Абульханова-Славская К.А., Анцыферова Л.И., Брушлинский А.В. Психологическая наука в России XX столетия проблемы теории и истории.

Категория: Библиотека » Общая психология | Просмотров: 54700

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

ности. Не соотнесенными оказываются сознание и деятельность: если сама личность есть деятельность, то что есть сознание?
На наш взгляд, остались не сведенными воедино характеристики сознания как смыслов и значений и их характеристики как деятельности. Ломов обратил внимание и на то, что разработанная Леонтьевым концепция форм отражения оказалась не соотнесенной с его концепцией деятельности. Более поверхностно, чем идея дезинтегрированности сознания при конкретно-исторических условиях, высказанная в «Очерке развития психики», выглядит упоминание о противоречиях, «которые при определенных условиях фиксируются и входят в структуру личности» [там же, с. 222]. Сам Леонтьев, впрочем, отмечает, что, выделенные им три параметра личности — широта связи человека с миром, степень их иерархизированности (или иерархи-зированности деятельностей?) и общая их структура — представляют не более чем «скелетную схему» [там же, с. 224], которая, на наш взгляд, должна быть не просто наполнена конкретным содержанием, но существенно прояснена. Еще в 1959 г.на I съезде Общества психологов СССР между Рубинштейном и Леонтьевым произошла дискуссия по проблемам детерминации способностей, которая фактически была дискуссией по проблеме детерминации и психики, и личности в целом. Леонтьев абсолютизировал роль внешних условий и заменил механизмом интериоризации механизм деятельности.
Завершая обзор отечественных концепций личности, ставших классическими, можно заметить, что в основном психологи определяли личность, как включенную в систему общественных отношений, как объективное качественно определенное развивающееся образование, наделенное субъективностью, сознанием, как способность осознавать свои отношения с миром и как активность (или деятельность) способность их строить. Большинство отечественных психологов рассматривало личность соотносительно с понятиями «индивид», «индивидуальность».
Специальной разработке последней проблемы были посвящены труды Б.М.Теплова и В.С.Мерлина, школы которых составили два разных направления — дифференциальной психофизиологии и психологии и интегральной теории индивидуальности.
Направлением, связанным преимущественно с именем Тепло-ва и его школы, которое скорее косвенно касалось проблем личности, явилась дифференциальная психология 40-х годов, в ко-
322
торой разрабатывалась теория индивидуально-психологических особенностей человека. В русле идей тепловской школы В.М.Ру-салов предпринял теоретико-эмпирическую разработку концепции индивидуальности более высокого личностного уровня. В отличие от Леонтьева, исключившего из личности генотипичес-кие образования, он включил в индивидуальность и характеристики телесной морфофункциональной организации человека, в том числе совокупность врожденных социально-групповых программ поведения, которые трансформируются в индивидуально-биологические свойства индивида. Генотипические свойства он подразделил на предметно-содержательные (интеллект, мотивы, направленность) и формально-динамические, которые функционируют по «логике тела» (выносливость, пластичность, скорость, эмоциональная чувствительность). Однако концепция индивидуальности Русалова оставляет открытым вопрос о ее соотношении с личностью [189].
Взгляды отечественных психологов на проблему индивидуальности существенно расходились. Ананьев и Рубинштейн считали индивидуальностью только высший уровень развития личности, а другие психологи, в частности Мерлин, рассматривали индивидуальность как интегративную структуру любой личности. Третьи полагали, что существующие индивидуальные различия не существенны для характеристики личности, поскольку являются скорее психофизиологическими, т. е. предметом дифференциальной психологии.
Мерлинская концепция интегральной индивидуальности открыла длящуюся до сегодняшних дней дискуссию о соотношении личности и интегральной индивидуальности, с одной стороны, с другой, выявила необходимость привлечения категории деятельности для раскрытия соотношения социально-типичного и индивидуального и тем самым привела к формулировке проблемы «стиля деятельности», ставшей ключевой для данной школы и для других психологических направлений [113].
Как известно, Мерлин разработал более конкретную (чем Платонов в его теории структуры и подструктур), т. е. имеющую математическое выражение схему для выявления соотношений между одноуровневыми и разноуровневыми свойствами. Хотя сами эти формулы (однозначных связей, взаимно-однозначных, одно-многозначных, много-однозначных и много-многозначных) мало прояснили качественную специфику взаимосвязей данных уровней, можно утверждать, что сильной стороной мерлинской
323
школы в целом было обращение к эмпирическому исследованию личности. Например, было показано, что «уверенность в своих силах у лиц со слабой нервной системой не появится до тех пор, пока не разрушится врожденная связь между слабостью нервной системы и низкой самооценкой, присущей этим людям» (Б.А. Вяткин).
Мерлинская школа, хотя и не может считаться собственно личностной, поставила проблему типологии как типологии личности и тем самым вошла в число теорий среднего уровня (к которым мы относим также мясищевскую концепцию).
Как отмечалось, Ананьев руководил масштабными эмпирическими исследованиями личности в жизненном пути, выявляя корреляции между возрастными, интеллектуальными, статусными и другими параметрами. Однако эти корреляции, по-видимому, в принципе не могли вскрыть разноуровневые, разноплановые связи в характеристиках личности.
К теориям среднего уровня мы относим исследования значительной группы отечественных психологов, сосредоточившихся на изучении личности ребенка — младенца (Н.Л.Фигурнова, М.П.Денисова, Н.М.Щелованов, Г.Л.Розенгарт-Пупко и др.), которые считали ведущей в развитии его личности потребность во впечатлениях. Позднее М.И.Лисина попыталась доказать возникновение так называемой «пра-личности» уже в 2-х месячном возрасте на основе потребности в общении. В более позднем возрасте при развитии речи ребенка была показана роль потребности понять взрослого и быть им понятым (в экспериментах В.Е.-Сыркиной под руководством С.Л.Рубинштейна). Опираясь на эти данные и эксперименты А.В.Запорожца и др., Рубинштейн дал критику концепции эгоцентризма ребенка Пиаже. Данные возрастной, педагогической и общей психологии, характеризующие развитие личности ребенка, были обобщены Л.И.Божович, ученицей Л.С.Выготского, которая (в отличие от А.Н.Леонтьева) не абсолютизировала ни роль внешних условий, ни роль деятельности, а уделила значительное внимание развитию потребностей и эмоциональности на разных стадиях детства. Эмпирические исследования индивидуальных различий (на близнецах) были направлены на выявление роли генетических факторов (И.В.Равич-Щербо); изучение интеллектуальных способностей (В.А.Крутецкий) — на выявление механизма обобщения, который Рубинштейн считал основным в формировании и характера и способностей.
324
Однако 50-60-е годы в основном все же характеризуются более абстрактно-теоретическим рассмотрением проблем личности. Конец 60-х годов знаменовался дискуссией по проблеме личности, в основном концентрировавшейся вокруг теоретических проблем ее структуры.
80-90-е годы представлены двумя основными направлениями. Первым предпринимаются попытки рассмотреть личность как целое — систему, включенную в общественные отношения, общение (Б.Ф.Ломов, А.А.Бодалев и др.), как развивающуюся систему (Л.И.Анцыферова), как включенную в отношения коллектива (концепция деятельностного опосредования межличностных отношений А.В.Петровского и личностных «вкладов» в другого человека В.А.Петровского).
Второе направление (в основном теоретическое)-это, напротив, изучение отдельных личностных образований: способностей, эмоций, мотивов, воли, самосознания, потребностей. Учениками и продолжателями Рубинштейна разрабатывается концепция зонного (с учетом актуального и потенциального характера) строения системы мотивации [22, 23, 24]. В ряде работ раскрываются механизмы духовных, эстетических, нравственных потребностей (Г.С.Тарасов, Л.И.Анцыферова, И.А.Джидарьян) и дискутируется вопрос о самой природе потребностей (П.В.Симонов и др.). Однако эта проблема по-прежнему остается наименее разработанной областью психологии личности, поскольку именно здесь скрыт механизм ее активности, ее «Я» [30, 109, 110]. Разрабатывается теория самосознания (В.В.Столин, И.И.Чесно-кова). Проводится теоретический анализ эмоций (В.К.Вилюнас), соотношения эмоций и чувств (Б.Д.Додонов), предлагаются теоретическая типология переживаний (Ф.Е.Василюк) и эмпирическая типология эмоций (А.Е.Олыпанникова).
80-90-е годы также характеризуются теоретической и эмпирической разработкой одной из труднейших проблем: соотношения личности, субъекта, индивида (как природного уровня организации) и индивидуальности, причем, категория субъекта усилиями школы Рубинштейна приобретает все большее значение. Сложность проблемы, во-первых, заключалась в том, что понятие индивида употреблялось в нескольких — по крайней мере трех — значениях без их четкой дифференциации. В первом (близком психологии) социально-философском контексте (и, прежде всего, у Маркса) оно обозначает общественного индивида, употребляется для раскрытия социальной сущности лично-
325



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Суркова Елена Петровна. Особенности социально-психического развития дошкольников
  • Боно Э. Использование латерального мышления.
  • Первичный и вторичный процессы; Primary and secondary process; Primar- und Secundarprocess
  • Главный Редактор. Психологическое здоровье школьников
  • Направленное и фантазирующее мышление (Directed and fantasy thinking; Gerichtetes und Phantasiedenken
  • Голякова Елена Геннадьевна. Дидактическая игра: «Занимательные фигуры»
  • Рубинштейн С.Л. О личностном подходе.
  • Мухаметгареева Регина Илдаровна. Консультация для воспитателей «Формирование звуковой культуры речи через игровую деятельность»
  • Обухова Л.Ф. Преодоление биогенетических подходов к исследованию психики ребенка.
  • Барсукова Александра. Презентация на тему: 'Основные положения деятельностного подхода во ФГОС ДО'
  • Андреева Г. М. Общение и межличностные отношения.
  • Маркс К., Энгельс Ф., Ленин В.И. О ДИАЛЕКТИЧЕСКОМ И ИСТОРИЧЕСКОМ МАТЕРИАЛИЗМЕ
  • Касьянова Анна Николаевна. «Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста через познавательно-исследовательскую деятельность в условиях реализации ФГОС ДО»
  • Елена Конева. Воспитательно-образовательные возможности игровой деятельности в дошкольном возрасте
  • Исаева Ольга Сергеевна. ОРГАНИЗАЦИЯ КОРРЕКЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА В ДЕТСКОМ САДУ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
  • Грановская Рада Михайловна. Элементы практической психологии.
  • Киселева Наталия Владимировна. Формирование познавательного интереса детей раннего дошкольного возраста с использованием опытно-экспериментальной деятельности.
  • Чупаринова Ирина Александровна. Логика для дошкольников.
  • Радюкова Е.В.. Кукушкина М.В.. «Формирование логического мышления у детей с задержкой психического развития через развивающие игры»
  • Г. Крайг, Д. Бокум Психология развития
  • Ефимова Ирина Юрьевна. Эффективные приемы и методы формирования лексико-грамматического строя речи у старших дошкольников в условиях логопункта.
  • Мышление; thinking
  • Скородумова Кристина Викторовна. Инновационная деятельность в работе современного педагога
  • Вольская Наталья Михайловна. «Познавательная деятельность у дошкольников»
  • Узнадзе Д.Н. Установка у человека. Проблема объктивации.
  • Интериоризация
  • Шумилов В. В. Модель коммуникационного процесса и 6 типов личности
  • Кутовая Дарья Викторовна Кривчикова Александра Юрьевна. Особенности развития речи как высшего психического процесса у детей-близнецов в дошкольном возрасте
  • Богуславский. Психология как наука.
  • Людмила Хилкова. Охрана зрения детей со зрительной депривацией в ходе всего коррекционно-развивающего процесса.
  • Пиаже Жан - Психология интеллекта
  • Фасхутдинова Елена Николаевна. Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе музыкальной деятельности
  • Конкретизм; Concretism; Konkretistik
  • Вспомогательная функция; Auxiliary function
  • Леонтьев А.Н. Индивид и личность.
  • Маленок Ольга Владимировна. Программа развития элементов логического мышления у детей старшего дошкольного возраста с использованием блоков Дьенеша (для детей логопедических групп)
  • Вереина Ирина Васильевна. Тестопластика-продуктивная, творческая деятельность
  • Дива Елена Петровна. Компоненты психологической готовности детей к обучению в школе
  • Куприянова Наталья. Познавательно – исследовательская деятельность в ДОУ
  • Акрушенко А.В., Ларина О.А., Каратьян Т.В. Психология развития и возрастная психология. Конспект лекций.
  • Аттитьюд; Attitude; Einstellung
  • Идея; Idea; Idee
  • Гришук Ирина Васильевна. «Роль использования нетрадиционных техник и приемов работы в развитии художественного творчества у дошкольников»
  • Вайнер М. Цели и процесс психотерапии
  • Исаева Ольга Сергеевна. Связь психологии с другими научными дисциплинами
  • Первичная функция, [Ведущая, Дифференцированная, Высшая] Primary Function; Superior Funktion
  • Шевченко Оксана Анатольевна. Использование методики Зайцева при подготовке к обучению грамоте детей с задержкой психического развития
  • Вахромов Е.Е. Понятие самоактуализации в психологии.
  • Развитие; Development; Psychogenese
  • Якубова Елена Николаевна. Коррекционная работа по развитию мышления старших дошкольников с задержкой психического развития посредством дидактических игр



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь