Бек Аарон, Раш А., Шо Брайан, Эмери Гэри. Когнитивная терапия депрессии.

Категория: Библиотека » Медицинская психология | Просмотров: 27758

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

Жесткое противопоставление болезни здоровью — это одно из проявлений абсолютистского мышления и нереалистических стандартов. Терапевт должен напомнить пациенту первоначальную цель терапии, которая заключается в том, чтобы научить пациента более эффективным способам решения проблем, а не в том, чтобы «вылечить» его или перестроить его личность. В данной связи полезно снова подчеркнуть, что путь к совершенствованию приобретенных умений пролегает через постоянные тренировки и практику, что никто не ждет от пациента «мастерского» преодоления всех психологических проблем к моменту завершения терапии, но что каждая попытка — даже неудачная — добавляет ему умелости и мастерства, ибо обеспечивает его информацией и опытом. Чтобы проиллюстрировать эту мысль, терапевт может использовать значимые для пациента аналогии (спортивные тренировки, изучение языков, овладение профессиональными навыками и т. п.).
Если пациента пугают неразрешенные реалистические проблемы, например проблемы на работе, конфликты с супругом или родителями, надо прежде всего похвалить его за то, что он научился отделять настоящие проблемы от псевдопроблем. После этого терапевт может подчеркнуть, что никакая терапия не в состоянии чудесным образом избавить человека от проблем, что последние есть неотъемлемая часть человеческого существования. Однако когнитивные и поведенческие техники, которым пациент обучается в ходе терапии, позволят ему более эффективно решать свои проблемы. Опять же необходимо побуждать пациента относиться к будущим проблемам как к возможности закрепить и отточить приобретенные умения.
Некоторые пациенты расстраивают себя, неверно истолковывая факт колебаний настроения. Так например, пациента может тревожить то, что он временами испытывает тревогу. Как правило, тревога обостряется к концу терапии, когда пациент начинает сомневаться в том, сумеет ли он самостоятельно справиться со своими эмоциональными проблемами. Естественные колебания настроения подчас воспринимаются пациентом как сигнал о возвращении депрессии. В данном случае важно побудить пациента реалистически оценивать свое настроение и не идти на поводу у депрессогенных автоматических мыслей.
Многих пациентов тревожит возможность рецидива депрессии по окончании терапии. Это опасение может быть преодолено следующим образом.
Пациент. Вы можете гарантировать, что я снова не впаду в депрессию?
Терапевт. Это вполне возможно.
П. О каком прогрессе тогда может идти речь?
Т. Вы чему-то научились в ходе терапии?
П. Ну я научился контролировать то, что вызывает депрессию, — мои негативные мысли и установки.
Т. Значит, вы теперь можете контролировать частоту возникновения депрессии, ее глубину и продолжительность.
П. Но я не хотел бы когда-нибудь снова испытать депрессию.
Т. Я понимаю, но, к сожалению, природа депрессии такова, что мы не можем полностью исключить вероятность ее повторного возникновения. Однако такие параметры, как интенсивность, частота и продолжительность депрессии, находятся теперь в сфере вашего контроля. На самом деле кратковременная мягкая депрессия .может даже пойти вам на пользу... Попытайтесь найти сейчас какие-нибудь «плюсы» в факте повторного возникновения депрессии.
П. Это даст мне возможность потренироваться в применении методов, которым я научился в процессе терапии... И еще я мог бы доказать себе, что я способен преодолеть депрессию, и победить таким образом свой страх.
Т. Иными словами, небольшая схватка с депрессией может сделать вас сильнее.
Ощущение рецидива может указывать на то, что пациент пытается проверить свою способность к преодолению депрессии. Так например, один пациент решился провести своеобразный эксперимент, чтобы убедиться в том, что он готов завершить терапию. На протяжении целого дня он думал только о плохом, намеренно ввергая себя в депрессивное состояние, а на следующий день, используя когнитивные и поведенческие техники, преодолел свое мрачное настроение.
Аналогичную стандартную процедуру может применить терапевт, чтобы продемонстрировать пациенту, как управлять своими эмоциями и настроением. Сначала пациента просят вызвать в уме как можно более мрачные мысли о собственной персоне и собственном будущем и затем оценить по шкале от 1 до 100 баллов интенсивность возникших у него негативных эмоций. После этого пациенту предлагается найти рациональные опровержения негативным мыслям и заново оценить свои эмоции. Получая зримое доказательство того, что он способен повлиять на свое настроение, пациент перестает бояться окончания терапии.
Другой прием, позволяющий подвести пациента к необходимости завершения терапии, состоит в том, что терапевт подвергает сомнению успехи пациента. В данном случае терапевт выступает в роли провокатора, он высказывает те самые идеи, которые некогда исходили от пациента, ожидая, что тот опровергнет их. Проиллюстрируем применение данной техники выдержкой из интервью.
Терапевт. Ваше настроение и самочувствие, похоже, наладились, но что если они испортятся и вы подумаете: «Я опять в депрессии. Мне не помогла терапия». Что вы скажете на это?
Пациентка. Как это не помогла? Я была в депрессии, и я выбралась из нее.
Т. Но на этот раз все иначе. Те приемы, которым вы научились, не сработают.
П. У меня нет никаких оснований считать, что когнитивные процедуры на этот раз не помогут мне.
Т. Да, но у вас опять все плохо. Кончились деньги, здоровье подорвано, у дочери опять неприятности.
П. Это не значит, что у меня никогда не будет денег. И даже если их не будет, не обязательно впадать из-за этого в депрессию. Что касается здоровья, то у меня нет объективных поводов для беспокойства. А дочь уже взрослая и сама отвечает за свое счастье.
Т. Я вижу, вы способны найти достойный ответ на негативные мысли.
П. Да, я держу в голове все то, чему меня учили.
Эта процедура, включающая смену ролей, служит своего рода вакцинацией против рецидивов. Чтобы подвести итоги и вызвать у пациента чувство завершенности, терапевт может попросить его подготовить к последней встрече небольшое эссе, в котором были бы перечислено все, что он приобрел в ходе терапии.
В момент завершения терапии пациенты могут испытывать самые разные чувства — от гнева до печали. Если на ранних стадиях лечения саморефлексия обычно противопоказана пациенту, то к концу терапии, когда пациент уже в состоянии контролировать депрессию, полезно попросить его «покопаться» в своих чувствах, чтобы разобраться, чем они вызваны и насколько уместны в данной ситуации. Терапевт может также сказать пациенту о своих чувствах в связи с завершением интенсивных отношений.
В некоторых случаях стоит назначить пациенту бустерную сессию и дать ему понять, что в трудный момент он может позвонить терапевту. Иной раз сам факт наличия такой возможности помогает пациенту справиться с неурядицами.

Преждевременное завершение терапии

Быстрое смягчение или исчезновение симптомов

У некоторых пациентов симптомы депрессии смягчаются или полностью исчезают уже после нескольких сессий. Это может быть вызвано различными факторами, такими как энтузиазм и ожидания терапевта или высокое доверие пациента к терапевту. Иногда улучшение представляет «естественный ход болезни» (спонтанная ремиссия) и не связано с терапевтическим вмешательством. Но как бы то ни было, мы не рекомендуем заканчивать терапию раньше времени, пока не устранены психологические факторы, предрасполагающие человека к депрессии.



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Бек Аарон, Фримен Артур. Когнитивная психотерапия расстройств личности.
  • Кабаева Юлия Алексеевна, Ганичева Ирина Александровна. Психолого-педагогическая помощь детям старшего дошкольного возраста в развитии когнитивной сферы
  • Александров А. А.- Интегративная психотерапия
  • Петр Шалимов. Спираль когнитивной рекламы
  • Д. Халперн. Психология критического мышления
  • Величковский Б.М. Когнитивная наука. Основы психологии познания. В 2-х томах
  • Кабаева Юлия Алексеевна, Ганичева Ирина Александровна. Особенности развития когнитивной сферы в старшем дошкольном возрасте
  • Умнее ли мы наших предков? Как когнитивные способности меняются со временем
  • Худоян С.С. Терапия лишением смысла или когнитивно-логотерапевтический подход к преодолению игровой зависимости
  • С.Э. Поляков. Когнитивизм, интроспекция и психические феномены. Об основной парадигме когнитивной психологии
  • Бек А. Методы работы с суицидальным пациентом
  • Райл Э. Теория объектных отношений и теория деятельности: модель последовательности процедур как возможное связующее звено
  • Фурманов И. А., Фурманова Н. В. - Основы групповой психотерапии
  • Солсо Роберт Л. Когнитивная психология
  • Бонко Лариса Петровна. Проектный метод как средство развития когнитивной сферы ребенка дошкольника
  • Терапия; therapy
  • Маданес Клу. Стратегическая семейная терапия.
  • Филозоп А.А. Психотерапевтические возможности патографии в акмеологическом варианте клинической терапии духовной культурой М.Е. Бурно
  • Dusay J.M. Ответ на игры в терапии
  • Милтон Д. Психоанализ и когнитивно-поведенческая терапия - конкурирующие парадигмы или общая почва?
  • Черников А.В. Системная семейная терапия.
  • М. Уайт. Нарративная терапия. Карты нарративной практики
  • Венгер А.Л. "Симптоматические" рекомендации в психологическом консультировании детей и подростков
  • Фисун Е.В. Работа с проблемами эмоциональной сепарации взрослых детей от родителей в логике краткосрочной стратегической терапии (модель Дж. Нардонэ)
  • Доморацкий В. А. - Краткосрочные методы психотерапии
  • Черников А.В. Эмоционально фокусированная терапия супругов. Руководство для психотерапевтов
  • Шарфф Д.Э., Шарфф Д.С. Терапия пар в теории объектных отношений
  • Хиншелвуд Р.Д. Контрперенос и терапевтические отношения. Новейшие изменения в кляйнианской технике
  • Джудит Бек. Введение в когнитивно-поведенческую терапию
  • Бурханова Анна Александровна. Занятие «Цвета и настроение»
  • Фисун Е.В. Использование методов краткосрочной стратегической терапии при работе с подростком, перенесшим онкологическое заболевание. Описание клинического случая
  • Нардонэ Дж. Страх, паника, фобия: Краткосрочная терапия
  • Сосюк Ирина Николаевна. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СЛУЖБА В ДОШКОЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ
  • Афонина Алена Михайловна. ТРИЗ технологии в развитии творческого воображения дошкольников
  • Макарова Г. А. Синдром эмоционального выгорания
  • Копытин А.И. Арт-терапевтические методы, используемые в работе с детьми и подростками: обзор современных публикаций
  • Гулдинг Мэри М. Краткосрочная терапия изменения решения при лечении клиентов, пострадавших в детстве от насилия
  • Солсо Роберт. Когнитивная психология
  • Гипноанализ; hypnoanalysis
  • Исайко Анастасия Артемовна. Специфика распределения старших дошкольников по типам латеральных предпочтений
  • Ховрачев А. П., Еремина Е. К. Краткосрочная групповая терапия: ТА здесь и сейчас
  • Образование психологических проблем и их когнитивные механизмы.
  • Одолламский А.О. Место терапевтического сообщества в современной системе психиатрической помощи
  • Терапевтический фурор; furor therapeuticus
  • Эволюция психотерапии. Том 2. "Осень патриархов": Психоаналитически ориентированная и когнитивно-бихевиоральная терапия
  • Хьелл П., Зиглер Д. Теории личности.
  • Фридмен Джилл., Комбс Джин. Конструирование иных реальностей. Истории и рассказы как терапия.
  • Маврина Людмила Юрьевна. Что такое нейрогимнастика и чем она полезна?
  • Лара Шрагина. Проблема психологической природы воображения
  • Автономов Д.А. Негативная терапевтическая реакция как практическая проблема при работе с патологическими азартными игроками. Диагностика и стратегии преодоления.



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь