|
Квинн В. Прикладная психология.Категория: Библиотека » Психология | Просмотров: 379579
Автор: Квинн В.
Название: Прикладная психология. Формат: HTML Язык: Русский Скачать по прямой ссылке Контрольные вопросы
Пользуясь следующими вопросами, проверьте, насколько хорошо вы усвоили материал данного раздела главы. Найдите и отметьте единственный правильный ответ на каждый вопрос. 1. О ком из перечисленных ниже персонажей можно сказать, что он стремится к внешней адаптации? а. Мужчина, у которого сформировалась негативная «Я»-концепция. б. Мальчик, который недоволен своей внешностью. в. Девочка, которая удовлетворена своими школьными отметками. г. Женщина, которая ищет для себя новую работу. 2. Какова взаимосвязь между «Я»-концепцией и самооценкой? а. У человека с позитивной «Я»-концепцией бывает высокая самооценка. б. У человека с негативной «Я»-концепцией бывает высокая самооценка. в. У человека с позитивной «Я»-концепцией очень редко бывает высокая самооценка. г. У человека с негативной «Я»-концепцией очень редко бывает низкая самооценка. 3. Когда начинается формирование «Я»-концепции? а. В младенческом возрасте б. В первом классе начальной школы в. В юности г. В зрелом возрасте 4. Что такое образ идеального «Я»? а. Высокий уровень самооценки б. Позитивная «Я»-концепция в. Совокупность тех качеств, которыми человек хотел бы обладать г. Методы адаптации, применяемые данным человеком 5. Рукер хочет, чтобы соседи считали его спокойным и миролюбивым человеком. Тем не менее, когда в соседнем дворе жгут мусор, от которого идет вонючий дым, Рукер приходит в ужасное раздражение. Он теряет над собой контроль и вытряхивает помойное ведро прямо на лужайку перед домом соседей. Как бы вы могли охарактеризовать этот случай? Здесь имеет место: а. Различие между самооценкой и «Я»-концепцией». б. Различие между образом идеального «Я» и самооценкой. в. Различие между самооценкой и фактическим поведением. г. Различие между образом идеального «Я» и фактическим поведением. 6. Кто из следующих персонажей вероятнее всего имеет высокую самооценку? а. Грег, который любит играть с детьми младше себя. б. Кэт, которая предпочитает самостоятельность. в. Мэтт, который любит комплименты. г. Терри, которым все помыкают. 7. Какой из следующих факторов способствует повышению самооценки? а. Критика б. Похвала в. Давление г. Гнев 8. Какой аспект личности подчеркивают большинство определений личности? а. Внешнее поведение б. Мысли в. Регуляция г. Самостоятельность Проверьте себя по разделу «Ответы», помещенному в конце главы. Если, отвечая на эти вопросы, вы испытывали затруднения, перечитайте текст еще раз. Если же ни один из этих вопросов не вызвал у вас никаких затруднений, вы вполне готовы перейти к чтению следующих разделов этой главы. МЕХАНИЗМЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ЗАЩИТЫ Сохранить позитивную «Я»-концепцию и высокую самооценку непросто. Ежедневно происходят события, которые могут подорвать вашу веру в себя. Если вы заметили на своем лице новую морщинку, получили плохую отметку или коллеги не пригласили вас с собой на ленч, то вам необходимо что-то предпринять для защиты своего чувства собственного достоинства. Методы, используемые для защиты самооценки, называются механизмами психологической защиты. Подавление и вытеснение Один из способов сохранения высокой самооценки заключается в том, чтобы избегать мыслей о возникшей проблеме. Например, чтобы не думать о ссоре, вы можете специально пойти в кино. Такой защитный механизм, состоящий в преднамеренной попытке избегать неприятных мыслей, называется подавлением. У многих людей вошло в привычку подавлять тяжелые мысли, но самой знаменитой из них является Скарлетт O'Хара из романа «Унесенные ветром». Помните ее любимую фразу «Я подумаю об этом завтра»? Скарлетт пыталась таким образом уйти от неприятных мыслей. Приходилось ли вам, страдая от одиночества, специально придумывать себе занятия — например, делать уборку, заниматься спортом или идти за покупками — все, что угодно, только чтобы не думать о своем одиночестве? Если да, то это и было подавлением. Подавление помогает уйти только от мелких проблем. Как правило, притворяться, что проблема не существует, можно лишь в течение короткого времени. Тяжелые и волнующие мысли имеют тенденцию возвращаться и даже становиться еще более тяжелыми, особенно если были загнаны внутрь. Подавление требует сознательных и целенаправленных усилий, поэтому его не всегда можно использовать в качестве защитного механизма. Рис. 9.3. Отказ, пылающий у него на лбу, может быть похоронен в сфере бессознательного. Пора включать механизмы психологической защиты... Бывают мысли, которые так губительны для самооценки и столь болезненны, что человек не допускает их в свое сознание. Вы бессознательно изгоняете их из своего сознания. Такое бессознательно мотивируемое забывание носит название вытеснения. Подавление и вытеснение были описаны в главе 4, где рассматривались причины забывания. Люди часто выталкивают неприятные мысли из сознательной сферы своей психики. Поскольку вытесняемые мысли принадлежат к сфере бессознательного, они проявляются только в снах или под воздействием гипноза. Вытеснение является самым главным защитным механизмом. Большая часть прочих защитных механизмов основана на вытеснении, которое практически является не чем иным, как забыванием. Предположим, что вы забыли внести деньги на прощальный подарок близкому другу. Дело в том, что вы бессознательно не хотите, чтобы ваш друг уезжал. Если вы забываете о назначенных встречах, днях рождения, свадьбах и других важных событиях, то это, возможно, происходит в результате вытеснения. Приходилось ли вам встречаться с людьми, которые относились к вам враждебно и даже жестоко? Если вы теперь не можете вспомнить ни лиц, ни имен этих людей, то, вероятно, вы вытеснили их из своего сознания. Как правило, в результате вытеснения мыслей и чувств включаются другие защитные механизмы. Психологическая защита: система регуляции человека, направленная на устранение чувства тревоги, связанного с осознанием внутреннего конфликта. Подавление: сознательный и намеренный уход от неприятных мыслей и воспоминаний. Вытеснение: забывание, вызванное бессознательной блокировкой пугающих или угрожающих мыслей или событий. Упражнение 9.3 Опишите в чем, по-вашему, состоят основные различия между подавлением и вытеснением. Проверьте себя по разделу «Ответы», помещенному в конце главы. Другие механизмы психологической защиты Если предположить, что человек, изображенный на рис. 9.3, глубоко переживает полученный отказ, то он может вытеснить этот эпизод из своего сознания. В результате он может забыть имя отвергнувшей его женщины, весь свой разговор с ней, что именно он пил и где был в тот вечер. Чтобы не признавать полученного отказа и не страдать, он может бессознательно воспользоваться рядом других механизмов психологической защиты. Уход. Если в будущем у мужчины, изображенного на рис. 9.3, появятся трудности при общении с женщинами, то, возможно, их причина в том, что он бессознательно боится отказа. Уход — это механизм психологической защиты, которым люди пользуются тогда, когда ситуация вызывает у них сильный страх или фрустра-цию. Люди, боящиеся быть отвергнутыми, часто избегают общения с другими людьми. Часто люди боятся быть отвергнутыми даже в таких случаях, когда это маловероятно. От застенчивости страдали многие привлекательные и знаменитые люди. Если вы когда-либо пытались избежать неприятной ситуации, то вы пользовались таким уходом. При разумном применении уход является полезным защитным механизмом. Иногда выйдя за пределы ситуации, можно гораздо лучше разглядеть ее. Однако результатом ухода может быть также и увольнение с работы, отказ от дальнейшей учебы, расставания и разводы. Связаться с администратором Похожие публикации: Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|