|
Леонова А.В., Чернышева О.В. Психология труда и организационная психология. Современное состояние и перспективы развития.Категория: Библиотека » Бизнес-психология | Просмотров: 52287
Автор: Леонова А.В., Чернышева О.В.
Название: Психология труда и организационная психология. Современное состояние и перспективы развития. Формат: HTML, DOC Язык: Русский Скачать по прямой ссылке Kelly с соавторами (1978) попытались оценить способность к генерализации навыков уверенного поведения. Они обучали испытуемых способам позитивного взаимодействия, а затем измеряли перенос приобретенных навыков на ситуации негативного типа. В этих экспериментах приняли участие испытуемые-мужчины* Авторы наблюдали значительное улучшение приемов позитивного взаимодействия. Более того, была обнаружена генерализация эффектов в рамках всего класса позитивных проявлений уверенности в себе. Однако это не повлекло за собой переноса на навыки уверенного поведения в ситуациях, требующих негативных форм взаимодействия.
Тренировка навыков решения проблем Непредсказуемые и плохо контролируемые неприятные события, наряду со многими другими факторами являются мощным источником стрессовых реакций* Характерная для современного общества быстрая смена условий, приводящая к возникновению новых ценностей и традиций, может оказаться гораздо более напряженной, чем жизнь в консервативных сообществах, где социальные роли, ценности и традиции остаются неизменными на протяжении рада поколений. Но такие быстрые изменения будут стрессогенными в той мере, в какой они ставят перед индивидом проблемы, требующие разрешения (Scott & Howard, 1970). Степень успешности решения этих проблем может определять то, до каких пределов человек будет действовать эффективно и достигать хороших результатов. Разрешение проблемы можно определить как поведенческий процесс, реализуемый и во внешнем плане, и на когнитивном уровне, в результате которого подготавливается некоторое "поле" потенциальных решений (или ответов) для определенной ситуации. Этот 256 процесс, по-видимому, повышает и вероятность выбора наиболее эффективного решения из всего набора потенциально возможных (Goldfried & Davison, 197б). Обучение решению проблем направлено на формирование общего навыка по поиску выходов из разнообразных жизненных ситуаций. Главная цепь такой тренировки состоит в том, чтобы помочь человеку осуществлять выбор наиболее эффективных вариантов решения. Затем возможности этих альтернатив просмаливаются до окончания процесса реализации выбранного способа действий (Goldfried & Davison, I976). Общая эвристическая модель процесса решения проблем, предложенная Goldfried & Davison, включает 5 стадий. L Первая стадия - общая ориентация в проблемной cumvauuu. Для успешной ориентации в проблемной ситуации важно исходить из следующего предположения: хотя и не существует способа немедленно решить проблему, но всегда есть возможность того, что он может быть найден. Другой важный аспект состоит в том, чтобы с самого начала идентифицировать ситуацию как проблемную. Gold-fried & Davison утверждают, что одной из главных черт процесса идентификации являются эмоциональные оценки самого человека. При продуктивном подходе эмоции дают ценную информацию о сути проблемы и ее источниках. С опорой на эмоциональные оценки повышается эффективность решения гтробленш за счет того, что сдерживается стремление действовать по первому порыву, В своей работе Goidfried & Davison (1976) обсуждают экспериментальные доказательства того, что импульсивно действующие субъекты ока-зываются менее продуктивными при решении проблем по сравнению с теми, кто "останавливается и думает". 2. Вторая стадия - формулирование проблемы. Определение проблемы состоит в выявлении критического стимула, что повышает вероятность нахождения эффективных ответов. Таким образом, чеяовск учится обращать внимание на существенные ддя решения проблемы аспекты ситуации. При формулировке проблемы проводится их тщательная классификация, Goldfried & Davison предположили, что в ходе этого процесса субъект непосредственно не реагирует на внешние стимулы, а дает ответы на1 опосредующие признаки. Это позволяет ему научиться детально определять проблемную ситуацию. Такие определения включают как внешние, так и внутренние события. Однажды определенная проблема становится разрешимой, а человек обучается находить альтернативные варианты решений. 3. Третья стадия - генерирование решений. Она рассматривалась Goldfried & Davison как "сердцевина11 процесса принятия решений. Главная задача этой стадии состоит в том, чтобы предложить для последующего выбора широкий спектр возможных решений. Хотя многие из них будут заведомо непродуктивны, но весь набор в целом, скорее всего, будет содержать эффективные варианты. 257 Метод генерирования решений, рекомендова!шьгй Goldfried & Davison (1976), близок по типу к "мозговому штурму". Критика любых идеи во время генерирования решений не допускается. Человека стимулируют "вдти до конца" и предлагать любые варианты, не обращая внимания на их реалистичность или привлекательность. Целью этого процесса является увеличение как качества, так и количества последовательно возникающих альтернатив. Как представляется, основное назначение подобной деятельности состоит в том, чтобы освободить человека от необоснованного представления о существовании только одного подходящего решения для заданной ситуации (Ellis, 1962). Хотя первоначально испытуемому предлагается выработать как можно больше решений независимо от степени их специфичности, то позднее рекомендуется их конкретизировать, двигаясь от глобальных и абстрактных стратегий к более детализированной поведенческой тактике* Таким образом, для клиента важно научиться различать стратегии как общие цели и тактические приемы как специфический поведенческий план достижения целей- 4. После стадии генерирования решений клиент должен принять решение о выборе конкретного способа действий. Это четвертая ста-тия. Правила принятия решений обычно обусловливаются контек-ггом, в котором оно может быть реализовано. Это означает, что ре-пение анализируется и со стороны ожидаемых последствий, и с точки зрения того, как воспользоваться этими последствиями для достижения желаемых целей, Для этого надо, во-первых, отбросить явно непригодные варианты/Оставшиеся возможности оцениваются на основе сопоставления ожидаемых затрат и преимуществ. По его результатам выбирается наиболее выгодное решение. Принятие решения представляет собой первое активное действие в процессе решения проблемы, не являющееся ни чисто когнитивным, ни сугуб о о писатель ным ♦ 5. Последняя, пятая стадия решения проблемы - это верификация эффективности принятого решения по отношению к определенным "стандартам" успешности. Если после начала деятельности по реализации принятого решения человек убеждается, что результаты соответствуют его ожиданиям, то он ее прекращает. В том случае, когда желаемая цель не достигается, решение проблемы продолжается до тех пор, пока подходящий выход из ситуации не будет найден. Таким образом, верификация изначально включает наблюдение за последствиями действий субъекта-. (1977)^Cognitive Behavior Modification. New York: Plenum Press, Pachman, LS-, & Foy, D+W. (3978) Д correlation investigation of anxiety, self-esteem and depression: New findings with behavioral measures of assertiveness. Journal of Behavior Therapy and Experimental Psychiatry, 1978, P, 97-101. Rathus, S.A. (1973)* A 30-item schedule for assessing assertive behavior. Behavior Therapy, 1973, 4Л 398-406. Scott, R, & Howard, A. (1970) .^Models of stress. In S.Levine & N A,Scotch (ed+) Social Stress. New York: Academic Press. Selye, H. (1976)» The Stress of Life. New York; McGraw НШ. Suinn, R.M, and Richardson, F. (1971). Anxiety management training: a nonspecific behaviour therapy program for anxiety control. Behaviour Therapy, 2,498-510. Weiss, J+M. (1971a), Effects of coping behavior tn different warning signal conditions on stress pathology in rats. Journal of Comparative and Physiological Psychology. 1971. 77, 1-13. Weiss, J.M. (1971b)*Effects of coping behaviors with or without a feedback signal on stress pathology in rats. Journal of Comparative and Physiological Psychology, 1971, 7Z 22-30. Wolpe, J, (1958), Psychotherapy by Reciprocal Inhibition. Stanford: Stanford University Press. Wolpe, L (1969) > The Practice of Behavior Therapy, New York: Pergamon Press. Wolpe, J., & Lazarus, A,A. (1966)»Behavior Therapy Techniques. New York: Pergamon Press, Zemore, R. (1975), Systematic desensitization as a method of teaching a general anxiety- reducing skill. Jornal of Consulting and Clinical Psychology, 1975^3,157-161, РАЗДЕЛ IV ПСИХОЛОГИЯ ПРОФЕССИОНАЛА: ИНДИВИД, ЛИЧНОСТЬ, ГРУППА С. Антонио Руис Куантанилла Бернард Вилперт СУБЪЕКТИВНАЯ ЗНАЧИМОСТЬ ТРУДА-НАУЧНЫЙ СТАТУС КОНЦЕПЦИИ Понятия "значимость труда'1, "смысл трудовой деятельности" встречаются в публикациях на социальные темы уже более тридцати лет, но до сих пор нуждаются в серьезном обосновании, В данной работе авторы пытаются проанализировать некоторые общефишл софские и этические воззрения на труд и раскрыть психологически содержание понятия "значимость трудовой деятельности", которое можно охарактеризовать пятью составляющими: субъективны)! смысл трудовой деятельности (работы), мотивация, место труда и жизни индивида, нормирование труда и основные роли в трудовой деятельности. Эти пять характеристик должны быть согласован:,: между собой* с работой и методическими процедурами для оценки трудового поведения, которые позволяют использовать концепции ддя объяснения поставленных вопросов и обеспечить ее практиче ское применение. Введение Большая часть активной жизни взрослого человека занята повет дневным трудом, а значительная часть зоности уходит на подготсп ку к нему. Работа и любая деятельность, имеющая к ней отношенье, занимают особое место в жизни и деятельности индивида индустриально развитых стран. Однако теоретические аспекты значения труда и его субъективного смысла, позволяющие априорно судить о различной значимости предшествующей и текущей деятельности, пока еще недостаточно проработаны (MOW, 1987). Потребность в труде неизбежно возникает у большинства чпен^* современного общества, что легко проиллюстрировать примерами п обосновать результатами научных исследований. Труд определяет структуру распределения личного времени> разделяя его на дни, iw дели и годы. Он проводит грань между продуктивной и воспроизводящей видами активности, а также их внутренней и внешней дете|; минацией. Труд социально узаконивает этапы биографии человека. обучение, собственно трудовая жизнь, уход на пенсию. Изучение процесса жизненного приобретения или утраты инк ? неактуальных, двигательных, эмоциональных способностей, системы человеческих взаимоотношений и компетентности в разных обж > тях показывает, какое существенное влияние оказывают особенности личностной позиции и трудовая ситуация (Mortimer & Lorenee, 262 1979; Kohn & Schooler, 1983; Frese, 1982,1983). И кто бы удавился тому, что подобные результаты проявляются в тех областях деятельности, которые не имеют непосредственного отношения к труду (Kohn, 1985)? Для многих людей труд- насущная необходимость, обеспечивающая получение доходов, удовлетворяющих потребности человека в питании, жилище, образовании, досуге, социальном положении, престиже и т.п. Для большинства из нас работа, которую мы выполняем, является средством формирования самосознания и личностной индивидуальности* Связаться с администратором Похожие публикации: Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|