Квинн В. Прикладная психология.

Категория: Библиотека » Психология | Просмотров: 379578

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

Взрослея и развиваясь, дети начинают сравнивать себя с другими, задавая самим себе примерно такие вопросы: «Я такой же красивый, как Сол?», или «Я такая же хорошенькая, как Дана?», или «Могу ли я работать так же старательно, как Лесли?» По мере приближения юношеского возраста мнения друзей приобретают решающее значение и становятся для ребенка гораздо важнее, чем взгляды родителей. Подростки придерживаются высокого мнения друг о друге. Дэвид Майерс (David Myers, 1980) провел исследование, которое показало, что большинство старшеклассников имеет высокую самооценку. Однако, по данным некоторых последних исследований (см. Приложение 9.1), степень удовлетворенности человека самим собой имеет явную зависимость от его половой принадлежности.
Приложение 9.1. ПСИХОЛОГИЯ СЕГОДНЯ
РЕЗУЛЬТАТЫ НОВЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ:
ВЗРОСЛЕЯ, ДЕВОЧКИ ТЕРЯЮТ УВАЖЕНИЕ К СЕБЕ
В подростковом возрасте у девочек, по сравнению с их ровесниками мужского пола, сильнее снижается самооценка и уровень ожиданий, касающихся их будущего, более значительно падает уверенность в себе и своих способностях.
Подтверждая результаты предыдущих не столь широкомасштабных исследовании, обследование 3000 детей показало, что в девятилетнем возрасте большинство девочек уверены в себе и относятся к себе положительно. Однако к моменту окончания школы такой уровень самооценки сохраняется менее чем у одной трети девушек.
Исследование, проведенное Американской ассоциацией женщин — преподавателей университетов (American Association of University Women), выявило, что мальчики-подростки также имеют невысокое мнение о собственной значимости, но в значительно меньшей степени, чем девочки. Например, 67% мальчиков из начальной школы на вопрос о том, насколько часто они бывают «довольны собой», отвечали: «Всегда». В старших классах лишь 46 % респондентов придерживались такого же мнения о себе. Что же касается девочек, то у них аналогичные показатели упали с 60% до 29% соответственно.
Д-р Кэрол Джиллигэн (Carol Gilligan), профессор педагогики в Гарварде и пионер в области исследования развития девочек, сказала, что результаты заставляют задуматься над более сложным вопросом: что же происходит с самооценкой девочек в столь юные годы?
«В этой работе поднимаются самые разнообразные вопросы, касающиеся влияния культурной среды и роли школьного образования — как фактора, способствующего снижению самооценки девочек, и как потенциальной возможности вмешаться в этот нежелательный процесс», — добавила она.
Источник: Daley, S. (1991, January 9). Girls' self-esteem is lost on way to adolescence, new study finds. The New York Times, B-1, B-6.
Идеальное «Я»: представления человека о том, каким бы он хотел быть.
Каждый человек создает для себя образ идеального «Я», то есть романтическую мечту о том, каким он хотел бы стать. Как правило, идеальное «Я» обладает качествами, которые имеют ценность в глазах родителей, сверстников, учителей и людей, пользующихся авторитетом. Ваше идеальное «Я» может изменяться в зависимости от окружения. На вечеринке вам хочется казаться привлекательным «покорителем сердец», но на собрании вы надеетесь, что люди увидят в вас компетентного руководителя. Во время интервью при приеме на работу вам хочется поразить потенциального работодателя своим трудолюбием и знаниями, но на старых друзей вам, вероятно, хочется произвести впечатление человека чуткого и естественного. Некоторым людям лучше других удается изменять свой образ. Если ваши реальные качества соответствуют вашему идеалу или приближаются к нему, то у вас будет высокая самооценка.

Рис. 9.2. Можете ли вы назвать два признака низкой самооценки, которые присутствуют в поведении м-ра Саггса?
Исследования Ливануэя и Уайли (Levanway, 1955; Wylie, 1957) позволили заключить, что люди с положительными «Я»-концепциями склонны терпимее относиться к окружающим. Им также легче смириться с собственными неудачами. К тому же у них неудачи происходят реже, поскольку они, как правило, работают эффективнее, чем люди с низкой самооценкой. Высокая самооценка обычно сочетается с такими качествами, как самостоятельность и искренность. Люди с положительными представлениями о себе склонны полагаться скорее на самих себя и потому охотнее принимают критику и советы.
Люди с низкой самооценкой, напротив, болезненно воспринимают критику и во всех неудачах винят себя. Поскольку им не хватает уверенности в себе, они легко поддаются давлению, и обычно ими можно манипулировать. Они падки на лесть и критикуют других, чтобы вырасти в собственных глазах. Большинство людей с низкой самооценкой предпочитают работать над простыми задачами, поскольку тогда они уверены в успехе. Дети с неблагоприятным мнением о себе, как правило, играют с теми, кто младше их. Некоторые исследования показывают, что низкая самооценка является фактором, способствующим возникновению склонности к мошенничеству, употреблению наркотиков и многим видам правонарушений.
Зависимости между самооценкой и классовой принадлежностью не выявлено. Лолита Стоун (Lolita Stone, 1992) не обнаружила существенных различий в самооценке женщин афроамериканского происхождения, принадлежащих к рабочему и среднему классам. Однако она обнаружила тенденцию к более высокой самооценке у тех женщин из обоих классов, которые сильнее осознавали свою расовую принадлежность.
Как можно повысить самооценку? Первыми важными шагами на этом пути является принятие своего культурного наследия и расового происхождения. Важную роль играют поддержка, позитивная оценка и искренняя забота окружающих.
Розенбаум (Rosenbaum, 1980) предлагает руководителям для повышения самооценки своих подчиненных давать им индивидуальные задания, хвалить за выполненную работу, учитывать мнения и чувства окружающих и спрашивать их совета по поводу решения возникающих проблем. Поскольку люди с высокой самооценкой, как правило, добиваются большего, повышение самооценки работников не только улучшает их представления о себе, но и является выгодным для фирм и их руководителей.
Упражнение 9.2
Укажите, какие из перечисленных ниже качеств предполагают высокую самооценку (позитивная «Я»-концепция), а какие — низкую самооценку (негативная «Я»-концепция).
а. Уверенность в себе ____________
б. Общительность ____________
в. Наличие больших различий между образом
идеального «Я» и реальным поведением ____________
г. Высокая критичность по отношению
к окружающим ________
д. Самостоятельность ____________
е. Возможность манипулировать данным человеком ____________
ж. Искренность ____________
з. Склонность надеяться в основном на себя ____________
и. Склонность выбирать работу полегче ___________
к. Любовь к лести ____________
л. Готовность принять критику ____________
Проверьте себя по разделу «Ответы», помещенному в конце главы.
«Я»-концепция и личность
Даже людям с положительной «Я»-концепцией не всегда удается управлять собой. Но, хотя и довольно трудно найти критерии для приспособляемости, люди с положительной «Я»-концепцией, как правило, адаптируются лучше, чем люди с отрицательной «Я»-концепцией. Под адаптацией психологи чаще всего понимают поведение и поступки, соответствующие данной культуре и конкретной ситуации, перед лицом которой оказался человек.
Способы и стили регуляции зависят от культурной среды и конкретной обстановки. Индивидуальные методы адаптации, применяемые данным человеком, являются частью его личности. Несмотря на то что существует множество определений личности, в большинстве из них подчеркивается аспект адаптации к окружающим условиям. Личность представляет собой совокупность всех аспектов поведения человека, включая мысли, чувства и мотивы, которые не имеют внешних проявлений. Некоторые формы поведения и чувства повторяются часто, в то время как другие — только изредка.
Сталкиваясь с новыми требованиями жизни и факторами стресса, вы должны с ними справляться. И в этом постоянном и неизбежном процессе внесения поправок ваша «Я»-концепция и личность постоянно меняются. В следующем разделе этой главы мы рассмотрим некоторые методы, которыми люди пользуются для адаптации и защиты своих «Я»-концепций.



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • 15 актуальных психологических приемов как вести себя в конфликтной ситуации
  • Редактор. Подарки на день рождения (как выбрать)
  • 15 вещей, которые нужно перестать делать. - Психология успеха
  • Чеглова И. А. Еще две игры
  • Неприятные переживания, которые указывают на то, что Вы развиваетесь в правильном направлении
  • Х. Рудигер, С. Виттманн. Что значит «уверенность в себе»
  • Это опасное чувство зависти: как перестать завидовать и защитить себя от завистников
  • Девять привычек уверенных в себе людей
  • Какие последствия приворота мужчины?
  • Психологические советы от Михаила Лобковского
  • Елена Джеро. Уходя уходи! или Вернись, все прощу?
  • Притча «Внутреннее и внешнее знание»
  • Приворот белой магии
  • К чему снится начальник
  • Тест "Боги и Богини"
  • Как узнать, есть ли на человеке приворот?
  • Келли Макгонигал. Как меньше курить и контролировать другие вредные привычки. Правило 10 минут
  • К чему снится война?
  • Упражнение «Метафора коллектива как живого организма».
  • Почему отношения превращаются в манипулирование друг другом.
  • Лосский Н. ЦЕННОСТЬ И БЫТИЕ
  • К чему снится тюрьма?
  • К чему снятся осы
  • Притча «Буквализм»
  • Хлебова Вероника. Стать Родителем самому себе
  • Дэн Вальдшмидт. Любовь или пассивная агрессия?
  • Иваненко Ксения Васильевна. Психологические подходы для развития сознания детей 'Я пишу себе письмо'
  • Как бросить курить с помощью заговора
  • Валери Браун. Как победить неуверенность в себе — советы подросткам
  • Рамиль Гарифуллин. Как избавиться от обиды
  • Заговор, который поможет избавиться от соседей и их сплетен
  • Как снять приворот и освободить от любовных чар парня?
  • К чему снится комната
  • К чему снится грязь?
  • Что будет, если вам повезет?
  • Как помириться с парнем?
  • Эмпатия и умение поставить себя на место другого
  • Как помочь ребенку приобрести уверенность
  • Таро – искусство задавать вопросы
  • К чему снится пожар?
  • К чему снится поцелуй
  • Луиза Хей. Как измениться в лучшую сторону
  • К чему снится подруга?
  • Психолог - «Родители, будьте примером ребёнку»
  • Ирина Млодик. Если болит душа… Психотерапия как освобождение от иллюзий
  • Богданова Надежда Сергеевна. Консультация на тему: «Как определить темперамент ребёнка»
  • Филиппова Т. В. Ребёнок-Родитель-Взрослый
  • Техника «Ясное восприятие»
  • К чему снится любовник
  • Татьяна Бахтиозина. Верь в себя! - Психология успеха



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь