пытаясь произвести хорошее впечатление, прибегают ко лжи. Тем не менее при прохождении этих тестов некоторые негативные характеристики личности можно скрыть. Ответы на вопросы этих анкет зависят от того, насколько хорошо вы можете вспомнить свое поведение в определенных ситуациях и определяющие его установки. Часто при прохождении тестов люди понимают, что не могут разобраться в причинах собственного поведения. Вам, конечно, встречались и так называемые «тесты» в популярных журналах и газетах. Хотя эти быстрые опросники довольно забавны и интересны, полученные с их помощью оценки личности обычно малодостоверны. Ситуационные тесты и наблюдение за поведением испытуемого. Самым распространенным примером ситуационных тестов с наблюдением за поведением испытуемого является интервью. Психолог тщательно наблюдает за поведением интервьюируемого субъекта, обращая особое внимание на то, как он адаптируется к ситуации. Существуют различные стили проведения интервью. Иногда структура интервью определена заранее и интервьюируемый должен ответить на ряд специально разработанных вопросов. В других случаях интервью проводится в свободной обстановке и направление разговора выбирает сам интервьюируемый. Кроме этих крайних случаев существует множество промежуточных вариантов. (Подробнее об интервью будет рассказано в заключительной главе учебника.) Независимо от стиля интервью, психолог не может быть абсолютно уверен, что интервьюируемый субъект в реальной жизненной ситуации, аналогичной обсуждаемой, будет вести себя так же. Некоторые люди во время интервью скрывают свое истинное «Я» под той или иной маской. Иногда психологи наблюдают за людьми, находящимися в естественных условиях, и записывают, какие формы поведения они демонстрируют. Например, психолог может наблюдать за игрой двух пятилетних девочек. Он отмечает все проявления агрессии, когда кто-либо из девочек дерется, лягается или толкается. Психолог также фиксирует в своих записях все случаи, когда одна из девочек плачет, дразнит другую или пытается поставить ее в неловкое положение. Изредка психологи пользуются ситуационными тестами, когда человека специально ставят в такое положение, что он испытывает фрустрацию. В одних случаях испытуемых просят в течение долгого времени заниматься каким-нибудь скучным делом, например сортировать пуговицы по коробкам. В других случаях человек должен выполнить сложное задание в условиях нехватки времени. В то время как испытуемый пытается, например, собрать из деталей замысловатую конструкцию, психолог постоянно напоминает ему: «У вас осталось только две минуты; всего одна минута; теперь — 45 секунд» и, наконец, «осталось только 8 секунд». Во время ситуационного теста психолог наблюдает за тем, как испытуемый реагирует на фрустрацию, и записывает свои наблюдения. Связаться с администратором Похожие публикации: Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|