|
Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений.Категория: Библиотека » Возрастная психология | Просмотров: 172864
Автор: Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н.
Название: Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. Формат: HTML, DOC Язык: Русский Скачать по прямой ссылке Преобладание эгоистических мотивов, их высокая значимость обусловливают вообще подчиненную роль сущностных связей с миром, в которых, как мы подчеркивали ранее, человек выходит за рамки направленности мотивации на самого себя. По сравнению со старшеклассниками с духовно-нравственной направленностью личности круг сущностных жизненных отношений значительно сужен.
Данная линия онтогенеза также приводит в ранней юности к окончательному становлению типа жизненного мира. При решении вопросов морального и профессионального самоопределения, сопряженных с выработкой мировоззренческих установок, происходит более глубокое и полное осознание доминирующих мотивов, сложности своего внутреннего мира, противоречий между наиболее значимыми побуждениями, тех внешних трудностей, что стоят на пути реализации мотивов. Окончательно оформляется и линия онтогенеза, связанная с гедонистической установкой. Сложные проблемы самоопределения, выбора жизненного пути оказываются не под силу личностно неразвитым, ориентированным на получение удовольствий и развлечений старшеклассникам. Личностная неразвитость, инфантильность еще более закрепляются фактической непредставленностью у них главных сторон жизни, определяющих развитие в ранней юности: учебно-профессиональной деятельности, решения вопросов выбора жизненного пути и полноценного общения со взрослыми и сверстниками. Отсюда присущие им проявления «диффузии идентичности» («кризиса идентичности»), описанные Э. Эриксоном: отсутствие мировоззренческих установок, нежелание и неспособность вступать во взрослую жизнь, выбрать профессию или продолжить образование в вузе, неспособность к глубоким отношениям с другими людьми и т.д. Э. Эриксон отмечает часто свойственное этому специфическому кризису чувство своей бесполезности, бесцельности, душевного разлада. Ощущение своей неприспособленности, отчужденности, деперсонализации наряду с неудовлетворенностью общепринятыми социальными ценностями и их отвержением нередко приводят к делинквентному поведению. Завершая характеристику различных линий онтогенеза, приводящих в ранней юности к окончательному становлению соответствующих типов жизненного мира, еще раз напомним, что между ними существуют промежуточные, с двойной направленностью. Так, по нашим данным, двойное доминирование эгоистических и духовно-нравственных мотивов сейчас отмечается у значительной части учащихся выпускных классов московских средних школ. Старшеклассник прощается с детством, со старой, привычной жизнью. Оказавшись на пороге истинной взрослости, он весь устремлен в будущее, которое притягивает и тревожит его. Без достаточной уверенности в себе, принятия себя он не сможет сделать нужный шаг, определить свой дальнейший путь. Поэтому самооценка в ранней юности выше, чем в подростковом возрасте. Вообще юность — период стабилизации личности. В это время складывается система устойчивых взглядов на мир и свое место в нем — мировоззрение. Известны связанные с этим юношеский максимализм в оценках, страстность в отстаивании своей точки зрения. Центральным же новообразованием периода становится самоопределение, профессиональное и личностное. Старшеклассник решает, кем быть и каким быть в своей будущей жизни. С выработкой мировоззренческих установок, личностным и профессиональным самоопределением связано и окончательное становление жизненного мира. Все мотивы, в том числе сущностные, а также значимость либо незначимость сложности и трудности жизненного мира становятся более осознанными, переживаются во всей полноте и глубине. Мы рассмотрели самый ответственный, самый сложный и наиболее изученный этап возрастного развития человека — от рождения до начала самостоятельной взрослой жизни. Он включает детство, отрочество и начало юности. Основные моменты становления психики в этот важнейший отрезок жизни представлены в таблице II.5. Таблица II. 5 Общая схема возрастного развития от рождения до начала юности Возрастной период Социальная ситуация развития Ведущая деятель-ность Основные новообразования Становление жизненного мира Центральное новообразова-ние Другие важнейшие новообразования 1 2 3 4 5 6 Новорож-денность (1— 2мсс.) Полная биологи- ческая зависимость от матери - - Комплекс оживления Сохраняется первичный (простой и легкий) жизненный мир Младенчест- во (до 1 года) Общая жизнь ребенка с матерью (ситуация «Мы») Непосред- ственно- эмоциональ- ное общение с матерью Потребность в общении со взрослым Дифференцирован-ные ощущения и эмоциональные состояния. Восприя-тие объектов. Автономная речь. Начальные формы наглядно-действенного мышления. Кратковременная фиксация на объектах (непроизвольное внимание) Появляется трудность внешнего мира. Дифференцируются линии развития простого и «как бы легкого» (трудность незначима) и простого и трудного жизненного мира. Первая преобладает Раннее детство (1 — 3 года) Познание мира окружа-ющих вещей, совместная деятельность со взрослым Предметно- Манипуля-тивная деятельность Сознание «я сам» «Аффективное» восприятие объектов и ситуаций. Развитая активная речь. Наглядно-действен-ное мышление. Формирование внутреннего плана действий. Узнавание и вос-произведение. Непроизвольное вни- мание Продолжаются две ранее выделившиеся линии развития. Доля детей с линией онтогенеза простого и трудного жизненного мира (со значимой труднос-тью) возрастает Дошкольное детство (3—7 лет) Познание мира человеческих отношений и их имитация Сюжетно- ролевая игра Соподчинение мотивов. Самосознание Сформированная правильная речь. Развитая непроизвольная память; начало развития произвольной памяти. Целенаправленное анализирующее восприятие. Наглядно-образное мышление; в конце периода переход к словесному мышлению Творческое воображение Появляется сложность внутреннего мира. Дифференцируются линии онтогенеза, ведущие к будущим различным типам жизненного мира взрослого человека. Преобладает линия развития сложного и трудного мира (со значимыми слож- ностью и трудностью) Связаться с администратором Похожие публикации: Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|