Гоулдман Дэниел. Деструктивные эмоции. Как с ними справиться? Научный диалог с Далай-Ламой.

Категория: Библиотека » Популярная психология | Просмотров: 61498

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, PDF
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

ило мне об исследованиях Джона Кабат- Зинна, проводимых в медицинском центре Массачусет-
ского университета в Ворчестере*. Используя адаптированную методику медитации на внимательности, которая развивает способность пристально наблюдать за сменяющими друг друга мыслями и чувствами, но не реагировать на них, Кабат-Зинн помог многим клиническим больным обрести душевное равновесие, что, в свою очередь, ослабило физическую боль и страдания. Я сказал: «Некоторые буддийские методики уже используются врачами в больницах. Правда, о буддизме они не упоминают ни единым словом. Так лучше для самих пациентов — ничто не сдерживает их энтузиазм.
То же самое относится к эмпатии. Первый шаг в программе лечения преступников-педофилов — воссоздание в их сознании преступления с точки зрения ребенка, ведь считается, что отсутствие эмпатии стало главным толчком к преступлению. Такая практика похожа на медитативную практику постановки себя на место другого человека».
Маттье прокомментировал позицию одного из лам, наблюдавших за нашей встречей: «Согьял Ринпоче принимал участие в нескольких очень успешных программах работы с умирающими, где использовались элементы буддийской практики без обязательной связи с идеями буддизма». В своей работе «Тибетская книга жизни и смерти» Согьял Ринпоче познакомил Запад с традиционной тибетской методикой помощи умирающему человеку и его близким, основанной на специфическом духовном и эмоциональном отношении к смерти**.
«Насколько я понимаю, — заметил Ричи, — в буддийской практике определенный уровень концентрации ча
* Кабат-Зинн Дж. Куда бы ты ни шел, ты уже там (Jon Kabat-Zinn, Wherever You Go, There You Are. New York: Hyperion, 1994; русский перевод, 1999).
** Ринпоче Согьял. Тибетская книга жизни и смерти / Под ред. Патрика Гаффни и Эндрю Харвея (Sogyal Rinpoche, The Tibetan Book of Living and Dying, ed. Patrick Gaffney and Andrew Harvey. San Francisco: Harper San Francisco, 1992).
сто культивируется раньше, чем начинают применяться другие методики медитации. Рассказ Маттье о человеке, который учился ассоциировать каждое действие с мыслями о сострадании и милосердии, покажется большинству людей невероятно сложным, поскольку их способность к удержанию сосредоточенности и внимательности находится на детсадовском уровне развития. Ваше Святейшество, какие моменты вы посоветовали бы включить в программу обучения взрослых, у которых не очень хорошо развита способность к концентрации внимания?»
Маттье заметил: «Нет смысла тратить много времени на такие тренировки в начале программы. Лучше использовать короткие повторяющиеся упражнения. Вы можете выполнять такое трехминутное упражнение, прогуливаясь по дому. Так вы скорее начнете получать удовольствие от этих тренировок. Или можно выделять на это упражнение десять минут в начале каждого дня».
Эмоции, создающие проблемы
Слово взял Далай-Лама: «Я хотел бы предложить кое- что в духе традиционной буддийской концепции Четырех Благородных Истин, адаптированных к светской жизни. Эта методика не требует обращения к одной и той же мысли каждый раз, когда вы открываете дверь. Она основана главным образом на анализе и размышлениях.
Для начала нам нужно охватить взглядом весь спектр острейших проблем, которые потрясают современное общество. Как вы, Пол, уже отметили, мир исполнен страдания. Но вместо того чтобы искать причины вне нас самих — в экономике, политике и других сферах, — давайте признаем, что мы все испытываем деструктивные эмоции, и спросим себя, в чем природа этих деструктивных эмоций, — внимательно исследуем их, проанализи
руем и оценим последствия. Какое воздействие наши деструктивные эмоции — ненависть, предубеждение и другие — оказывают на общество в целом? Какую роль играют они в проблемах и страданиях, захлестнувших сегодня наше общество?
Как только мы, все тщательного проанализировав, сумеем разобраться в связях между своими внутренними и внешними проблемами, это даст толчок к возникновению новых вопросов. А что с ментальной пластичностью? Можно ли вообще каким-то образом воздействовать на деструктивные эмоции, жертвами которых мы становимся? Можем ли мы ослабить их воздействие? А если это возможно, то как это скажется на обществе в целом и на мириадах проблем, имеющихся в этом обществе?
Если, пытаясь ответить на эти вопросы, мы решим, что еще не окончательно закомплексованы, что наш мозг и разум обладают пластичностью, что мы способны расти, изменять себя и ослаблять деструктивные эмоции, тогда можно будет задуматься о том, как нам лучше всего проявить эти способности. Одним из возможных способов воздействия на деструктивные эмоции вполне может оказаться тот, что предложил нам Маттье, но даже если нет, то у нас все равно появится более широкий контекст для понимания и изучения.
Именно такой курс обучения нужно ввести в школьную программу. Маленькие дети хорошо знакомы со всеми проблемами внешнего мира, но разве кто-нибудь когда-нибудь учил их связывать собственные эмоции с проблемами общества? Где та система образования, которая поможет им научиться подавлять негативные эмоции и культивировать позитивные?
Ученые провели огромное количество исследований, касающихся физического здоровья. Каждый из нас слышал о пользе физических упражнений, правильного пи
тания и так далее. Но разве существует только одна методика для физических занятий? Вы можете посещать спортивные залы, заниматься спортом — в вашем распоряжении огромный арсенал средств для решения поставленной задачи».
Алан развил эту мысль: «Почему люди, скорее всего, не отнесутся к методике Маттье со всей серьезностью? Они апробируют, скажут: „От нее нет никакого толку" — и перейдут к чему-нибудь другому. Почему? Потому что в большинстве случаев эта практика не получит всеобщего понимания, которое может сделать эту практику императивом, а не роскошью».
Досточтимый Кусаласитто представил отчет о программах, реализуемых у него на родине, в Таиланде. Там на протяжении многих веков центрами образования служили храмы, а в программу обучения обязательно включалось культивирование позитивных качеств. Но в последнее столетие светское и религиозное образование были разделены, и сейчас многие тайские монахи обеспокоены тем, что дети больше не получают уроков формирования характера. Поэтому около тридцати лет назад они начали создавать систему летних лагерей, где детей обучают навыкам медитации и прививают им высокие нравственные принципы общественной жизни. В ходе одной из игр каждый ребенок должен составить на листке бумаги список качеств, от которых он хотел бы избавиться. Затем он бросает этот листок в специальный кувшин, чтобы символически оставить эти качества и не возвращаться с ними домой.
Оценивая позитивный эмоциональный настрой детей после месяца, проведенного в лагере, многие родители захотели пройти нечто подобное. И тогда монахи организовали краткосрочный лагерь для взрослых: занятия в нем начинались в пятницу вечером и заканчивались в воскресенье после обеда; весь курс занимал около сорока
часов. Взрослых обучали тем же вещам, что и детей, и многие из них оказались очень довольны программой. Свое выступление бханте закончил следующими словами: «Возможно, эта информация окажется полезной, когда мы начнем составлять учебную программу для краткосрочных курсов».
Затем мы сделали перерыв на чай. Во время перерыва энтузиазм, который проявили участники — особенно Ричи, Марк и Пол — к эмоциональному обучению взрослых, казался почти осязаемым. Велись оживленные разговоры о разработке программы практического воплощения этих идей и оценке ее эффективности с помощью поведенческих и биологических исследований-
Спортзал для тренировки эмоциональных навыков
После чая я возобновил заседание с констатации факта: «Похоже, программа, о которой говорил Его Святейшество, вызвала всеобщий энтузиазм — я вижу, что многие из вас проявляют серьезный интерес к практическому воплощению этой идеи и настроены решительно. Поэтому давайте продолжим обсуждение этой темы».
Пол взял слово первым; он предложил использовать некоторые из замечательных физиологических методик развития способностей и навыков межличностного общения, которые можно будет дополнить методиками из буддийской практики. «Мы должны взять у обеих систем все самое лучшее. Кроме того, я считаю, что обуче



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Ольга Хохлюшкина. Основные теоретические подходы к коррекционно – педагогической работе по развитию зрительного восприятия у детей с нарушением зрения
  • Пятигорский Александр. ЛЕКЦИИ ПО БУДДИЙСКОЙ ФИЛОСОФИИ
  • Ханова Миляуша Ринадовна. Организация свободного пространства для развития зрительного восприятия детей с нарушениями зрения
  • Светлана Пожарская. Франсиско Франко и его время
  • Щербатской Ф.И. КОНЦЕПЦИЯ БУДДИЙСКОЙ НИРВАНЫ
  • Пулатова Резеда Ильясовна. Развитие зрительного восприятия у дошкольников с нарушением зрения
  • Развитие восприятия у детей дошкольного возраста с отклоняющимся развитием. Из опыта работы.
  • Чепурина Светлана Викторовна. ОРНАМЕНТАЛЬНО-ДЕКОРАТИВНАЯ ФОРМА ДЕТСКОГО РИСУНКА
  • Раппорт; Rapport; Rapport
  • Психическая реальность; Psychic reality; Psychische Wirklichkeit
  • Объект; object
  • Ильина Марина Васильевна. Сенсорное развитие детей раннего возраста: «Изучение света, как способ развития зрительного восприятия»
  • Образ; Image; Bild
  • Тождество восприятия — тождество мысли; perceptual identity — thought identity
  • Погодин И.А. Психологические механизмы формирования феноменологического поля
  • Франсиско Сервер Рисунок для начинающих
  • Имаго; Imago
  • Возрождение или перерождение; Rebirth; Erneuerung; Wiedergeburt
  • Рикунова Лариса Петровна. Лето — с пользой для развития детей с нарушением зрения
  • Понкратьева Юлия Андреевна. Для родителей средней группы «Возраст почемучек».
  • Йегуда Ашлаг. Материя и форма в Каббале
  • Четыре стадии развития компании.
  • Бимбат С.Д. Психоанализ и религия: о границах исследования религиозного опыта пациентов в психотерапевтической практике
  • Закономерности психических систем
  • Притча «Один Бог и один»
  • Упражнение «Метафора коллектива как живого организма».
  • Чимитдоржиев В.Л. Основы буддийской культуры. 4-5 классы.
  • Индивидуация; Tndividuation; восамление
  • Р. Лихи. Оcознанность как духовная практика и способ восприятия мира
  • Проекция; Projection; Projektion
  • Чопра Дипак. Квантовая альтернатива старению: десять установок для жизни
  • Чопра Дипак. Квантовая альтернатива старению: десять установок для жизни
  • Комисова Тамара Сергеевна. Этапы развития фонематического восприятия.
  • Шарипова Эльмира Расимовна. Конспект коррекционного занятия по развитию зрительного восприятия «Олимпийские виды спорта»
  • Нейроэстетика: как произведения искусства влияют на мозг
  • Испытание реальности; reality-testing
  • Нейропсихология: почему мы понимаем других?
  • Биркхойзер-Оэри С. Мать как судьба
  • Щербатской Ф.И. ЦЕНТРАЛЬНАЯ КОНЦЕПЦИЯ БУДДИЗМА И ЗНАЧЕНИЕ ТЕРМИНА "ДХАРМА"
  • Р. Мендиус. Что такое эмпатия и как ее развивать
  • Притча «Вопрос ламе»
  • О. Н. Салеева, Т. А. Шибаршина. Формирование зрительно — пространственного восприятия у детей с частичной потерей зрения через использование офтальмотренажёров
  • Елена Марчевская. Разрешение конфликтов умом и сердцем
  • Мишина Надежда Васильевна. Развитие восприятия музыки у детей дошкольного возраста.
  • Воспитание с точки зрения аналитической психологии
  • Психология восприятия цвета
  • Ощущение; Sensation; Empfindung
  • Роман Буряк. Чем руководствуются лидеры?
  • Савина Людмила Владимировна. Шпаргалку по обучению детей творческому рассказыванию
  • Структура психосоматических расстройств по Уильям Глассеру



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь