Леонова А.В., Чернышева О.В. Психология труда и организационная психология. Современное состояние и перспективы развития.

Категория: Библиотека » Бизнес-психология | Просмотров: 52643

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

Энтони Дж. Макмихаэл
ЛИЧНОСТЬ, ПОВЕДЕНИЕ
И СИТУАЦИОННЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ
ПРИ АДАПТАЦИИ К ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМ СТРЕССАМ
"Я думаю, что бесхитростное обращение ж понятию стресса.., сделало так же много для того, чтобы затормозить исследования в этой области, как это сделало понятие миазма во время открытия м икр оор ганизм ов"
(Cewl 1976).
Введение
Человеческий ум с готовностью соблазняется простыми формулировками и понятиями. Термин "стресс1* в прошлом часто рассматривался как внешнее воздействие, способное вызывать в человеческом организме некоторый ответ, соразмерный степени экзогенного влияния. Понимание стресса как внешней и прямой причины отклонений от нормы и болезней было аналогично исторически более ранней и относящейся к прошлому веку каузальной модели острого инфекционного заболевания. Считалось, что с вредными внешними влияниями в определенной степени связаны особые симптомы, приводящие к нарушениям жизнедеятельности организма. Совокупность эмпирических наблюдений и интуитивных рассуждений привела ранних исследователей психосоматики к выделению в качестве специфических результатов переживания человеком стресса, таких "болезней стресса ", как язва, гщертония, умственные нарушения.
Ирония заключается в том, что Selye (1956) и Wolff, как создатели понятия "стресс", рассматривали его как состояние тела, а не как внешний компонент среды. Так, Wolff пишет: "Я использовал слово "стресс" в биологии для обозначения состояния внутри живого организма, появляющегося в результате его взаимодействия с вредными стимулами или обстоятельствами" (цит. по Hinkle, 1973), Несмотря на эту точную формулировку, многие последующие исследователи тяготели к тому, чтобы применять термин "стресс" к вредным внешним стимулам или обстоятельствам.
Как отмечал Cassel (1976), упрощение каузальной модели до зависимости "внешний стресс" - "последующая болезнь" произошло по аналогии со специфической этиологической связью "конкретный вирус" - "характерное для него заболевание". Таким образом, возникает предположение о том, что специфический внешний стресс (т.е.
276
стрессор) будет приводить к специфической "болезни стресса", а реакция на воздействие будет зависеть от его величины (чем сильнее стрессор, тем больше вероятность возникновения заболевания).
Однако совсем недавно распространенные ранее формулировки понятий связывающие стресс и болезнь, стали более дифференцированными и, как следствие, более сложными. Сейчас термин "стресс" принято рассматривать более широко, не только как нечто экзогенное, но и как результат динамического многофакгорного взаимодействия индивида и его физического и социального окружения. Взгляд на стресс как на взаимодействие предполагает, что стрессогенностъ не является неотъемлемой характеристикой ситуации, скорее, это комбинация конкретной ситуации и индивида, специфики его личности, поведенческого стереотипа и жизненных обстоятельств, что и создает условия, при которых стресс может нарушить равновесие.
Близкий, однако не во всем совпадающий взгляд на стресс как на результат взаимодействия между объективными условиями окружающей среды и психологическими характеристиками отдельного рабочего был формализован в модели "человек - окружающая среда". В своем исчерпывающем представлении теории "человек - окружающая среда11 French, Rogers &Cobb(1974) отметили наличие двух форм приспособления индивида к условиям его профессиональной деятельности. Первая из них - это степень соответствия навыков и способностей ищщвида требованиям профессии. Например, взаимное соответстаие человека и определенных условий внешней среды при работе может бьпъ измерено величиной нагрузки, падающей на отдельного работника. Затем того же самого человека можно спросить о его предпочтениях относительно этого же параметра, например: "С какой нагрузкой Вы предаочитаете работать?". При вьтагга-нии величины предпочитаемой нагрузки из реальной, получается количественное выражение приспособления личности к условиям деятельности. Второй формой приспособления является степень удовлетворенности личности конкретным видом деятельности. Таким образом, основное положение этой теории гласит, чхо стресс с последующими проявлениями неудовлетворенности трудом, тревогой, депрессией и физиологическими проблемами возникает, когда величина рассогласования любого параметра системы "человек - среда" начинает угрожать благополучию индивида*
Основным конечным результатом этой тщательно разработанной модели "стресс - болезнь" выступила степень осознания широкого круга биологических последствий стресса. Хотя имеющиеся данные выявляют более тесную связь одних болезней со стрессом, чем других, сейчас кажется вероятнымг чгго большинство, если не все болезненные процессы, вызываются соматической реакцией на стресс (Cassel, I976). Эт рабочие на сборочном конвейере были менее озабочены вопросом внутренней удовлетворенности от своей профессиональной деятельности. Следовательно, недогруженность работой в этом случае не предполагала увеличение неудовлетворенностью ею. Вероятно, это объяснение с равным успехом может быть применено и по отношению к полицейским.
Конечно, не только личностные переменные могут смягчать действие производственного стресса, но и последний сам по себе может изменяться изо дня в день* Следовательно, профессиональный стресс может принять вид "сезонного явления", в котором взаимодействие между указанными уровнями как стрессоров! так и обусловливающих переменных, становится более сложным.
Например, в замечательном раннем исследовании Friedman et al. (1957) сообщено о заметном увеличении холестерина у американских налоговых бухгалтеров по мере приближения 15 апреля - крайнего
290
срока выплаты Федерального налога по доходам. Аналогично в других исследованиях значительно более высокий уровень холестерина оказался у студентов накануне экзамена. Вполне правдоподобно, что эти изменения являются характерными признаками перегрузки, связанной с приближением крайнего срока вьптлаты налогов или экзаменов* Они предположили, что стрессогенность профессиональной перегрузки в отличие от нормальной нагрузки, связана с переживанием человеком дефицита времени или способностей, результатом чего может быть неудача.
Теперь личностные черты и поведение индивида могут быть рассмотрены в качестве таких же важных характеристик профессионала как личности, как образ жизни, социальные условия, которые могут смягчать его восприятие и переживание профессионального стресса* Они будут обсуждены в следующем разделе.
Социальные ситуационные факторы
Обсуждая, как психосоциальные факторы могут изменять восприимчивость индивида к внешним стрессорам, Cassel (1976) подчеркивает, что в этой ситуации предпочтителен "двухмерный" подход. Психосоциальные воздействия могут не только усиливать переживание стресса (и последующую болезнь), но и оказывать положительное влияние, выступая в роли защитных средств * Cassel писал, что они могли бы быть "рассмотрены как защитные факторы, тормозящие или успокаивающие психологические или физиологические последствия незащищенности индивида от стрессовой ситуации."
Общей характеристикой для большинства социальных стрессоген-ных ситуаций является неспособность индивида получить осмысленную информацию, показывающую, что его деятельность ведет к желаемым последствиям (Caplan et aL, 1975), Например, подобные обстоятельства могли бы иметь место в большинстве ситуаций - на работе или где угодно - связанных с ролевым конфликтом, ролевой неопределенностью, при наличии препятствия для удовлетворения притязаний и разрыве культурных связей- Они полагают, что в подобных ситуациях защитные факторы во многом являются функцией наличия социальной поддержки, ее природы и силы. Но затем возникает вопрос о том, как это обусловливающее стресс воздействие социально -сяхуанионных переменных действует психо б но логически.
Основным материалом дня размышления здесь выступали механизмы или процессы функционирования подобных межперсональных взаимодействий. Выдвинутые теории, тем не менее, касались и биологического, и психосоциального уровней. Bovard (1962) предложил заманчивую биологическую теорию, по которой стрессогенные стимулы, высвобождая chemotransrnitter в переднем pituitary (одна из мозговых желез внутренней секреции, прим. nep*)t передаются через
291



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Кокина Ю.П., Шлендера П.Э. Экономика труда. Под редакцией
  • Беспутина Марина Сергеевна. Проект 'Трудовое воспитание'
  • Носкова О.Г. Психология труда
  • Жулина Е.Г. Экономика труда
  • Гаги В.А. Экономика и социология труда: социально-трудовые отношения. Под редакцией
  • Егоршин А.П., Зайцев А.К. Организация труда персонала
  • Остапенко Ю.М. Экономика труда
  • Македошин А.А., Молодькова Э.Б., Перешивкин С.А., Попазова О.А. Организация труда персонала
  • Тест MMPI. Измерение результата.
  • Файнбург Г.З., Овсянкин А.Д., Потемкин В.И. Охрана труда
  • Нина Мохнарылова. Роль труда в развитии воспитания детей дошкольного возраста
  • Тест Роршаха на основе концепции проблемно-решающего поведения.
  • Вашко И.М. Охрана труда: ответы на экзаменационные вопросы
  • Боронова Г.Х., Прусова Н.В. Психология труда. Конспект лекций
  • Бухалков М.И. Управление персоналом
  • Самыгин С.И., Столяренко Л.Д. Менеджмент персонала
  • Фролов А.В., Бакаева Т.Н. Безопасность жизнедеятельности. Охрана труда
  • Девисилов В.А. Охрана труда
  • Стандартизация методики многостороннего исследования личности. Результаты стандартизации
  • Трунин С.Н. Экономика труда
  • Генкин Б.М. Экономика и социология труда
  • Куличкова Татьяна Николаевна. Конспект НОД «Мир труда и профессий»
  • Фролова А.В. Практикум по безопасности жизнедеятельности. Под редакцией
  • Мерзлякова Юлия Алексеевна. Труд – основа воспитания
  • Ольга Литвинович. КРУГЛЫЙ СТОЛ: «Влияние труда взрослых на развитие детей»
  • Прусова Н.В., Боронова Г.Х. Психология труда. Шпаргалки
  • Толочек В.А. Современная психология труда
  • Кичкирева Татьяна Анатольевна. НООД для детей подготовительной группы «Мир труда и профессий»
  • Осинина Татьяна Сергеевна. Конспект непосредственной образовательной деятельности по хозяйственно-бытовому труду в средней группе «Как мы учили Федору трудиться».
  • Чикер B.A. - Психологическая диагностика организации и персонала
  • Арустамов Э.А. Охрана труда. Справочник. Составлял
  • Кибанова А.Я. Мотивация и стимулирование трудовой деятельности. Под редfrwbtq
  • Тест MMPI. Оценочные шкалы теста.
  • Стовпец Елена Анатольевна. Методическая статья - Ознакомление с трудом взрослых, формирование представлений об общественной значимости труда людей различных профессий в старшем дошкольном возрасте
  • Жулина Е.Г., Иванова Н.А. Экономика и социология труда. Шпаргалка
  • Маллаева Гури Керимовна. НОД в средней группе по трудовому воспитанию «Поможем кукле Насте»
  • Бобкова О.В. Охрана труда и техника безопасности. Обеспечение прав работника
  • Ядов В.А. - Стратегия социологического исследования
  • Ярмухаметова Альбина Ленаровна. Организация трудовой деятельности дошкольников и родителей с использованием инновационных форм и методов работы
  • Рассказова Наталья Сергеевна. Конспект по организации совместной трудовой образовательной деятельности «Мы Федоре не враги» в подготовительной группе
  • Курарару Людмила Анатольевна. Конспект образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста. Тема: Кем быть?
  • Михнюк Т.Ф. Охрана труда
  • Одегов Ю.Г. и др. Мотивация персонала. Практические задания
  • Бариленко В.И. Анализ хозяйственной деятельности. Под редакцией
  • Михель Гофман. Религия труда (М. Гофман)
  • Методика многостороннего исследования личности. Модификация и рестандартизация.
  • Стандартизация методики многостороннего исследования личности
  • Остапенко Ю.М. Экономика и социология труда в вопросах и ответах
  • Соковнина М.С., Соболева Е.С. Профилактика эмоционального выгорания педагогов и психологов через формирование адекватной оценки результативности профессиональной деятельности
  • Соломатина А.Н. Экономика, анализ и планирование на предприятии торговли. Под редакцией



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь