Еникеев М. И. Общая и социальная психология. Учебник для вузов.

Категория: Общая психология, Социальная психология | Просмотров: 50450

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

Агрессивность индивида связана с дефектами социализации, негативным влиянием массовой культуры и общими дефектами в психической саморегуляции индивида. Однако существенную роль здесь играют и генетические аномалии, и особенности эндокринно-гуморальной организации индивида (норадреналиновый тип).
Агрессивность индивида имеет комплексную многофакторную обусловленность. Кроме некоторых биологических предпосылок в ее формировании существенно научение агрессии, "агрессивный тренинг". Агрессивность субъекта зависит от того, какие стимулы среды он относит к запороговым воздействиям, требующим общеэмоциональной агрессивной реакции. Агрессией индивиды реагируют на ситуации, угрожающие их базовым ценностям.
Как проявление дефекта психической саморегуляции агрессивность связана со слабостью у индивида антистрессовой защиты, импульсивностью, повышенным уровнем тревожности. В формировании агрессивных типов отмечается их ранняя эмоциональная депривация (недостаточность положительных эмоций в раннем детстве), жестокость обращения, суровое отношение родителей и ближайшего окружения. Нередко агрессивность развивается как противодействие авторитарной власти в семье, малых группах, когда у индивида остается единственный шанс на самоутверждение при помощи агрессивных действий.
Итак, общей особенностью поведения психически аномальных индивидов являются неадекватные реакции, неустойчивость к психотравмирующим воздействиям, нарушенность механизмов психологической защиты, готовность к психическому срыву, неконтролируемость отдельных типов реакций. Психическая дезорганизация в личностно трудных ситуациях ведет к общему эмоциональному захвату всей сознательной деятельности индивида – сужению сознания. Эти состояния сопровождаются расстройством логического мышления, повышением внушаемости и самовнушаемости, навязчивыми состояниями, конфликтным взаимодействием со средой.

§ 11. Гипнотическое и постгипнотическое состояние. Аутосуггестия (самовнушение)

Психические, явления глубокого внушения, объединяемые понятием гипноз, известны человечеству с древнейших времен. С древнейших времен эти состояния покрыты мистическим флером. Необычное поведение загипнотизированного человека, его почти полная подчиненность воле гипнотизера, исчезновение болевой чувствительности, необычные всплески памяти, обнажение подсознательной сферы индивида – все это представляется таинственным и непостижимым. Между тем гипноз не связан ни с какими мистическими явлениями – он связан с глубинными процессами человеческой психики.
Термин "гипноз" (от греч. hypnos – сон) введен в употребление английским хирургом Дж. Бредом, который впервые стал изучать это явление. Он обнаружил большое сходство гипнотического состояния с состоянием естественного сна.
Значительный вклад в понимание сущности гипноза внес В. М. Бехтерев. Но наиболее широкому исследованию это явление подверглось в школе И. П. Павлова. По представлению И. П. Павлова, естественный сон – это распространение охранительного торможения на всю кору и структуры среднего мозга.
Гипноз же, по Павлову, это частичный сон, сон, не охвативший те мозговые структуры, которые затормаживаются в естественном сне, "сон с открытыми глазами"*.
* См.: Павлов И. П. Полн. собр. соч. Т. 3. Кн. 2. М.-Л., 1951. С. 413–414.

Основываясь на павловской концепции гипноза, отечественный гипнолог К. И. Платонов (1871–1969) глубоко исследовал феномен гипноза, выявив особую специфическую психическую силу человеческого слова (Слово как физиологический и лечебный фактор. 1930, 1957, 1962 гг.). В настоящее время исследование гипноза продолжается рядом авторов (В. Е. Рожнов, М. С. Лебединский и др.). Однако до сих пор он еще не утратил своей загадочности. Разносторонне изучив функциональные возможности гипноза, исследователи еще не могут дать ответа на вопрос о его сущности. Очевидно одно: гипноз – это механизм особой подверженности человека внушающей силе слова при определенных условиях. На протяжении всего антропогенеза слово как средство социально санкционированного воздействия приобрело доминирующее значение в ряду всех прочих воздействий.
Воздействие слова на очаг оптимального возбуждения в условиях торможения значительной части коры мозга делает его ведущим, единственным стимулом поведения загипнотизированного человека.
Частичное торможение мозговой деятельности вызывается монотонными, деактивизирующими действиями гипнотизера (пассы, ритмические тепловые воздействия, приказы расслабления мышц и другие повторяющиеся слабые раздражители вызывают иррадиацию охранительного торможения). Лица высоковозбудимые не поддаются гипнозу.
Как в естественном сне, так и в особенности в гипнотическом состоянии, функционирует "сторожевой пункт" психики, он-то и воспринимает приказы гипнотизера особенно чутко.
Внушаемость человека повышается в условиях утомления, психической ослабленности, при чрезвычайных воздействиях. В этих условиях сильные воздействия среды подвергаются охранительному торможению, а словесные воздействия, даже слабые, обретают могущественную силу. Охваченный горем, страхом, испугом человек обращается по великому человеческому инстинкту к другому человеку и начинает находиться под сильным его воздействием, непроизвольно "выключает" свою волевую регуляцию. Гипноз связан с подсознательным принятием лидерства другого человека. Это не означает, что лица, поддающиеся гипнозу, являются слабовольными людьми. Даже сильная воля при гипнозе блокируется. Срабатывает тысячелетиями укоренявшаяся в человеческом обществе привычка "следования за лидером". Срабатывает при этом и биологически сформированный приспособительный механизм неугасания "сторожевого пункта" даже в состоянии глубокого сна. (Как известно, мать и в глубоком сне реагирует на самый слабый зов ребенка.)
Если гипноз – это частичный сон, то сон – это частичный гипноз; в состоянии сна, как полагают исследователи, перестраиваются, интегрируются дневные впечатления, укрепляется долговременное запоминание. Отсюда возможность воздействовать на психику индивида и в состоянии гипноза (возрастающие возможности обучения и психотерапии в гипнозе), и в состоянии сна.
При исследовании гипноза был обнаружен эффект пост-гипнотического поведенческого программирования: данный в гипнотическом состоянии приказ неукоснительно выполняется при выходе индивида из состояния гипноза.
Это явление стали использовать для модификации поведения личности, для того, чтобы навязывать личности определенные программы поведения извне.
В марте 1967 года в столице Филиппин Маниле был арестован американец Луис Кастильо, обвиненный в подготовке заговора с целью убийства тогдашнего президента Филиппин Маркоса.
Во время допроса Кастильо дали с его согласия так называемую сыворотку правды – химическое вещество, нейтрализующее волю индивида, и провели с ним гипнотические сеансы. Во время одного из таких сеансов Кастильо признался в совершенном четыре года назад убийстве. На вопрос о мотивах убийства он ответил, что был запрограммирован соответствующими службами США убить человека определенной внешности, который должен был проехать в открытой машине. Кастильо не знал имени этого человека, но все его приметы совпадали с внешностью президента США Джона Кеннеди. Совпадали и другие детали далласской трагедии ноября 1963 года. После этого признания Кастильо попросил политического убежища. Гипнотические сеансы продолжались. Выяснилось, что сознание и поведение Кастильо полностью контролируются некой мадам Крепс, которая в свое время воздействовала на Кастильо – модифицировала его поведение. Выяснилось также, что при определенных сигнальных воздействиях поведение Кастильо может приобретать четыре различные модификации. В соответствии с каждой из этих модификаций сознание и поведение Кастильо, вся его личностная структура неузнаваемо преобразовывались.



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Белякова Елена Николаевна. РАЗВИТИЕ МЫШЛЕНИЯ У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ
  • Сюрха Наталья Владиленовна. Развитие и коррекция нарушений речи при ознакомлении детей с природой
  • Ефимова Ирина Юрьевна. Эффективные приемы и методы формирования лексико-грамматического строя речи у старших дошкольников в условиях логопункта.
  • Конкретизм; Concretism; Konkretistik
  • Суркова Елена Петровна. Особенности социально-психического развития дошкольников
  • Чупаринова Ирина Александровна. Логика для дошкольников.
  • Загинайко Татьяна Геннадьевна. Педагогическая статья «Развитие логического мышления дошкольников с помощью блоков Дьенеша»
  • Вольская Наталья Михайловна. «Познавательная деятельность у дошкольников»
  • Шихова Альфира Фаридовна. Экспериментальная деятельность в ДОУ.
  • Маленок Ольга Владимировна. Программа развития элементов логического мышления у детей старшего дошкольного возраста с использованием блоков Дьенеша (для детей логопедических групп)
  • Раздел второй. Психические процессы для курса дополнительного образования детей «Познай себя». Школа юного психолога
  • Богуславский. Психология как наука.
  • Погодин И.А. К сущности психических явлений: гештальт-подход
  • С.В. Уманский. Аутентичность как ресурс самоорганизации человека
  • Мышление; thinking
  • Голякова Елена Геннадьевна. Дидактическая игра: «Занимательные фигуры»
  • Межевикина Ольга Петровна. Сказка, как способ развития мышления детей дошкольного возраста
  • Николай Овчинников. Современные взгляды на мышление
  • Куприянова Наталья. Познавательно – исследовательская деятельность в ДОУ
  • Наталия Лермонтова. Развитие словесно - логического мышления у детей старшего дошкольного возраста
  • Ирина Дорошина. Психологические основы формирования словаря детей дошкольного возраста
  • Еникеев М.И. Общая и социальная психология
  • Калмыкова Татьяна Юрьевна. Методы диагностики мышления детей 3-5 лет
  • Вспомогательная функция; Auxiliary function
  • Никонорова Наталья Валерьевна. Особенности познавательной деятельности детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
  • Хрулева Наталья Владимировна. Исследовательская деятельность – как активный метод обучения и воспитания дошкольников. Конспект занятия «Камни – цветы земли».
  • Мышление; Thinking; Denken
  • Сафарова Наталья Викторовна. Развитие речи как средство передачи информации и активизации мышления. Опыт работы
  • Аттитьюд; Attitude; Einstellung
  • Главный Редактор. Развитие речи у детей от 3 до 10 лет
  • Направленное и фантазирующее мышление (Directed and fantasy thinking; Gerichtetes und Phantasiedenken
  • Загулина Т.В. Писаренко Н.А.. Проект «Осень»
  • Ильенков Э. ДИАЛЕКТИКА АБСТРАКТНОГО И КОНКРЕТНОГО В НАУЧНО-ТЕОРЕТИЧЕСКОМ МЫШЛЕНИИ
  • Пико делла Мирандола Дж. РЕЧЬ О ДОСТОИНСТВЕ ЧЕЛОВЕКА
  • Андреева Г. М. Общение и межличностные отношения.
  • Боно Э. Использование латерального мышления.
  • Бимбат С.Д. Психоанализ и религия: о границах исследования религиозного опыта пациентов в психотерапевтической практике
  • Сознание; Consciousness; Bewusstheit
  • Гришанович Елена Николаевна. Статья по организации предметно-развивающей среды по программе От рождения до школы
  • Ильин Е. П. Психофизиология состояний человека.
  • Мясищев В.Н. Понятие личности в аспектах нормы и патологии.
  • Психология успеха. Как добиваться поставленных целей.
  • Р. Мокшанцев, А. Мокшанцева. Психология толпы
  • Йегуда Ашлаг. Материя и форма в Каббале
  • Вереина Ирина Васильевна. Тестопластика-продуктивная, творческая деятельность
  • Петровский А.В. Теория личности с позиций категориального анализа психологии.
  • Развитие; Development; Psychogenese
  • Ирина Толмачева. Семинар-практикум 'Организация деятельности взрослых и детей по реализации и освоению программы'
  • Шустко Ирина Васильевна. Аппликация – как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста
  • Алекситимия, как модель развития психосоматических заболеваний по П. Сифнеосу



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь