|
Сонди Леопольд. Учебник экспериментальной диагностики влечений.Категория: Библиотека » Судьбоанализ | Просмотров: 218214
Автор: Сонди Леопольд.
Название: Учебник экспериментальной диагностики влечений: Глубинно-психологическая диагностика и ее применение в психопатологии, психосоматике, судебной психиатрии, криминологии, психофармакологии, профессиональном, семейном и подростковом консультировании, характерологии и этнологии. Формат: HTML, PDF Язык: Русский Скачать по прямой ссылке ГЛАВА 18 МЕТОД КРАЯ И СЕРЕДИНЫ
влечениям края мы относим сексуальное влечение и влечение к контактам, то есть векторы S и С. К влечениям середины относится пароксизмальное влечение Р, обусловливающее этично-моральные способы поведения людей, и эго-влечение Sch, обусловливающее установку Я (k) и духовную цензуру (р). Выделение этих двух групп векторов имеет смысл как в топографическом, так и функциональном отношении. Топографически векторы влечений S и С действительно расположены на краю, а векторы Р и Sch — в середине профиля. Но для целей истолкования гораздо важнее функциональное значение разделения профиля влечений. Краевые влечения всегда сигнализируют о тех опасностях влечений, которые возникают на краю в сексуальной жизни и в сфере контактов. А середина, напротив, показывает защитную деятельность психики, посредством которой человек пытается избежать опасностей «от краев». Таким образом, метод края и середины делает видимой индивидуальную диалектику и индивидуальный план существования персоны в его естественной форме. Посредством безмолвных и бессознательных выборов этот метод позволяет осуществить ранее столь таинственный структурный анализ персоны — причем нам здесь не придется попадать в искусные ловушки высказываний и упираться в защитные барьеры. В отличие от «безмолвно» проводимого радикального теста выборов в других, «вербальных тестах» (тест Роршаха, TAT) работа по интерпретации данных должна проводиться двухфазно — подобно тому, как это делается при толковании сновидений. Вначале необходимо истолковать «фасад» высказываний испытуемого, то есть интерпретировать универсальную, коллективную символику на объект-ступени, а уже после этого — скрытые, специфичные только для индивидуума побуждения в высказанном тексте, интерпретируя на субъект-ступени. В экспериментальной диагностике влечений и сферы Я, напротив, первоначальные структуры и корневые процессы бессознательного — как и в радиологии — сразу же просвечиваются и становятся видимыми без вербальных объяснений. Профили влечений открывают невидимые другими методами планы возможных форм существования, не обременяя нас словами, которые могут истолковываться по-разному. Один-единственный профиль влечений, который мы интерпретируем с помощью метода края и середины, естественно, будет сигнализировать только об актуальных, эпизодических опасностях влечений и об одной из форм защит. Серия из восьми или десяти экспериментов позволяет получить сведения о нескольких чаще всего встречающихся у персоны видах опасностей влечений и способах защиты. На основе таких знаний мы сможем: 1 ) отделить у конкретной персоны острое, эпизодическое в жизни ее влечений и сферы Я от хронического, постоянного; 2) выявить разнообразие экзистенциональных возможностей или, наоборот, ригидность определенных форм существования; 3) подобрать соответствующие профилактические меры для дальнейшей жизни или пути исцеления. Метод края и середины всегда должен применяться в первую очередь, и используется он для предварительной ориентации в скрытых планах судьбы. Мы даже используем этот метод истолкования при исследованиях групп, в которых каждый член группы прежде всего выявляется в персональной борьбе влечений и защит. Только после этого можно подумать о структуре самой группы — когда мы это делаем на основе совпадения или расхождения результатов отдельных интерпретаций, можно выявлять определенные типы участников группы. Все исследования групп, описанные в литературе (начиная с 1952 года), упускавшие возможность исследовать конкретных участников с помощью метода края и середины, ограничивавшиеся статистическим подсчетом факторных и векторных реакций или тестовых симптомов и синдромов, приводили к неправильным результатам, так как разрушалась жизненная взаимосвязь опасностей влечений и видов защит, размывались искомые планы судьбы в результате операций суммирования и деления. Это должно стать предостережением на будущее, окончательно исключающим обращение к удобному пути суммарного подсчета реакций внутри какой-либо группы*. Естественно, правильное применение метода края и середины требует знания общей психологии факторов и векторов влечений, а также знания 64 векторных картин. Так как у многих психологов такие знания отсутствуют, они вынуждены прибегать к статистическим методам, которые приводят к искажению истинной картины группы, и особенно индивидуальных планов судьбы. Краевые влечения S и Сдают сведения о состоянии в факторных пространствах эроса (h), танатоса (s), в тенденциях изменения и застревания (d), в намерениях быть привязанным или разорвать отношения (т). Истолкователь профиля должен видеть единым взором все четыре факторных состояния, делая вывод о межличностных отношениях исследуемой персоны в результате сравнения и обобщения профильных картин. Такой интегральный способ истолкования можно упростить, вначале истолковывая факторные реакции Аига,а уже после этого факторы s и d. Приведем несколько примеров. *Friedemann, A.: Einfьhrung zur Anwendung des Szondi-Testes als Gruppentest. H. Huber, Bern, 1959. Пример 1 Перед нами тестовая картина персоны, которая несет в себе чрезмерно неудовлетворенные тенденции к любви (+ ! h) и привязанности (+ ! т). Если та же самая персона в двух других краевых факторах дает следующие реакции: мы должны будем подумать о чрезмерно сильной и пролонгированной привязанности к одному из родителей, чаще всего к матери (С — + !), которую, как чувствует эта персона, она не полностью признает и принимает, из-за чего и возникают агрессивные чувства (+ s). Таким образом, краевые опасности представляют здесь первичную инцестуоз- ную агрессию (+ 5) из-за неудовлетворенных любви (+ !) и притязания на привязанность (+ ! т). В данном случае мы должны думать о существовании невроза принятия. Пример 2 Опасность краевого влечения состоит здесь в экстремальной оставленное™ (- ! т), персона полностью изолируется от мира (- ! d, — ! m). Так как она надеется на абсолютную любовь (+ !! h) того человека, который ее покинул, ее агрессия обращается против собственной персоны (- ! s). Таким образом, опасность влечений в данном случае возникает, с одной стороны, из-за заблокированное™ контактов и одиночества (С —! — !), а с другой — из-за танатоманического самосабо- тажа, который в определенных обстоятельствах может довести до самоубийства. Но действительно ли персона совершит самоубийство? Ответ на этот вопрос, естественно, зависит от силы (или слабости) середины. Факторы середины дают нам сведения об этических (е), моральных (hy), проверяющих на реалистичность, то есть оценивающих (k), и духовных (р) силах персоны, с помощью которых можно защититься от опасностей краев. О природе системы цензуры середины нас, в принципе, может информировать следующая схема. Связаться с администратором Похожие публикации: Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|