|
Еникеев М. И. Общая и социальная психология. Учебник для вузов.Категория: Общая психология, Социальная психология | Просмотров: 50445
Автор: Еникеев М. И.
Название: Общая и социальная психология. Учебник для вузов. Формат: HTML, DOC Язык: Русский Скачать по прямой ссылке На психотравмирующие обстоятельства адаптивная личность, как правило, реагирует защитной перестройкой своих установок. Субъективная система ее ценностей направляется на нейтрализацию травмирующего психику воздействия. В процессе такой психологической защиты происходит коренная перестройка личностных отношений. Душевный беспорядок, вызванный психической травмой, замещается реорганизованной упорядоченностью, а иногда и псевдоупорядоченностью – социальным отчуждением личности, уходом в мир грез, пристрастием к наркотикам. Социальная дезадаптация индивида может проявиться в различных формах. Назовем некоторые из них.
Состояние негативизма – превалирование у личности отрицательных реакций, утрата положительных социальных контактов. Ситуационная оппозиция личности – резкая отрицательная оценка отдельных лиц, их поведения и деятельности, агрессивность по отношению к ним. Социальная отчужденность (аутизм) личности – устойчивая самоизоляция индивида в результате конфликтных взаимодействий с социальным окружением. Отчужденность личности от социума связана с нарушением ценностных ориентации индивида, отвержением групповых, а в ряде случаев и общесоциальных норм. При этом другие люди и социальные группы осознаются индивидом как чуждые и даже враждебные. Отчужденность проявляется в особом эмоциональном состоянии личности – устойчивом чувстве одиночества, отверженности, а иногда в озлобленности и даже мизантропии. Социальная отчужденность может приобрести форму устойчивой личностной аномалии: личность утрачивает способность к социальной рефлексии, учету позиции других людей, резко ослабляется и даже полностью тормозится ее способность к сопереживанию эмоциональных состояний других людей, нарушается социальная идентификация. На этой почве нарушается стратегическое смыслообразование: индивид перестает заботиться о завтрашнем дне. Длительные и трудно переносимые нагрузки, непреодолимые конфликты вызывают у человека состояние депрессии (от лат. depressio – подавление) – отрицательное эмоционально-психическое состояние, сопровождающееся болезненной пассивностью. В состоянии депрессии индивид испытывает мучительно переживаемую подавленность, тоску, отчаяние, отрешенность от жизни, ощущает бесперспективность существования. Резко снижается самооценка личности. Весь социум осознается индивидом как нечто враждебное, противопоставленное ему; происходит дереализация – субъект утрачивает чувство реальности происходящего или деперсонализация – индивид утрачивает возможность и необходимость быть идеально представленным в жизнедеятельности других людей, не стремится к самоутверждению и проявлению способности быть личностью. Недостаточность энергетической обеспеченности поведения приводит к мучительному отчаянию, вызванному нерешенностью задач, невыполнением принятых обязательств, своего долга. Мироощущение таких людей становится трагическим, а поведение – недейственным. Итак, в одних психических состояниях проявляются устойчивые личностно характерные состояния. Но бывают и ситуативные, эпизодические состояния личности, которые не только не характерны для нее, но даже противоречат общему стилю ее поведения. Причинами этого могут быть различные временные обстоятельства: ослабленность психической саморегуляции, захватившие личность трагические события, психические срывы, обусловленные нарушением обмена веществ, эмоциональными спадами и др.* Тест: "Каковы ваши психические особенности?" Выберите один из четырех вариантов ответа на каждый из приведенных ниже вопросов: "никогда", "редко", "иногда", "часто". 1. Захлестывают ли вас эмоции? 2. Пытаетесь ли вы избегать неловких ситуаций и людей, при общении с которыми вы испытываете дискомфорт? 3. Просите ли вы одобрения ваших поступков у знакомых? . 4. Обладаете ли вы способностью посмотреть на себя со стороны? 5. Боитесь ли вы оставаться в одиночестве? 6. Возникает ли у вас ощущение, что вы больше не контролируете ход вашей жизни? 7. Считаете ли вы, что ощущение подавленности – признак слабости? 8. Считаете ли вы, что стопроцентно хорошие взаимоотношения в принципе, невозможны? 9. Возникает ли у вас чувство изолированности от окружающего мира? 10. Бывает ли так, что вы себе не нравитесь? 11. Впадаете ли вы в депрессию? 12. Бывает ли у вас такое чувство, что вы уже никому ничего не можете дать? 13. Не кажется ли вам, что ваши знакомые не очень хорошо о вас отзываются? 14. Избегаете ли вы контактов с людьми? 15. Испытываете ли вы недовольство собой и затаиваете ли злобу? Подсчитайте очки: "никогда" – 1 очко, "редко" – 2, "иногда" – 3, "часто" – 4 очка. Оценка ответов 20 очков и менее. Вы – человек рациональный, но вам, возможно, не хватает некоторой оригинальности и блеска. 20–30 очков. Вы – человек здоровый и уравновешенный, но, возможно, негибкий. 30–45 очков. Вы страдаете от сомнений и неудовлетворенности жизнью. Смиритесь с тем, что совершенных людей на свете нет, и старайтесь показать себя с лучшей стороны. 45–60 очков. Вы слишком близко принимаете все к сердцу. Наступил момент, когда вам следует полностью пересмотреть ваш образ жизни. § 5. Пограничные психические состояния личности. Общая характеристика Психические состояния, смежные между нормой и патологией, называются пограничными состояниями. К таким состояниям относятся: реактивные состояния; неврозы; психопатоподобные состояния; задержки психического развития (умственная отсталость). В психологии еще не сформировано понятие психической нормы. Однако для выявления перехода психики человека за грань психической нормы необходимо в общих чертах определить критерии нормы. Существенными характеристиками психической нормы являются следующие поведенческие особенности: 1) адекватность (соответствие) поведенческих реакций внешним воздействиям; 2) детерминированность поведения, его концептуальность, упорядоченность в соответствии с оптимальной схемой жизнедеятельности; согласованность целей, мотивов и способов поведения; 3) соответствие уровня притязаний реальным возможностям индивида; 4) оптимальное взаимодействие с другими людьми, способность к самокоррекции поведения в соответствии с социальными нормами. Все пограничные состояния аномальны (отклоняющиеся), они связаны с нарушением какой-либо существенной стороны психической саморегуляции. Процесс психической саморегуляции осуществляется в единстве содержательно-смысловых, генетических и нейродинамических процессов. И здесь возможны как разноуровневые вариации нормы, так и различные парциальные (частичные) аномалии саморегуляции. При этом интеллект человека в основном сохраняется, но оказываются нарушенными отдельные регуляционные механизмы. Эти нарушения психической саморегуляции сводятся в основном к следующим особенностям. Связаться с администратором Похожие публикации: Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|