|
Шейнов В. П. Искусство управлять людьми.Категория: Библиотека » Популярная психология | Просмотров: 265011
Автор: Шейнов В. П.
Название: Искусство управлять людьми. Формат: HTML, PDF Язык: Русский Скачать по прямой ссылке онтакт достигается, если смотреть на группу слушателей примерно в течение времени прочтения абзаца средней величины. Это помогает в оценке как слушателей, так и частей своего сообщения по степени вызываемого им интереса. Но слишком продолжительный взгляд на кого-либо из слушателей может вызвать у того неприятное ощущение.
Опытный оратор как бы показывает каждому слушателю, что он обращается лично к нему. Достигается это с помощью «эффекта луча»: оратор, глядя на одного из слушателей, видит и еще некоторых (обычно 3—5), находящихся перед ним на «луче», соединяющем оратора с означенным слушателем. Им кажется, что говорящий смотрит именно на них. Отсутствие визуального контакта воспринимается слушателями как равнодушие оратора: «Говорит для себя, мы его не интересуем». Не стоит надеяться на хорошее впечатление от такой речи. 7 3. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ В ПРОЦЕССЕ ВЫСТУПЛЕНИЯ Если слушатели смотрят на часы, это еще ничего. Хуже, когда они начинают трясти часы, чтобы проверить, не остановились ли они. У. Беркетт Изложение в этом параграфе построено в форме вопросов и ответов. Это позволит читателю проверить свои познания. Как своего рода тест с развернутыми ответами и пояснениями предлагаемый материал может быть использован на практических и семинарских занятиях. Вопросы 1. Выступающий не стоит на месте, прохаживается перед слушателями. Как это отразится на восприятии его выступления? 2. Нужно ли во время выступления менять громкость и тембр голоса? 3. Вы волнуетесь, выступая. Как справиться со своим волнением? 4. Как влияет рассказанный выступающим анекдот на восприятие слушателями: а) улучшает; б) улучшает, если не коробит слушателей; в) ухудшает. 5. То же относительно комментариев личного характера. Ответы и пояснения 1. Все зависит от того, каков статус выступающего. Если он ниже, чем у слушателей (например, исполнитель — перед заказчиками, студент-дипломник — перед госкомиссией, диссертант — перед ученым советом), то прохаживание перед слушателями может иметь отрицательный эффект. Если же статус выступающего выше (например, руководитель перед подчиненными), то это улучшает восприятие его речи. И причины здесь три. Первая состоит в том, что контролирующий большее пространство воспринимается окружающими как более значимый. Подсознательно и его слова воспринимаются как внушающие большее доверие. Вторая — внимание повышается непроизвольно. Мы машинально реагируем на движение объектов вблизи нас. Головы слушателей будут поворачиваться в соответствии с перемещением оратора (это, кстати, хорошее средство от утомления, так как движениями шеи (стимулируется приток крови к мозгу). Третья причина вытекает из ответа на следующий вопрос. 2. Громкость и тембр голоса должны (в разумных пределах) меняться во время выступления. Это освежает восприятие, снижает степень утомления слушателей. Способствует этому перемещения выступающего во время речи. 3. Очень поддерживают оратора те, кто внимательно его слушает, да еще и с доброжелательностью на лице. Найдите таких среди слушателей и рассказывайте, обращаясь к ним. Это поможет вам справиться с волнением. 4. Анекдот, шутка улучшают восприятие речи, если, конечно, не коробят слушателей. Недопустимо задевать достоинство кого-либо из присутствующих. Например, так называемые «мужские» анекдоты шокируют женщин, «женские» — не нравятся многим мужчинам, ибо в них мужчины представлены далеко не в лучшем виде, «национальные» — не всегда нравятся представителям национальности, затронутой в анекдоте. 5. Личные комментарии оживляют восприятие. Внимание всякий раз усиливается, когда выступающий приводит личные наблюдения, случаи из жизни и т.д. Вопросы 6. Вам предстоит сделать очень важное сообщение, аргументировать серьезные предложения. Какую продолжительность выступления вызаявите? 7. Вамзадали вопрос, интересующий всех. Ответа вы не знаете. Вы попытаетесь выкрутиться или сознаетесь, что не можете ответить? 8. Некоторые ораторы, чтобы справиться с волнением, принимают успокоительные таблетки. Как это влияет на выступление? Другие способы побороть волнение. Ответы и пояснения 6. Если заявлено очень мало времени (до 10 минут), выступление сразу же воспринимается слушателями как «проходное», рядовое. Кроме того, за это время аргументировать серьезные предложения, убедить слушателей очень трудно. Заявленное время «до 20 минут» у кого-то может вызвать недовольство, но обычно председательствующий становится на сторону докладчика, обратив внимание на важность и сложность вопроса. В результате внимание аудитории к выступлению привлечено. Рассчитывать на большее время нежелательно. Исследования показали, что люди внимательно могут слушать одного выступающего в среднем 15—20 минут. Удерживать их внимание сверх этого времени способны лишь выдающиеся ораторы. Предел их возможностей — 1 час. После этого слушатель теряет интерес, каким бы эффектным ни было выступление. 7. Обычно большинство ораторов «выкручиваются». Однако назанятиях, при групповом обсуждении вопроса, большинство приходят к правильному выводу: надо сознаться, что не знаешь ответа. Не стоит недооценивать способность слушателя отличить ответ от видимости ответа. Вспоминается передача «Телевизионное знакомство», на которую был приглашен М.С. Горбачев. Выдающаяся способность Михаила Сергеевича уходить от ответов была в конце передачи «оценена» ведущим Урманисом Оттом. Выражая разочарование (свое и зрителей), он-сказал: «Михаил Сергеевич, я, видно, совсем потерял форму. Ведь за полтора часа мне не удалось получить ответ ни но один мой вопрос!». Автор книги интересовался мнением об этой передаче у многих, кто ее видел. И практически все, независимо от образования и своих политических пристрастий, высказали свое разочарование (а многие — раздражение) тем, что не услышали ответов по существу поставленных вопросов. Видимость ответа воспринимается слушателями или как попытка обмана, или как недооценка их интеллекта. Так что попытка «выкрутиться» — плохой путь. Наоборот, человек, честно сознавшийся в том, что он не знает ответа, вызывает уважение. Такое признание является скрытым комплиментом слушателям: «Я неумнее вас». 8. Волнение выступающего есть проявление уважения к аудитории. Не случайно артисты, выступление для которых — привычное дело, на вопрос, волнуются ли они перед выходом на сцену, всегда отвечают «да». Не сказать этого — значит проявить пренебрежение к зрителям. Как сказала однажды в свойственной ей откровенной манере одна очень популярная певица: «Если боишься публики, так чего тогда лезешь на сцену?». Волнение говорящего вызывает сочувствие слушателя. Вот наблюдение из моей преподавательской практики. Экзамен на первом курсе. К столу преподавателя подходит очередная экзаменующаяся. «Ваша фамилия?» — спрашивает преподаватель, чтобы найти ее зачетку. В ответ — молчание. Взглянув на девушку, преподаватель видит ужас в ее глазах: она не может вспомнить даже свою фамилию! «Ну что ж, будем искать вместе»,— улыбаясь говорит преподаватель. Читает фамилии с зачеток, с улыбкой сличает фотографии с «оригиналом»: «Эта?». Девушка кивает головой. «Ну чтоже вы так разволновались? Все будет хорошо, все у вас получится. Вы написали что-нибудь ? Давайте я посмотрю». Так, подбадривая студентку, преподаватель помогает ей осилить экзамен. Язык у него не поворачивается задать сложный вопрос. Нечто аналогичное происходит и при Связаться с администратором Похожие публикации: Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|