Квинн В. Прикладная психология.

Категория: Библиотека » Психология | Просмотров: 379577

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

ГЛАВА 9 РЕГУЛЯЦИЯ И АДАПТАЦИЯ
Невозможно заботиться о других,
прежде не позаботившись о себе.
Лиллейди Бэлленджер
Представьте себе, что вы на ярмарке. Со всех сторон вас окружают павильоны с аттракционами и балаганы, где идут представления. Вдруг вы обращаете внимание на следующую вывеску: «Великая прорицательница Гельда! Узнайте свое будущее! Всего за 10 долларов!» Вы подходите к павильону Гельды и читаете второе объявление: «Гельде известно ваше прошлое. Она знает о вас все». Вы заинтригованы. Вас разбирает любопытство, вы платите 10 долларов и входите в таинственный и темный павильон Гельды. Гельда сидит при свечах за круглым столом, на котором лежит хрустальный шар и разбросаны карты со знаками зодиака. Вы садитесь напротив, и Гельда начинает убеждать вас в том, что прекрасно вас знает. «Гельде все известно. Вы чувствительный человек, но окружающие не очень хорошо понимают вас. Вы заботитесь о других, и вас волнует, что о вас подумают. У вас отличное чувство юмора. Вы любите веселье и развлечения. У вас есть склонность откладывать неприятные дела "на потом". И потом вы чувствуете себя виноватым».
Потрясающе! Гельда сразу же довольно точно описала вашу личность и некоторые из ваших проблем, связанных с адаптацией. Но ведь она просто перечислила качества, характерные для большинства людей. Гадалки часто пользуются такими обобщениями. Подобные перечисленным черты обнаруживаются почти у каждого человека. Психологи придумали более эффективные способы оценки личностных характеристик и адаптационных возможностей человека. В этой главе вы познакомитесь с распространенными проблемами адаптации, а также с некоторыми неизвестными Гельде методами оценки личности и ее адаптационных возможностей.
Адаптация: умение приспосабливаться к окружающим обстоятельствам.
В любой культурной среде человек управляет собой на основании своей «Я»-концепции, то есть согласно его представлению о самом себе. В этой главе рассматриваются методы, используемые людьми для защиты «Я»-концепции. Приводится обзор методов, с помощью которых психологи производят оценку личностных характеристик, и рассматриваются недостатки каждого из этих методов. Описывается целый ряд различных проблем, связанных с саморегуляцией. И наконец, предлагаются некоторые пути становления здоровой личности.
ЧТО ТАКОЕ САМОРЕГУЛЯЦИЯ?
Вы, вероятно, не осознаете, как часто в повседневной жизни вам приходится управлять собой. Случалось ли, что над вашей шуткой никто не смеялся? Вы сразу же приспосабливались к возникшей неловкой тишине либо повторив фразу, в которой заключалась вся соль шутки, либо объяснив ее смысл, либо «списав» молчание слушателей на то, что «до них не дошло». А может быть, вам приходилось явиться на вечеринку в самом затрапезном виде и обнаружить, что все остальные пришли в вечерних туалетах и парадных костюмах. В подобной ситуации вы могли в качестве оправдания пуститься в длинные объяснения причин, сказать о своей неосведомленности по поводу характера вечеринки или отделаться шуткой — например, что после праздника собираетесь сразу же поехать на рыбалку. В каждой из описанных ситуаций вам приходилось управлять своим мышлением и поведением.
Не всегда легко «взять себя в руки». Такие события, как вступление в брак, смерть близкого человека, поступление на новое место работы, требуют серьезных изменений в характере мышления и поведении. Регуляция — это непрерывный процесс приспособления человека к окружающим условиям и удовлетворения возникающих в данный момент потребностей. Человеку приходится адаптироваться к постоянно предъявляемым ему требованиям и различным стрессам.
Процесс регуляции включает в себя как внутренние, так и внешние изменения. К внутренней адаптации относятся изменения в установках, чувствах, эмоциях и мотивациях личности. К внешним изменениям относятся наблюдаемое поведение и поступки, в основе которых лежит внутренняя адаптация. Поскольку у человека появляются новые установки и чувства, он вносит поправки в свое внешнее поведение. К внешним изменениям относятся также перемены в социальном положении, например принятие новой роли или появление новых отношений.
Представьте себе женщину, которая, примеряя прошлогодние летние туалеты, обнаруживает, что они ей немного тесноваты. Ей хочется выглядеть лучше и быть в хорошей физической форме. Она решает записаться в группу аэробики. Когда она замечает, что за прошедший год поправилась, ее внутренние установки, касающиеся собственного веса и фигуры, толкают ее на то, чтобы заняться изменением своей внешности. Такая внутренняя адаптация порождает еще одно внутреннее изменение: стремление изменить свою внешность. В результате внутренней адаптации женщина приступает к внешней адаптации, а именно начинает выступать в новой для себя роли члена группы аэробики. Внешняя адаптация вызвана внутренними изменениями. Внутренние изменения происходят в результате изменения «Я»-концепции или установок по отношению к себе.
«Я»-концепция: совокупность представлений человека о самом себе.
Самооценка: оценка человеком своих качеств и способностей.
Упражнение 9.1
Представьте, что господин, изображенный на рис. 9.1, собрался что-то изменить в себе. Предложите по одному уместному в данной ситуации изменению из области внутренней и внешней адаптации.
а. Внутренняя: ___________________________________
б. Внешняя:_____________________________________
Проверьте себя по разделу «Ответы», помещенному в конце главы.
«Я» -концепция
Ваша «Я»-концепция — это ваше собственное представление о себе или образ самого себя, то есть совокупность ваших мнений о своем здоровье, внешности, характере, влиянии на окружающих, способностях и недостатках. Поскольку «Я»-концепция основана на вашем собственном суждении о самом себе, она не всегда соответствует действительности. Одним из аспектов «Я»-концепции является самооценка: человек с высокой самооценкой воспринимает себя в позитивном свете, в то время как при низкой самооценке «Я»-концепция носит негативный характер.
Сильный акцент на понятии «Я» характерен только для западноевропейской и североамериканской культур. В большинстве культур (в том числе в Азии, Латинской Америке и у многих народов юга Европы) главное значение придается групповым или общинным ценностям. В этих культурах принято считать, что о человеке позаботятся члены его семьи или соплеменники (Lonner, 1988; Kitayama and Markus, 1992). Представители этих культур часто считают взгляды американцев эгоистическими. Но поскольку большинство исследований регуляции проводилось на базе западной культуры, в них прослеживается сильная тенденция к подчеркиванию человеческого «Я».
В западной культуре люди ощущают сильную потребность следить за своим поведением и внешностью. Даже в домах, где нет радио, телевизора, тарелок, диванов или столов, обязательно найдется минимум одно, а то и несколько зеркал. Редкий человек способен пройти мимо зеркала, не бросив даже беглого взгляда на свое отражение. Внешность — это аспект «Я»-концепции, который нетрудно оценить. Однако относиться к своей внешности можно по-разному. Один человек считает, что щетина на подбородке придает ему пикантный вид, а другой думает, что она свидетельствует о неряшливости.
Обычно ваше мнение о себе основывается на отношении к вам других людей. Процесс формирования «Я»-концепции начинается с детства. Имя, выбранное для ребенка родителями, отражает их отношение к нему. Например, есть основания ожидать, что человек, которого назвали Реджинальд Рэндольф Уоллингфорд III, станет утонченной и сложной личностью. Маркус (Marcus, 1976) исследовал установки по отношению к именам и обнаружил, что имена вызывают у людей следующие ассоциации: имя Джон связано с добротой и надежностью; Анна не может быть агрессивной; Агнес должна быть старой, а Робин — молодой и способной; от Тони ожидают общительности.


Рис. 9.1. Пока меня не было на работе.
Родители зачастую выбирают имена, которые отражают их надежды и ожидания, связанные с будущей личностью ребенка и его местом в жизни. Однако известно, что независимо от выбранного родителями имени поддержка, любовь, похвалы и интерес родителей к ребенку способствуют формированию у него позитивной «Я»-концепции и высокой, самооценки. Если ребенка постоянно ругать и редко проявлять к нему теплые чувства, то у него, скорее всего, сформируется негативная «Я»-концепция, или низкая самооценка. Дети с низкой самооценкой не уверены в себе, и у них слабо развито чувство собственного достоинства. У них чаще возникают трудности при общении с другими детьми, которые, в свою очередь, неохотно их принимают. В результате у детей с негативными «Я»-концепциями часто возникают поведенческие проблемы, из-за чего к ним хуже относятся сверстники, учителя, спортивные тренеры и другие групповые лидеры. А это еще больше «подрывает» самооценку таких детей. Бывали случаи, когда проблемы с «Я»-концепцией, возникшие в первом классе, повлияли на всю дальнейшую жизнь ребенка.



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • 15 актуальных психологических приемов как вести себя в конфликтной ситуации
  • Редактор. Подарки на день рождения (как выбрать)
  • 15 вещей, которые нужно перестать делать. - Психология успеха
  • Чеглова И. А. Еще две игры
  • Неприятные переживания, которые указывают на то, что Вы развиваетесь в правильном направлении
  • Х. Рудигер, С. Виттманн. Что значит «уверенность в себе»
  • Это опасное чувство зависти: как перестать завидовать и защитить себя от завистников
  • Девять привычек уверенных в себе людей
  • Какие последствия приворота мужчины?
  • Психологические советы от Михаила Лобковского
  • Елена Джеро. Уходя уходи! или Вернись, все прощу?
  • Притча «Внутреннее и внешнее знание»
  • Приворот белой магии
  • К чему снится начальник
  • Тест "Боги и Богини"
  • Как узнать, есть ли на человеке приворот?
  • Келли Макгонигал. Как меньше курить и контролировать другие вредные привычки. Правило 10 минут
  • К чему снится война?
  • Упражнение «Метафора коллектива как живого организма».
  • Почему отношения превращаются в манипулирование друг другом.
  • Лосский Н. ЦЕННОСТЬ И БЫТИЕ
  • К чему снится тюрьма?
  • К чему снятся осы
  • Притча «Буквализм»
  • Хлебова Вероника. Стать Родителем самому себе
  • Дэн Вальдшмидт. Любовь или пассивная агрессия?
  • Иваненко Ксения Васильевна. Психологические подходы для развития сознания детей 'Я пишу себе письмо'
  • Как бросить курить с помощью заговора
  • Валери Браун. Как победить неуверенность в себе — советы подросткам
  • Рамиль Гарифуллин. Как избавиться от обиды
  • Заговор, который поможет избавиться от соседей и их сплетен
  • Как снять приворот и освободить от любовных чар парня?
  • К чему снится комната
  • К чему снится грязь?
  • Что будет, если вам повезет?
  • Как помириться с парнем?
  • Эмпатия и умение поставить себя на место другого
  • Как помочь ребенку приобрести уверенность
  • Таро – искусство задавать вопросы
  • К чему снится пожар?
  • К чему снится поцелуй
  • Луиза Хей. Как измениться в лучшую сторону
  • К чему снится подруга?
  • Психолог - «Родители, будьте примером ребёнку»
  • Ирина Млодик. Если болит душа… Психотерапия как освобождение от иллюзий
  • Богданова Надежда Сергеевна. Консультация на тему: «Как определить темперамент ребёнка»
  • Филиппова Т. В. Ребёнок-Родитель-Взрослый
  • Техника «Ясное восприятие»
  • К чему снится любовник
  • Татьяна Бахтиозина. Верь в себя! - Психология успеха



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь