Айламазьян А.М. Метод наблюдения и беседы в психологии.

Категория: Библиотека » Психодиагностика | Просмотров: 41697

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

Требуется взаимодействие между инстинктивными побуждениями и сознательно поставленными целями. Если id и супер-ego находятся в состоянии антагонизма, происходит все большее и большее отстранение сознательной части нашего «Я», и Бог знает, какие силы могут неожиданно взыграть в нас. Недаром наши предки верили в «бесовекую одержимость»! «Бес* куда сильнее, чем полагают примерные граждане. В идеальном варианте седок (сознательное ego, согласно метафоре Фрейда) умело управляет лошадью (силы id). Человек должен понять свои инстинкты и быть предельно честен с самим собой в этом отношении. Тогда воля проникнет за пределы верхнего сознательного уровня и поможет человеку перестроить себя. Вместо словесного принятия решений он на самом деле исполнится решимости осуществить задуманное.
Все добро и все зло берет начало в наших инстинктивных побуждениях — любовь и ненависть, Эрос и Танатос. Сексуальное влечение погубило не одну жизнь, но оно же помогает строить семьи, преображается в прекрасное чувство любви, в великие произведения литературы. Вскипающее в нас негодование может быть обращено на борьбу против зла и привести к радикальным гуманистическим преобразованиям. Тот, кто налагает полный запрет на все проявления инстинктивной стороны своей жизни, вероятно, на время избежит зла, но зато лишит себя возможности творить добро. Как сказал Эмерсон, тот, кто не умеет ненавидеть, не умеет и любить, Гетев-ский Фауст, конечно, погубил Гретхен и ее брата, но он же построил громадные плотины и жилища, чтобы люди могли обрабатывать землю. Подавляя все свои инстинкты, люди обкрадывают, иссушают себя. Усердно избавляясь от плевел, мы можем оказаться без пшеницы.
Необъятность жизни невозможно вместить в наши жалкие схемы. Люди создают великие цивилизации, и они же безжалостно разрушают их, оставляя после себя кровь и руины. Человек готов умереть во имя любви или ненависти, и, охваченный этими же чувствами, сам готов на убийство. От нас зависит, предаться ли разгулу и? потеряв человеческий облик, опуститься на дно, или подняться к высотам разума и беседовать с вечностью, или, дав волю творческой фантазии, устремить к небу тончайшие шпили готических соборов, равных по своей красоте творениям Господа. Мировые войны — это дело человеческих рук, но и культура Древней Греции тоже создана человеком. Нельзя смотреть на жизнь с безогляд-
299
ным оптимизмом, потому что существует зло, но зато есть и добро — стало быть, не стоит быть и непроглядным пессимистом- Возможность благородства перед лицом зла — вот что наполняет жизнь трагическим смыслом.
Мораль как структура
От одной женщины-консультанта я услышал историю студентки колледжа, красивой и одаренной девушки с художественными наююнностями, которая вдруг потеряла интерес к своей будущей профессии и к жизни вообще. Дочь состоятельных родителей, Дженис поступила в тот же колледж, который окончила и ее мать, решив посвятить себя классической литературе. Будучи на втором курсе, она пришла к консультанту, чтобы обсудить с ней открытую ею «универсальную религию», суть которой заключалась в том, что «правильно все, что существует». Затем она неожиданно заявила о своем намерении отказаться от работы в студенческом совете и пойти «в большой загул»- Консультанту рассказали, что девушка, испытывая непреодолимое желание вырваться из рамок обыденности, вызванное накопившимися личностными напряжениями, обратилась за советом к кому-то из преподавателей и ей посоветовали подыскать подходящего партнера для регулярной сексуальной связи. Дженис-таки напилась и была немедленно исключена из студенческого общества, но чудом удержалась в колледже, благодаря заступничеству умного декана.
Моя коллега оказалась в сложном положении. Если бы она испугалась и начала упрашивать Дженис удержаться и подавить в себе бунтарские импульсы, то этим сразу же исключила бы для себя всякую возможность помочь девушке. К счастью, это была смелая и умная женщина. Хотя ей и не удалось предотвратить «малый сброс» напряжения в виде попойки, ей все же удалось удержать ситуацию под контролем. К счастью, сексуальная рекомендация осталась неосуществленной. Такой выход ничего не решил бы и, возможно, еще больше осложнил положение.
После попойки наступило равновесие, Дженис перешла на отделение социологии и снова достойно вписалась в студенческую жизнь. Сейчас она пишет свой диплом и, похоже, твердо стоит на пути к разумной и наполненной смыслом зрелости.
300
В чем же смысл подобного «сбоя» в жизни Дженис? Следует отметить, что он был связан с новой жизнеутверждающей религией, этой наивной попыткой объять вселенную. Переключение интереса с классики, относительно формального предмета, на социологию также указывает на стремление быть ближе к реальной жизни. Такой же попыткой ухватиться за реальность на чувственном уровне был и пресловутый «агулк Этот сбой указывает на трудности перехода от строгой формы к живому содержанию. Таким образом она заявила свое право на жизнь, на независимость, на личную автономию, а все это заключает в себе элемент бунтарства.
Первым побуждением большинства консультантов было бы желание подавить такой бунт, поскольку они, как никто, знают, насколько он опасен- Но у Дженис, выражаясь фигурально, вирус протеста уже попал в кровь и должен был дать о себе знать в любом случае, тем более что когда-никогда, а утверждать свою автономию надо. Поэтому задача консультанта заключалась не в том, чтобы запретить такой способ самовыражения, но по возможности направить процесс в творческое русло.
Часто случается, что, пресытившись ученой мудростью своих занятий, студенты испытывают потребность каким-то образом «взбрыкнуть». Консультанту вряд ли удастся удержать их, но он может подсказать, куда направить свою бунтарскую силу, тем более, что нуждающегося в искоренении зла вокруг полным-полно, и борьба с ним, в нравственном плане, будет полезнее, чем борьба с «зеленым змием* путем его неумеренного поглощения. Вероятно, на каком-то этапе каждый молодой человек испытывает желание восстать, «поднять дым коромыслом^, заявить о себе как о независимой личности, даже если это дорого обойдется ему самому и окружающим. Пугаться этого не стоит. Это говорит лишь о рвущейся наружу жизненной силе, энергии и потенциальных возможностях, о творческом богатстве инстинктивных побуждений. Попытки взрослых удержать этот поток принесут больше вреда, чем пользы. Тем более возрастает роль консультанта, направляющего этот поток в созидательные русло. В английском языке есть выражение; «Молодость должна посеять свой дикий овес*, что можно перевести как «перебеситься*, так вот этот овес не обязательно должен быть диким. Пусть сеют, но только чтобы этот овес дал добрые всходы.
301
Конструктивные побуждения
Мы уже определили, что образ жизни человека определяется формой выражения его инстинктивных побуждений. Мы хотим выделить характерные черты человека, который нашел здоровые пути для самовыражения.
Наиболее очевидный признак — непосредственность. Это большое достоинство в человеке, ибо свидетельствует о целостности более глубоких уровней сознания. Такому человеку удалось достичь единства подсознательных побуждений и сознательно поставленных целей, а поэтому ему не надо семь раз мерять, прежде чем один раз отрезать. Такой человек находится в согласии со своими инстинктами, и боязнь сказать или сделать что-нибудь не то не держит его в постоянном напряжении. Непосредственный человек более открыт в своих поступках, и уже один этот факт говорит о его достаточно устойчивом душевном здоровье. Напротив, человек, находящийся в напряженных отношениях со своими инстинктами, не может позволить себе открытости из боязни, что вырвавшийся из подсознания злобный пес инстинкта может в один миг разорвать на куски его доброе имя. Поэтому есть основание подозревать, что заглянув вглубь человека, осторожно взвешивающего каждый свой шаг и каждое слово, можно с большой вероятностью обнаружить тщательно скрываемые антисоциальные наклонности.



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Шефер Ч. Техники работы с фантазией в игровой терапии
  • Пестрецова Юлия Сергеевна. Мандала, как один из современных методов арт-терапии в работе с детьми дошкольного возраста.
  • Интеграция различных психотерапевтических подходов в рамках теории объектных отношений
  • Психотерапия с детьми, пациентами стационара детской онкологии и гематологии - примеры из практики
  • Установление контакта на первых сессиях в терапии пар
  • Добряков И.В. Игра в семейной психотерапии
  • Елена Веремеенко. Программа по песочной терапии 'Волшебная песочница'
  • Лэндрет Г.Л. Диагностическая оценка поведения детей в игре
  • Шарфф Д.Э. Процесс диагностической оценки в парной терапии объектных отношений
  • Холл В. Психодрама в индивидуальной терапии с детьми
  • Оклендер В. Гештальт-терапия ребенка, переживающего утрату
  • Льюис П. Объектные отношения и психология самости в психоаналитической танцевально-двигательной терапии
  • Кривова Ольга. ТА как контрактный метод
  • Худоян С.С. Терапия лишением смысла или когнитивно-логотерапевтический подход к преодолению игровой зависимости
  • Белякова Марина Вениаминовна. «Влияние игровой терапии на познавательную активность и регуляцию поведения дошкольников»
  • Солмс М. Нейробиологические основания психоаналитической теории и терапии
  • Шабельникова Татьяна. Развитие познавательных процессов детей дошкольного возраста по средствам арт-терапии
  • Скотникова Татьяна Сергеевна. Значение игры для психического развития ребенка.
  • Размыслова Татьяна Валерьевна, Рыкова Марина Владимировна. Развитие мелкой моторики и ориентировки в пространстве с помощью игровой пуговичной терапии. Презентация «Волшебные пуговицы»
  • Журавлева Н.А. Кокшарова М.В.. Мастер – класс: «Использование социо — игровой технологии в работе с дошкольниками»
  • Тенчикова Ольга Николаевна. Современные направления арт-терапии, как способы развития детей дошкольного возраста
  • Роджерс К. ТЕОРИЯ ЛИЧНОСТИ
  • Полищук С.Д. Работа с клиентом в нарративном подходе: описание случая
  • Помыткина Татьяна Владимировна. Способы социализации дошкольников.
  • Шкарупа Валентина Николаевна. Из опыта работы «Лепка из пластилина в работе педагога-психолога ДОУ»
  • Туровец А. А. Транзактно-аналитическая семейная терапия (ТАСТ) – интегративная модель системной семейной терапии с использованием теории и практики транзактного анализа
  • Бычкова Евгения Петровна. Использование технологии Су-Джок терапии для речевого развития детей дошкольного возраста
  • Dusay J.M. Ответ на игры в терапии
  • Бебик М.А. Танцевально-двигательная терапия с семьями и детьми
  • Пролкс Л. Групповая арт-терапия с маленькими детьми и их родителями
  • Березин С.В. и др. Принципы, формы и методы терапии созависимости
  • Фаррелли Ф., Брандсма Д. - Провокационная терапия
  • Крицкая Наталья Григорьевна. Руководство игровой деятельностью детей
  • Кринская Лидия Петровна Монгуш Надежда Сергеевна. Развитие рече-двигательных навыков у детей с задержкой психического развития и особенными возможностями здоровья посредством игровой терапии с применением тренажеров и игрового оборудования фирмы «Звездное
  • Перлз Фриц. Гештальт-Подход. Свидетель Терапии.
  • Ягнюк К.В. Вклад Генри Дикса в развитие супружеской терапии объектных отношений
  • Элеменкина Арина Михайловна. Формирование у детей среднего дошкольного возраста основ безопасности жизни в игровой деятельности
  • Алгоритм предсказывает будущее пар по интонациям голоса
  • Этапы телесно-ориентированной терапии
  • Бирюкова И.В. Применение танцевально-двигательной терапии в реабилитации онкологических пациентов
  • Кобелева Ольга Николаевна. Тема: Публикация презентации 'Развитие игровой деятельности средствами макетирования'
  • Фисун Е.В. Использование методов краткосрочной стратегической терапии при работе с подростком, перенесшим онкологическое заболевание. Описание клинического случая
  • Упорова Ольга Сергеевна. Статья «Игровой массаж как одна из форм реализации здоровьесберегающих технологий в условиях образовательного пространства ДОУ»
  • Саммерс Ф. Один случай, три точки зрения
  • Заростова Елена Михайловна. АРТ-ТЕРАПИЯ В ДОУ
  • Шарфф Д.Э., Шарфф Д.С. Терапия пар в теории объектных отношений
  • Улдукис Ирина Васильевна и Улдукайте Янина Станиславовна. Образовательно-игровой цикл с участием родителей и детей.
  • Егорова А. Строим мостик между мирами (случай работы с синдромом Аспергера в танцевально-двигательной терапии)
  • Татьяна Викторовна Крупенченкова. Формирование игровой деятельности.
  • Шамратова Юли Ибрагимовна. Развитие детского интеллекта в процессе игровой деятельности



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь