|
Гоулдман Дэниел. Деструктивные эмоции. Как с ними справиться? Научный диалог с Далай-Ламой.Категория: Библиотека » Популярная психология | Просмотров: 60994
Автор: Гоулдман Дэниел
Название: Деструктивные эмоции. Как с ними справиться? Научный диалог с Далай-Ламой. Формат: HTML, PDF Язык: Русский Скачать по прямой ссылке ействиями, связанными с обработкой информации, воспринимаемой органами чувств?»
Далай-Лама, похоже, имел в виду медитативное состояние, аналогичное тому, которое во время экспериментов в мэдисонской лаборатории Ричи лама Ёзер назвал «открытым осознаванием», когда человек продолжает ясно осознавать любые виды ментальной активности, но никак этого не проявляет. Процессы осознавания протекают ровно и непрерывно. Поскольку ментальная активность должна свидетельствовать об определенном уровне неврологической активности, Далай-Лама поинтересовался, изучались ли какие-либо неврологические процессы, которые могут иметь отношение к состоянию такого «неактивного» осознавания. «Этот вопрос пока еще серьезно не изучался», — ответил Ричи. Но не пройдет и года, как он займется в Мэдисоне исследованием именно этой темы. Импульсивность против обоснованности В этот момент Далай-Лама взглянул на меня и знаком показал, что пора начинать формальное послеобеденное заседание. Я начал с обращения к нему: «Не хотите ли вы задать какие-либо вопросы или прояснить отдельные моменты?» После наших заседаний Далай-Лама сказал мне, что его заинтересовала тема взаимоотношений между эмоциональными состояниями и активностью левой и правой лобных долей и миндалевидного тела; он был просто поражен, насколько усложнился подход науки к проблеме корреляций между ментальными состояниями и мозгом в последнее время. Он почувствовал, что здесь можно выявить потенциально полезные связи с буддийской психологией, хотя точно определить, как наука о мозге отнесется к его теории разума, было пока еще невозможно. Его интересовало, например, какое значение эта связь может получить при использовании здравого смысла или мышления в целом как средства управления позитивными или деструктивными эмоциями, поскольку здравый смысл — это тоже функция лобных долей. После долгой паузы Далай-Лама сказал: «У нас есть большое количество научных данных о негативных эмоциях, таких как страх, гнев и другие. Эти эмоции знакомы каждому человеку, поскольку они совершенно естественны. Мне хотелось бы узнать: может ли нейронаука определить качественную разницу между двумя типами эмоций, которые в буддийском понимании являются совершенно разными? На одном полюсе находятся импульсивные эмоции, такие как гнев. У разных людей они могут отличаться по степени интенсивности, но ничто не указывает на то, что их можно намеренно культивировать или повышать их потенциал. Этим состояниям буддисты противопоставляют сострадание и избавление от иллюзий, связанных с непросветленным состоянием. Эти эмоциональные состояния мы можем значительно укрепить, если будем сознательно культивировать их с помощью длительной практики и освоения. Возьмем, например, религиозную веру. С одной стороны, существует чистая, слепая вера, которая является спонтанной; но в то же время существуют и другие типы веры, основанные на восхищении и оценке, — буддисты называют ее верой, основанной на понимании. Можете ли вы провести нейронаучный эксперимент, который позволит „измерить" разницу между этими двумя типами эмоций — импульсивными и обоснованными?» «Ваше Святейшество, — ответил Ричи, — вчера вы отметили, что некоторые типы позитивных эмоций гораздо чаще являются результатом разумной деятельности, в то время как некоторые негативные эмоции чаще являются спонтанными. С точки зрения нейронауки это исключительно увлекательная тема. Во время утренней дискуссии я привел некоторые свидетельства того, что определенные типы позитивных эмоций связаны с активизацией левой лобной доли мозга. Кроме того, эта область отвечает за определенные типы рассуждений». Далай-Лама с живейшим интересом слушал Ричи. Он продолжал: «К тому же у нас есть все основания надеяться на возможность использовать наши навыки рассудительности для повышения активности в этой области, что, в свою очередь, может способствовать формированию определенных типов позитивных эмоций. Данные некоторых исследований свидетельствуют, что чем сильнее активизируется левая лобная область, тем больше появляется позитивных эмоций, таких как решительность, рвение и настойчивость». Я подумал, что Далай-Ламу заинтересует также роль лобных долей в тех видах импульсивных эмоциональных действий, которые он противопоставлял обоснованным эмоциям, и поэтому попросил Ричи рассказать об исследованиях в этом направлении. «У меня не было возможности поговорить об этом раньше, — сказал Ричи, — но есть свидетельства того, что определенные типы спонтанных негативных эмо ций — например, когда люди импульсивно совершают акт насилия или другой антиобщественный поступок, не задумываясь о том, что делают, — подавляют активность в лобных областях. Недавно был опубликован один доклад, в котором приведены случаи фактической атрофии или уменьшения лобной доли у людей, склонных к такому спонтанному антиобщественному поведению*. Ваше Святейшество, вышесказанное позволяет предположить существование определенных „типов мыслей", которые мы можем культивировать для активизации положительных эмоций; такие мысли связаны с изменениями в этой области мозга. Нам еще предстоит заняться изучением данного вопроса». Несвязные мысли: голуби и воины Далее слово взял Маттье: «Мы много говорим о возможности измениться. Как этого можно добиться в рамках медитативной практики? Мы знаем, что эмоции протекают несколько секунд, настроения могут продлиться, скажем, сутки, а темперамент — это такая штука, которая выковывается на протяжении многих лет. Получается, что если мы хотим измениться, то нам, конечно, нужно сначала разобраться с эмоциями — благодаря этому нам будет легче изменить собственные настроения, которые со временем стабилизируются и послужат основой нового темперамента. Другими словами, мы должны начать с работы над эмоциями. Как говорится, если мы позаботимся о минутах, часы позаботятся о себе сами. * Райне А., Ленч Т., Бирле С., Лакасс Л., Колетти П. Уменьшение объема серого вещества лобной доли и ослабление автономной активности при антиобщественных расстройствах личности; комментарии к статье (A. Raine, Т. Lencz, S. Bihrle, L. LaCasse, and P. Coletti, «Reduced Prefrontal Gray Matter Volume and Reduced Autonomic Activity in Antisocial Personality Disorder». Archives of General Psychiatry, 57, 2 (2000): 119-27, discussion 128-29). С чего конкретно следует начать? С рефрактерного периода и того, что кажется непонятным для тех, кто хочет заняться своими эмоциями уже сегодня. Поэтому одним из ключевых моментов должно стать изучение механизма появления мысленных цепочек. Мой учитель рассказал мне историю о бывшем военачальнике из Восточного Тибета, который отошел от всех своих военных и государственных дел и удалился в пещеру для медитации. Он провел там несколько лет. Однажды у входа в его пещеру опустилась стая голубей, и он насыпал им немного зерна. Наблюдая за голубями, бывший военачальник вспомнил о тысячах воинов, служивших под его началом; эта мысль заставила его вспомнить о прошлых походах, а когда он начал думать о своих бывших врагах, в нем снова проснулась ярость. Вскоре эти воспоминания заполонили его разум; он спустился в долину, отыскал своих бывших соратников и снова отправился воевать! Это яркий пример того, как одна мимолетная мысль может перерасти в неодолимую навязчивую идею — как маленькое белое облачко превращается в огромную темную грозовую тучу, ощетинившуюся стрелами молний. Как нам с этим справиться? Что касается медитации, то в тибетском языке для обозначения этой практики используется слово, которое в буквальном переводе означает „осваивание". Нам необходимо освоить новый способ обращения с появляющимися мыслями. Неподготовленный человек просто не знает, что делать с возникшей мыслью о гневе, страстным желанием или завистью. Поэтому не проходит и нескольких секунд, как эта мысль рождает другую, третью — и вскоре наш „ментальный пейзаж" заполняется мыслями, которые усугубляют наш гнев или зависть, — и тогда уже слишком поздно что-то предпринимать. Проверенным способом вмешательства в этот процесс является „пристальное всматривание" в мысль. Когда мысль только зарождается, нам следует всмотреться в нее и постараться разглядеть ее корень. По мере „вгля- дывания" в мысль ее кажущаяся сила растает, и мысль испарится, не успев породить опасную цепочку. Секрет в том, чтобы не пытаться противостоять появлению мыслей — это в любом случае невозможно, — но при этом не позволять им оккупировать наш разум. Это упражнение нужно проделывать снова и снова, поскольку мы не имеем навыка такого обращения с мыслями. Нас можно сравнить с листом бумаги, который долго находился в скрученном сос Связаться с администратором Похожие публикации: Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|