Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/init.php on line 69 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/init.php on line 69 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/engine.php on line 543 Warning: strtotime(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/show.full.php on line 169 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/show.full.php on line 434 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/show.full.php on line 434 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/show.full.php on line 438 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/show.full.php on line 438 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/functions.php on line 89
|
Старшенбаум Г.В. Психотерапия в группе.Категория: Библиотека » Психотерапия и консультирование | Просмотров: 38769
Автор: Старшенбаум Г.В.
Название: Психотерапия в группе. Формат: HTML, DOC Язык: Русский Скачать по прямой ссылке А. Шутценбергер (1997) разработала программу драматерапии больных СПИДом и раком, включающую следующие этапы.
1. Оценить уровень стресса. 2. Помочь пациентам преодолеть стресс с помощью упражнений на релаксацию и техник позитивной визуализации и арттерапии. 3. Выработать положительное отношение к лечебным мероприятиям, проработать темы тревоги, страха смерти и инвалидизации. 4. Помочь пациентам преодолеть нарциссическую обиду. 5. Выявить вторичные выгоды болезни и даже смерти; найти другие пути решения жизненных проблем, не через уход в болезнь и смерть. 6. Создать группу поддержки для борьбы с болезнью и стрессом, возвращения чувства юмора и радости жизни. 7. Составить список «подарков самому себе» и визуализировать каждый из них в ролевой игре. 8. Сочинить оптимистический жизненный сценарий, с помощью рисунков проработать тему борьбы с болезнью. 9. С помощью геносоциограммы помочь осознать связи болезни и смерти с семейной историей. Ю. Власова и А. Щербаков (2001) описывают программу помощи больным СПИДом, близкие которых переживают преждевременный траур. Авторы рекомендуют временное отделение больного от семьи, с которой проводится семейная терапия. Параллельно с больным решаются следующие задачи: 1) осознание и принятие ситуации; 2) осознание собственных тягостных чувств (обиды, гнева, страха), возникших в качестве ответной реакции на соответствующее поведение близких; 3) делегирование ответственности родным, переживающим преждевременный траур; тем самым несколько снижается собственное чувство вины и создаются предпосылки, необходимые для перехода на следующий этап; 4) у пациентов зарождаются чувства жалости и сострадания к родным, оказавшимся неспособными к зрелой оценке реальности; прощение родных. Далее больного включают в группу, где психодраматически разыгрываются мифы, сказки, метафоры, песни, материал творчества самих больных. Типичные сюжеты игры – возвращение в жизнь того, кого считали умершим, оживление, снятие колдовских чар («Кладбище домашних животных С. Кинга, «Спящая царевна», «Больница» М. Зощенко, «Карлик Нос» Гауфа и т.д.). Целью психотерапии умирающего больного является сопровождение на его скорбном пути в соответствии с этапами, выделенными Кюблер-Росс. В этот недолгий период жизни для больного как никогда актуализируются взаимоотношения с близкими, которым также приходится нелегко. Важной задачей психотерапевта является организация группы взаимоподдержки. Одновременно необходимо обеспечить эмпатический подход в терапевтической бригаде, чему способствуют балинт-группы. Эти проблемы легче решать в специализированных учреждениях – хосписах. Больные организуются в группы взаимопомощи, занимаются творчеством, которое не только отвлекает от страха смерти, но и помогает переоценить основные жизненные ценности. Эффективны различные формы экзистенциальной терапии. Пациент жалуется врачу: Доктор, у меня везде болит, куда бы я ни дотронулся! Вот здесь – ох! – болит. И здесь – ах! – болит. Доктор после тщательного осмотра: Не волнуйтесь, у вас всего-навсего сломан указательный палец. Литература Абрамова Г.С. Практическая психология. М., 1997. Адлер А. Практика и теория индивидуальной психологии. М., 1995. Адлер А. О нервическом характере. СПб., 1997 Айви А.Е. с соавт. Психологическое консультирование и психотерапия. Методы, теории и техники: практическое руководство. М., 1999. Айхингер А., Холл В. Психодрама в детской групповой психотерапии. М., 2003. Акерман С. Психодрама, ориентированная на группу // Моск. психотер. журнал, 1993. –№ 4. Александров А.А., Исурина Г.Л., Карвасарский Б.Д. и др. Современные формы подготовки и усовершенствования врачей в области психотерапии // Метод. рек. Л., 1990. Александров А.А. Личностно-ориентированные методы психотерапии. СПб., 2000. Александров А.А. Психотерапия: Учебное пособие. СПб., 2004. Алексейчик А.Е. Интенсивная терапевтическая жизнь // Независимый психиатрический журнал, 1990. – № 1, № 2. Альберти Р., Эммонс М. Самоутверждающее поведение: Распрямись, выскажись, возрази! СПб., 1998. Аммон Г. Механизмы и лечение пограничного синдрома, основанные на динамической психиатрии. Научный доклад. СПб., 1995. Аммон Г. Динамическая психиатрия. СПб., 1996. Аммон Г. Психосоматическая терапия. СПб., 2000. Андерсен-Уоррен М., Грейнджер Р. Драматерапия. СПб., 2001. Анзье Д. Техники психоаналитической психодрамы // Психоаналитическая психодрама в работе с детьми и подростками. М., 2004. – С. 125–151 Анн Л.Ф. Психологический тренинг с подростками. СПб., 2003. Аннекен Г. с соавт. Тренинг уверенности и контакта в группе (на основе когнитивной модели регуляции поведения). Руководство для тренеров и психотерапевтов. Мат. Нем. Общества терапии поведения. Тюбинген, Германия . – № 7. Антропов Ю.Ф., Шевченко Ю.С. Лечение детей с психосоматическими расстройствами. СПб., 2002. Арнольд О.Р., Скибина Г.А. Ролевой тренинг как специфическая методика в комплексной психотерапии кризисных состояний // Метод. рек. М., 1990. Ассаджиоли Р. Психосинтез. Теория и практика. М., 2002. Атватер И.Я. Я вас слушаю: советы руководителю, как правильно слушать собеседника. М., 1984. Ахола Т., Фурман Б. Краткосрочная позитивная психотерапия (терапия, фокусированная на решении). Ялов А.М. Краткосрочная позитивная психотерапия. Методическое пособие. СПб., 2000. Ахола Т., Фурман Б. Психотерапевтическое консультирование. Беседа, направленная на решение. СПб., 2001. Бандура А. Теория социального научения. СПб., 1999. Бараш Б.А. с соавт. Методические приемы усовершенствования в области психотерапии (социально-психологический тренинг, тренинговые психотерапевтические группы, балинтовские группы). СПб., 1992 Барнет Б. Балинтовская группа и неосознаваемая душевная жизнь // Бессознательное. Т. 3. Тбилиси, 1978. – С. 698–694. Барц Э. Игра в глубокое. М., 1997. Бек А. Когнитивная терапия // Эволюция психотерапии. Т. 2. М., 1998. Бек А. с соавт. Когнитивная психотерапия депрессий. СПб., 2003. Бек А. Техники когнитивной психотерапии//Психологическое консультирование и психотерапия. Хрестоматия. Т.1. М., 1999. Бек А., Фримен А. (ред.) Когнитивная психотерапия расстройств личности. СПб., 200 Бендер В., Гнайст И. Психодрама в примерах//Практическая психодиагностика и психологическое консультирование. Ростов н/Д, 1998. – С. 197–208. Беннис У., Шепард Г. Теория группового развития//Современная зарубежная социальная психология: Тексты. – М., 1984. – С. 142–161. Березин С.В., Лисецкий К.С. (ред.) Предупреждение подростковой и юношеской наркомании. М., 2001. Беркли-Ален М. Забытое искусство слушать. СПб., 1997. Берн Э. Введение в психиатрию и психоанализ для непосвященных. М., 2001. Берн Э. Групповая психотерапия. М., 2000. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Психология человеческих взаимоотношений. Люди, которые играют в игры. Психология человеческой судьбы. М., 1997. Связаться с администратором Похожие публикации: Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|