Блейхер Вадим Моисеевич, Крук Инна Вадимовна. Толковый словарь психиатрических терминов.

Категория: Библиотека » Психиатрия | Просмотров: 52313

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

_К_

Каган—Лемкин рисуночный тест [Kagan J., Lemkin J., 1960]. Одна из проективных психологических методик, предназначенная для исследования детей. Обследуемому предъявляют серию из 10 рисунков, на каждом из которых изображен ребенок, завязывающий контакты с кем-то невидимым или видимым лишь частично: например, чья-то рука удерживает ребенка, помогает ему что-то сделать, дает ему подарок или, например, мороженое. При расспросе выясняют, кого усматривает обследуемый в невидимом персонаже рисунка — мать, отца или кого-нибудь другого. Интерпретация ставит целью уяснение особенностей взаимоотношений ребенка с окружающими.
Кагана симптомы детского аутизма [Каган В.Е., 1976].
1. Симптом мимической атонии — своеобразная мимика лица ребенка, не выражающая каких-либо эмоций, постоянное сонно-задумчивое, с оттенком недоумения выражение лица, которое меняется только при сильных, в высокой мере эмоционально значимых стимулах.
2. Симптом отсутствия звукоизобразительных и звукоподражательных образных слов, свидетельствующий о выпадении одного из этапов нормального речевого развития, характерно для детей раннего возраста.
См. Аутизм детский.
Кайзера — Флейшера кольцо [Kayser В., 1902; Fleischer R., 1903]. Проявляется красно-бурой окраской у наружного края роговицы шириной 1-2 мм. Обусловлен высокой концентрацией медьсодержащего пигмента. Симптом, характерный для гепато-церебральной дистрофии.
Кайрофобия (греч. kairos — определенный период времени, phobos — страх). Навязчивый страх, боязнь новых ситуаций, связанных с переменой места, появлением незнакомых людей, в обстановке, требующей повышенного внимания, предъявляющей повышенные требования. К К. В.С. Гуськов [1965] относит и клаустрофобию, агорафобию, никтофобию.
Какергазия (греч. kakos — плохой, ergasia — работа, действие, деятельность) [Meyer А., 1908]. См. Мерергазия, Майера эргазиология.
Какогейзия (како + греч. geusis — вкус). Притупление вкуса, субъективно ощущаемая гипогейзия (см.). Наблюдается, главным образом, при органических поражениях ЦНС и истерии.
Какосмия (како + греч. osme — запах, обоняние). Субъективно ощущаемое ослабление обоняния.
Калантор (фр. calanture от лат. caleo — быть теплым, горячим). Лихорадочный делирий, наблюдающийся у мореплавателей в тропических зонах. Характеризуется двигательным возбуждением, зрительными галлюцинациями и непреодолимым желанием броситься в море. Рассматривается как следствие, проявление солнечного или теплового удара [Стоименов И., Рачев И., 1988].
Кальбаума везания (лат. vesania — безумие, помешательство). Термин, имеющий историческое значение. Введен K.L. Kahlbaum в 1879 г. для обозначения психозов, характеризующихся видоизменяющимися, чередующимися симптомокомплексами, представляющими тотальные нарушения психической деятельности и ведущими к заключительному слабоумию. Везаниям противопоставлялись векордии (лат. vecordia — неразумие, безрассудство), характеризующиеся неподвижной, стационарной, симтоматикой и не ведущие к распаду личности, слабоумию. Психические расстройства при векордиях не носят тотального характера, им присуща известная направленность, они захватывают преимущественно какую-либо одну сферу психики (эмоциональную, мышления).
С современной точки зрения описание К.в. соответствует представлениям о едином психозе (см.: Целера—Гризингерга—Неймана концепция единого психоза) с присущей ему психопатологической динамикой (депрессия, возбуждение, бред, слабоумие).
Кальбаума векордия. См. Кальбаума везания.
Кальбаума кататония. (греч. katateino — стягивать, напрягать) [Kahlbaum K.L., 1863]. Описание кататонии как стадии единого психоза, протекающего с типичной сменой психопатологических симптомокомплексов: простая меланхолия, мания, атоническая меланхолия (собственно кататония), вторичное слабоумие. Кататония рассматривалась K.L. Kahlbaum как наиболее интенсивное проявление сочетания психических расстройств с поражением двигательной сферы. К.к. (или кататоническая везания) была включена E. Kraepelin в его систематику раннего слабоумия, а затем Е. Bleuler рассматривалась как форма шизофрении.
Кальбаума неофрения (греч. neos — новый, молодой, phren — ум, рассудок) [Kahlbaum K.L., 1879]. Общее название психозов детского возраста, врожденных или приобретенных в самые первые годы жизни и выражающихся симптомами дефективности или недоразвития.
Камерона концепция «сверхвключения» [Cameron N., 1938]. Психологическая теория, объясняющая характер расстройств познавательной деятельности при шизофрении невозможностью удержаться в заданных смысловых границах, своеобразным нарушением селективности привлекаемой информации, результатом расширения условий мыслительной задачи. Причины сверхвключения видят в нарушениях гипотетического механизма фильтрации, в нарушениях тормозящих установок, в аутистической личностной позиции больных шизофренией, их неконформности. Вопросы нарушения избирательности информации в познавательной деятельности больных шизофренией Ю.Ф. Поляковым [1961, 1969, 1972, 1974] рассматриваются в другом аспекте, в связи с присущими больным шизофренией особенностями актуализации знаний на основе прошлого опыта. И.М. Фейгенберг [1963, 1977] обнаружил у больных шизофренией дезорганизацию вероятностной возможности привлечения элементов прошлого опыта и использования их для прогнозирования будущего. Так, например, рыхлость ассоциаций объясняется тем, что больному шизофренией равно легко извлечь из памяти высоко- или маловероятную ассоциацию.
В.М. Блейхер [1981, 1983] рассматривает сверхвключение как результат снижения уровня мотивации у больных шизофренией, которое приводит к нарушениям личностного смысла, а затем уже к нарушениям селективности информации. В чистом виде амотивационное мышление представлено при простой форме шизофрении.
Камптокормия (греч. kampto — гнуть, сгибать, kormos — туловище) [Brodie, 1837]. Симптом истерии. Заключается в придании туловищу на длительное время неестественной позы, например в сгибании его вперед почти под прямым углом или в наклоне в сторону. Для К. характерны невозможность выпрямиться, сопротивление при попытке извне придать туловищу нормальную позу, сохранение такого положения при любых движениях, в том числе и при ходьбе, сильная приступообразная боль в спине и конечностях, свисание рук вдоль боков, расстройство походки, сочетаемость с другими истерическими симптомами. В положении лежа такое сгибание туловища исчезает и позвоночник приобретает правильную конфигурацию. Наблюдается главным образом в военное время у солдат и призывников, у женщин — крайне редко.
Кана пойкилотомическая психопатия. См. Психопатия реактивно-лабильная.
Кана реакция [Kahn R., 1922]. Серологическая реакция преципитации для диагностики сифилиса. При смешивании ликвора или сыворотки крови больного сифилисом с холестеринизированным антигеном выпадают хлопья.
Кандинского—Клерамбо синдром [Кандинский В.Х., 1880; Clerambault G., 1920]. Синдром психического автоматизма, включающий в себя псевдогаллюцинации, бредовые идеи преследования, психического и физического воздействия, явления психического автоматизма. Мысли больного как бы текут помимо его воли, кажутся ему чужими. Характерно убеждение в отчужденности мыслей, поступков. Отмечаются явления «насильственного» мышления, проявляющиеся в жалобах больных на то, что их мысли становятся известными другим, читаются на расстоянии (симптом открытости), «отнимаются» или, наоборот, «вкладываются» в них. Отмечается насильственный наплыв мыслей — ментизм. Различают такие компоненты синдрома: 1) идеаторный — «открытость» мысли; 2) сенсорный — «сделанность» ощущений и 3) моторный — «сделанность» движений. Соответственно различают идеаторные, сенсорные и моторные автоматизмы.
Наблюдается главным образом при шизофрении, значительно реже — при органических психозах.
Син.: синдром влияния Селье—Кронфельда [Ceilier, Kronfeld A.], синдром отчуждения Леви-Валанси [Levi-Valensi J.], полисиндром внешнего воздействия [Claude H.], патологический автоматизм [Nayrak], церебральный автоматизм [Mignard].
Кандинского симптом [Кандинский В.Х., 1880]. Описанные автором при идеофрении (см. Идеофрения) приступы особого рода головокружений с изменением чувства почвы под ногами, ощущением невесомости своего тела, изменением его положения в пространстве, протекающие с остановками мышления (см. Крепелина шперрунги). В генезе этих приступов существенную роль, по В.Х. Кандинскому, играют вестибулярные нарушения. Симптом характерен для начальной и острой шизофрении [Снежневский А.В., 1952].
Син.: Клооса припадки [Kloos G., 1935].



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Лалакина Татьяна Васильевна. Особенности работы с детьми с ДЦП
  • Паншина Татьяна Сергеевна. «Особенности организации образовательного процесса детей с ДЦП в группах общеразвивающей направленности»
  • Строение головного мозга: важнейшие отделы и их функции
  • Кербиков Олег Васильевич, Коркина Мария Васильевна, Наджаров Рубен Александрович, Снежиевский Андрей Владимирович. Психиатрия.
  • Видеоигры помогают от болезни Альцгеймера
  • Кашапова Гульнара Насиховна. «Вариативность методов воздействия на речевые зоны коры головного мозга»
  • Мужчинам многозадачность дается труднее, чем женщинам
  • Акирова Эльвира Шамильевна. Консультация для родителей «С пальчиками играем – речь развиваем»
  • Маунткасл В. Организующий принцип функции мозга.
  • Влияние на веру в бога нейромодуляции орбитофронтальной коры
  • Хасанова Флюра Зарифовна Разина Ирина Анатольевна. Пальцы помогают говорить
  • Рюта Кавашима. Развитие префронтальной области головного мозга
  • Стуенко Татьяна Геннадьевна. СООБЩЕНИЕ-ПРЕЗЕНТАЦИЯ НА ТЕМУ: «КОНТУРНЫЕ РИСУНКИ КАК ИНСТРУМЕНТ ПРОФИЛАКТИКИ ДИСГРАФИИ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ»
  • Молосаев Дмитрий Николаевич. Повышение общей физической подготовки пловцов с детским церебральным параличом.
  • Демьянов Ю. Г. - Диагностика психических нарушений: Практикум
  • Ячменева Елена Валерьевна. Развитие мелкой моторики рук у детей раннего дошкольного возраста.
  • Деньги и добрые слова действуют на мозг одинаково
  • Панкова Анна Петровна. Использование здоровьесберегающих технологий в работе с умственно отсталыми детьми
  • Ученые нашли источник сознания в мозге человека
  • Корсакова Н., Московичюте Л. Клиническая нейропсихология.
  • Набиуллина Айгуль. Биоэнергопластика как метод в коррекции речевых нарушений.
  • Солмс М. Сознательное Ид
  • Чем отличается мозг умного человека?
  • Шульговский В.В. Физиология высшей нервной деятельности с основами нейробиологии
  • Ангионевроз
  • Исследования одиночества: как работает мозг одиноких людей
  • Манухина Н.М. Социальная дезадаптация пациентов с соматическими заболеваниями как объект психологической коррекции
  • Сарачкевич Галина Викторовна. Перспективное планирование 'Мелкая моторика в развитии речи детей раннего возраста'
  • Изучение иностранных языков делает нас умнее
  • Пориомания; Дромомания
  • Эффект плацебо действует на биохимическом уровне
  • Фисун Е.В. Использование методов краткосрочной стратегической терапии при работе с подростком, перенесшим онкологическое заболевание. Описание клинического случая
  • Лурия А. Р. - Письмо и речь. Нейролингвистические исследования
  • Березовский А.Э., Крайнова Н.Н., Бондарь Н.С. Самосознание психически больных.
  • Бубнова Е. А., Губина Н. В.. Использование авторских пособий для развития межполушарного взаимодействия у детей с ЗПР
  • Зыбцева Елена Александровна. Что такое мелкая моторика и почему так важно её развивать?
  • Е. Ю. Царегородцева, С. О. Васильева. Партнерское взаимодействие психолога, логопеда и родителей в ГБДОУ для детей с речевой патологией
  • Где в мозге находится центр сознания и бодрствования?
  • Дорохова Анна Владимировна Прокофьева Елена Николаевна. Логопедия -Презентация « Особенности зрительного и слухового восприятия при речевых нарушениях»
  • Уварова Виктория Ивановна. Психолого-педагогическое сопровождение личностного развития ребенка с нарушением зрения.
  • Редактор. В какую сторону крутится балерина?
  • Рыжих Татьяна Викторовна Кучеренко Марина Александровна Кутейникова Екатерина Александровна. Мастер-класс для педагогов и родителей «Совершенствование межполушарных связей у детей с ОВЗ»
  • Борис Елена Николаевна. Особенности внимания у детей с общим недоразвитием речи.
  • Становкина Наталья Анатольевна. Развивающее занятие для младшего и старшего дошкольного возраста «ВОЛШЕБНЫЕ ПРЕВРАЩЕНИЯ ОБЫЧНОЙ ПРИЩЕПКИ»
  • Малейчук Г.И. Особенности психотерапевтической работы с клиентами с зависимой структурой личности
  • Как функционирует мозг эрудированного человека
  • Султанова Лилия Вадимовна, Хомякова Алёна Викторовна. Кинезиологические сказки в коррекционной работе с детьми с ОВЗ.
  • Шляпина Светлана Сергеевна. Мастер-класс по взаимодействию родителей и детей. Тема: Изготовление поделки-сувенира «Весёлый гном»
  • Мишкарева Оксана Анатольевна. Доклад на тему: «Технология применения ИЗО терапии в работе детьми с нарушением речи»
  • Диденко Борис Андреевич. Цивилизация каннибаллов.



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь