Гоулдман Дэниел. Деструктивные эмоции. Как с ними справиться? Научный диалог с Далай-Ламой.

Категория: Библиотека » Популярная психология | Просмотров: 61485

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, PDF
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

ействиями, связанными с обработкой информации, воспринимаемой органами чувств?»
Далай-Лама, похоже, имел в виду медитативное состояние, аналогичное тому, которое во время экспериментов в мэдисонской лаборатории Ричи лама Ёзер назвал «открытым осознаванием», когда человек продолжает ясно осознавать любые виды ментальной активности, но никак этого не проявляет. Процессы осознавания протекают ровно и непрерывно.
Поскольку ментальная активность должна свидетельствовать об определенном уровне неврологической активности, Далай-Лама поинтересовался, изучались ли какие-либо неврологические процессы, которые могут иметь отношение к состоянию такого «неактивного» осознавания.
«Этот вопрос пока еще серьезно не изучался», — ответил Ричи. Но не пройдет и года, как он займется в Мэдисоне исследованием именно этой темы.
Импульсивность против обоснованности
В этот момент Далай-Лама взглянул на меня и знаком показал, что пора начинать формальное послеобеденное заседание. Я начал с обращения к нему: «Не хотите ли вы задать какие-либо вопросы или прояснить отдельные моменты?»
После наших заседаний Далай-Лама сказал мне, что его заинтересовала тема взаимоотношений между эмоциональными состояниями и активностью левой и правой лобных долей и миндалевидного тела; он был просто поражен, насколько усложнился подход науки к проблеме корреляций между ментальными состояниями и мозгом в последнее время. Он почувствовал, что здесь можно выявить потенциально полезные связи с буддийской психологией, хотя точно определить, как наука о мозге отнесется к его теории разума, было пока еще невозможно. Его интересовало, например, какое значение эта связь может получить при использовании здравого смысла или мышления в целом как средства управления позитивными или деструктивными эмоциями, поскольку здравый смысл — это тоже функция лобных долей.
После долгой паузы Далай-Лама сказал: «У нас есть большое количество научных данных о негативных эмоциях, таких как страх, гнев и другие. Эти эмоции знакомы каждому человеку, поскольку они совершенно естественны. Мне хотелось бы узнать: может ли нейронаука определить качественную разницу между двумя типами эмоций, которые в буддийском понимании являются совершенно разными? На одном полюсе находятся импульсивные эмоции, такие как гнев. У разных людей они могут отличаться по степени интенсивности, но ничто не указывает на то, что их можно намеренно культивировать или повышать их потенциал. Этим состояниям буддисты противопоставляют сострадание и избавление от иллюзий, связанных с непросветленным состоянием. Эти эмоциональные состояния мы можем значительно укрепить, если будем сознательно культивировать их с помощью длительной практики и освоения. Возьмем, например, религиозную веру. С одной стороны, существует чистая, слепая вера, которая является спонтанной; но в
то же время существуют и другие типы веры, основанные на восхищении и оценке, — буддисты называют ее верой, основанной на понимании.
Можете ли вы провести нейронаучный эксперимент, который позволит „измерить" разницу между этими двумя типами эмоций — импульсивными и обоснованными?»
«Ваше Святейшество, — ответил Ричи, — вчера вы отметили, что некоторые типы позитивных эмоций гораздо чаще являются результатом разумной деятельности, в то время как некоторые негативные эмоции чаще являются спонтанными. С точки зрения нейронауки это исключительно увлекательная тема. Во время утренней дискуссии я привел некоторые свидетельства того, что определенные типы позитивных эмоций связаны с активизацией левой лобной доли мозга. Кроме того, эта область отвечает за определенные типы рассуждений».
Далай-Лама с живейшим интересом слушал Ричи. Он продолжал: «К тому же у нас есть все основания надеяться на возможность использовать наши навыки рассудительности для повышения активности в этой области, что, в свою очередь, может способствовать формированию определенных типов позитивных эмоций. Данные некоторых исследований свидетельствуют, что чем сильнее активизируется левая лобная область, тем больше появляется позитивных эмоций, таких как решительность, рвение и настойчивость».
Я подумал, что Далай-Ламу заинтересует также роль лобных долей в тех видах импульсивных эмоциональных действий, которые он противопоставлял обоснованным эмоциям, и поэтому попросил Ричи рассказать об исследованиях в этом направлении.
«У меня не было возможности поговорить об этом раньше, — сказал Ричи, — но есть свидетельства того, что определенные типы спонтанных негативных эмо
ций — например, когда люди импульсивно совершают акт насилия или другой антиобщественный поступок, не задумываясь о том, что делают, — подавляют активность в лобных областях. Недавно был опубликован один доклад, в котором приведены случаи фактической атрофии или уменьшения лобной доли у людей, склонных к такому спонтанному антиобщественному поведению*.
Ваше Святейшество, вышесказанное позволяет предположить существование определенных „типов мыслей", которые мы можем культивировать для активизации положительных эмоций; такие мысли связаны с изменениями в этой области мозга. Нам еще предстоит заняться изучением данного вопроса».
Несвязные мысли: голуби и воины
Далее слово взял Маттье: «Мы много говорим о возможности измениться. Как этого можно добиться в рамках медитативной практики? Мы знаем, что эмоции протекают несколько секунд, настроения могут продлиться, скажем, сутки, а темперамент — это такая штука, которая выковывается на протяжении многих лет. Получается, что если мы хотим измениться, то нам, конечно, нужно сначала разобраться с эмоциями — благодаря этому нам будет легче изменить собственные настроения, которые со временем стабилизируются и послужат основой нового темперамента. Другими словами, мы должны начать с работы над эмоциями. Как говорится, если мы позаботимся о минутах, часы позаботятся о себе сами.
* Райне А., Ленч Т., Бирле С., Лакасс Л., Колетти П. Уменьшение объема серого вещества лобной доли и ослабление автономной активности при антиобщественных расстройствах личности; комментарии к статье (A. Raine, Т. Lencz, S. Bihrle, L. LaCasse, and P. Coletti, «Reduced Prefrontal Gray Matter Volume and Reduced Autonomic Activity in Antisocial Personality Disorder». Archives of General Psychiatry, 57, 2 (2000): 119-27, discussion 128-29).
С чего конкретно следует начать? С рефрактерного периода и того, что кажется непонятным для тех, кто хочет заняться своими эмоциями уже сегодня. Поэтому одним из ключевых моментов должно стать изучение механизма появления мысленных цепочек.
Мой учитель рассказал мне историю о бывшем военачальнике из Восточного Тибета, который отошел от всех своих военных и государственных дел и удалился в пещеру для медитации. Он провел там несколько лет. Однажды у входа в его пещеру опустилась стая голубей, и он насыпал им немного зерна. Наблюдая за голубями, бывший военачальник вспомнил о тысячах воинов, служивших под его началом; эта мысль заставила его вспомнить о прошлых походах, а когда он начал думать о своих бывших врагах, в нем снова проснулась ярость. Вскоре эти воспоминания заполонили его разум; он спустился в долину, отыскал своих бывших соратников и снова отправился воевать!
Это яркий пример того, как одна мимолетная мысль может перерасти в неодолимую навязчивую идею — как маленькое белое облачко превращается в огромную темную грозовую тучу, ощетинившуюся стрелами молний. Как нам с этим справиться?
Что касается медитации, то в тибетском языке для обозначения этой практики используется слово, которое в буквальном переводе означает „осваивание". Нам необходимо освоить новый способ обращения с появляющимися мыслями. Неподготовленный человек просто не знает, что делать с возникшей мыслью о гневе, страстным желанием или завистью.
Поэтому не проходит и нескольких секунд, как эта мысль рождает другую, третью — и вскоре наш „ментальный пейзаж" заполняется мыслями, которые усугубляют наш гнев или зависть, — и тогда уже слишком поздно что-то предпринимать.
Проверенным способом вмешательства в этот процесс является „пристальное всматривание" в мысль. Когда мысль только зарождается, нам следует всмотреться в нее и постараться разглядеть ее корень. По мере „вгля- дывания" в мысль ее кажущаяся сила растает, и мысль испарится, не успев породить опасную цепочку. Секрет в том, чтобы не пытаться противостоять появлению мыслей — это в любом случае невозможно, — но при этом не позволять им оккупировать наш разум. Это упражнение нужно проделывать снова и снова, поскольку мы не имеем навыка такого обращения с мыслями. Нас можно сравнить с листом бумаги, который долго находился в скрученном сос



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Ольга Хохлюшкина. Основные теоретические подходы к коррекционно – педагогической работе по развитию зрительного восприятия у детей с нарушением зрения
  • Пятигорский Александр. ЛЕКЦИИ ПО БУДДИЙСКОЙ ФИЛОСОФИИ
  • Ханова Миляуша Ринадовна. Организация свободного пространства для развития зрительного восприятия детей с нарушениями зрения
  • Светлана Пожарская. Франсиско Франко и его время
  • Щербатской Ф.И. КОНЦЕПЦИЯ БУДДИЙСКОЙ НИРВАНЫ
  • Пулатова Резеда Ильясовна. Развитие зрительного восприятия у дошкольников с нарушением зрения
  • Развитие восприятия у детей дошкольного возраста с отклоняющимся развитием. Из опыта работы.
  • Чепурина Светлана Викторовна. ОРНАМЕНТАЛЬНО-ДЕКОРАТИВНАЯ ФОРМА ДЕТСКОГО РИСУНКА
  • Раппорт; Rapport; Rapport
  • Психическая реальность; Psychic reality; Psychische Wirklichkeit
  • Объект; object
  • Ильина Марина Васильевна. Сенсорное развитие детей раннего возраста: «Изучение света, как способ развития зрительного восприятия»
  • Образ; Image; Bild
  • Тождество восприятия — тождество мысли; perceptual identity — thought identity
  • Погодин И.А. Психологические механизмы формирования феноменологического поля
  • Франсиско Сервер Рисунок для начинающих
  • Имаго; Imago
  • Возрождение или перерождение; Rebirth; Erneuerung; Wiedergeburt
  • Рикунова Лариса Петровна. Лето — с пользой для развития детей с нарушением зрения
  • Понкратьева Юлия Андреевна. Для родителей средней группы «Возраст почемучек».
  • Йегуда Ашлаг. Материя и форма в Каббале
  • Четыре стадии развития компании.
  • Бимбат С.Д. Психоанализ и религия: о границах исследования религиозного опыта пациентов в психотерапевтической практике
  • Закономерности психических систем
  • Притча «Один Бог и один»
  • Упражнение «Метафора коллектива как живого организма».
  • Чимитдоржиев В.Л. Основы буддийской культуры. 4-5 классы.
  • Индивидуация; Tndividuation; восамление
  • Р. Лихи. Оcознанность как духовная практика и способ восприятия мира
  • Проекция; Projection; Projektion
  • Чопра Дипак. Квантовая альтернатива старению: десять установок для жизни
  • Чопра Дипак. Квантовая альтернатива старению: десять установок для жизни
  • Комисова Тамара Сергеевна. Этапы развития фонематического восприятия.
  • Шарипова Эльмира Расимовна. Конспект коррекционного занятия по развитию зрительного восприятия «Олимпийские виды спорта»
  • Нейроэстетика: как произведения искусства влияют на мозг
  • Испытание реальности; reality-testing
  • Нейропсихология: почему мы понимаем других?
  • Биркхойзер-Оэри С. Мать как судьба
  • Щербатской Ф.И. ЦЕНТРАЛЬНАЯ КОНЦЕПЦИЯ БУДДИЗМА И ЗНАЧЕНИЕ ТЕРМИНА "ДХАРМА"
  • Р. Мендиус. Что такое эмпатия и как ее развивать
  • Притча «Вопрос ламе»
  • О. Н. Салеева, Т. А. Шибаршина. Формирование зрительно — пространственного восприятия у детей с частичной потерей зрения через использование офтальмотренажёров
  • Елена Марчевская. Разрешение конфликтов умом и сердцем
  • Мишина Надежда Васильевна. Развитие восприятия музыки у детей дошкольного возраста.
  • Воспитание с точки зрения аналитической психологии
  • Психология восприятия цвета
  • Ощущение; Sensation; Empfindung
  • Роман Буряк. Чем руководствуются лидеры?
  • Савина Людмила Владимировна. Шпаргалку по обучению детей творческому рассказыванию
  • Структура психосоматических расстройств по Уильям Глассеру



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь