Гоулдман Дэниел. Деструктивные эмоции. Как с ними справиться? Научный диалог с Далай-Ламой.

Категория: Библиотека » Популярная психология | Просмотров: 60397

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, PDF
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

что вам, чтобы измениться, нужно обязательно увидеть, как изменяется кто-то другой. Вместо того чтобы сделать это самим, вы ждете, что это сделают для вас другие. Даже во многих религиях верующие считают, что любые положи- « тельные перемены должны приходить в их жизнь извне, например от Бога, и при этом усилий не требуется. В этом, на мой взгляд, самая большая ошибка такого подхода».
«Мне кажется, здесь имеет место небольшое недопонимание, — ответил Ричи Дэвидсон. — Каждый раз, когда у вас появляются определенные мысли или эмоции, которые вы создаете сами (например, если вы просто, сидя здесь, мысленно создаете определенный зрительный образ), вы контролируете свой мозг. Вы его изменяете. Мы можем подтвердить это экспериментально. Мы знаем, что люди сознательно и постоянно изменяют свой мозг.
Если вы употребляете термин „возникающие качества" в том же смысле, что и Франсиско, то мысли или эмоции, о которых вы говорите, являются возникающими качествами мозга, которые, в свою очередь, оказывают воздействие на другие системы мозга. Процесс внутренней генерации чувства милосердия, сострадания или каких-либо образов неизбежно приводит к изменениям в мозге. Сегодня в достаточном количестве научных работ подтверждается наша способность производить такие изменения. С точки зрения современной нейронауки я изменяю мой мозг даже тогда, когда совершаю движение рукой. Мне кажется, что нам следует уточнить это понятие».
«Суть замечания Ричи в том, — уточнил Франсиско, — что даже тривиальные действия, такие как движение рукой, создают иллюзию воли, которая воспринимается как манифестация причинной обусловленности, направленной сверху вниз. Мозг всегда действует именно таким образом — объединяя причинную обусловленность как сверху, так и снизу».
Хотя никто не обратил внимания на смелое выражение Франсиско «иллюзия воли», Оуэн Фланаган отметил, что философия занимается рассмотрением тех же самых вопросов о связи разума и мозга. «Одно из главных направлений в западной философии — „картезианский дуализм" — основано на том, что один философ назвал „мифом о призраке в машине". Суть этой концепции Декарта — в существовании маленькой бесплотной души, которая взаимодействует с мозгом через шишковидное тело. В настоящее время философы пришли к консенсусу и согласились считать, что разум — это и есть мозг. Не берусь утверждать, что так и есть на самом деле, но, во всяком случае, так считает большинство из тех, кто работает в этой области.
Очевидная истина состоит в том, что причинная обусловленность сверху и снизу существует. Наши возвышенные мысли могут изменять наше тело, но возвышенные размышления, хотя они и относятся к возникающим качествам, остаются, по сути, процессами мозговой деятельности. В самой формулировке вопроса Его Святейшества я вижу возможность дуалистического подхода и понимания того, что на определенном уровне к мозговой активности прибавляется нечто большее — мысли, которые сами по себе не являются событиями мозговой деятельности, но влияют на них.
Однако ортодоксальная точка зрения Запада, доминирующая в настоящее время среди философов и, как мне кажется, среди представителей нейронауки, заключает
ся в том, что каждое ментальное событие, независимо от степени его экзотичности — даже если это состояние сияющей ясности, — можно отнести к тем или иным состояниям мозга».
Когда разум руководит мозгом
Последнее высказывание еще больше подогрело интерес Далай-Ламы к тем ментальным процессам, в ходе которых разум может управлять активностью мозга. Он отметил: «Совершенно очевидно, почему при движении глаза изменяется зрительное восприятие, но когда вы переключаете внимание в пределах поля зрения, удерживая глаза в неподвижности, то, похоже, что это уже чисто ментальное событие. Это не значит, что такой сдвиг внимания не будет иметь неврологических коррелятов, но, похоже, это именно то, что Франсиско назвал причинной обусловленностью сверху — воздействием разума на физиологию». Затем он поинтересовался, как можно объяснить такой сдвиг в осознавании с точки зрения науки.
Ричи Дэвидсон, исследования которого непосредственно связаны с этой проблемой, ответил: «В когнитивной нейронауке используется термин „пространственное внимание": вы можете удерживать глаза в неподвижности, не теряя при этом способности воспринимать информацию, поступающую с периферии поля зрения».
«А что конкретно сдвигается в этом селективном механизме? — спросил Далай-Лама. — Похоже, здесь имеют место два отдельных процесса: простое зрительное восприятие как таковое и что-то совершенно иное, а именно: выделение и идентификация, распознавание и оценка объектов в зрительном поле, но, опять же, напрямую не связанная с тем, на чем фокусируется взгляд. Мой вопрос таков: есть ли у этой ментальной когниции
корреляции в других частях мозга, помимо зрительной коры?»
Вслед за этим Далай-Лама предложил несколько экспериментов, с тем чтобы сравнить функционирование мозга в то время, когда человек пассивно наблюдает за находящимся в поле зрения, и тогда, когда он держит глаза открытыми, но концентрирует внимание на звуке.
«Ваше Святейшество, — ответил Ричи, — это отличный вопрос — вы совершенно точно определили тему проводимых нами исследований механизмов мозга, которые лежат в основе внимания». Далее он рассказал, что способность селективно выделять специфические атрибуты поля зрения, не двигая глазами, требует активизации некоторых участков лобной и теменной коры. Однако при переключении внимания на звук активизируется лобная кора и ее связи со слуховой корой. А в случае, когда глаза остаются открытыми, но внимание становится пассивным, управляющие вниманием контрольные механизмы в лобной коре отключаются, но сенсорные системы зрения остаются активными.
Пока Ричи отвечал на вопросы Далай-Ламы, его руки находились в постоянном движении — плавными и точными жестами он, как виртуозный дирижер, иллюстрировал каждую фразу. В нем уже не чувствовалось той сдержанности, что была во время презентации материала.
Утром Ричи принес наглядное пособие — пластиковую модель человеческого мозга, которая целый день простояла перед ним на столе, но ни разу не пригодилась. Только теперь Тхуптен Джинпа взял ее в руки, чтобы наглядно пояснить сказанное, но не сумел ее разобрать и передал модель Франсиско, чтобы тот вынул из нее нужные элементы и показал всем.
В то же время Далай-Лама продолжал свою линию размышлений: «Давайте представим две разные ситуации, в
которых ментальная когниция может быть менее активной, чем в процессе выделения и идентификации. Предположим, что процесс идет непроизвольно, поскольку вы устали и ваш разум находится в состоянии рассеянности и заторможенности. В таком случае эта часть мозга, по всей видимости, не должна проявлять никакой активности. Но можно представить и другую ситуацию, когда ваш разум совершенно ясен, но вы сознательно решаете отказаться от такой ментальной идентификации и всех связанных с ней видов активности. Разве у обоих этих состояний не будет неврологических коррелятов, произвольных и непроизвольных? Можно ли выявить в мозге такие специфические опознаваемые структуры?»
В этот момент Франсиско снял с пластикового мозга оболочку и поставил модель на стол перед Ричи — и она тут же развалилась на куски, вызвав дружный хохот собравшихся.
«Вот что значит распад мозга! — воскликнул Ричи, а затем продолжил: — Что касается вашего вопроса, Ваше Святейшество, то ученые пока еще не изучили эту проблему достаточно глубоко, но сделать кое-какие предположения мы уже можем. Ученые говорят, что состояние настороженности приводит к увеличению соотношения „сигнал-шум". Сенсорная, перцепционная и ментальная информация, получаемая в состоянии сосредоточенности, усиливает интенсивность сигнала по сравнению с уровнем фоновых шумов, что свидетельствует о высокой степени активизации. Но когда мы устаем, то в других частях мозга наблюдается сильная фоновая активность, не имеющая отношения к данной ситуации, и в таких случаях мы можем предсказать пониженную активность зрительных центров мозга. Поэтому, когда мы сознательно решаем сосредоточиться, то приводим в действие выраженную модель активизации мозговых цент
ров, которая одновременно ассоциируется и с сенсорными, и с ментальными событиями».
Далай-Лама попросил уточнить некоторые моменты: «Помимо случая с обычным утомлением, удалось ли вам идентифицировать неврологические корреляты в ситуации, когда человек чувствует себя совершенно бодрым, когда его чувства обострены, но он сознательно решает не утруждать свой разум наблюдениями, суждениями, идентификацией и другими д



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Пол Экман. Распознавание мимики детьми
  • Аудиоландшафт наших чувств. Значение эмоциональных возгласов
  • Эмоция; emotion
  • Дж. Хессон. Позитивное мышление и развитие эмоционального интеллекта
  • Пол Экман, Уоллес Фризен. Исследование выражения эмоций на лице. - Пол Экман
  • Разрядка; discharge
  • Визуальные образы усиливают эмоции при афантазии
  • Редактор. Дети и эмоции.
  • Как эмоции растекаются в мозге
  • Пол Экман. Поведение под влиянием эмоций - Пол Экман
  • Лободенко Наталья Леонидовна. 6 этапов обучения эмоциональной грамотности
  • Эмоция; Emotion; Emotion
  • Бенджамин Роу. Необходимые навыки магии
  • Р. Мендиус. Что такое эмпатия и как ее развивать
  • Аффект; affect
  • Каким женщинам больше доверяют мужчины
  • Сергей Воронков. Что такое «Душа»? (или «Психология, наука — о чем?»)
  • Е.И. Головаха, Н.В. Панина. Психология эмоций. Управление эмоциями. - Из цикла "Психология успеха"
  • Мимика как индикатор эмоций
  • Притча «Вопрос ламе»
  • Х. Рудигер, С. Виттманн. Что значит «уверенность в себе»
  • Как спорт помогает снять стресс
  • Ильин Е.П. Эмоции и чувства
  • Уманец Дарья Сергеевна. Информационное занятие с элементами практикума «Эмоциональная компетентность»
  • Притча «Один из пяти»
  • С. Шабанов, А. Алешина. Управление эмоциями других и манипуляции
  • Иган Дж. Слушание и понимание вербальных сообщений: практические рекомендации
  • Ильин Е. П. Эмоции и чувства
  • Неприятные переживания, которые указывают на то, что Вы развиваетесь в правильном направлении
  • Невербальная коммуникация и язык жестов
  • Цобехия Анна Юрьевна. Развитие эмоций у детей дошкольного возраста
  • Прист С. Теории сознания.
  • Игры, в которые играют семейные пары
  • Соматизация
  • К чему снится целоваться?
  • Раппорт; Rapport; Rapport
  • Возможна ли дружба между мужчиной и женщиной
  • Анна Березовская. Эмоции — путь к завоеванию мужчины
  • Игорь Исаев. Как управлять эмоциями - И. Исаев
  • Психолог - «Родители, будьте примером ребёнку»
  • Ирина Залесская. Навязчивое негативное мышление и как с ним бороться. - Психология для всех
  • Яна Франк. Что такое мотивация и где ее берут?
  • Важные вопросы, которые могут быть заданы, в тот или иной период работы психолога с клиентом.
  • Психолингвистика: как язык определяет наше внимание
  • К чему снится ссора?
  • К чему снятся трупы?
  • Анна Гаврилюк. Нужна ли честность в нашей жизни?
  • Елена Марчевская. Разрешение конфликтов умом и сердцем
  • Гадание по дате рождения
  • Сторителлинг как эволюционное преимущество или Почему мы рассказываем истории?



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь