Леонова А.В., Чернышева О.В. Психология труда и организационная психология. Современное состояние и перспективы развития.

Категория: Библиотека » Бизнес-психология | Просмотров: 52642

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

Измерения переживания профессионального стресса включали Удовлетворенность трудом и профессиональное самоуважение. Еще пять позиций были связаны с измерением воздействия трудовой деятельности (конфликт между работой и досугом, ролевой конфликт, отношение к качеству, ответственность и профессиональная нагрузка). На основании самоотчетов были выделены пять видов нарушений здоровья: ишемическая болезнь сердца, язвенная болезнь, кожный зуд и/или сыпь, упорный кашель с мокротой, невротические симптомы. Корреляция между этими пятью показателями здоровья в целом была низкой-
Результаты Wells (1977) показывали, что ослабление последстви: воспринятого стресса для здоровья оказывается значительно боде эффективным при социоэмоционалъной поддержке со стороны же: и руководства, чем при поддержке со стороны сотрудаиков, друзей: родственников. Эта поддержка эффективна, скорее, для предотвра-щения язвенной болезни как ответа на воспринятый стресс и переживания чувства обобщенности или отсутствия поощрений и наград, повышая чувства удовлетворения и самоуважения, чем дня снижения последствий от требований работы, превышающих возможности рабочего. Эти результаты обладают очевидной правдоподобностью, поскольку эмоциональная поддержка может помочь смягчить подобные переживания ("не беспокойся об этом, это не важно*% изменить цели или мотивацию работающего ("не ожидай так много от себя или от своей работы11). Именно руководителю легче всего помочь работнику преодолеть переживание личностной неадекватности на работе, а жене - показать, что отрицательные переживания связанные с работой, не так уж значимы на фоне других достижений вне профессионального мира (семейная жизнь, досуг и т.п.)*
Отметим, что данное исследование вьщвигаег на передний план важность выявления источника социальной поддержки. Столь большое значение поддержки со стороны руководства по сравнению с поддержкой подчиненных предполагает, что в данном контексте решающими могут быть факторы иерархии и организации. Для стресса, связанного с работой, поддержка жены является более значимой среди лиц, находящихся вне профессиональной ситуации, чем поддержка друзей или родных. Эти данные ставят вопрос относительно адекватности теорий, выделяющих в качестве характеристик ''голубых воротничков ч как рабочей силы ведущую роль равенства, родственных отношений и четкого разделения между полами.
Лсно, что исследования в этой области уязвимы с точки зрения ва-лвдщости данных о действительном восприятии или переживании, это относится и к измерениям объективно существующих (в проти-
295
к субъективно воспринимаемым) стрессоров в профес-^ужении и степени социальной поддержки, а также Экологии событий (воспринятый стресс предшествует Поборот?), Из общего рада исследовании выпадает ра-
975). Он проанализировал степень соци- хфедегави^лей 23-х профессий и
ная
кТгооду io "доказательства того, что социальная ^ ла бу
доказат ,
жка^е^шала психологическое напряжение или служила бу-Аеиом любого вдда напряжения были весьма слабыми. Многочисленные проверки взаимного влияния поддержки и профессионального стресса на величину психологического напряжения дали противоречивые результаты. Значимые результаты равным образом поддерживали буферную теорию, отрицали ее и могли быть случайными .
Приведенные противоречивые результаты различных исследовании являются доводом против отстаивания роли социальной поддержки как универсального средства против профессионального стресса. Возможно, это один из наиболее важных результатов, выделенных Wells. Концентрация на социальной поддержке как универсальном буфере может расцениваться как форма уклонения, сопротивления индивида стрессу. Вероятнее всего, в дальнейших исследованиях обнаружится более подробный перечень условий, при которых социальная поддержка будет или не будет способствовать восприятию профессионального стресса и его последствиям.
Quiiin (1975), выступая за повышение корреясгаости исследований в этой области и определяя более подробно их задачи, писал: "Несмотря на то, что эти вопросы могут казаться весьма остро касающимися только одной концепции - социальной поддержки, ответы на них необходимы, при том условии, что их решения должны быть адекватно "настроены" и на требования стрессогенных ситуаций, и на людей, оказавшихся в них. В противном случае мы можем преждевременно найти панацею от всех бед, которая на самом деле ею не является. В результате при очень узкой области применения, полученные данные могут быть полностью отброшены. Исследование должно давать практикам знание о том, какие решения могут быть применимы и при каких условиях их применение будет наиболее эффективным11.

Заключение
В мире труда, с рядами сборочных конвейеров, заполненных "голубыми воротничками", с коридорами, заполненными "белыми воротничками", легко недооценить или совсем игнорировать индивидуальность каждого работающего. Работники с воротничками любых оттенков являются прежде всего людьми, а не персоналом. Отношение к этому как к данности, признание многообразия людей
296
позволяет понять, что реакция ицдивида на его работу и профессиональное окружение может быть идиосинкразической, определяться его прошлым опытом, актуальными установками и склонностями, всеми психосоциальными тонкостями его жизненной ситуации. Стрессогенные факторы, относящиеся к профессиональному окружению, следовательно, порождают у различных рабочих разные по типам и интенсивности стрессы.
Социальные психологи представили и усовершенствовали эту общую идею в виде теории символических интеракций. Однако сущность этой широко известной теории лишь немного отличается от сущности того, что обсуждалось выше, а именно от того, что восприятие и оценка человеком своего окружения носит субъективный характер. Объективная реальность, которая окружает индивида на работе, переводится в личностные символы и сигналы; ситуации, которые воспринимаются как тяжелые, болезненные, неопределенны или скучные, вероятно, порождают стресс.
Растущее понимание и накопление фактов относительно того, кг личностные и ситуационно-жизненные переменные опосредуют и) дивидуальную реакцию на стрессоры профессионального окруж ния, соответствуют аналогичным процессам увеличения знаний i других областях медако-биологических исследований, А в конечном итоге подобное знание, по сути, является косвенным признанием того, как на самом деле происходит процесс естественного отбора.
Эволюция вида определяется безжалостным "просеиванием" методом проб и ошибок взаимодействий между отдельными организмами и их окружением. Генетически детерминированные различия между отдельными представителями одного вида являются предпосылкой для эволюционного процесса, и, следовательно, подобные различия становятся фундаментальным фактом существования человека. Из этого затем вытекает, что отдельные рабочие с генетически детерминированными различиями, дополненными социокультурно обусловленными особенностями, при взаимодействии с данной микропрофессиональной средой будут воспринимать ее и реагировать на нее различно. Рабочие, более приспособленные к данному окружению, будут чувствовать себя лучше или работать дольше. Те же, кто менее приспособлен к окружению или покинут им, их психофизиологические затраты будут слишком велики.
Совсем недавно в биомедицинских исследованиях пользовалась повышенным вниманием изменчивость восприимчивости человека к воздействию экзогенных физико-химических агентов. При изучении профессий это направление постепенно заменило тенденцию считать, что все члены конкретной группы рабочих, подвергшейся воздействию некоторого вредного агента, рискуют в одинаковой степени. В настоящее время признание существования неизвестных при-чин, определяющих реакцию индивида на воздействие, и того, что
297



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Кокина Ю.П., Шлендера П.Э. Экономика труда. Под редакцией
  • Беспутина Марина Сергеевна. Проект 'Трудовое воспитание'
  • Носкова О.Г. Психология труда
  • Жулина Е.Г. Экономика труда
  • Гаги В.А. Экономика и социология труда: социально-трудовые отношения. Под редакцией
  • Егоршин А.П., Зайцев А.К. Организация труда персонала
  • Остапенко Ю.М. Экономика труда
  • Македошин А.А., Молодькова Э.Б., Перешивкин С.А., Попазова О.А. Организация труда персонала
  • Тест MMPI. Измерение результата.
  • Файнбург Г.З., Овсянкин А.Д., Потемкин В.И. Охрана труда
  • Нина Мохнарылова. Роль труда в развитии воспитания детей дошкольного возраста
  • Тест Роршаха на основе концепции проблемно-решающего поведения.
  • Вашко И.М. Охрана труда: ответы на экзаменационные вопросы
  • Боронова Г.Х., Прусова Н.В. Психология труда. Конспект лекций
  • Бухалков М.И. Управление персоналом
  • Самыгин С.И., Столяренко Л.Д. Менеджмент персонала
  • Фролов А.В., Бакаева Т.Н. Безопасность жизнедеятельности. Охрана труда
  • Девисилов В.А. Охрана труда
  • Стандартизация методики многостороннего исследования личности. Результаты стандартизации
  • Трунин С.Н. Экономика труда
  • Генкин Б.М. Экономика и социология труда
  • Куличкова Татьяна Николаевна. Конспект НОД «Мир труда и профессий»
  • Фролова А.В. Практикум по безопасности жизнедеятельности. Под редакцией
  • Мерзлякова Юлия Алексеевна. Труд – основа воспитания
  • Ольга Литвинович. КРУГЛЫЙ СТОЛ: «Влияние труда взрослых на развитие детей»
  • Прусова Н.В., Боронова Г.Х. Психология труда. Шпаргалки
  • Толочек В.А. Современная психология труда
  • Кичкирева Татьяна Анатольевна. НООД для детей подготовительной группы «Мир труда и профессий»
  • Осинина Татьяна Сергеевна. Конспект непосредственной образовательной деятельности по хозяйственно-бытовому труду в средней группе «Как мы учили Федору трудиться».
  • Чикер B.A. - Психологическая диагностика организации и персонала
  • Арустамов Э.А. Охрана труда. Справочник. Составлял
  • Кибанова А.Я. Мотивация и стимулирование трудовой деятельности. Под редfrwbtq
  • Тест MMPI. Оценочные шкалы теста.
  • Стовпец Елена Анатольевна. Методическая статья - Ознакомление с трудом взрослых, формирование представлений об общественной значимости труда людей различных профессий в старшем дошкольном возрасте
  • Жулина Е.Г., Иванова Н.А. Экономика и социология труда. Шпаргалка
  • Маллаева Гури Керимовна. НОД в средней группе по трудовому воспитанию «Поможем кукле Насте»
  • Бобкова О.В. Охрана труда и техника безопасности. Обеспечение прав работника
  • Ядов В.А. - Стратегия социологического исследования
  • Ярмухаметова Альбина Ленаровна. Организация трудовой деятельности дошкольников и родителей с использованием инновационных форм и методов работы
  • Рассказова Наталья Сергеевна. Конспект по организации совместной трудовой образовательной деятельности «Мы Федоре не враги» в подготовительной группе
  • Курарару Людмила Анатольевна. Конспект образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста. Тема: Кем быть?
  • Михнюк Т.Ф. Охрана труда
  • Одегов Ю.Г. и др. Мотивация персонала. Практические задания
  • Бариленко В.И. Анализ хозяйственной деятельности. Под редакцией
  • Михель Гофман. Религия труда (М. Гофман)
  • Методика многостороннего исследования личности. Модификация и рестандартизация.
  • Стандартизация методики многостороннего исследования личности
  • Остапенко Ю.М. Экономика и социология труда в вопросах и ответах
  • Соковнина М.С., Соболева Е.С. Профилактика эмоционального выгорания педагогов и психологов через формирование адекватной оценки результативности профессиональной деятельности
  • Соломатина А.Н. Экономика, анализ и планирование на предприятии торговли. Под редакцией



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь