Еникеев М. И. Общая и социальная психология. Учебник для вузов.

Категория: Общая психология, Социальная психология | Просмотров: 50966

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

Агрессивность индивида связана с дефектами социализации, негативным влиянием массовой культуры и общими дефектами в психической саморегуляции индивида. Однако существенную роль здесь играют и генетические аномалии, и особенности эндокринно-гуморальной организации индивида (норадреналиновый тип).
Агрессивность индивида имеет комплексную многофакторную обусловленность. Кроме некоторых биологических предпосылок в ее формировании существенно научение агрессии, "агрессивный тренинг". Агрессивность субъекта зависит от того, какие стимулы среды он относит к запороговым воздействиям, требующим общеэмоциональной агрессивной реакции. Агрессией индивиды реагируют на ситуации, угрожающие их базовым ценностям.
Как проявление дефекта психической саморегуляции агрессивность связана со слабостью у индивида антистрессовой защиты, импульсивностью, повышенным уровнем тревожности. В формировании агрессивных типов отмечается их ранняя эмоциональная депривация (недостаточность положительных эмоций в раннем детстве), жестокость обращения, суровое отношение родителей и ближайшего окружения. Нередко агрессивность развивается как противодействие авторитарной власти в семье, малых группах, когда у индивида остается единственный шанс на самоутверждение при помощи агрессивных действий.
Итак, общей особенностью поведения психически аномальных индивидов являются неадекватные реакции, неустойчивость к психотравмирующим воздействиям, нарушенность механизмов психологической защиты, готовность к психическому срыву, неконтролируемость отдельных типов реакций. Психическая дезорганизация в личностно трудных ситуациях ведет к общему эмоциональному захвату всей сознательной деятельности индивида – сужению сознания. Эти состояния сопровождаются расстройством логического мышления, повышением внушаемости и самовнушаемости, навязчивыми состояниями, конфликтным взаимодействием со средой.

§ 11. Гипнотическое и постгипнотическое состояние. Аутосуггестия (самовнушение)

Психические, явления глубокого внушения, объединяемые понятием гипноз, известны человечеству с древнейших времен. С древнейших времен эти состояния покрыты мистическим флером. Необычное поведение загипнотизированного человека, его почти полная подчиненность воле гипнотизера, исчезновение болевой чувствительности, необычные всплески памяти, обнажение подсознательной сферы индивида – все это представляется таинственным и непостижимым. Между тем гипноз не связан ни с какими мистическими явлениями – он связан с глубинными процессами человеческой психики.
Термин "гипноз" (от греч. hypnos – сон) введен в употребление английским хирургом Дж. Бредом, который впервые стал изучать это явление. Он обнаружил большое сходство гипнотического состояния с состоянием естественного сна.
Значительный вклад в понимание сущности гипноза внес В. М. Бехтерев. Но наиболее широкому исследованию это явление подверглось в школе И. П. Павлова. По представлению И. П. Павлова, естественный сон – это распространение охранительного торможения на всю кору и структуры среднего мозга.
Гипноз же, по Павлову, это частичный сон, сон, не охвативший те мозговые структуры, которые затормаживаются в естественном сне, "сон с открытыми глазами"*.
* См.: Павлов И. П. Полн. собр. соч. Т. 3. Кн. 2. М.-Л., 1951. С. 413–414.

Основываясь на павловской концепции гипноза, отечественный гипнолог К. И. Платонов (1871–1969) глубоко исследовал феномен гипноза, выявив особую специфическую психическую силу человеческого слова (Слово как физиологический и лечебный фактор. 1930, 1957, 1962 гг.). В настоящее время исследование гипноза продолжается рядом авторов (В. Е. Рожнов, М. С. Лебединский и др.). Однако до сих пор он еще не утратил своей загадочности. Разносторонне изучив функциональные возможности гипноза, исследователи еще не могут дать ответа на вопрос о его сущности. Очевидно одно: гипноз – это механизм особой подверженности человека внушающей силе слова при определенных условиях. На протяжении всего антропогенеза слово как средство социально санкционированного воздействия приобрело доминирующее значение в ряду всех прочих воздействий.
Воздействие слова на очаг оптимального возбуждения в условиях торможения значительной части коры мозга делает его ведущим, единственным стимулом поведения загипнотизированного человека.
Частичное торможение мозговой деятельности вызывается монотонными, деактивизирующими действиями гипнотизера (пассы, ритмические тепловые воздействия, приказы расслабления мышц и другие повторяющиеся слабые раздражители вызывают иррадиацию охранительного торможения). Лица высоковозбудимые не поддаются гипнозу.
Как в естественном сне, так и в особенности в гипнотическом состоянии, функционирует "сторожевой пункт" психики, он-то и воспринимает приказы гипнотизера особенно чутко.
Внушаемость человека повышается в условиях утомления, психической ослабленности, при чрезвычайных воздействиях. В этих условиях сильные воздействия среды подвергаются охранительному торможению, а словесные воздействия, даже слабые, обретают могущественную силу. Охваченный горем, страхом, испугом человек обращается по великому человеческому инстинкту к другому человеку и начинает находиться под сильным его воздействием, непроизвольно "выключает" свою волевую регуляцию. Гипноз связан с подсознательным принятием лидерства другого человека. Это не означает, что лица, поддающиеся гипнозу, являются слабовольными людьми. Даже сильная воля при гипнозе блокируется. Срабатывает тысячелетиями укоренявшаяся в человеческом обществе привычка "следования за лидером". Срабатывает при этом и биологически сформированный приспособительный механизм неугасания "сторожевого пункта" даже в состоянии глубокого сна. (Как известно, мать и в глубоком сне реагирует на самый слабый зов ребенка.)
Если гипноз – это частичный сон, то сон – это частичный гипноз; в состоянии сна, как полагают исследователи, перестраиваются, интегрируются дневные впечатления, укрепляется долговременное запоминание. Отсюда возможность воздействовать на психику индивида и в состоянии гипноза (возрастающие возможности обучения и психотерапии в гипнозе), и в состоянии сна.
При исследовании гипноза был обнаружен эффект пост-гипнотического поведенческого программирования: данный в гипнотическом состоянии приказ неукоснительно выполняется при выходе индивида из состояния гипноза.
Это явление стали использовать для модификации поведения личности, для того, чтобы навязывать личности определенные программы поведения извне.
В марте 1967 года в столице Филиппин Маниле был арестован американец Луис Кастильо, обвиненный в подготовке заговора с целью убийства тогдашнего президента Филиппин Маркоса.
Во время допроса Кастильо дали с его согласия так называемую сыворотку правды – химическое вещество, нейтрализующее волю индивида, и провели с ним гипнотические сеансы. Во время одного из таких сеансов Кастильо признался в совершенном четыре года назад убийстве. На вопрос о мотивах убийства он ответил, что был запрограммирован соответствующими службами США убить человека определенной внешности, который должен был проехать в открытой машине. Кастильо не знал имени этого человека, но все его приметы совпадали с внешностью президента США Джона Кеннеди. Совпадали и другие детали далласской трагедии ноября 1963 года. После этого признания Кастильо попросил политического убежища. Гипнотические сеансы продолжались. Выяснилось, что сознание и поведение Кастильо полностью контролируются некой мадам Крепс, которая в свое время воздействовала на Кастильо – модифицировала его поведение. Выяснилось также, что при определенных сигнальных воздействиях поведение Кастильо может приобретать четыре различные модификации. В соответствии с каждой из этих модификаций сознание и поведение Кастильо, вся его личностная структура неузнаваемо преобразовывались.



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Ханова Миляуша Ринадовна. Организация свободного пространства для развития зрительного восприятия детей с нарушениями зрения
  • Ильина Марина Васильевна. Сенсорное развитие детей раннего возраста: «Изучение света, как способ развития зрительного восприятия»
  • Ольга Хохлюшкина. Основные теоретические подходы к коррекционно – педагогической работе по развитию зрительного восприятия у детей с нарушением зрения
  • Перепечаева Светлана Николаевна. «Развивающая среда в домашних условиях»
  • Мусатова Инна Борисовна. Формирование целостной картины мира/экспериментирование НОД «Наши помощники-глаза»
  • Эффект самореференции. Как мозг сохраняет чувство «Я»?
  • Как функционирует мозг эрудированного человека
  • Исследования одиночества: как работает мозг одиноких людей
  • Оргазм стимулирует работу мозга
  • Нейронная основа наших воспоминаний
  • Лезжова Ольга Владимировна. Методики преодоления зрительного напряжения у детей дошкольного возраста в процеccе НОД.
  • Дорохова Анна Владимировна Прокофьева Елена Николаевна. Логопедия -Презентация « Особенности зрительного и слухового восприятия при речевых нарушениях»
  • Понкратьева Юлия Андреевна. Для родителей средней группы «Возраст почемучек».
  • Рюта Кавашима. Развитие префронтальной области головного мозга
  • Рыжих Татьяна Викторовна Кучеренко Марина Александровна Кутейникова Екатерина Александровна. Мастер-класс для педагогов и родителей «Совершенствование межполушарных связей у детей с ОВЗ»
  • Развитие восприятия у детей дошкольного возраста с отклоняющимся развитием. Из опыта работы.
  • Любовь Кириллова. О функциях больших полушарий мозга. Левополушарное и правополушарное мышление
  • Чем отличается мозг умного человека?
  • Мозг и оптимизм: как орбитофронтальная кора влияет на оптимистичное восприятие
  • Срисовывание картинки изображающей домик (Гуткина Н. И.)
  • Шарипова Эльмира Расимовна. Конспект коррекционного занятия по развитию зрительного восприятия «Олимпийские виды спорта»
  • Рик Хансон. Нейропластичность или Как улучшить свой мозг?
  • Строение головного мозга: важнейшие отделы и их функции
  • Пулатова Резеда Ильясовна. Развитие зрительного восприятия у дошкольников с нарушением зрения
  • Редактор. В какую сторону крутится балерина?
  • Нейроэстетика: как произведения искусства влияют на мозг
  • Активность мозга помогает находить преступников
  • Геи лучше запоминают лица
  • Насырова Аминат Имагисиевна. Сенсорное воспитание — основа умственного развития ребенка
  • Астахова Елена Николаевна. Конспект подгруппового занятия на развитие зрительного восприятия (подготовительная группа) «Я человек. Части тела».
  • Как человеческий мозг создает ассоциации?
  • Кашапова Гульнара Насиховна. «Вариативность методов воздействия на речевые зоны коры головного мозга»
  • Карпенкова Ольга Александровна. Конспект НОД по ОБЖ 'Береги свои глаза'
  • Федорина Наталья Ивановна. «Сенсорное развитие детей раннего возраста через дидактическую игру».
  • Главный Редактор. Функция игрушки в развитии зрительного восприятия детей раннего возраста
  • Елена Тогулева. Альбом для тренировки зрительных анализаторов «Зоркий глаз»
  • Существует ли «мужской» и «женский» мозг?
  • Рюта Кавашима. Как тренировать мозг, чтобы поумнеть. Развитие префронтальной коры
  • Мишина Надежда Васильевна. Развитие восприятия музыки у детей дошкольного возраста.
  • Билингвизм и мультиязычность: как знание нескольких языков влияет на мозг
  • Как различные профессии влияют на мозг?
  • Грачева Марина. ГРАФОМОТОРНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ КАК СРЕДСТВО РАЗИТИЯ ЗРИТЕЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ И ТОНКОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
  • Краснова Виктория Степановна. Cтатья «Особенности детей с нарушением зрения»
  • Имаго; Imago
  • Эстетическое восприятие: красоту можно считать по активности мозга
  • Рамиль Гарифуллин. О перспективах клонирования и психического сканирования мозга.
  • Дэн Вальдшмидт. Как наш мозг принимает решения и зачем нам об этом знать?
  • Медведева Мария Сергеевна. Развитие зрительно-моторной координации у детей с тяжелым нарушением речи, посредством ручного труда
  • Как тренировать мышление
  • Светлана Сачкова. Здоровьесберегающая технология – зрительная гимнастика



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь