|
Старшенбаум Г.В. Психотерапия в группе.Категория: Библиотека » Психотерапия и консультирование | Просмотров: 39093
Автор: Старшенбаум Г.В.
Название: Психотерапия в группе. Формат: HTML, DOC Язык: Русский Скачать по прямой ссылке Предметом психотерапевтического взаимодействия становится содержание психических механизмов типов взаимодействия с болезнью и основных механизмов психической адаптации.
«Мишени» Техники 1-й этап. Дисгармоничный контроль над средой. Средовая коммуникация. Дисгармония самоконтроля. Освоение адекватной коммуникации «Эхо», «Нарисованный диалог», конструктивный спор); тренинг сенситивности; техники группового общения («Портрет инопланетянина», «Тренинг социальной чувствительности») и др. Техники на самораскрытие («Тур информации о себе», «Кто ты», «Кто кого знает», «Вопросник самораскрытия»); психодрама, ролевые игры, групповые дискуссии, психогимнастика. 2-й этап. Представления о значимости психологических факторов. Групповая дискуссия, проективный рисунок. 3-й этап. Психологический образ «Я», рефлексия, алекситимия. Психодрама; самораскрытие («Имя прилагательное», «Семейные фотографии»); эмоциональное самовыражение («Молекулы», «Этюды соприкосновения и экспрессии»), психопантомима, эмоциональные реакции и вовлеченность. 4-й этап. Открытость – закрытость. Корригируется в процессе групповой динамики. 5-й этап. Нормативность. Групповая дискуссия, психодрама («Место под солнцем», «Путевка в санаторий», «Запретный плод» и т.п. Когнитивно-динамическая терапия больных с соматоформными расстройствами по А.Б. Холмогоровой и Н.Г. Гаранян (1996) преследует следующие цели: 1) тренировка способности распознавания, дифференциации и понимания эмоций и сопровождающих их когнитивных процессов; 2) психодинамическая проработка жизненного и семейного контекста проблем; 3) психодинамическая проработка межличностных затруднений. Работа с эмоциями включает 3 этапа. На 1-м этапе больных информируют о связи между эмоциями и физиологическими состояниями; об общих закономерностях эмоциональной жизни; о последствиях нарушения эмоциональной психогигиены для психического и физического здоровья. Представляют метод групповой психотерапии, создают атмосферу доверия и открытости, устанавливают рабочий альянс. 2-й этап посвящен тренингу осознания и выражения чувств. В это время решаются следующие задачи. Осознание трудностей понимания и выражения чувств как проблемы. Изменение негативной установки по отношению к эмоциям. Расширение эмоционального словаря. Развитие навыков маркировки эмоциональных состояний. Фокусировка внимания на модусе переживаний. Развитие навыков дифференциации отдельных эмоций в гамме чувств. Обучение обратной связи. Диагностика способов сопротивления, реакций переноса и групповых тем. На 3-м этапе проводится тренинг управления эмоциями. Больным представляют когнитивные модели соматизированных, депрессивных и тревожных реакций, когнитивную и психодинамическую модель совладания. Создают «копилки» проблемных ситуаций, отрабатывают навыки когнитивного совладания. Помогают сформулировать неадаптивные базисные убеждения. Осуществляется маркировка сопротивления, реакций переноса и групповых тем, поощряются выражение и отреагирование негативных эмоций. Проработка жизненного контекста и межличностных отношений проводится в процессе следующих трех этапов. На 4-м этапе происходит дальнейшее исследование базисных убеждений. Продолжается работа с сопротивлением и групповыми темами, отношениями, выборами, реакциями переноса. Активно используется обратная связь, сравнение собственной позиции с позициями других членов группы. 5-й этап посвящен анализу и проработке семейного конфликта. Исследуются источники базисных убеждений. Анализируется семейный контекст (роли, правила, стрессогенные события и т.д.) в трех поколениях Выявляются родительское программирование, требования и ожидания, семейные мифы и ценности. Выявляются и прорабатываются обсуждаются реакции переноса, детский психотравмирующий опыт и отреагирование. На 6-м этапе проводится анализ последствий, вытекающих из базисных убеждений для жизни и отношений с людьми. Происходит переформулирование базисных убеждений. Составляют индивидуальные «копилки» проблем, переформулированных в терминах внутренней жизни, и списки ресурсов. Увязывают актуальные проблемы с более широким жизненным контекстом и прорабатывают личные проблемы. На этом, заключительном этапе, соматические жалобы заменяются на психологические проблемы. Вместо «У меня дрожь и сердцебиение» – «Мне трудно доверять людям», взамен «Я чувствую физическое истощение» – «Меня губят чрезмерно высокие требования к себе, парализующие мою активность» и т.п. Терапевтический процесс движется в следующем направлении: • от смутных, неясных, диффузных чувствований к дифференцированным, осознанным эмоциям; • от жизни «вовне» к дифференцированному и автономному внутреннему миру; • от закрытой безэмоциональной коммуникации к открытому проявлению чувств и самораскрытию; • от когнитивной простоты в видении себя, людей и мира к когнитивной сложности; • от ориентировки на внешние социальные стандарты к внутренним ориентирам: собственным чувствам, потребностям и возможностям; • от видения мира и взаимоотношений между людьми как устроенных иерархически (по принципу «над» – «под») к ощущению ценности и уникальности другого, независимо от его места в социальной или любой другой иерархии. Н.Д. Семенова (1993) описывает основные принципы групповой психологической коррекции алекситимии. На первом этапе работы используются приемы релаксации: аутогенная тренировка, музыкотерапия, психогимнастика. При этом развивается способность осознавать и проговаривать чувства по принципу «здесь и теперь». На втором этапе терапии разблокированию чувств способствует опора на невербальные способы общения. На третьем, заключительном этапе терапии с помощью специальных приемов актуализируются, развертываются и вербализуются скрытые внутренние диалоги. О.Ф. Макарова (2001) разработала программу преодоления алекситимии у детей, включающую следующие приемы индивидуальной и групповой терапии. Знакомство с эмоциями, их градация. Проигрывание всем телом или его частями различных эмоций поочередно одним из участников с последующим их угадыванием другими членами группы. Шкалирование телесных ощущений с помощью цвета и температуры. Ассоциация отдельных эмоций с различными звуками, в том числе – со звуками музыкальных инструментов. Невербальные диалоги различного содержания при помощи жестов, музыкальных инструментов, игрушек и других предметов. Передача различных предметов и «эмоций» по кругу с последующим проговариванием ощущений. Рисование актуальных телесных ощущений, настроения участников с последующим обсуждением возникающих ассоциаций и возможным дополнением рисунков новыми элементами другими участниками. Психоскульптурирование. Участник описывает неприятную ситуацию, фиксируя свои эмоции и ощущения. Выбирает исполнителей каждого состояния, дает им инструкции и проигрывает с ними травмирующую ситуацию. Обсуждение направлено на обмен впечатлениями, мыслями, чувствами, переживаниями. Ю.С. Шевченко (2002) разработал методику онтогенетически ориентированной интенсивно-экспрессивной психотерапии и психокоррекции (ИНТЭКС), которая представляет собой 9-дневный цикл эмоционально-стрессового воздействия на группу больных и их родителей. Важная роль в программе лечения отводится групповой психотерапии. Методика основана на следующих принципах: 1. Привлечение к психотерапевтическому процессу всей семьи и обязательное активное участие в групповых занятиях как минимум одного ближайшего родственника. Использование игр «Родительские профессии», «Домашняя бухгалтерия», «Семейный герб», «Родительский массаж», «Материнский гипноз». Связаться с администратором Похожие публикации: Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|