Гоулдман Дэниел. Деструктивные эмоции. Как с ними справиться? Научный диалог с Далай-Ламой.

Категория: Библиотека » Популярная психология | Просмотров: 60407

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, PDF
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

вредоносных рассуждений, человек может спланировать совершение какого- либо безнравственного поступка или акта насилия, просчитать все его детали и все варианты. В таком случае лобные доли тоже будут задействованы — но с целью причинения вреда. Поэтому я не пытался утверждать, что любая активность в лобных долях обязательно должна быть благоприятной. Речь вовсе не об этом».
Хотя здесь прозвучал почти прямой ответ на вопрос Амчока Ринпоче о преднамеренном идеологическом культивировании деструктивных эмоций, таких как ненависть, мы не стали углубляться в тему практических последствий такой деятельности. Достаточно того, что ежедневные новости дают множество подтверждений того, как можно использовать лобные доли в злонамеренных целях — взять хотя бы огромное количество идеологических теорий, настраивающих представителей одних социальных групп против других. Мы переключились на разговор о противоядиях.
Обучение сердца
Я вернул дискуссию к комментарию Далай-Ламы, сделанному немного раньше: «Самое время вернуться к замечанию Его Святейшества о том, что нам необходимо добиться абсолютного понимания сложных механизмов возникновения деструктивных эмоций, если только мы действительно хотим добиться успехов в поисках эффективных противоядий. Маттье рассказал нам о модели, которая используется в практике буддизма и заключается в том, чтобы сначала постараться привести ра
зум в позитивное состояние — к состраданию, а затем повторять эту процедуру до тех пор, пока это состояние не станет привычным и, следовательно, стабильным. Похоже, предложение Маттье можно использовать как общую модель изменения этих процессов, с тем чтобы помочь людям усилить контроль над деструктивными эмоциями.
Я знаю, что вас, Ваше Святейшество, очень интересует эта тема», — добавил я в надежде сфокусировать внимание присутствующих на практических аспектах проблемы — на том, что действительно может помочь людям преодолеть деструктивные эмоции.
Слово взял Марк Гринберг: «Сначала я хотел бы сделать одно замечание, а затем задать вопрос Ричи. Дело в том, что нас интересует не только развитие способности рассуждать, но и возможности обучения сердца. Это одинаково важные процессы, и оба требуют нашего пристального внимания. Поэтому мой вопрос таков: считаешь ли ты, что если мы, взрослые люди, начнем развивать в себе милосердие с помощью тренировок, то сможем ли мы таким образом повлиять на период восстановления после негативных эмоций?»
«Или на глубину и частоту их переживания?» — добавил я.
Я знал, что Ричи ответит на этот вопрос положительно, но тут вмешался Маттье и направил наш разговор в другую сторону: «Проведенное в Бангладеш исследование с участием детей, восстанавливающихся после травм, полученных во время стихийного бедствия, показало одну особенность: дети, которые воспитывались на буддийских ценностях, значительно быстрее оправлялись от горя и гораздо меньше страдали от душевных потрясений, чем дети из других культурных слоев общества. Похоже, причина кроется в том, что они воспитывались на идеалах добросердечности.
В тибетском обществе, например, очень редко можно увидеть, чтобы дети намеренно топтали насекомых. Я помню свою поездку по Франции с группой буддийских монахов. Водитель автобуса убил пчелу. Тибетцы были потрясены его поступком. Эксперимент в Бангладеш показал, что способность к состраданию соотносится со способностью быстрее оправляться от стресса и эмоциональных травм».
Далай-Лама захотел кое-что добавить к рассказу Маттье о монахе, который шесть месяцев медитировал на сострадании: «С буддийской точки зрения успех его медитации на сострадании объяснялся очищением от негативных качеств и усилением позитивных — добродетелей. Медитатор не просто каждый час и каждую секунду повторял слово „сострадание" как мантру — „сострадание, сострадание, сострадание"; суть процесса освоения вовсе не в этом, а в том, чтобы использовать каждую сознательную мысль для культивирования сострадания таким образом, чтобы любое действие человека производилось только с такой мотивацией. В этом смысл однонаправленной концентрации, и именно это позволило ему добиться успеха».
Маттье развил эту мысль: «Освоить такие практики иногда бывает чрезвычайно трудно. В сутрах объясняется, как наполнять необходимым содержанием каждое движение. Поднимаясь по лестнице, практикующий думает: „Я поднимаюсь, чтобы освободить все чувствующие существа от страданий". Повязывая пояс, он думает: „Я расправляю пояс милосердия". Спускаясь по ступенькам, он думает: „Я снова спускаюсь, чтобы освободить всех живущих на этой земле от страданий". Открывая дверь: „Пусть дверь освобождения откроется для всех чувствующих существ". Закрывая ее: „Пусть дверь страданий закроется для всех чувствующих существ". В результате каждое мгновение наполняется
мыслью о сострадании. Сострадание просто не может не стать частью потока ваших мыслей».
«Мне кажется, что в такой организации тренировочного процесса с точки зрения нейронауки заключен огромный смысл, — заметил Ричи Дэвидсон. — Нам следует заняться исследованием того, как такие тренировки, где каждое действие ассоциируется с мыслью о культивировании сострадания, фактически изменяют мозг. Есть все основания полагать, что такая интенсивная и систематическая тренировка способна каким-то образом воздействовать на мозг. Мы можем начать с выявления участков мозга и связей, которые можно укрепить, чтобы ускорить процесс восстановления после травм, описанных Маттье; у нас уже есть методика, которую можно использовать для определения эффекта от таких тренировок. Однако наука пока еще не пыталась заниматься изучением чего-либо подобного просто потому, что способы вмешательства в процесс мышления, с которыми мы имеем дело на Западе, — это детский сад по сравнению с тем, о чем рассказывает Маттье».
Сорок часов для сострадания
На протяжении всей дискуссии Пол кивал головой в знак согласия, а теперь задал вопрос: «Что, если бы губернатор Калифорнии сказал тебе, Ричи, или вам, Ваше Святейшество: „Я дам вам сорок часов на то, чтобы воспитать это качество у всех заключенных, если вы думаете, что в результате они станут более гуманными и сострадательными"?
Получить сорок часов на реализацию такого проекта было бы невероятным достижением, но, в принципе, это возможно. Я знаю места, где государственные чиновники с удовольствием выделят вам такое время. Конечно, этого слишком мало по сравнению с тысячами часов, о
которых вы говорите. Если бы нам действительно дали возможность изменить что-нибудь в поведении людей, смогли бы мы реально чего-нибудь добиться за сорок часов?»
«Я знаю похожую историю, — ответил Маттье, — о человеке, который обучал медитации заключенных. Это не была буддийская медитация в полном смысле слова, скорее, просто умение расслаблять разум. Он работал с закоренелыми преступниками, которые отбывали пожизненный срок и продолжали убивать друг друга, даже сидя за решеткой. Один из них, главарь банды, решил пройти этот курс только ради развлечения. Так вот этот бандит сказал, что на каком-то этапе тренировки он вдруг ощутил, словно рухнула стена, которая отгораживала его от мира. Он понял, что до этого момента действовал, руководствуясь только ненавистью.
Раньше его отношения с другими людьми основывались на ненависти и борьбе за власть — и вдруг эти мотивы исчезли. Это яркий пример пластичности, демонстрирующий, что на реализацию некоторых новых идей не обязательно требуются тысячи часов. Главарь банды приложил все усилия, чтобы освоиться с новым мироощущением, и пробовал делиться им с людьми, которые занимались вместе с ним. К сожалению, через год его самого убили в тюрьме, но этот последний год он был совершенно другим человеком».
«Такой ответ тебя удовлетворил?» — спросил я у Пола.
«Нет, — сказал он. — Мне все же хотелось бы услышать Ричи и Его Святейшество».
Ответ Далай-Ламы был следующим: «В тибетском буддизме есть классическая медитативная процедура для культивирования сострадания, которая называется „обменяй себя на других", в ходе которой нужно представить себя на месте жертвы — поменяться с ней местами».
«Вы считаете, что такая медитация могла бы принести такую же пользу заключенным?» — спросил Пол у Далай-Ламы.
«Конечно. Они могли бы приобрести очень полезный опыт», — последовал ответ.



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Пол Экман. Распознавание мимики детьми
  • Аудиоландшафт наших чувств. Значение эмоциональных возгласов
  • Эмоция; emotion
  • Дж. Хессон. Позитивное мышление и развитие эмоционального интеллекта
  • Пол Экман, Уоллес Фризен. Исследование выражения эмоций на лице. - Пол Экман
  • Разрядка; discharge
  • Визуальные образы усиливают эмоции при афантазии
  • Редактор. Дети и эмоции.
  • Как эмоции растекаются в мозге
  • Пол Экман. Поведение под влиянием эмоций - Пол Экман
  • Лободенко Наталья Леонидовна. 6 этапов обучения эмоциональной грамотности
  • Эмоция; Emotion; Emotion
  • Бенджамин Роу. Необходимые навыки магии
  • Р. Мендиус. Что такое эмпатия и как ее развивать
  • Аффект; affect
  • Каким женщинам больше доверяют мужчины
  • Сергей Воронков. Что такое «Душа»? (или «Психология, наука — о чем?»)
  • Е.И. Головаха, Н.В. Панина. Психология эмоций. Управление эмоциями. - Из цикла "Психология успеха"
  • Мимика как индикатор эмоций
  • Притча «Вопрос ламе»
  • Х. Рудигер, С. Виттманн. Что значит «уверенность в себе»
  • Как спорт помогает снять стресс
  • Ильин Е.П. Эмоции и чувства
  • Уманец Дарья Сергеевна. Информационное занятие с элементами практикума «Эмоциональная компетентность»
  • Притча «Один из пяти»
  • С. Шабанов, А. Алешина. Управление эмоциями других и манипуляции
  • Иган Дж. Слушание и понимание вербальных сообщений: практические рекомендации
  • Ильин Е. П. Эмоции и чувства
  • Неприятные переживания, которые указывают на то, что Вы развиваетесь в правильном направлении
  • Невербальная коммуникация и язык жестов
  • Цобехия Анна Юрьевна. Развитие эмоций у детей дошкольного возраста
  • Прист С. Теории сознания.
  • Игры, в которые играют семейные пары
  • Соматизация
  • К чему снится целоваться?
  • Раппорт; Rapport; Rapport
  • Возможна ли дружба между мужчиной и женщиной
  • Анна Березовская. Эмоции — путь к завоеванию мужчины
  • Игорь Исаев. Как управлять эмоциями - И. Исаев
  • Психолог - «Родители, будьте примером ребёнку»
  • Ирина Залесская. Навязчивое негативное мышление и как с ним бороться. - Психология для всех
  • Яна Франк. Что такое мотивация и где ее берут?
  • Важные вопросы, которые могут быть заданы, в тот или иной период работы психолога с клиентом.
  • Психолингвистика: как язык определяет наше внимание
  • К чему снится ссора?
  • К чему снятся трупы?
  • Анна Гаврилюк. Нужна ли честность в нашей жизни?
  • Елена Марчевская. Разрешение конфликтов умом и сердцем
  • Гадание по дате рождения
  • Сторителлинг как эволюционное преимущество или Почему мы рассказываем истории?



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь