|
Гоулдман Дэниел. Деструктивные эмоции. Как с ними справиться? Научный диалог с Далай-Ламой.Категория: Библиотека » Популярная психология | Просмотров: 61007
Автор: Гоулдман Дэниел
Название: Деструктивные эмоции. Как с ними справиться? Научный диалог с Далай-Ламой. Формат: HTML, PDF Язык: Русский Скачать по прямой ссылке ило мне об исследованиях Джона Кабат- Зинна, проводимых в медицинском центре Массачусет-
ского университета в Ворчестере*. Используя адаптированную методику медитации на внимательности, которая развивает способность пристально наблюдать за сменяющими друг друга мыслями и чувствами, но не реагировать на них, Кабат-Зинн помог многим клиническим больным обрести душевное равновесие, что, в свою очередь, ослабило физическую боль и страдания. Я сказал: «Некоторые буддийские методики уже используются врачами в больницах. Правда, о буддизме они не упоминают ни единым словом. Так лучше для самих пациентов — ничто не сдерживает их энтузиазм. То же самое относится к эмпатии. Первый шаг в программе лечения преступников-педофилов — воссоздание в их сознании преступления с точки зрения ребенка, ведь считается, что отсутствие эмпатии стало главным толчком к преступлению. Такая практика похожа на медитативную практику постановки себя на место другого человека». Маттье прокомментировал позицию одного из лам, наблюдавших за нашей встречей: «Согьял Ринпоче принимал участие в нескольких очень успешных программах работы с умирающими, где использовались элементы буддийской практики без обязательной связи с идеями буддизма». В своей работе «Тибетская книга жизни и смерти» Согьял Ринпоче познакомил Запад с традиционной тибетской методикой помощи умирающему человеку и его близким, основанной на специфическом духовном и эмоциональном отношении к смерти**. «Насколько я понимаю, — заметил Ричи, — в буддийской практике определенный уровень концентрации ча * Кабат-Зинн Дж. Куда бы ты ни шел, ты уже там (Jon Kabat-Zinn, Wherever You Go, There You Are. New York: Hyperion, 1994; русский перевод, 1999). ** Ринпоче Согьял. Тибетская книга жизни и смерти / Под ред. Патрика Гаффни и Эндрю Харвея (Sogyal Rinpoche, The Tibetan Book of Living and Dying, ed. Patrick Gaffney and Andrew Harvey. San Francisco: Harper San Francisco, 1992). сто культивируется раньше, чем начинают применяться другие методики медитации. Рассказ Маттье о человеке, который учился ассоциировать каждое действие с мыслями о сострадании и милосердии, покажется большинству людей невероятно сложным, поскольку их способность к удержанию сосредоточенности и внимательности находится на детсадовском уровне развития. Ваше Святейшество, какие моменты вы посоветовали бы включить в программу обучения взрослых, у которых не очень хорошо развита способность к концентрации внимания?» Маттье заметил: «Нет смысла тратить много времени на такие тренировки в начале программы. Лучше использовать короткие повторяющиеся упражнения. Вы можете выполнять такое трехминутное упражнение, прогуливаясь по дому. Так вы скорее начнете получать удовольствие от этих тренировок. Или можно выделять на это упражнение десять минут в начале каждого дня». Эмоции, создающие проблемы Слово взял Далай-Лама: «Я хотел бы предложить кое- что в духе традиционной буддийской концепции Четырех Благородных Истин, адаптированных к светской жизни. Эта методика не требует обращения к одной и той же мысли каждый раз, когда вы открываете дверь. Она основана главным образом на анализе и размышлениях. Для начала нам нужно охватить взглядом весь спектр острейших проблем, которые потрясают современное общество. Как вы, Пол, уже отметили, мир исполнен страдания. Но вместо того чтобы искать причины вне нас самих — в экономике, политике и других сферах, — давайте признаем, что мы все испытываем деструктивные эмоции, и спросим себя, в чем природа этих деструктивных эмоций, — внимательно исследуем их, проанализи руем и оценим последствия. Какое воздействие наши деструктивные эмоции — ненависть, предубеждение и другие — оказывают на общество в целом? Какую роль играют они в проблемах и страданиях, захлестнувших сегодня наше общество? Как только мы, все тщательного проанализировав, сумеем разобраться в связях между своими внутренними и внешними проблемами, это даст толчок к возникновению новых вопросов. А что с ментальной пластичностью? Можно ли вообще каким-то образом воздействовать на деструктивные эмоции, жертвами которых мы становимся? Можем ли мы ослабить их воздействие? А если это возможно, то как это скажется на обществе в целом и на мириадах проблем, имеющихся в этом обществе? Если, пытаясь ответить на эти вопросы, мы решим, что еще не окончательно закомплексованы, что наш мозг и разум обладают пластичностью, что мы способны расти, изменять себя и ослаблять деструктивные эмоции, тогда можно будет задуматься о том, как нам лучше всего проявить эти способности. Одним из возможных способов воздействия на деструктивные эмоции вполне может оказаться тот, что предложил нам Маттье, но даже если нет, то у нас все равно появится более широкий контекст для понимания и изучения. Именно такой курс обучения нужно ввести в школьную программу. Маленькие дети хорошо знакомы со всеми проблемами внешнего мира, но разве кто-нибудь когда-нибудь учил их связывать собственные эмоции с проблемами общества? Где та система образования, которая поможет им научиться подавлять негативные эмоции и культивировать позитивные? Ученые провели огромное количество исследований, касающихся физического здоровья. Каждый из нас слышал о пользе физических упражнений, правильного пи тания и так далее. Но разве существует только одна методика для физических занятий? Вы можете посещать спортивные залы, заниматься спортом — в вашем распоряжении огромный арсенал средств для решения поставленной задачи». Алан развил эту мысль: «Почему люди, скорее всего, не отнесутся к методике Маттье со всей серьезностью? Они апробируют, скажут: „От нее нет никакого толку" — и перейдут к чему-нибудь другому. Почему? Потому что в большинстве случаев эта практика не получит всеобщего понимания, которое может сделать эту практику императивом, а не роскошью». Досточтимый Кусаласитто представил отчет о программах, реализуемых у него на родине, в Таиланде. Там на протяжении многих веков центрами образования служили храмы, а в программу обучения обязательно включалось культивирование позитивных качеств. Но в последнее столетие светское и религиозное образование были разделены, и сейчас многие тайские монахи обеспокоены тем, что дети больше не получают уроков формирования характера. Поэтому около тридцати лет назад они начали создавать систему летних лагерей, где детей обучают навыкам медитации и прививают им высокие нравственные принципы общественной жизни. В ходе одной из игр каждый ребенок должен составить на листке бумаги список качеств, от которых он хотел бы избавиться. Затем он бросает этот листок в специальный кувшин, чтобы символически оставить эти качества и не возвращаться с ними домой. Оценивая позитивный эмоциональный настрой детей после месяца, проведенного в лагере, многие родители захотели пройти нечто подобное. И тогда монахи организовали краткосрочный лагерь для взрослых: занятия в нем начинались в пятницу вечером и заканчивались в воскресенье после обеда; весь курс занимал около сорока часов. Взрослых обучали тем же вещам, что и детей, и многие из них оказались очень довольны программой. Свое выступление бханте закончил следующими словами: «Возможно, эта информация окажется полезной, когда мы начнем составлять учебную программу для краткосрочных курсов». Затем мы сделали перерыв на чай. Во время перерыва энтузиазм, который проявили участники — особенно Ричи, Марк и Пол — к эмоциональному обучению взрослых, казался почти осязаемым. Велись оживленные разговоры о разработке программы практического воплощения этих идей и оценке ее эффективности с помощью поведенческих и биологических исследований- Спортзал для тренировки эмоциональных навыков После чая я возобновил заседание с констатации факта: «Похоже, программа, о которой говорил Его Святейшество, вызвала всеобщий энтузиазм — я вижу, что многие из вас проявляют серьезный интерес к практическому воплощению этой идеи и настроены решительно. Поэтому давайте продолжим обсуждение этой темы». Пол взял слово первым; он предложил использовать некоторые из замечательных физиологических методик развития способностей и навыков межличностного общения, которые можно будет дополнить методиками из буддийской практики. «Мы должны взять у обеих систем все самое лучшее. Кроме того, я считаю, что обуче Связаться с администратором Похожие публикации: Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|