|
Кричевский Р. Л., Дубовская Е. М. Социальная психология малой группы. Учебное пособие для вузов.Категория: Библиотека » Социальная психология | Просмотров: 41406
Автор: Кричевский Р. Л., Дубовская Е. М.
Название: Социальная психология малой группы. Учебное пособие для вузов. Формат: HTML, DOC Язык: Русский Скачать по прямой ссылке Группа сверстников как институт социализации
иерархии отношений в группе. Разведение позиций лидера и социометрической звезды на теоретическом уровне принимается всеми специалистами, однако на уровне конкретного эмпирического исследования или же практической работы эта дифференциация «плывет» и феномены смешиваются. Для такого смешения существует и содержательная причина. Как мы уже писали, детские группы чаще представляют собой диффузные группы, в которых социометрическая структура является основной. О полноценном лидерстве в малой группе имеет смыл говорить в подростковом и юношеском возрасте, когда начинает активно формироваться ценностная структура личности (о ценностной природе лидерства писалось выше в главе 5). В нашем совместном исследовании лидерства, проведенном в 80-е годы, получила подтверждение гипотеза о том, что в юношеских группах одним из механизмов влияния лидера на последователей является идентификация с ним остальных членов группы [Кричевский и Дубовская, 1991]. Такое понимание феномена лидерства делает более конкретным положение относительно роли группы сверстников в процессе социализации личности. Поскольку лидер является носителем ценностей группы, то идентификация с ним становится тем способом, при помощи которого подросток строит собственную ценностную систему. Приведем несколько примеров идентификации с лидером из сочинений старшеклассников, принимавших участие в исследовании: «Я много раз ловила себя на том, что поступаю так же, как она». «Под влиянием Феди я стал больше тянуться к искусству. Сейчас я часто замечаю, что в спорах принимаю точку зрения Феди, хотя между собой мы иногда не соглашаемся». «Я стал более сдержан в общении со взрослыми и с друзьями. И все это под влиянием Маши, так как она вообще очень спокойная и никогда не позволяет себе резко обращаться с другими». Из этих строк видно, что под влиянием лидера формируются личностные характеристики старшеклассников, определенные формы поведения. Оценка со стороны группы сверстников как института социализации зависит и от значимости сверстника в жизни ребенка, которая достаточно изменчива в разные возрастные периоды. Рассмотрим вопрос в общем виде: какое место сверстник занимает в жизни ребенка в равные периоды детства? 297 Глава 6. Прикладные вопросы психологии малой группы Начнем е того, что более или менее полно потребность в общении с ровесниками складывается к 4—6 годам. Цифры, конечно, крайне условны, но одно можно утверждать четко, что уже в раннем возрасте, кроме общения со взрослыми (родителями, близкими и т.д.), начинает формироваться потребность во взаимодействии с равными себе. Некоторое время в жизни ребенка этот тип взаимодействия не играет значительной роли, но отсутствие такого типа взаимоотношений является неблагоприятным обстоятельством социализации ребенка. Что характеризует отношения дошкольников? Ситуативность и большая подвижность. Отношения нельзя назвать устойчивыми, хотя они могут обладать определенным постоянством. Хорошие отношения более стабильны, плохие — очень подвижны, легко возникают и легко преодолеваются. Важно отметить еще один момент. Отношения дошкольников определяются взрослыми и в организационном плане, и содержательно. Первое проявляется в том, что дети в основном общаются с теми сверстниками, которые сознательно или случайно выбраны для них взрослыми (дети друзей родителей, соседи и т.д.). Второе более сложно и состоит в том, что оценка взрослого (мамы, воспитательницы в детском саду) задает отношение к ребенку других детей. Похвала или, наоборот, порицание, полученное от взрослого, трансформируется в отношение к ребенку других детей на данный период времени. В целом можно сказать, что отношения между дошкольниками носят догрупповой характер, они диф-фузны, имеют случайные причины, переменчивы, хотя не исключается, что дети в таком возрасте могут при определенных обстоятельствах тесно общаться между собой. Однако в целом это не характерно для них. Отдельно следует упомянуть о методах работы с дошкольниками. Первая и главная объективная трудность — неумение подавляющего большинства детей этого возраста писать. Для преодоления этого фактора уже довольно давно используется модификация социометрической методики — так называемый «выбор в действии» [Коломинский, 1984]. Опишем один из его вариантов, использованный в исследовании отношений дошкольников, выполненном под руководством Е. М. Дубовской. Экспериментальная игра «секрет» состояла в том, что детям предлагалось выбрать тех из своих товарищей по группе, кому они положат в шкафчик подарок (открытку, маленькую игрушку). Возрастные особенности учитывались следующим образом: детей предупреждали, что им тоже сделают подарок; после взаимодействия с экспериментатором (про- 298 Группа сверстников как институт социализации цедура носит индивидуальный характер) те дети, которые прошли эксперимент, находились отдельно от тех, кому это еще только предстояло; и наконец, тем детям, которые не получали подарки от товарищей, экспериментатор клал их в шкафчики сам. Дошкольный период важен в социализации личности, однако роль группы сверстников возрастет на последующих этапах становления личности, в частности в условиях начальной школы. Во-первых, это период приобретения первой развернутой самостоятельной (не связанной с семьей) социальной роли — «школьника». Во-вторых, школьный класс является по сравнению с любыми группами дошкольников в значительной степени более институизированным образованием: это в полном смысле группа, она хорошо структурирована, занимает важное место в жизни школьника и в то же время включена в более широкий социальный контекст. Можно и нужно сказать, что роль школьника является для большинства из нас первой полноценной социальной ролью в жизни. Школа как целое и школьный класс как единица этой системы являются моделью социальных отношений, так что переоценить место школьного класса в процессе социализации трудно. Однако на протяжении школьной жизни отношения внутри этой группы несколько меняются. Первые годы существования коллектива класса отличаются очень высокой зависимостью от взрослых и в первую очередь от учителя. Формальная структура во многом связана с решением учителя. Учитель распределяет те минимальные обязанности, «должности», которые существуют в младших классах. Но главное то, что и неформальные отношения первоклассников задаются отношением к ним учителя. В отличие от дошкольников социально-психологическая структура школьного класса более устойчива, больше связана и с взаимодействием самих ребят, но доминирующее влияние взрослого еще какое-то время сохраняется. Изжито оно будет лишь к подростковому периоду. Приведем пример интересного исследования, в котором была предпринята попытка разработки новой методики для исследования представлений младших школьников о друге и дружбе — проективной графической методики «Рисунок "Я и мой друг"» (автор методики — Е. Е. Чепурина). Исследование проводилось на учениках одной из московских школ, младших школьниках и предподростках (всего 75 испытуемых). В зависимости от возраста детей исследование проводилось в индивидуальном (младшие школьники) или групповом (предпод- 299 Глава 6. Прикладные вопросы психологии малой группы ростки) варианте. В индивидуальном варианте детям предлагались стандартный лист бумаги и набор цветных карандашей или фломастеров, давалась следующая инструкция: «Нарисуй, пожалуйста, рисунок на тему «Я и мой друг». Меня не интересует качество твоего рисунка — мне важно, что ты нарисуешь». На все уточняющие вопросы ребенка мы отвечали повторением инструкции: «Это должен быть рисунок на тему «Я и мой друг». В случае группового варианта инструкция несколько изменялась: «Ребята, у всех вас есть друзья, у кого-то они в классе, у кого-то во дворе или в деревне. Нарисуйте рисунок на тему «Я и мой друг», можете нарисовать на нем все, что хотите о себе и своем друге или подруге». Рисунки детей анализировались по следующим показателям: формальные характеристики (степень заполнения пространства листа, наличие барьеров, характеристики линии, наличие интерьера, преобладание изображения людей или интерьера), содержательные характеристики (количество персонажей, присутствие автора, присутствие друга, присутствие посторонних персонажей, сохранение темы друга, наличие совместной деятельности, наличие действий или символов, указывающих на близость с другом, идентификация с другом, эмоциональное отношение автора к другу). Полученные результаты свидетельствуют о значительных различиях в изображении друга у детей с высоким и низким социометрическим статусом. От младшего школьного к предподростковому возрасту происходит переход от изображения внешней стороны дружеских отношений (совместная деятельность, детали обстановки, присутствие посторонних лиц) к изображению собственно отношений с другом (центрация внимания на портретном изображении друга, признаки идентификации с другом, высокая эмоциональная насыщенность рисунка). Таким образом, можно судить о наличии тенденции к исчезновению с возрастом на рисунке всех посторонних деталей, о развитии представлений о дружбе и друге от партнерства по совместной деятельности и развлечениям, до личностно-ориен-тированного общения, т.е. переориентации с внешней стороны ситуации взаимодействия на сферу взаимоотношений друзей. Теперь было бы логично перейти к анализу места группы сверстников в подростковом возрасте. Об этом написано очень много. По многочисленным данным, подростковый возраст — период наибольшей значимости группы в жизни ребенка [Кон, 1989; Крайг, 2000]. Впер- 300 Связаться с администратором Похожие публикации: Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|