Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/init.php on line 69 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/init.php on line 69 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/engine.php on line 543 Warning: strtotime(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/show.full.php on line 169 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/show.full.php on line 434 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/show.full.php on line 434 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/show.full.php on line 438 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/show.full.php on line 438 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/functions.php on line 89
|
Кричевский Р. Л., Дубовская Е. М. Социальная психология малой группы. Учебное пособие для вузов.Категория: Библиотека » Социальная психология | Просмотров: 41106
Автор: Кричевский Р. Л., Дубовская Е. М.
Название: Социальная психология малой группы. Учебное пособие для вузов. Формат: HTML, DOC Язык: Русский Скачать по прямой ссылке Такого рода понимание не было бы возможным без обращения к методологическим средствам анализа проблемы, без создания соответствующего теоретического аппарата ее изучения, формулирования продуктивных исследовательских стратегий, конструирования адекватного, достаточно эффективного методического инструментария. Словом, оно не было бы возможным без всей той многоплановой и многолетней работы огромного числа отечественных и зарубежных специалистов, итоги которой, хотя и не во всей полноте, мы попытались отразить в настоящей книге.
Что же является главным в уяснении сути группового процесса, какие факторы следует отнести к разряду ключевых при его рассмотрении? На наш взгляд, и в своем утверждении мы опираемся на представленные в монографии материалы, по меньшей мере, четыре взятые в совокупности переменные дают основание для более или менее серьезных умозаключений о существе происходящего в группе, ее феноменологии и функционировании: структура, личность, экология и культура. Именно сложнейшие переплетения влияний четырех указанных переменных образуют причудливый «узор» структурно-динамических характеристик группового процесса, находят отражение в его механизмах и специфических системных новообразованиях. Правда, следует признать, что эффекты, вызываемые упомянутыми переменными, не в равной мере изучены специалистами. Во всяком случае, как мог убедиться читатель при 304 Заключение ознакомлении с материалами второй, третьей, пятой, шестой и отчасти четвертой главы, структурный аспект является на сегодня доминирующим в описании явлений групповой жизни. Вместе с тем данные, содержащиеся в ряде глав (особенно в четвертой и пятой), свидетельствуют о заметно возрастающем в последние годы внимании исследователей к роли личностной переменной в детерминации группового поведения. То же самое, хотя и с большей степенью осторожности, следует, очевидно, сказать об экологическом и культурном факторах группового функционирования. Мы имеем в виду как ряд материалов четвертой и пятой глав, так и не рассматривавшиеся нами специально результаты изучения межгрупповых отношений. Подчеркнем, что обращение к обсуждаемым переменным, выяснение их места в групповом процессе сопряжено не только с необходимостью решения вопросов сугубо научного характера. Не менее существенным в этом случае оказывается и прикладной аспект проблемы, на что весьма демонстративно указывают многочисленные факты, приведенные на страницах данной работы. Многолетняя разработка проблематики малых групп не породила пока что сколько-нибудь целостного теоретического подхода. Претензии отдельных авторов (как отечественных, так и зарубежных) на создание всеобъемлющей концепции группового функционирования до сих пор оказывались несостоятельными перед напором эмпирической стихии. Возможны ли такие концепции в будущем, в какой мере они вообще необходимы? Не будем гадать, подождем ответа в наступившем двадцать первом столетии. ЛИТЕРАТУРА Агеев В. С. Межгрупповое взаимодействие. М., 1990. Андреева Г. М. Принцип деятельности и построение системы социально-психологического знания//Вестн. Моск. ун-та. Сер. Психология. 1980, № 4. Андреева Г. М. Психология социального познания. М., 1997. Андреева Г. М. Социальная психология. М., 2000. Андреева Г. М., Богомолова Н. Н., Петровская Л. А. Современная социальная психология на Западе. М., 1978. Андреева Г. М., Донцов А. И. (Ред.) Межличностное восприятие в группе. М., 1981. Андреева Г. М., Яноушек Я. (Ред.) Общение и оптимизация совместной деятельности. М., 1987. Аронсон Э. Общественное животное. М., 1998. Афанасьев В. Г. Общество: системность, познание и управление. М., 1981. Анцупов А. Я., Шипилов А. И. Конфликтология. М., 1999. Базаров Т. Ю. Игра как средство командообразования//Психология сегодня. Ежегодник РПО. Т. 2. М., 1996. Баранов А. В., Сопиков А. П. Влияние группы на индивида//Социальные исследования. Вып. 3. Проблемы труда и личности. М., 1970. Баштинский А. И. Динамика межличностных отношений во временном учебно-спортивном коллективе: Автореф. дис. канд. психол. наук. М., 1984. Безрукова Е. Ю. Технология командообразования: Канд. дис. М., 1999. Беккер Г., Бесков А. Современная социологическая теория. М., 1961. Белкин П. Г., Емельянов Е. П., Иванов М. А. Социальная психология научного коллектива. М., 1987. Бендас Т. В. Тендерные исследования лидерства//Вопр. психологии. 2000. № 1. Берне Р. Развитие Я-концепции и воспитание. М., 1986. Бехтерев В. М. Предмет и задачи общественной психологии как объективной науки. СПб., 1911. Бехтерев В. М., Ланге М. В. Влияние коллектива на личность//Педология и воспитание. М., 1928. Битянова М. Р. Личностные особенности классного руководителя и эффективность руководства коллективом старшеклассников: Автореф. дис. канд. психол. наук. М., 1991. Бодалев А. А. Восприятие и понимание человека человеком. М., 1982. Бодалев А. А., Кричевский Р. Л. (Ред.) Общение и формирование личности школьника. М., 1987. БоддиД., Пэйтон Р. Основы менеджмента. СПб., 1999. Бойко В. В., Ковалев А. Г., Панферов В. Н. Социально-психологический климат коллектива и личность. М., 1983. Будилова Е, А. Социально-психологические проблемы в русской науке. М., 1983. Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия. СПб., 1997. Виноходова А. Г. Межличностное восприятие в изолированной малой группе: Автореф. дис. канд. психол наук. М., 1998. 306 Литература Волков И. П. Исследование лидерства как функции групповой задачи//Экспе-риментальная и прикладная психология. Вып. 4. Л., 1971а. Волков И. П. Психологический статус как показатель лидерских возможностей студента // Человек и общество. Вып. VIII. Л., 19716. Волков И. П. Межличностный контакт как психологическая основа группооб-разования//Вопросы психологии познания людьми друг друга и общения. Краснодар, 1978. Волков И. П. Психология общения и коллектива//Психология/Учебник для институтов физической культуры. М., 1987. Выготский Л. С. Коллектив как фактор развития дефективного ребенка/Собр. соч.: В 6 т. Т. 5. М, 1983. Гибш Г., Форверг М. Введение в марксистскую социальную психологию. М., 1972. Гидденс Э. Социология. М., 1999. ГозманЛ. Я. Психология эмоциональных отношений. М., 1987. Горбов Ф. Д. Экспериментальная групповая психология//Проблемы инженерной психологии. Вып. 4. Л., 1966. Гришина П. В. Производственные конфликты и их регулирование//Промыш-ленная социальная психология. Л., 1982. Гришина Н. В. Социально-психологические конфликты и совершенствование взаимоотношений в коллективе//Социально-психологические проблемы производственного коллектива. М., 1983. Гришина Н. В. Психология конфликта. СПб., 2000. Давыдов В. М., Ладанов И. Д. Психологическая совместимость в трудовых коллективах. М., 1985. Деркач А. А., Калинин И. В., Синягин Ю. В. Стратегия подбора и формирования управленческой команды. М., 1999. Джамгаров Т. Т., Румянцева В. И. Лидерство в спорте. М., 1983. Донцов А. И. Проблемы групповой сплоченности. М., 1979. Донцов А. И. Психология коллектива. Методологические проблемы исследования. М., 1984. Донцов А. И., Полозова Т. А. Проблема конфликта в западной социальной пси-хологии//Психол. журнал. 1980. Т. 1. № 6. Дубовская Е. М. Влияние лидера на сверстников в юношеских группах: Авто-реф. дис. канд. психол. наук. М., 1984. Дубовская Е. М., Тихомандрицкая О. А. Особенности социально-психологического изучения ценностей как элементов когнитивной и мотивационно-по-требностной сферы//Мир психологии. 1999. № 3. Емельянов Е. П., Поварницына С. Е. Психология бизнеса. М., 1998. Емельянов Ю. Н. Активное социально-психологическое обучение. Л., 1985. Жуков Ю. М., Петровская Л. А., Соловьева О. В. (Ред.) Введение в практическую социальную психологию. М., 1997. Журавлев А. Л. Совместная деятельность как объект социально-психологического исследования//Совместная деятельность: методология, теория, практика. М„ 1988. Журавлев А. Л., Шорохова Е. В. (Ред.) Социальная психология экономического поведения. М., 1999. 307 20' Связаться с администратором Похожие публикации: Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|