Блейхер Вадим Моисеевич, Крук Инна Вадимовна. Толковый словарь психиатрических терминов.

Категория: Библиотека » Психиатрия | Просмотров: 52307

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

Интенция парадоксальная (греч. paradoxos — невероятный, странный). См. Франкля метод парадоксальной интенции.
Интеракционизм (лат. inter — между, actio — действие, деятельность). Одно из ведущих направлений в современной социальной психологии ряда западных стран. Воздействие людей друг на друга в обществе, которое понимается как система непосредственных коммуникаций, рассматривается как основной источник формирования личности. Сущность интерперсональных отношений сводится к «обмену символами» в процессе общения. Ролевое поведение человека понимается исходя из того, насколько оно соответствует социальным нормам. Исключительное значение придается способности человека представлять, как его понимает партнер по общению или группа; соответственно этому объект интерпретирует ситуацию и конституирует собственные действия. Основной недостаток И. — сведение общественных отношений к непосредственной коммуникации при игнорировании социально-исторических факторов и эмоционального аспекта взаимодействия людей. Широко используется в психотерапевтической практике (см. Келли ролевая психотерапия).
Интериктальный (лат. inter — между, среди, ictus — припадок, приступ). Межприступный.
Интериоризация (лат. interior — внутренний). 1. В психиатрии — переживание психически больным волнующих его обстоятельств скрытно для окружающих. 2. В психологии — формирование внутренних структур психики путем усвоения структур внешней социальной деятельности. В психоанализе понятие И. привлекается для объяснения роли интерперсональных отношений в формировании бессознательного, которое, в свою очередь, влияет на структуру сознания. В отечественной психологии И. понимается как преобразование структуры предметной деятельности в структуру внутреннего плана сознания. По С.Л. Рубинштейну [1957], внутренние условия формируются в результате внешних воздействий.
Интермиссия (лат. intermissio — задержка, прекращение, промежуток). Состояние между двумя психотическими приступами, характеризующееся полным восстановлением психической деятельности.
Интермиттирующий (лат. intermittens — перемежающийся, прерывающийся). Тип течения болезни, характеризующийся интермиссиями.
Интернатура (лат. internus — внутренний). Первичная специализация выпускников медицинских институтов по одной из врачебных профессий, проводимая после сдачи государственных экзаменов, на базе лечебно-профилактических учреждений под наблюдением и руководством соответствующей кафедры вуза.
Интероцептор (лат. interior — внутренний, capio — брать, принимать). Рецепторы, воспринимающие раздражение во внутренних органах, полостях тела, кровеносных сосудах.
Син.: интерорецептор.
Интероцепция (лат. interior — внутренний, capio — брать, принимать). Физиологический процесс возникновения, проведения и переработки в ЦНС импульсов, поступающих от интероцепторов.
Син.: интерорецепция.
Интерсекс (лат. inter — между, среди, взаимно, sexus — пол). Организм, лишенный четких признаков какого-либо одного пола, занимающий промежуточное положение между мужским и женским типами полового развития.
Интерсексуализм. См. Гермафродитизм.
Интоксикация (лат. in — в, внутрь, греч. toxicon — яд). Отравление организма в связи с накоплением в нем ядовитых веществ экзогенного или эндогенного происхождения.
И. метафизическая [Ziehen Th., 1924] — наблюдающиеся в юношеском возрасте состояния, характеризующиеся чрезмерной, оторванной от реальной действительности, абстрактной интеллектуальной деятельностью, доминирующей в психической жизни больного, и наличием гипертрофированного одностороннего интереса к познавательной деятельности.
Болезненные переживания могут носить характер сверхценных идей, перерастающих в бредовые (сверхценный бред). Часто сопровождается навязчивым мудрствованием, резонерством, явлениями аутизма. Наблюдается главным образом при шизофрении юношеского возраста и, реже, при шизоидной психопатии.
Син.: И. философическая.
Интолерантность (лат. intolerantia — непереносимость, нетерпимость). Невыносливость, непереносимость.
Интракраниальный (лат. intra — внутри, в, греч. kranion — череп). Внутричерепной.
Интранатальный (интра + лат. natus — рождение). Относящийся к периоду родов.
Интрапсихический (интра + греч. psyche — душа). Внутрипсихический, возникающий внутри психики. См. Атаксия интрапсихическая.
Интровертированность (лат. intro — движение внутрь, verto — обращать, поворачивать). Особенность личности, характеризующаяся внутренней направленностью переживаний, склонностью к погружению в мир собственных чувств и мыслей, малой зависимостью содержания психики от контактов с окружающими, пассивностью в общении. См. Юнга типы личности.
Син.: интроверсия.
Интроекция (интро + лат. jасio — бросать). В психиатрии — отождествление себя с образом другого человека (например, отца, идеального героя и т.п.). Термин используется психоаналитиками для объяснения механизмов невроза. По C. Jung, И. является процессом ассимиляции, тогда как проекция — процессом диссимиляции.
Интроспекция (лат. introspecto — смотреть внутрь). В психиатрии — изучение психопатологической картины методом самонаблюдения, анализа самим больным своих ощущений, переживаний, рассуждений и их описания.
Интуиция (лат. intueri — пристально, внимательно смотреть). Способность непосредственно, как бы «внезапно», не прибегая к развернутому логическому умозаключению, постигать истину; внутреннее «озарение», просветление мысли. В действительности И. представляет собой такой скачок на пути к познанию действительности, в основе которого лежат уже накопленные знания, предшествующий опыт. И. возникает лишь на базе прежнего чувственного опыта. Появившаяся интуитивно мысль требует логической проверки путем сопоставления с другими мыслями относительно изучаемого явления и может быть передана, если она будет сформулирована, то есть построена по правилам логики [Кондаков Н.И., 1975].
Интуиция бредовая. Возникающие внезапно, без улавливаемой связи с предшествующими переживаниями бредовые идеи (бред интуиции).
По K. Jaspers [1913], это бредовые представления, характеризующиеся ретроспективным переосмыслением реальных воспоминаний или внезапными наитиями, «озарениями», не вытекающими из предшествующих размышлений и возникающими совершенно неожиданно. Такое интуитивное мышление часто наблюдается при шизофрении и связывается с расщеплением личности [Bleuler M., 1972].
Инфантилизм (лат. infantilis — детский, младенческий). Патологическое состояние, характеризующееся задержкой физического и (или) психического развития с сохранением присущих детскому или подростковому возрасту особенностей организма, личности.
Инфантилизм двигательный [Homburger А., 1926]. Проявление недостаточности развития двигательных функций, идущей параллельно с запаздыванием умственного развития, проявлениями психического инфантилизма. При этом отсутствуют признаки органических изменений в головном мозге, пирамидные или экстрапирамидные симптомы, чем двигательный инфантилизм отличается от дебильности двигательной.
Инфантилизм психический [Lasegue E.Ch., 1864; Anton G., 1906]. Особый вид остановки развития личности на ювенильной ступени. Отмечается в первую очередь эмоциональными характерологическими особенностями, неустойчивостью настроения, плохо контролируемыми влечениями, недостаточностью сознательной и целевой активности, в ряде случаев — поверхностными, незрелыми суждениями. G. Anton выделял так называемый «парциальный» психический инфантилизм, характеризующийся отсутствием какого бы то ни было интеллектуального дефекта и проявляющийся лишь нарушениями поведения. По Г.Е. Сухаревой [1959], различаются органический, дисгармонический и гармонический варианты психического инфантилизма в зависимости от того, к чему примыкают его симптомы — к олигофрении, к психопатиям или норме. Нередко психический инфантилизм сочетается с физическим.
Инцест (лат. in — отрицание, eastus — чистый, непорочный). Кровосмешение, половые сношения между близкими родственниками (родителями и детьми, братьями и сестрами).



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Лалакина Татьяна Васильевна. Особенности работы с детьми с ДЦП
  • Паншина Татьяна Сергеевна. «Особенности организации образовательного процесса детей с ДЦП в группах общеразвивающей направленности»
  • Строение головного мозга: важнейшие отделы и их функции
  • Кербиков Олег Васильевич, Коркина Мария Васильевна, Наджаров Рубен Александрович, Снежиевский Андрей Владимирович. Психиатрия.
  • Видеоигры помогают от болезни Альцгеймера
  • Кашапова Гульнара Насиховна. «Вариативность методов воздействия на речевые зоны коры головного мозга»
  • Мужчинам многозадачность дается труднее, чем женщинам
  • Акирова Эльвира Шамильевна. Консультация для родителей «С пальчиками играем – речь развиваем»
  • Маунткасл В. Организующий принцип функции мозга.
  • Влияние на веру в бога нейромодуляции орбитофронтальной коры
  • Хасанова Флюра Зарифовна Разина Ирина Анатольевна. Пальцы помогают говорить
  • Рюта Кавашима. Развитие префронтальной области головного мозга
  • Стуенко Татьяна Геннадьевна. СООБЩЕНИЕ-ПРЕЗЕНТАЦИЯ НА ТЕМУ: «КОНТУРНЫЕ РИСУНКИ КАК ИНСТРУМЕНТ ПРОФИЛАКТИКИ ДИСГРАФИИ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ»
  • Молосаев Дмитрий Николаевич. Повышение общей физической подготовки пловцов с детским церебральным параличом.
  • Демьянов Ю. Г. - Диагностика психических нарушений: Практикум
  • Ячменева Елена Валерьевна. Развитие мелкой моторики рук у детей раннего дошкольного возраста.
  • Деньги и добрые слова действуют на мозг одинаково
  • Панкова Анна Петровна. Использование здоровьесберегающих технологий в работе с умственно отсталыми детьми
  • Ученые нашли источник сознания в мозге человека
  • Корсакова Н., Московичюте Л. Клиническая нейропсихология.
  • Набиуллина Айгуль. Биоэнергопластика как метод в коррекции речевых нарушений.
  • Солмс М. Сознательное Ид
  • Чем отличается мозг умного человека?
  • Шульговский В.В. Физиология высшей нервной деятельности с основами нейробиологии
  • Ангионевроз
  • Исследования одиночества: как работает мозг одиноких людей
  • Манухина Н.М. Социальная дезадаптация пациентов с соматическими заболеваниями как объект психологической коррекции
  • Сарачкевич Галина Викторовна. Перспективное планирование 'Мелкая моторика в развитии речи детей раннего возраста'
  • Изучение иностранных языков делает нас умнее
  • Пориомания; Дромомания
  • Эффект плацебо действует на биохимическом уровне
  • Фисун Е.В. Использование методов краткосрочной стратегической терапии при работе с подростком, перенесшим онкологическое заболевание. Описание клинического случая
  • Лурия А. Р. - Письмо и речь. Нейролингвистические исследования
  • Березовский А.Э., Крайнова Н.Н., Бондарь Н.С. Самосознание психически больных.
  • Бубнова Е. А., Губина Н. В.. Использование авторских пособий для развития межполушарного взаимодействия у детей с ЗПР
  • Зыбцева Елена Александровна. Что такое мелкая моторика и почему так важно её развивать?
  • Е. Ю. Царегородцева, С. О. Васильева. Партнерское взаимодействие психолога, логопеда и родителей в ГБДОУ для детей с речевой патологией
  • Где в мозге находится центр сознания и бодрствования?
  • Дорохова Анна Владимировна Прокофьева Елена Николаевна. Логопедия -Презентация « Особенности зрительного и слухового восприятия при речевых нарушениях»
  • Уварова Виктория Ивановна. Психолого-педагогическое сопровождение личностного развития ребенка с нарушением зрения.
  • Редактор. В какую сторону крутится балерина?
  • Рыжих Татьяна Викторовна Кучеренко Марина Александровна Кутейникова Екатерина Александровна. Мастер-класс для педагогов и родителей «Совершенствование межполушарных связей у детей с ОВЗ»
  • Борис Елена Николаевна. Особенности внимания у детей с общим недоразвитием речи.
  • Становкина Наталья Анатольевна. Развивающее занятие для младшего и старшего дошкольного возраста «ВОЛШЕБНЫЕ ПРЕВРАЩЕНИЯ ОБЫЧНОЙ ПРИЩЕПКИ»
  • Малейчук Г.И. Особенности психотерапевтической работы с клиентами с зависимой структурой личности
  • Как функционирует мозг эрудированного человека
  • Султанова Лилия Вадимовна, Хомякова Алёна Викторовна. Кинезиологические сказки в коррекционной работе с детьми с ОВЗ.
  • Шляпина Светлана Сергеевна. Мастер-класс по взаимодействию родителей и детей. Тема: Изготовление поделки-сувенира «Весёлый гном»
  • Мишкарева Оксана Анатольевна. Доклад на тему: «Технология применения ИЗО терапии в работе детьми с нарушением речи»
  • Диденко Борис Андреевич. Цивилизация каннибаллов.



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь