Мамайчук И. И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии.

Категория: Возрастная психология, Психотерапия и консультирование, Социальная работа | Просмотров: 106588

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

только как самостоятельную психотерапевтическую методику, но и сочетать с другими методами.
Шульц предложил следующие 6 формул AT:
Подготовительная формула: «Я совершенно спокоен».
Формула 1. «Моя правая (левая) рука, (нога) тяжелая, обе руки и ноги тяжелые».
Формула 2. Моя правая (левая) рука, (нога) теплая, руки и ноги теплые.
Формула 3. «Сердце бьется ровно и мощно».
Формула 4. «Дыхание совершенно спокойно».
Формула 5. «Мое солнечное сплетение излучает тепло».
Формула 6. «Мой лоб приятно прохладен»
Формулы упражнений произносятся, диктуются психологом. Обучающиеся должны мысленно повторять несколько раз вслед за психологом.
Тяжелая рука. Начинать это упражнение следует с правой ру- _ ки у правшей, а у левшей — с левой руки. Добившись ощущения тяжести в одной руке, пациенты на следующих занятиях таким же образом добиваются ощущения тяжести во второй руке, а затем в двух руках одновременно. Также реализуется упражнение с ощущением тяжести в ногах, вначале поочередно, а затем — одновременно. Окончательная формулировка упражнения: «Мои руки и ноги стали совсем тяжелые».
Рука теплая. Кратко диктуется формула первого упражнения: «Мои руки и ноги стали совсем тяжелыми». Затем разучивается второе упражнение словесной формулой, внушающей тепло, в той же последовательности, как и первое упражнение. Окончательная формулировка, завершающая первые два упражнения: «Мои руки и ноги стали тяжелыми и теплыми».
Повторяется предыдущая формула. После нее пациенты вслед за психологом повторяют про себя: «Мое сердце бьется мощно и ровно», представляя себе соответствующие ощущения, обязательно окрашенные приятными эмоциями.
Упражнение «Дыхание совершенно спокойно» — осваивается так же, как и предыдущее. Оно направлено на нормализацию дыхательного ритма.
308
Упражнение «Мое солнечное сплетение излучает тепло» усваивается труднее, и ему следует уделять больше внимания. Оно реализуется лучше, если проглотить слюну или полностью положить правую ладонь на солнечное сплетение и ощущать тепло непосредственно под ладонью.
Упражнение «Мой лоб приятно прохладен» выполняется путем представления прохладного ветерка, овевающего лоб и виски.
Каждый сеанс Шульц рекомендует проводить в течение 20-30 минут, и на вдохе, под приказом психолога «Открыть глаза», выйти из.состояний аутогенного погружения. Шульц подчеркивает обязательное соблюдение последовательности упражнений (Шульц, 1985).
Аутогенные тренировки успешно используются не только в медицине, но и педагогике.
Шварц, 1958 г. предложил использовать методику релаксации в педагогических целях. Систематические наблюдения автора показали, что при проведении сеансов групповой релаксации школьников под руководством педагога достаточно двух-трех подготовительных занятий, после чего можно использовать состояние расслабления ученика для «ввода учебной информации или формул воспитательного содержания». Продолжительность первых двух сеансов по методике Шварца длилась от 30 до 35 минут. Это время примерно распределялось следующим образом:
Принятие удобной позы, сосредоточение на голосе педагога — 2-3 мин.
Ввод в состояние физического покоя — 5-6 мин.
Ввод в состояние психического покоя — 7-8 мин.
Выработка ощущения тяжести правой руки — 7-8 мин.
Выработка ощущений теплоты правой руки — 7-8 мин.
Выход из состояния релаксации — 2-3 мин.
Начиная с пятого-шестого занятия, автор предлагал использовать релаксацию в дидактических целях.
Подготовительную стадию (обучение релаксации) автор делит на три основные части.
Первая часть (вступительная).
Детям предлагается принять позу «кучера на дрожках». Инструкция: «Весь корпус расслаблен, никакого напряжения, мышцы шеи, рук, спины, ног вялые, они как бы выключены, голова
309
слегка наклонена вперед, плечи опущены, руки на коленях лежат вяло, расслабленно, все заняли позу кучера на дрожках. Начинаем сеанс здорового отдыха, учимся произвольно регулировать свое психическое состояние. Я буду считать до десяти, когда скажу десять — глаза закрыть. Раз, два... забыли, что мы в классе, три, четыре... слушаем только мой голос, пять, шесть... никакой критики, только мой голос, семь, восемь... полностью успокоились, девять, десять... глаза закрыты».
Вторая часть (основная) Формулы:
1. Все мысли уходят, я погружаюсь в покой... некоторые фразы я буду произносить громко, вы должны шепотом повторять.
2. Я погружаюсь в покой... шепотом повторили и почувствовали погружение в покой, освобождаясь от скованности и напряжения... Я лежу на берегу реки. В лесу журчит вода, поют птицы, шумит листва деревьев... Всйомните это ощущение покоя.
3. Все мои мышцы приятно расслаблены для отдыха... Почувствуйте сами приятное расслабление мышц. Голос мой
будет то появляться, то исчезать. Вы должны сами выработать необходимое состояние покоя. Каждый мой мускул расслаблен и вял. Сами выработайте в себе это состояние. Все мое тело отдыхает. Мне легко и приятно.
4. Я спокойно отдыхаю... Я ни о чем не думаю.
Я лежу на спине, смотрю в голубое небо, там плывут облака, надо мной качаются верхушки деревьев, я слушаю успокаивающий шум леса. Я все глубже и глубже погружаюсь в покой. Покой, как одеяло, окутал меня, я как будто бы повис в воздухе, будто нахожусь в состоянии невесомости, у меня такое ощущение, будто я растаял. Полный физический и психический покой. Работаете вы все хорошо. Все хорошо. Вошли в состояние физического и психического покоя. Вы чувствуете полный физический и психический покой.....Переходим к ощущению следующего состояния. Ощущению
тяжести правой руки.
5. Чувствую тяжесть в правой руке. Мышцы напрягать не надо, пальцы в кулаке не сжимайте. Правая рука тяжелая. В правой руке тяжелая сумка, набитая книгами. Сумка своей тяжестью тя-
310
нет правую руку. Правая рука давит на колено правой ноги. Рука приятно отяжелела. Рука лежит спокойно, неподвижная, теплая. Сами вырабатываем ощущение тяжести в правой руке. Рука тяжелая. Полный физический и психический покой. Правая рука тяжелая... тяжелая.
6. Чувствую приятное тепло в правой руке. Моя правая рука погружена в нагретый солнцем песок. Песок нагревает правую руку. Кровеносные сосуды в руке расширились. Приятное тепло струится от плеча в предплечье, из предплечья в кисть правой руки. Правая рука теплая. Рука теплая. Здоровая, горячая кровь согревает правую руку, приятное тепло проходит по рукам. Тепло доходит до пальцев. Чувствую тепло в кончиках пальцев. Вы, ребята, хорошо работаете. Вы молодцы. Вы чувствуете тепло. Я научился расширять сосуды в руке. Я могу расширять сосуды в руке. Я сам выработал состояние физического и психического покоя, тяжести и тепла в правой руке.
Часть третья (выход из состояния релаксации).
Формула: «Я хорошо отдохнул... чувствую легкость во всем теле, чувствую бодрость и свежесть. Полон сил и бодрости. Готов к очередным занятиям. Я буду считать до десяти, когда скажу десять — глаза открыть. Раз, два... тяжесть правой руки уходит, три, четыре... тепло правой руки уходит, пять, шесть... С каждым вдохом уходит тепло и тяжесть правой руки. Семь, восемь... настроение хорошее, хочется встать и действовать. Девять, десять... глаза открыть, глубокий вдох, потянулись, улыбнулись».
Представленные автором формулы вполне доступны для детей школьного возраста и были успешно использованы нами при проведении психорегулирующих тренировок (Мамайчук, Ортис, 1989).
Основной целью психорегулирующих тренировок, разработанных нами для детей и подростков с нарушениями в поведении, является смягчение эмоционального дискомфорта, формирование у них приемов релаксации, развитие навыков саморегуляции и самоконтроля поведения.
Занятия проводятся поэтапно с учетом возрастных и индивидуально-психологических особенностей ребенка, через день с небольшой (до 5 человек) группой.
311



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Воронина Лариса Павловна. Что делать если ваш ребенок Левша?
  • Притча «Рука дающего и рука берущего»
  • Притча «Ноги»
  • Пичугина Ирина. Влияние развития мелкой моторики руки на развитие речи детей (рекомендации для родителей)
  • Наталия Викторовна Резвая. Гинастика после сна
  • Колесникова Инна Владимировна. Комплекс дыхательной гимнастики после сна
  • Вдовина Нина Александровна. «Комплекс упражнений при плоскостопии»
  • Моськина Татьяна Васильевна. Пальчиковая гимнастика
  • Баркалова Наталья Львовна. «Урожайная зарядка»
  • Афанасьева Ольга. Консультация для родителей 'Комплекс упражнений для самомассажа'
  • Курганова Екатерина Борисовна. Рекомендации родителям 'Развитие ориентировки в пространстве у детей с нарушением зрения' (младший дошкольный возраст)
  • Коржова Анна Викторовна. Буклет 'Веселый английский'
  • Бенджамин Роу. Книга Сеньоров. AHMLICV
  • Егорова Наталия. Здоровьесберегающие технологии в группе раннего возраста
  • Развитие тактильных ощущений, переключения внимания. ЗАНЯТИЕ 20
  • Притча «Хитрый Алдар-Косе»
  • Формирование положительного отношения к самому себе. ЗАНЯТИЕ 4
  • Анна Ильиных. Коллекция упражнений для развития мелкой моторики
  • Притча «Она»
  • Редактор. Медвежонок с сердечком ко Дню Святого Валентина.
  • Баркалова Наталья Львовна. «Весёлая зарядка»
  • Клементьева Наталья Константиновна. Варианты заданий и упражнений для формирования и развития понятий «лево – право»
  • Притча «Покой без покоя»
  • ГИМНАСТИКА БЕРЕМЕННЫМ
  • Меркулов Николай Иванович. Не заживающая рана - рассказ о ветеране ВОВ
  • Притча «Притча о проблемах»
  • Наталия Лермонтова. Занятие для детей старшей группы «Давайте жить дружно»
  • Павел Пискарев. «Мои пальчики расскажут» (пальчиковая гимнастика)
  • Гульнара Ибрагимова. Комплекс ритмической гимнастики.в подготовительной к школе группе
  • Аутогенная тренировка.
  • Радюкова Елена Васильевна. Кинезиологическая гимнастика
  • Слободенко Валентина Германовна. Использование нетрадиционной техники рисования в развитии мелкой моторики детей дошкольного возраста
  • Распределения внимания, наблюдательности, зрительной памяти. ЗАНЯТИЕ 4
  • Аверина Марина Олеговна. Гимнастика пробуждения для детей для средней группы
  • Мотриченко Елена Александровна. Развитие мелкой моторики у самых маленьких.
  • Султанова Светлана Рифкатовна. Картотека пальчиковых игр для детей с ОВЗ 2-4 лет
  • Ландыш Солтановна Шаяхметова. Организация подвижной игры «Весёлые птички»
  • Притча «Маленькое-Большое Счастье!»
  • Анна Крысина. Упражнения для формирования диафрагмального выдоха.
  • Ковалева Валентина Александровна. Конспект НОД для детей второй младшей группы на тему: «Бережем тепло»
  • Заговор, чтобы выиграть суд в свою пользу
  • Ольга Владимировна Перадзе. Конспект открытого занятия по ФИЗО
  • Притча «Стакан в вытянутой руке»
  • Динара Фидратовна Киреева. Влияние пальчиковой гимнастики на умственное развитие ребенка
  • Песикина Ольга Васильевна. Психологическое занятие – игра 'Волшебное путешествие'
  • Трапезникова Ольга Сергеевна. «Развитие тактильного восприятия у детей дошкольного возраста»
  • Раздел второй. Психические процессы для курса дополнительного образования детей «Познай себя». Школа юного психолога
  • Притча «Рука Мокусена»
  • Кунтувганова Ралина Аскерхановна. Парад шахматных фигур.
  • Скрещивание лодыжек. - Невербальная коммуникация



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь