Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/init.php on line 69 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/init.php on line 69 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/engine.php on line 543 Warning: strtotime(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/show.full.php on line 169 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/show.full.php on line 434 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/show.full.php on line 434 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/show.full.php on line 438 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/show.full.php on line 438 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/functions.php on line 89
|
Мамайчук И. И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии.Категория: Возрастная психология, Психотерапия и консультирование, Социальная работа | Просмотров: 106582
Автор: Мамайчук И. И.
Название: Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии. Формат: HTML, DOC Язык: Русский Скачать по прямой ссылке специальных релаксирующих упражнений. С этой целью используются упражнения из методик Шульца на вызывание тепла и тяжести, на регуляцию дыхания, ритма и частоты сердечных сокращений, но модифицированные для детского и подросткового возраста. Формулы должны сочетаться с конкретными эмоциональными образами, вызывающими у человека необходимые для данного упражнения ощущения. Формулы требуется произносить «про себя», соотнося их с дыханием. Как правило, формулы, произносимые на выдохе, дают больший расслабляющий эффект. Если формула слишком длинная и ее не успеть «проговорить» в течение одного выдоха, то рекомендуется растянуть ее на два выдоха. В процессе занятий могут быть использованы следующие формулы:
— я приготовился к отдыху; — я успокаиваюсь; — отвлекаюсь от всего; — посторонние звуки не мешают мне; — уходят все заботы, волнения, тревоги: — мысли текут плавно, медленно; — я отдыхаю; — я совершенно спокоен. Традиционно расслабление необходимо начинать с правой руки. На первом занятии детям необходимо научиться с закрытыми глазами мысленно, как можно ярче, представить себе образ совершенно расслабленной, тяжелеющей правой руки. Для этого можно использовать следующую формулу: — моя правая рука тяжелая; или вся правая рука от плеча до кончиков пальцев тяжелая-тяжелая... Эту формулу необходимо представить обучающемуся в максимальной наглядности. Задание считается выполненным, когда ощущение тяжести правой руки отчетливо фиксируется подростком. На втором занятии проводится обучение подростка вызыванию тепла в правой руке. Сидя в удобной позе или лежа, с закрытыми глазами, подросток вызывает тепло в руке с помощью следующих формул: 316 — правая рука теплеет, или в правой руке появляется приятное ощущение тепла. После каждого занятия ребенок должен отразить в отчете общее самочувствие и описать свои ощущения в руках и ногах. Рекомендуется предложить ребенку проводить самостоятельную тренировку перед сном (домашнее задание). На третьем и последующих занятиях можно предложить упражнения на дыхание. С этой целью используются дыхательные гимнастики. Перед началом дыхательных упражнений необходимо рассказать детям о значении дыхания в жизни человека. 1 шаг — постепенное удлинение выдоха, пока он не станет вдвое длиннее вдоха; 2 шаг — удлинение всех фаз дыхания; 3 шаг — уменьшение вдоха, пока не поравняется с выдохом. Дыхательные упражнения вызывают большие трудности не только у детей, но и подростков. Главное — научить ребенка удлинять выдох. Например, на счет 1,2, 3, 4 — вдох, затем 1, 2, 3, 4 — выдох (повторить два раза). Затем выдох увеличить до 5 раз, затем 6, затем 8. Каждое упражнение повторять по два, три раза. После усвоения дыхательных упражнений рекомендуется обучать ребенка ощущению глубинного тепла в животе. Выполнение этого упражнения способствует расслаблению внутренних органов. Предварительно можно предложить ребенку сконцентрировать свое внимание на том, как проходит пища или вода в желудок. Например: «Ты глотнул горячее молоко, оно проходит через пищевод к желудку». Или: «Представьте себе, на месте желудка лежит грелка, ее тепло проникает внутрь желудка». В качестве формулы самовнушения можно использовать следующие: мой живот мягкий, теплый. Пятое упражнение направлено на вызывание тепла в солнечном сплетении, что способствует снятию неприятных ощущений и болей в животе, обеспечивает гармоничное функционирование внутренних органов брюшной полости и регулирует кровообращение гладкой мускулатуры. 317 Шестое упражнение направлено на вызывание ощущения прохлады лба с помощью формулы: «Мой лоб слегка прохладен». Повторяя эту формулу несколько раз, можно предложить ребенку зрительные образы. Например: «Я нахожусь около вентилятора... прохладный воздух овевает мое лицо». Седьмое упражнение направлено на произвольную регуляцию сердечных сокращений. После краткого повторения всех усвоенных ранее упражнений предложите детям формулу: «Ваша левая рука погружается в теплую воду. В вашей руке теннисный мячик, вы его ритмично сжимаете... на вдохе — напряжение, на выдохе — расслабление мячика». Такие воображаемые движения проводятся в определенном темпе, от замедленного до ускоренного... Затем по команде психолога они прекращаются. Произвольная регуляция частоты сердечного ритма вызывает существенные трудности у детей и подростков. Опыт нашей работы показал, что вполне достаточно описанных выше идеомоторных упражнений для обучения ребенка или подростка сосредоточению на частоте сердечных сокращений. После обучения ребенка или подростка произвольному расслаблению с помощью описанных выше упражнений следует переходить к восстанавливающему этапу. Четвертый этап — восстанавливающий. На фоне релаксации (аутогенного погружения) предлагается выполнить специальные упражнения, направленные на коррекцию эмоциональных состояний, настроений, развитие коммуникативных навыков, перцептивных процессов и пр. Например, для моделирования настроения целесообразно использовать метод сенсорных образов-ассоциаций. Подростку, находящемуся в состоянии аутогенного погружения, предлагаются ключевые слова, например, оранжевый апельсин. После нескольких мысленных повторов у подростка возникает четкий зрительный образ. Затем подростку предлагается цепочка последовательных ассоциаций: оранжевый цвет, солнечный песок, песок на пляже, поле ромашек и пр. Подросткам предлагается вжиться в специфические сенсорные ощущения, моделирующие определенную эмоциональную гамму. Концентрация на оранжевом цвете способствует повышению настроения у подростков. 318 Важное значение имеет метод сюжетных представлений. Подростку, находящемуся в состоянии аутогенного погружения, предлагается сначала представить себя в индифферентной ситуации, затем в эмоционально-значимой обстановке, связанной с имеющимися у него проблемами. Например, пришел из школы и необходимо приступить к приготовлению уроков, или застенчивый подросток стесняется подойти к учителю и задать ему вопрос и пр. Подросток представляет данную ситуацию, и психолог предлагает ему формулы: «Я спокоен, совершенно спокоен... я успешно справлюсь, найду правильный выход из любой ситуации». В процессе упражнений на сюжетное представление подросток должен: — ясно представить положительное переживание, например, от выполнения домашнего задания, общения с незнакомым человеком и пр. и воспроизвести этот образ в сознании; — в воображении необходимо как можно яснее и четче представить результаты сделанного; — представить, что результат для себя очень важен. В процессе занятий можно использовать формулы, направленные на укрепление эмоционально-волевой сферы и уверенности у подростка. Например: Я все лучше владею собой... Я владею своими мыслями... Я владею своими чувствами... Я всегда внимателен... Я постоянно собран... Я всегда уверен в себе... Я всегда уравновешен... Я владею собой... Опыт нашей работы показал, что психорегулирующая тренировка (ПРТ) способствует повышению устойчивости детей и подростков к экстремальным ситуациям, улучшению концентрации внимания, уменьшению эмоционального напряжения. При систематических занятиях ПРТ у детей и подростков нормализуются тормозные процессы, что дает им возможность управлять своим эмоциональным состоянием, подавлять вспышки раздражения 319 Связаться с администратором Похожие публикации: Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|