|
Квинн В. Прикладная психология.Категория: Библиотека » Психология | Просмотров: 379577
Автор: Квинн В.
Название: Прикладная психология. Формат: HTML Язык: Русский Скачать по прямой ссылке ГЛАВА 9 РЕГУЛЯЦИЯ И АДАПТАЦИЯ
Невозможно заботиться о других, прежде не позаботившись о себе. Лиллейди Бэлленджер Представьте себе, что вы на ярмарке. Со всех сторон вас окружают павильоны с аттракционами и балаганы, где идут представления. Вдруг вы обращаете внимание на следующую вывеску: «Великая прорицательница Гельда! Узнайте свое будущее! Всего за 10 долларов!» Вы подходите к павильону Гельды и читаете второе объявление: «Гельде известно ваше прошлое. Она знает о вас все». Вы заинтригованы. Вас разбирает любопытство, вы платите 10 долларов и входите в таинственный и темный павильон Гельды. Гельда сидит при свечах за круглым столом, на котором лежит хрустальный шар и разбросаны карты со знаками зодиака. Вы садитесь напротив, и Гельда начинает убеждать вас в том, что прекрасно вас знает. «Гельде все известно. Вы чувствительный человек, но окружающие не очень хорошо понимают вас. Вы заботитесь о других, и вас волнует, что о вас подумают. У вас отличное чувство юмора. Вы любите веселье и развлечения. У вас есть склонность откладывать неприятные дела "на потом". И потом вы чувствуете себя виноватым». Потрясающе! Гельда сразу же довольно точно описала вашу личность и некоторые из ваших проблем, связанных с адаптацией. Но ведь она просто перечислила качества, характерные для большинства людей. Гадалки часто пользуются такими обобщениями. Подобные перечисленным черты обнаруживаются почти у каждого человека. Психологи придумали более эффективные способы оценки личностных характеристик и адаптационных возможностей человека. В этой главе вы познакомитесь с распространенными проблемами адаптации, а также с некоторыми неизвестными Гельде методами оценки личности и ее адаптационных возможностей. Адаптация: умение приспосабливаться к окружающим обстоятельствам. В любой культурной среде человек управляет собой на основании своей «Я»-концепции, то есть согласно его представлению о самом себе. В этой главе рассматриваются методы, используемые людьми для защиты «Я»-концепции. Приводится обзор методов, с помощью которых психологи производят оценку личностных характеристик, и рассматриваются недостатки каждого из этих методов. Описывается целый ряд различных проблем, связанных с саморегуляцией. И наконец, предлагаются некоторые пути становления здоровой личности. ЧТО ТАКОЕ САМОРЕГУЛЯЦИЯ? Вы, вероятно, не осознаете, как часто в повседневной жизни вам приходится управлять собой. Случалось ли, что над вашей шуткой никто не смеялся? Вы сразу же приспосабливались к возникшей неловкой тишине либо повторив фразу, в которой заключалась вся соль шутки, либо объяснив ее смысл, либо «списав» молчание слушателей на то, что «до них не дошло». А может быть, вам приходилось явиться на вечеринку в самом затрапезном виде и обнаружить, что все остальные пришли в вечерних туалетах и парадных костюмах. В подобной ситуации вы могли в качестве оправдания пуститься в длинные объяснения причин, сказать о своей неосведомленности по поводу характера вечеринки или отделаться шуткой — например, что после праздника собираетесь сразу же поехать на рыбалку. В каждой из описанных ситуаций вам приходилось управлять своим мышлением и поведением. Не всегда легко «взять себя в руки». Такие события, как вступление в брак, смерть близкого человека, поступление на новое место работы, требуют серьезных изменений в характере мышления и поведении. Регуляция — это непрерывный процесс приспособления человека к окружающим условиям и удовлетворения возникающих в данный момент потребностей. Человеку приходится адаптироваться к постоянно предъявляемым ему требованиям и различным стрессам. Процесс регуляции включает в себя как внутренние, так и внешние изменения. К внутренней адаптации относятся изменения в установках, чувствах, эмоциях и мотивациях личности. К внешним изменениям относятся наблюдаемое поведение и поступки, в основе которых лежит внутренняя адаптация. Поскольку у человека появляются новые установки и чувства, он вносит поправки в свое внешнее поведение. К внешним изменениям относятся также перемены в социальном положении, например принятие новой роли или появление новых отношений. Представьте себе женщину, которая, примеряя прошлогодние летние туалеты, обнаруживает, что они ей немного тесноваты. Ей хочется выглядеть лучше и быть в хорошей физической форме. Она решает записаться в группу аэробики. Когда она замечает, что за прошедший год поправилась, ее внутренние установки, касающиеся собственного веса и фигуры, толкают ее на то, чтобы заняться изменением своей внешности. Такая внутренняя адаптация порождает еще одно внутреннее изменение: стремление изменить свою внешность. В результате внутренней адаптации женщина приступает к внешней адаптации, а именно начинает выступать в новой для себя роли члена группы аэробики. Внешняя адаптация вызвана внутренними изменениями. Внутренние изменения происходят в результате изменения «Я»-концепции или установок по отношению к себе. «Я»-концепция: совокупность представлений человека о самом себе. Самооценка: оценка человеком своих качеств и способностей. Упражнение 9.1 Представьте, что господин, изображенный на рис. 9.1, собрался что-то изменить в себе. Предложите по одному уместному в данной ситуации изменению из области внутренней и внешней адаптации. а. Внутренняя: ___________________________________ б. Внешняя:_____________________________________ Проверьте себя по разделу «Ответы», помещенному в конце главы. «Я» -концепция Ваша «Я»-концепция — это ваше собственное представление о себе или образ самого себя, то есть совокупность ваших мнений о своем здоровье, внешности, характере, влиянии на окружающих, способностях и недостатках. Поскольку «Я»-концепция основана на вашем собственном суждении о самом себе, она не всегда соответствует действительности. Одним из аспектов «Я»-концепции является самооценка: человек с высокой самооценкой воспринимает себя в позитивном свете, в то время как при низкой самооценке «Я»-концепция носит негативный характер. Сильный акцент на понятии «Я» характерен только для западноевропейской и североамериканской культур. В большинстве культур (в том числе в Азии, Латинской Америке и у многих народов юга Европы) главное значение придается групповым или общинным ценностям. В этих культурах принято считать, что о человеке позаботятся члены его семьи или соплеменники (Lonner, 1988; Kitayama and Markus, 1992). Представители этих культур часто считают взгляды американцев эгоистическими. Но поскольку большинство исследований регуляции проводилось на базе западной культуры, в них прослеживается сильная тенденция к подчеркиванию человеческого «Я». В западной культуре люди ощущают сильную потребность следить за своим поведением и внешностью. Даже в домах, где нет радио, телевизора, тарелок, диванов или столов, обязательно найдется минимум одно, а то и несколько зеркал. Редкий человек способен пройти мимо зеркала, не бросив даже беглого взгляда на свое отражение. Внешность — это аспект «Я»-концепции, который нетрудно оценить. Однако относиться к своей внешности можно по-разному. Один человек считает, что щетина на подбородке придает ему пикантный вид, а другой думает, что она свидетельствует о неряшливости. Обычно ваше мнение о себе основывается на отношении к вам других людей. Процесс формирования «Я»-концепции начинается с детства. Имя, выбранное для ребенка родителями, отражает их отношение к нему. Например, есть основания ожидать, что человек, которого назвали Реджинальд Рэндольф Уоллингфорд III, станет утонченной и сложной личностью. Маркус (Marcus, 1976) исследовал установки по отношению к именам и обнаружил, что имена вызывают у людей следующие ассоциации: имя Джон связано с добротой и надежностью; Анна не может быть агрессивной; Агнес должна быть старой, а Робин — молодой и способной; от Тони ожидают общительности. Рис. 9.1. Пока меня не было на работе. Родители зачастую выбирают имена, которые отражают их надежды и ожидания, связанные с будущей личностью ребенка и его местом в жизни. Однако известно, что независимо от выбранного родителями имени поддержка, любовь, похвалы и интерес родителей к ребенку способствуют формированию у него позитивной «Я»-концепции и высокой, самооценки. Если ребенка постоянно ругать и редко проявлять к нему теплые чувства, то у него, скорее всего, сформируется негативная «Я»-концепция, или низкая самооценка. Дети с низкой самооценкой не уверены в себе, и у них слабо развито чувство собственного достоинства. У них чаще возникают трудности при общении с другими детьми, которые, в свою очередь, неохотно их принимают. В результате у детей с негативными «Я»-концепциями часто возникают поведенческие проблемы, из-за чего к ним хуже относятся сверстники, учителя, спортивные тренеры и другие групповые лидеры. А это еще больше «подрывает» самооценку таких детей. Бывали случаи, когда проблемы с «Я»-концепцией, возникшие в первом классе, повлияли на всю дальнейшую жизнь ребенка. Связаться с администратором Похожие публикации: Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|