Кричевский Р. Л., Дубовская Е. М. Социальная психология малой группы. Учебное пособие для вузов.

Категория: Библиотека » Социальная психология | Просмотров: 41399

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

Такого рода понимание не было бы возможным без обращения к методологическим средствам анализа проблемы, без создания соответствующего теоретического аппарата ее изучения, формулирования продуктивных исследовательских стратегий, конструирования адекватного, достаточно эффективного методического инструментария. Словом, оно не было бы возможным без всей той многоплановой и многолетней работы огромного числа отечественных и зарубежных специалистов, итоги которой, хотя и не во всей полноте, мы попытались отразить в настоящей книге.
Что же является главным в уяснении сути группового процесса, какие факторы следует отнести к разряду ключевых при его рассмотрении? На наш взгляд, и в своем утверждении мы опираемся на представленные в монографии материалы, по меньшей мере, четыре взятые в совокупности переменные дают основание для более или менее серьезных умозаключений о существе происходящего в группе, ее феноменологии и функционировании: структура, личность, экология и культура. Именно сложнейшие переплетения влияний четырех указанных переменных образуют причудливый «узор» структурно-динамических характеристик группового процесса, находят отражение в его механизмах и специфических системных новообразованиях. Правда, следует признать, что эффекты, вызываемые упомянутыми переменными, не в равной мере изучены специалистами. Во всяком случае, как мог убедиться читатель при
304
Заключение
ознакомлении с материалами второй, третьей, пятой, шестой и отчасти четвертой главы, структурный аспект является на сегодня доминирующим в описании явлений групповой жизни.
Вместе с тем данные, содержащиеся в ряде глав (особенно в четвертой и пятой), свидетельствуют о заметно возрастающем в последние годы внимании исследователей к роли личностной переменной в детерминации группового поведения. То же самое, хотя и с большей степенью осторожности, следует, очевидно, сказать об экологическом и культурном факторах группового функционирования. Мы имеем в виду как ряд материалов четвертой и пятой глав, так и не рассматривавшиеся нами специально результаты изучения межгрупповых отношений. Подчеркнем, что обращение к обсуждаемым переменным, выяснение их места в групповом процессе сопряжено не только с необходимостью решения вопросов сугубо научного характера. Не менее существенным в этом случае оказывается и прикладной аспект проблемы, на что весьма демонстративно указывают многочисленные факты, приведенные на страницах данной работы.
Многолетняя разработка проблематики малых групп не породила пока что сколько-нибудь целостного теоретического подхода. Претензии отдельных авторов (как отечественных, так и зарубежных) на создание всеобъемлющей концепции группового функционирования до сих пор оказывались несостоятельными перед напором эмпирической стихии. Возможны ли такие концепции в будущем, в какой мере они вообще необходимы? Не будем гадать, подождем ответа в наступившем двадцать первом столетии.
ЛИТЕРАТУРА
Агеев В. С. Межгрупповое взаимодействие. М., 1990.
Андреева Г. М. Принцип деятельности и построение системы социально-психологического знания//Вестн. Моск. ун-та. Сер. Психология. 1980, № 4.
Андреева Г. М. Психология социального познания. М., 1997.
Андреева Г. М. Социальная психология. М., 2000.
Андреева Г. М., Богомолова Н. Н., Петровская Л. А. Современная социальная психология на Западе. М., 1978.
Андреева Г. М., Донцов А. И. (Ред.) Межличностное восприятие в группе. М., 1981.
Андреева Г. М., Яноушек Я. (Ред.) Общение и оптимизация совместной деятельности. М., 1987.
Аронсон Э. Общественное животное. М., 1998.
Афанасьев В. Г. Общество: системность, познание и управление. М., 1981.
Анцупов А. Я., Шипилов А. И. Конфликтология. М., 1999.
Базаров Т. Ю. Игра как средство командообразования//Психология сегодня. Ежегодник РПО. Т. 2. М., 1996.
Баранов А. В., Сопиков А. П. Влияние группы на индивида//Социальные исследования. Вып. 3. Проблемы труда и личности. М., 1970.
Баштинский А. И. Динамика межличностных отношений во временном учебно-спортивном коллективе: Автореф. дис. канд. психол. наук. М., 1984.
Безрукова Е. Ю. Технология командообразования: Канд. дис. М., 1999.
Беккер Г., Бесков А. Современная социологическая теория. М., 1961.
Белкин П. Г., Емельянов Е. П., Иванов М. А. Социальная психология научного коллектива. М., 1987.
Бендас Т. В. Тендерные исследования лидерства//Вопр. психологии. 2000. № 1.
Берне Р. Развитие Я-концепции и воспитание. М., 1986.
Бехтерев В. М. Предмет и задачи общественной психологии как объективной науки. СПб., 1911.
Бехтерев В. М., Ланге М. В. Влияние коллектива на личность//Педология и воспитание. М., 1928.
Битянова М. Р. Личностные особенности классного руководителя и эффективность руководства коллективом старшеклассников: Автореф. дис. канд. психол. наук. М., 1991.
Бодалев А. А. Восприятие и понимание человека человеком. М., 1982.
Бодалев А. А., Кричевский Р. Л. (Ред.) Общение и формирование личности школьника. М., 1987.
БоддиД., Пэйтон Р. Основы менеджмента. СПб., 1999.
Бойко В. В., Ковалев А. Г., Панферов В. Н. Социально-психологический климат коллектива и личность. М., 1983.
Будилова Е, А. Социально-психологические проблемы в русской науке. М., 1983.
Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия. СПб., 1997.
Виноходова А. Г. Межличностное восприятие в изолированной малой группе: Автореф. дис. канд. психол наук. М., 1998.
306
Литература
Волков И. П. Исследование лидерства как функции групповой задачи//Экспе-риментальная и прикладная психология. Вып. 4. Л., 1971а.
Волков И. П. Психологический статус как показатель лидерских возможностей студента // Человек и общество. Вып. VIII. Л., 19716.
Волков И. П. Межличностный контакт как психологическая основа группооб-разования//Вопросы психологии познания людьми друг друга и общения. Краснодар, 1978.
Волков И. П. Психология общения и коллектива//Психология/Учебник для институтов физической культуры. М., 1987.
Выготский Л. С. Коллектив как фактор развития дефективного ребенка/Собр. соч.: В 6 т. Т. 5. М, 1983.
Гибш Г., Форверг М. Введение в марксистскую социальную психологию. М., 1972.
Гидденс Э. Социология. М., 1999.
ГозманЛ. Я. Психология эмоциональных отношений. М., 1987.
Горбов Ф. Д. Экспериментальная групповая психология//Проблемы инженерной психологии. Вып. 4. Л., 1966.
Гришина П. В. Производственные конфликты и их регулирование//Промыш-ленная социальная психология. Л., 1982.
Гришина Н. В. Социально-психологические конфликты и совершенствование взаимоотношений в коллективе//Социально-психологические проблемы производственного коллектива. М., 1983.
Гришина Н. В. Психология конфликта. СПб., 2000.
Давыдов В. М., Ладанов И. Д. Психологическая совместимость в трудовых коллективах. М., 1985.
Деркач А. А., Калинин И. В., Синягин Ю. В. Стратегия подбора и формирования управленческой команды. М., 1999.
Джамгаров Т. Т., Румянцева В. И. Лидерство в спорте. М., 1983.
Донцов А. И. Проблемы групповой сплоченности. М., 1979.
Донцов А. И. Психология коллектива. Методологические проблемы исследования. М., 1984.
Донцов А. И., Полозова Т. А. Проблема конфликта в западной социальной пси-хологии//Психол. журнал. 1980. Т. 1. № 6.
Дубовская Е. М. Влияние лидера на сверстников в юношеских группах: Авто-реф. дис. канд. психол. наук. М., 1984.
Дубовская Е. М., Тихомандрицкая О. А. Особенности социально-психологического изучения ценностей как элементов когнитивной и мотивационно-по-требностной сферы//Мир психологии. 1999. № 3.
Емельянов Е. П., Поварницына С. Е. Психология бизнеса. М., 1998.
Емельянов Ю. Н. Активное социально-психологическое обучение. Л., 1985.
Жуков Ю. М., Петровская Л. А., Соловьева О. В. (Ред.) Введение в практическую социальную психологию. М., 1997.
Журавлев А. Л. Совместная деятельность как объект социально-психологического исследования//Совместная деятельность: методология, теория, практика. М„ 1988.
Журавлев А. Л., Шорохова Е. В. (Ред.) Социальная психология экономического поведения. М., 1999.
307
20'



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Фурманов И. А., Фурманова Н. В. - Основы групповой психотерапии
  • Ю. Н. Емельянов. О сущности лидерства. Лидер и группа. Из цикла "Психология лидерства"
  • Фопель К. Этапы развития группы
  • Михайлова Виктория Сергеевна. Особенности организации интерактивных форм взаимодействия с семьёй
  • Кори Дж. Этические вопросы использования групповых техник
  • Горбатенко А.С. Системная концепция психики и общей психологии после теории деятельности.
  • Андреева Г. М. Общение и межличностные отношения.
  • Пахальян В. Э. - Групповой психологический тренинг
  • Кроль Л.М., Михайлова Е.Л. О том, что в зеркалах. Очерки групповой психотерапии и тренинга.
  • Лаак Ян тер, Бругман Герард. - Big 5. Как измерить человеческую индивидуальность.
  • Организация групповой работы занятий "Детское общество"
  • Кочюнас Р. ПСИХОТЕРАПЕВТИЧЕСКИЕ ГРУППЫ: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА
  • Групповая психотерапия
  • Рутан Дж. Ограниченные во времени психодинамические группы
  • Пуртова Е.А. Трепалина Н.Ю. Динамические группы в обучении психотерапии: поле без флажков
  • Головкова Елена. «Групповой сбор»
  • Социометрический статус и самооценка
  • Алышева Нина Евгеньевна. Проект: «Моя счастливая семья»
  • Франселла Ф., Баннистер Д. - Новый метод исследования личности. Руководство по репертуарным личностным методикам.
  • Максимова Е. В. Влияние структуры личности на профессиональную успешность менеджеров компаний сферы информационных технологий
  • Программа эмоционального развития, обучения общению и взаимодействию детей 6-7 лет. Программа занятий «Детское общество».
  • Программа занятий по коррекции и развитию внимания учащихся младшего школьного возраста (2 –3 классы). Введение.
  • Вачков И. В. - Основы технологии группового тренинга. Психотехники
  • Березин Ф. Б., Мирошников М. П., Рожанец Р. Б. Методика многостороннего исследования личности в клинической медицине и психогигиене. Об анкетных методах исследования личности.
  • Образовательная программа дополнительного образования детей «Познай себя». Школа юного психолога
  • Леонид Кроль. Лидер и группа: три фазы лидерства
  • Земцова Анна Александровна. Проект «Мой Подольск» для детей подготовительной группы
  • Групповая психология
  • Программа по коррекции и развитию внимания
  • Дидерихс-Пешке В. Групповой процесс и групповые феномены в ходе групповой аналитической работы
  • Петровский А.В. Теория личности с позиций категориального анализа психологии.
  • Ожегова Алевтина Сергеевна. ПРОЕКТ «ХЛЕБ – ВСЕМУ ГОЛОВА»
  • Павел Пономарев. Влияние личности руководителя на личностные трансформации подчиненных
  • Влияние стиля руководства на психологический климат в организации
  • Иванова В. ОБЩИЕ ВОПРОСЫ САМОСОЗНАНИЯ ЛИЧНОСТИ
  • Обозов Н. Н. Симпатии и притяжение.
  • Нина Николаевна Краснокутская. Групповой проект воспитанников подготовительной группы. «МОЛОКО И МОЛОЧНЫЕ ПРОДУКТЫ»
  • Ферапонтова О. И. Влияние внутригрупповых отношений на развитие личности студента как будущего профессионала
  • Групповая психотерапия с пациентами, страдающими кожными заболеваниями
  • Социометрия: изучение межличностных имежгрупповых отношений. Социометрическиеиндексы ( Дж. Морено)
  • Рекомендации по оптимизации развития личности и группы.
  • Журавлёва Татьяна Македоновна. Конспект непосредственно-образовательной деятельности коррекционной направленности с детьми средней группы с нарушением зрения Тема:«Парк отдыха»
  • П. Штольц. Фокус-группа в маркетинге
  • Романченко Татьяна Николаевна. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА педагогов первой младшей группы «Радуга» общеразвивающей направленности (с 2 до 3 лет) на 2014-2015 учебный год
  • Воспринимаемая несправедливость и связанные с ней эмоции, социальная идентичность и самоэффективность. Протестные действия: особенности поведения индивидуума и группы
  • Белановский С.А. - Метод фокус-групп
  • Марс Д. Случай инцеста между матерью и сыном: его влияние на развитие и лечение пациента
  • Гендерные различия адаптационных способностей в младшем школьном возрасте
  • Тест Роршаха на основе концепции проблемно-решающего поведения.
  • Романов И.Ю. Психоанализ и группы



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь