Блейхер Вадим Моисеевич, Крук Инна Вадимовна. Толковый словарь психиатрических терминов.

Категория: Библиотека » Психиатрия | Просмотров: 52305

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

Изолофобия (фр. isolement — одиночество, греч. phobos — страх). Навязчивый страх, боязнь одиночества в жизни.
Икономания (греч. eikos — образ, mania — страсть, безумие). Болезненное влечение к собирательству, объектом которого являются иконы, гравюры и др.
Икота. Непроизвольный, обычно стереотипно повторяющийся сильный и короткий вдох при закрытой или резко суженной голосовой щели, обусловленный внезапными судорожными сокращениями диафрагмы, частота которых иногда достигает 80 в 1 мин. Наблюдается при интоксикациях, органических поражениях головного мозга (эпидемическая И. при энцефалите), истерии. В средние века наблюдались истерические эпидемии, при которых основным симптомом была И.
Иксофрения (лат. ictus — удар, припадок, греч. phren — ум, рассудок) [Stromgren E., 1936]. Эпилептоидная конституция. В более легких случаях обозначалась как иксотимия, иксоидия. Понятие, аналогичное вязкому темпераменту, иктафинной конституции, глишроидии.
Иктальный (лат. ictus — удар, припадок, приступ). Вызванный или обусловленный припадком, связанный с припадком.
Син.: припадочный.
Иктафинность (греч. ictus — удар, припадок, лат. affinitas — средство). Склонность к возникновению судорог, судорожная готовность. Особенно выражена в детском возрасте, когда судорожные проявления возникают при воздействии экзогенных вредностей — перегрева, инсоляции, повышенной температуры тела. При отсутствии клинических проявлений судорожных пароксизмов И. обнаруживается при ЭЭГ исследовании, особенно в гипервентиляционной пробе.
Иллюзии (греч. illusio — ошибка, заблуждение). Искаженное восприятие реально существующих предметов и явлений. У здоровых людей бывают И. физиологические и физические, патогенетически не связанные с нарушениями мышления или сознания. Пример физической иллюзии: ложка, частично погруженная в стакан с водой, воспринимается как надломленная; физиологическая иллюзия: из двух равных линий, снабженных на концах острыми углами, направленными внутрь или кнаружи, первая кажется более короткой.
И. аффективные — возникают под влиянием аффекта — страха, тревоги, при депрессии.
И. вербальные — содержат отдельные слова или фразы.
И. органические — см. Дисморфопсии, Метаморфопсии.
И. Пика — входят в Пика синдром (см.).
И. сознаваемости [K. Jaspers, 1923] — ощущение больного, свидетельствующее о том, что рядом якобы кто-то находится. По мнению автора, эти И. являются признаком формирования галлюцинаций и бреда.
Син.: И. воплощенной сознаваемости.
И. установки [Узнадзе Д.Н., 1930] — форма физиологических иллюзий. Один из видов иллюзий восприятия массы, объема, величины. Возникает при многократном сравнении пар предметов, при этом в предварительной серии опытов создаются предпосылки для возникновения иллюзии, выявляемой в основной (контрольной) серии опытов. Например, если несколько раз поднять одновременно обеими руками пару различных по массе предметов, а затем другую пару — одинаковой массы, то предмет, оказавшийся в руке, в которой до того был более легкий, покажется более тяжелым, чем в другой руке (контрастная иллюзия). Механизмы И.у. объясняются с позиций теории установки Д.Н. Узнадзе образованием у человека внутренних неосознаваемых состояний (установок), которые подготавливают его к восприятию дальнейших событий и являются фактором, направляющим сознательную деятельность. И.у. используются как один из методических приемов для исследования установки.
И. функциональные — см. Парейдолии.
И. эпилептические — нарушения восприятия, представляющие собой существенные, иногда и единственные клинические проявления некоторых фокальных эпилептических припадков, возникающих при локализации эпилептогенного очага в коре височной доли, смежной с сенсорной областью. Различают И.э. перцептивные, когда наблюдаемый объект воспринимается искаженно и не узнается, и апперцептивные, при которых объект узнается, но извращенно сопоставляется с предыдущим опытом (феномены «уже виденного», «уже слышанного», «уже пережитого» или, наоборот, «никогда не виденного», «никогда не слышанного», «никогда не пережитого»). К этой группе относятся И.э. бессвязности, нереальности, наблюдающиеся при эпилептических сноподобных состояниях.
Имаготерапия (лат. imago — образ, подобие). См. Вольперта имаготерапия.
Имбецильность (лат. imbecillus — слабый, немощный). Степень олигофрении, промежуточная между дебильностью и идиотией. Характеризуется недоразвитием и дефектностью речи, скудным словарным запасом, чаще всего ограничивающимся названиями окружающих предметов и наиболее распространенными словами. Лишь при умеренно выраженной И. больным доступно составление несложных Представлений. Запас сведений и знаний ничтожен, образование отвлеченных понятий имбецилам недоступно. При настойчивом обучении имбецилам можно привить элементарные навыки самообслуживания. В зависимости от особенностей аффективно-волевой сферы различают добродушных, мягких, ласковых, с преимущественно хорошим настроением и, наоборот, злобных, возбудимых, мстительных имбецилов.
Импотенция (лат. im — отрицание, potentia — сила). Невозможность совершения полового акта вследствие сексуальной несостоятельности мужчины (снижение или отсутствие либидо, недостаточная эрекция или ее отсутствие, преждевременная эйякуляция). Среди различных форм И. выделяют нейрорецепторную, обусловленную нарушением деятельности рецепторов в головке полового члена, предстательной железе и семенных пузырьках, спинальную, обусловленную поражением ядер спинного мозга, являющихся центрами эйякуляции и эрекции, психогенную (психическую, корковую), возникающую по невротическим механизмам.
Импринтинг (англ. imprint — запечатлевать, оставлять след). Фиксирование в памяти новорожденного особенностей воздействующих на него жизненно важных объектов.
Импульсивное действие. Одно из проявлений импульсивности. Действие совершается мгновенно, без обдумывания, под влиянием аффекта, без борьбы мотивов, оно кратковременно и нередко вовсе немотивированно. Наблюдается при шизофрении, особенно кататонической, у больных эпилепсией с выраженными характерологическими изменениями, при психопатии возбудимого круга и др.
Импульсивное поджигательство. См. Пиромания.
Импульсивность. Болезненная форма поведения, при которой действия больного совершаются в связи с непреодолимыми влечениями, побуждениями, протекают насильственно, автоматизированно, не контролируются сознанием (см. Короткие замыкания).
Инадекватность (лат. in — отрицание, без, не, adaequatus — приравненный). См. Неадекватность.
Инапетенция (ин + лат. appeto — стремление к чему-либо). Отсутствие аппетита. См. Анорексия.
Инбредный брак (англ. in — в, внутри, breeding — разведение). См. Родственный брак.
Инвалидность (лат. invalidus — бессильный, слабый). Стойкая утрата трудоспособности — полная или частичная, постоянная или временная, длительная. Наличие инвалидности и степень утраты трудоспособности на определенный срок времени устанавливается специальными врачебно-трудовыми экспертными комиссиями (ВТЭК).
Инволюнтарность (ин + лат. voluntarius — добровольный, необязательный). Независимость от волевых побуждений, невольность, бессознательность (применительно к какой-либо деятельности).
Инволюционный (лат. involutio — свертывание). Связанный с процессом обратного развития, характерный для инволюционного периода.
Инволюционный период. Этап онтогенеза, характеризующийся прогрессирующим обратным развитием органов и тканей. В психиатрии под И.п. принято понимать возраст от 45 до 55 (60) лет, хотя по геронтологической терминологии ВОЗ возраст 45-59 лет считается средним, 60-74 — пожилым и только 75-90 лет — старческим [Штернберг Э.Я., 1967].



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Лалакина Татьяна Васильевна. Особенности работы с детьми с ДЦП
  • Паншина Татьяна Сергеевна. «Особенности организации образовательного процесса детей с ДЦП в группах общеразвивающей направленности»
  • Строение головного мозга: важнейшие отделы и их функции
  • Кербиков Олег Васильевич, Коркина Мария Васильевна, Наджаров Рубен Александрович, Снежиевский Андрей Владимирович. Психиатрия.
  • Видеоигры помогают от болезни Альцгеймера
  • Кашапова Гульнара Насиховна. «Вариативность методов воздействия на речевые зоны коры головного мозга»
  • Мужчинам многозадачность дается труднее, чем женщинам
  • Акирова Эльвира Шамильевна. Консультация для родителей «С пальчиками играем – речь развиваем»
  • Маунткасл В. Организующий принцип функции мозга.
  • Влияние на веру в бога нейромодуляции орбитофронтальной коры
  • Хасанова Флюра Зарифовна Разина Ирина Анатольевна. Пальцы помогают говорить
  • Рюта Кавашима. Развитие префронтальной области головного мозга
  • Стуенко Татьяна Геннадьевна. СООБЩЕНИЕ-ПРЕЗЕНТАЦИЯ НА ТЕМУ: «КОНТУРНЫЕ РИСУНКИ КАК ИНСТРУМЕНТ ПРОФИЛАКТИКИ ДИСГРАФИИ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ»
  • Молосаев Дмитрий Николаевич. Повышение общей физической подготовки пловцов с детским церебральным параличом.
  • Демьянов Ю. Г. - Диагностика психических нарушений: Практикум
  • Ячменева Елена Валерьевна. Развитие мелкой моторики рук у детей раннего дошкольного возраста.
  • Деньги и добрые слова действуют на мозг одинаково
  • Панкова Анна Петровна. Использование здоровьесберегающих технологий в работе с умственно отсталыми детьми
  • Ученые нашли источник сознания в мозге человека
  • Корсакова Н., Московичюте Л. Клиническая нейропсихология.
  • Набиуллина Айгуль. Биоэнергопластика как метод в коррекции речевых нарушений.
  • Солмс М. Сознательное Ид
  • Чем отличается мозг умного человека?
  • Шульговский В.В. Физиология высшей нервной деятельности с основами нейробиологии
  • Ангионевроз
  • Исследования одиночества: как работает мозг одиноких людей
  • Манухина Н.М. Социальная дезадаптация пациентов с соматическими заболеваниями как объект психологической коррекции
  • Сарачкевич Галина Викторовна. Перспективное планирование 'Мелкая моторика в развитии речи детей раннего возраста'
  • Изучение иностранных языков делает нас умнее
  • Пориомания; Дромомания
  • Эффект плацебо действует на биохимическом уровне
  • Фисун Е.В. Использование методов краткосрочной стратегической терапии при работе с подростком, перенесшим онкологическое заболевание. Описание клинического случая
  • Лурия А. Р. - Письмо и речь. Нейролингвистические исследования
  • Березовский А.Э., Крайнова Н.Н., Бондарь Н.С. Самосознание психически больных.
  • Бубнова Е. А., Губина Н. В.. Использование авторских пособий для развития межполушарного взаимодействия у детей с ЗПР
  • Зыбцева Елена Александровна. Что такое мелкая моторика и почему так важно её развивать?
  • Е. Ю. Царегородцева, С. О. Васильева. Партнерское взаимодействие психолога, логопеда и родителей в ГБДОУ для детей с речевой патологией
  • Где в мозге находится центр сознания и бодрствования?
  • Дорохова Анна Владимировна Прокофьева Елена Николаевна. Логопедия -Презентация « Особенности зрительного и слухового восприятия при речевых нарушениях»
  • Уварова Виктория Ивановна. Психолого-педагогическое сопровождение личностного развития ребенка с нарушением зрения.
  • Редактор. В какую сторону крутится балерина?
  • Рыжих Татьяна Викторовна Кучеренко Марина Александровна Кутейникова Екатерина Александровна. Мастер-класс для педагогов и родителей «Совершенствование межполушарных связей у детей с ОВЗ»
  • Борис Елена Николаевна. Особенности внимания у детей с общим недоразвитием речи.
  • Становкина Наталья Анатольевна. Развивающее занятие для младшего и старшего дошкольного возраста «ВОЛШЕБНЫЕ ПРЕВРАЩЕНИЯ ОБЫЧНОЙ ПРИЩЕПКИ»
  • Малейчук Г.И. Особенности психотерапевтической работы с клиентами с зависимой структурой личности
  • Как функционирует мозг эрудированного человека
  • Султанова Лилия Вадимовна, Хомякова Алёна Викторовна. Кинезиологические сказки в коррекционной работе с детьми с ОВЗ.
  • Шляпина Светлана Сергеевна. Мастер-класс по взаимодействию родителей и детей. Тема: Изготовление поделки-сувенира «Весёлый гном»
  • Мишкарева Оксана Анатольевна. Доклад на тему: «Технология применения ИЗО терапии в работе детьми с нарушением речи»
  • Диденко Борис Андреевич. Цивилизация каннибаллов.



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь