Блейхер Вадим Моисеевич, Крук Инна Вадимовна. Толковый словарь психиатрических терминов.

Категория: Библиотека » Психиатрия | Просмотров: 52308

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

Инволюция. Обратное развитие каких-либо органов и систем организма, их уменьшение, упрощение физиологических и морфологических характеристик, редукция в процессе онтогенеза или филогенеза. И. возрастная наблюдается в онтогенезе, ей присущи специфические заболевания психики, проявляющиеся только в инволюционном периоде. Различают также И. отдельных органов и систем, например сексуальную, характеризующуюся снижением половой активности.
Ингибиторы моноаминооксидазы (МАО). Группа антидепрессантов, тормозящих активность фермента моноаминооксидазы и тем самым препятствующих разрушению биогенных аминов (катехоламинов, серотонина и др.). К И.м. относится ниаламид (нуредал).
Индекс протромбиновый. Показатель свертываемости крови — отношение протромбинового времени здорового человека к протромбиновому времени исследуемого, выраженное в процентах (в норме 95-105%). Учитывается при назначении терапии нейролептиками.
Индивидуальная карта амбулаторного больного. Основной учетно-оперативный медицинский документ, заполненяемый на амбулаторного больного в поликлинических отделениях психоневрологических диспансеров и психиатрами, работающими в поликлиниках центральных районных больниц для регистрации данных врачебного наблюдения и обследования, проводимого лечения и мероприятий по социально-трудовой реабилитации.
Индифферентность (лат. indifferens — безразличный). Эмоциональное безразличие к каким-либо событиям, ситуациям. Наблюдается при шизофрении, депрессивных состояниях.
Индоленция (ин + лат. dolor — боль.) 1. Нарушение восприятия боли, отсутствие болевой реакции. Наблюдается при некоторых психических заболеваниях (например, при кататоническом ступоре) и органических поражениях нервной системы. 2. Безразличие, инертность.
Инертность психическая. Личностная особенность: замедленная сменяемость психических процессов, их торпидность.
Инициальный (лат. initialis — исходный, начальный). Начальный, первичный. Термин применяется главным образом в отношении первичных психопатологических проявлений, для обозначения начального периода заболевания.
Инкапсуляция бреда (лат. in — в, внутри, capsula — ящичек, оболочка). Остановка развития бреда, утрата им актуальности, влияния на поведение больного. См. Дезактуализация бреда.
Инклюденция (лат. inclusio — включение, вкрапление) [Tellenbach H., 1960]. Психогенная провокация эндогенной депрессии. Психогенным фактором, в первую очередь, оказывается изменение привычного образа жизни: например, переезд из квартиры, в которой человек прожил большую часть жизни, в новую. В отличие от витализации психогенной депрессии, речь идет не о перерастании сформировавшейся психогенной депрессии в эндогенную, а лишь о провоцирующем возникновении последней, преципитирующем (лат. praecipio — ускорять) психогенном факторе.
Инкогерентность (лат. in — отрицание, cohaerentia — сцепление, связь). Бессвязность. Наблюдается в мышлении и речи, не является единым в этиопатогенетическом отношении симптомом (ср.: И. при спутанности сознания и при шизофрении).
Инкурабельность (лат. incurabilis — неизлечимый). Состояние терапевтической резистентности. Доступными методами лечения добиться выздоровления больного или спасения его жизни оказывается невозможным.
Инстинкт (лат. instinctus — побуждение). Врожденные формы поведения и психики, характеризующиеся видовой общностью. По И.П. Павлову, И. — сложные безусловные рефлексы, обеспечивающие осуществление жизненно важных для организма физиологических функций, необходимых для выживания вида и продления рода. Раздражителями, пускающими в ход инстинктивные реакции, являются простые физические и химические признаки значимых для организма животных, растений, объектов неживой природы — их форма, величина, цвет, запах, вкус, окраска и т.д.
В психоанализе [Freud S., 1920] И. половому и И. смерти придается важное значение в психической жизни человека: И. половой проявляется в постоянном движении к возрождению, И. смерти — в стремлении живого существа к смерти. Даже некоторые последователи S. Freud [Jones E., 1957] писали о невозможности выведения И. смерти из каких-либо биологических наблюдений. И. смерти нельзя смешивать с И. агрессии, разрушения, поскольку первый направлен субъектом на самого себя, последний же проявляется желанием убивать других [Rycroft Ch., 1979]. S. Freud, утверждая подчиненность поведения примитивным неосознаваемым влечениям и якобы присущему человеку И. смерти, пришел к выводу о неотвратимости войн и человеческого насилия, о пагубном влиянии цивилизации на психическое здоровье [Бассин Ф.В., Ярошевский М.Г., 1989].
Инсулин (лат. insulae pancreaticae — панкреатические островки). Белково-пептидный гормон, продуцируемый бета-клетками островков Лангерганса. Регулирует уровень глюкозы в организме и его средах (утилизация глюкозы, образование гликогена, подавление глюконеогенеза). Препараты И. используются для лечения сахарного диабета и некоторых других заболеваний, протекающих с нарушениями углеводного обмена веществ: в психиатрии они применяются для инсулинокоматозной терапии.
Инсулинокоматозная терапия [Sakel M., 1935]. Один из основных методов активной терапии шизофрении. Ранее, в 1932 г., этот метод был предложен для лечения морфинизма. Несмотря на широкое распространение в последние годы нейролептиков, инсулинокоматозная терапия сохраняет свое значение в лечении шизофрении.
Лечение начинается после исследования углеводного обмена (сахарная нагрузка) введением парентерально повышающихся доз инсулина, начиная с 2-4 ЕД до коматозных доз. Купирование проводится вначале перорально с помощью сахарного сиропа, а затем — внутривенным введением раствора глюкозы. Курс лечения составляет 15-20 (до 40) коматозных состояний в зависимости от эффективности.
В последние годы пользуются методом форсированной И.т., при котором инсулин вводится внутривенно капельно со скоростью 1,5 ЕД/мин. [Авруцкий Г.Я., Недува А.А. и соавт., 1984].
Инсулинома. Гормонально-активная опухоль, развивающаяся из бета-клеток островков Лангерганса, разновидность инсуломы, поражающей островки Лангерганса в целом. Характерна гиперпродукция инсулина, что клинически проявляется периодически возникающими состояниями гипогликемии, приводящими к коматозным нарушениям сознания.
Инсульт (лат. insultus — приступ). Острое нарушение мозгового кровообращения с развитием стойких симптомов поражения ЦНС, характер которых зависит от локализации И. В зависимости от патогенетических особенностей и клинической картины различают И. геморрагический (апоплексический), ишемический, тромботический и эмболический.
Интеграция психическая. Целостное функционирование различных психических процессов.
Интеллект (лат. intellectus — понимание, познание). Основа функционирования мышления, способность к мыслительной деятельности, рациональному познанию. При таком понимании мышление рассматривается как И. в действии. Различают собственно И. и его предпосылки (память, внимание, активность познавательных процессов, упражняемость, утомляемость).
Интеллектуализация (лат. intellectualis — умственный). Один из механизмов психологической защиты, проявляющийся подменой сугубо аффективных переживаний их рассмотрением, трактовкой с интеллектуальных позиций.
Интеллектуальный возраст. Принятое в психологии некоторых стран обозначение степени снижения интеллекта, интеллектуального коэффициента, применительно к соответствующему возрасту психического развития. Ведет начало с применения теста Бине. При этом игнорируется различие структуры психики в процессе развития и болезни.
Интеллектуальный коэффициент (IQ). Попытка выразить уровень развития интеллекта, мыслительной деятельности в усредненных статистических показателях с помощью специальных психологических тестов (Векслера, Равена). Различают И.к. по вербальным и невербальным методикам. В отечественной психологии понятие И.к. подвергается критике, так как оно не учитывает упражняемости ряда свойств, характеризующих этот показатель. Понятие И.к. не отражает структуру психического дефекта. По A. Anastasi, И.к. — это только условный способ выражать оценку в некоторых видах тестов.
Интенция (лат. intentio — стремление). Направленность сознания, мышления на какой-нибудь объект.



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Лалакина Татьяна Васильевна. Особенности работы с детьми с ДЦП
  • Паншина Татьяна Сергеевна. «Особенности организации образовательного процесса детей с ДЦП в группах общеразвивающей направленности»
  • Строение головного мозга: важнейшие отделы и их функции
  • Кербиков Олег Васильевич, Коркина Мария Васильевна, Наджаров Рубен Александрович, Снежиевский Андрей Владимирович. Психиатрия.
  • Видеоигры помогают от болезни Альцгеймера
  • Кашапова Гульнара Насиховна. «Вариативность методов воздействия на речевые зоны коры головного мозга»
  • Мужчинам многозадачность дается труднее, чем женщинам
  • Акирова Эльвира Шамильевна. Консультация для родителей «С пальчиками играем – речь развиваем»
  • Маунткасл В. Организующий принцип функции мозга.
  • Влияние на веру в бога нейромодуляции орбитофронтальной коры
  • Хасанова Флюра Зарифовна Разина Ирина Анатольевна. Пальцы помогают говорить
  • Рюта Кавашима. Развитие префронтальной области головного мозга
  • Стуенко Татьяна Геннадьевна. СООБЩЕНИЕ-ПРЕЗЕНТАЦИЯ НА ТЕМУ: «КОНТУРНЫЕ РИСУНКИ КАК ИНСТРУМЕНТ ПРОФИЛАКТИКИ ДИСГРАФИИ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ»
  • Молосаев Дмитрий Николаевич. Повышение общей физической подготовки пловцов с детским церебральным параличом.
  • Демьянов Ю. Г. - Диагностика психических нарушений: Практикум
  • Ячменева Елена Валерьевна. Развитие мелкой моторики рук у детей раннего дошкольного возраста.
  • Деньги и добрые слова действуют на мозг одинаково
  • Панкова Анна Петровна. Использование здоровьесберегающих технологий в работе с умственно отсталыми детьми
  • Ученые нашли источник сознания в мозге человека
  • Корсакова Н., Московичюте Л. Клиническая нейропсихология.
  • Набиуллина Айгуль. Биоэнергопластика как метод в коррекции речевых нарушений.
  • Солмс М. Сознательное Ид
  • Чем отличается мозг умного человека?
  • Шульговский В.В. Физиология высшей нервной деятельности с основами нейробиологии
  • Ангионевроз
  • Исследования одиночества: как работает мозг одиноких людей
  • Манухина Н.М. Социальная дезадаптация пациентов с соматическими заболеваниями как объект психологической коррекции
  • Сарачкевич Галина Викторовна. Перспективное планирование 'Мелкая моторика в развитии речи детей раннего возраста'
  • Изучение иностранных языков делает нас умнее
  • Пориомания; Дромомания
  • Эффект плацебо действует на биохимическом уровне
  • Фисун Е.В. Использование методов краткосрочной стратегической терапии при работе с подростком, перенесшим онкологическое заболевание. Описание клинического случая
  • Лурия А. Р. - Письмо и речь. Нейролингвистические исследования
  • Березовский А.Э., Крайнова Н.Н., Бондарь Н.С. Самосознание психически больных.
  • Бубнова Е. А., Губина Н. В.. Использование авторских пособий для развития межполушарного взаимодействия у детей с ЗПР
  • Зыбцева Елена Александровна. Что такое мелкая моторика и почему так важно её развивать?
  • Е. Ю. Царегородцева, С. О. Васильева. Партнерское взаимодействие психолога, логопеда и родителей в ГБДОУ для детей с речевой патологией
  • Где в мозге находится центр сознания и бодрствования?
  • Дорохова Анна Владимировна Прокофьева Елена Николаевна. Логопедия -Презентация « Особенности зрительного и слухового восприятия при речевых нарушениях»
  • Уварова Виктория Ивановна. Психолого-педагогическое сопровождение личностного развития ребенка с нарушением зрения.
  • Редактор. В какую сторону крутится балерина?
  • Рыжих Татьяна Викторовна Кучеренко Марина Александровна Кутейникова Екатерина Александровна. Мастер-класс для педагогов и родителей «Совершенствование межполушарных связей у детей с ОВЗ»
  • Борис Елена Николаевна. Особенности внимания у детей с общим недоразвитием речи.
  • Становкина Наталья Анатольевна. Развивающее занятие для младшего и старшего дошкольного возраста «ВОЛШЕБНЫЕ ПРЕВРАЩЕНИЯ ОБЫЧНОЙ ПРИЩЕПКИ»
  • Малейчук Г.И. Особенности психотерапевтической работы с клиентами с зависимой структурой личности
  • Как функционирует мозг эрудированного человека
  • Султанова Лилия Вадимовна, Хомякова Алёна Викторовна. Кинезиологические сказки в коррекционной работе с детьми с ОВЗ.
  • Шляпина Светлана Сергеевна. Мастер-класс по взаимодействию родителей и детей. Тема: Изготовление поделки-сувенира «Весёлый гном»
  • Мишкарева Оксана Анатольевна. Доклад на тему: «Технология применения ИЗО терапии в работе детьми с нарушением речи»
  • Диденко Борис Андреевич. Цивилизация каннибаллов.



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь