Айламазьян А.М. Метод наблюдения и беседы в психологии.

Категория: Библиотека » Психодиагностика | Просмотров: 42463

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

Человек должен научиться жить полнокровной, разносторонней жизнью, только так можно сохранить душевное здоровье и удержаться от искушений. Так нужно было подойти и к незадачливому студенту. Если бы священник заглянул в проблему поглубже, он без сомнения выяснил бы, что мастурбация всего лишь симптом более серьезного нарушения личностной модели, и вдвоем они смогли бы найти пути коррекции. Нет ничего плохого в том, чтобы у человека был идеал будущей любимой и семьи. Положительные цели важны в консультировании. Но идеал должен складываться и вызревать в определенных жизненных обстоятельствах, а не выдаваться кем-то со стороны в готовом виде. Идеальный образ должен быть выношен самим клиентом, выражать его неповторимые устремления, продиктованные его уникальной личностью.
Само по себе увещевание, будь то проповедь или консультация, редко достигает цели, а то и вовсе может навредить, усилив чувство вины и сделав борьбу с собой еще более отча-
295
янной. Нет сомнения, что наш студент и так боролся с собой изо всех сил. Это вообще характерно для людей с личностными проблемами. Они, как попавшая в сеть рыба, чем больше бьются, тем больше запутываются. Такое деструктивное сопротивление вызывает значительный душевный разлад, чего как раз и следует избегать.
Мы не хотим умалить значение перераспределения напряжений или проявления силы воли, что присуще здоровой личности. Но в их основе лежит понимание проблемы, которое помогает клиенту проявить волю и переориентировать свою модель в новом направлении.
Вот почему необходимо подчеркнуть следующее: проблему клиента надо рассматривать не с точки зрения морали, а как вопрос душевного здоровья. Тогда оба участника процесса смогут объективно изучить проблему, без излишней щепетильности и стыдливости. Оставив в стороне обывательское морализирование, они скорее подойдут к пониманию истинной и устойчивой нравственности.
Мораль и творческая личность
Любая жизнь, включая нравственную, начинается с самовыражения — проявления страстей, инстинктивных устремлений, желаний и тайных побуждений. Формы самовыражения составляют предмет морали, сюда относятся инстинктивное чувство голода и полового влечения, и гнев, и ненависть, и любовь, желание дружбы и творчества, и многое другое, что наполняет понятие нравственности, как река наполняет свое русло.
Возникающие в подсознании инстинктивные побуждения были обозначены Фрейдом термином Ш»> который он выразительно сравнил с бурлящим котлом темного подсознания, где возникают разнообразные инстинктивные порывы, аппетиты и желания. Типичным из них, по Фрейду, является либидо. Стоит упомянуть еще более развернутое определение подсознания Юнгом, включившим туда надежды, страхи и мысленные образы, т.е. все, что относится к сфере психики. Именно в этом вместилище зарождаются фантастические видения, претворяющиеся затем в великие произведения искусства, творческие замыслы, из которых выстраиваются философские учения, и глубочайшие прозрения, как основа религиозных верований.
296
Философы и психологи давали разные названия основной бессознательной побудительной силе, управляющей человеком: среди них и «жизненный импульс» (elan vital) Бергсона, и «воля к власти* Ницше, и «творческая воля» Шопенгауэра. Независимо от названия, мы имеем здесь дело с внутренним иррациональным стремлением, составляющим содержание человеческой жизни. Оно, как живительная артезианская струя, поднимается из глубин и наполняет нашу жизнь творчеством.
Эти инстинктивные побуждения, по своему содержанию, могут быть как хорошими, так и плохими. Мы определяем как «хорошие» социально конструктивные побуждения, но сами по себе все побуждения в значительной степени имеют эгоцентрическую и антисоциальную направленность. Будучи иррациональными, они, как дикие кони, противятся узде.
Людей пугает эта власть бессознательных страстей над ними. Они ощущают опасность, скрытую в этих тайных побуждениях, которые заставляют их любить и ненавидеть, добиваться сексуального обладания, воевать, исполняться честолюбивым стремлением покорить весь мир и вознестись над всеми людьми. В каждом из нас живет частица Фауста — желание повергнуть мир к своим ногам и утолить жажду вечной жизни — и мучает нас, ибо мы осознаем, что скрытые в таких страстях тенденции разрушительны как для окружающих, так и для нас самих.
Современный «цивилизованный» человек, естественно, никогда не признается в таких побуждениях, ибо если дать им волю, они взорвут любое сообщество. Как ни горько в этом признаться, но в нас таится и нами владеет гораздо большее количество мощных иррациональных импульсов, чем хотелось бы нашему чувству самоуважения* По выражению Фрейда, животные страсти бурлят в нас сильнее, чем нам того хотелось бы, поэтому мы стремимся подавить инстинктивную сторону нашей личности, предпочитая вообще не допускать ее в сознание.
Итак, прямого выхода нет, остается только обходный путь в виде невроза. Тогда мы идем по наиболее удачному (как нам кажется) пути, пытаясь контролировать наши инстинкты усилием воли, укрепляя наше супер-ego и заставляя его караулить id. Особенно в этом преуспел протестантизм, полагая, что решение всех жизненных вопросов зависит от немедленного и сознательного проявления воли. И вот мы уже говорим о необходимости «подчинить себе жизнь* и «одержать победу над собой». Мы развесили ярлыки, громогласно заявили о своих намерениях и решили, что вопрос исчерпан.
297
Затем пришло понимание того, что прямое подавление не срабатывает. Пришлось выработать систему правил, с помощью которых люди могли бы контролировать свои инстинкты. В юности многие из нас составляют свои «правила жизни*. Они тем строже, чем больше мы боимся своих инстинктов. Можно разработать подробную систему неколебимых принципов и автоматически применять ее в любой ситуации. Именно об этом говорит Адлер, когда упоминает людей, которые «пытаются разложить по полочкам всякое действие и всякое событие в соответствии с каким-либо принципом, который они считают подходящим для любой ситуации... Складывается впечатление, что они настолько неуверены в себе, что им необходимо втиснуть всю жизнь и процесс жизни в узкий свод правил и формул, чтобы она не так уж их страшила. Сталкиваясь с ситуацией, не подходящей ни под одно правило или формулу, они способны только на бегством Изобретение все новых правил освобождает таких людей от тяжелой ответственности за принятие самостоятельных решений.
Люди справедливо опасаются своих инстинктов, В них заключена возможность творить не только добро, но и зло* Одно лишь подавление, торможение, без честного признания перед самим собой подобной возможности, не даст результата. Можно слыть достойными уважения, осмотрительными гражданами, строго соблюдающими принятые обществом правила, и вдруг окунуться в кровавую пучину войны, несущей ненависть и убийство по всем континентам. Можно быть высоконравственными людьми в личной жизни, но настолько отравить себя ядом подавлений, что рожденные нами дети придут в мир уже почти невротиками.
Посмотрим на нашего условного Джона Доу, старательно придерживающегося всех правил и установлений. Вот он, в своем сознательном уме, пришел к какому-то решению и цепляется за него с упорством, которое мы довольно неудачно называем «силой воли». Но поведение человека, мистера Доу в том числе, зависит в основном от глубинных уровней подсознания* И если* принимая решение, он не заглянул в «котел своего id*f его ожидает полный провал, после которого он недоуменно задается вопросом, почему же, невзирая на все свои сознательные усилия, он так и не выполнил своего решения? А уже по той простой причине, что принятие решения может запустить в подсознании компенсаторный процесс, который, вырвавшись, может толкнуть его в противоположную крайность.
298



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Бундур Олег. Сборник стихотворений для детей Олега Бундура №2
  • Бундур Олег. Сборник стихотворений для детей Олега Бундура №1
  • Андреев Олег Андреевич, Хромов Лев Николаевич. Учись быть внимательным.
  • Олег Катюхин. Предательство в жизни и бизнесе
  • Кудрин Олег Васильевич. Конструкт организации совместной физкультурно-оздоровительной деятельности с детьми 7-го года жизни «Зимняя прогулка»
  • Бундур Олег. ДРУГ БЕЗ ДРУГА НЕ ПРОЖИТЬ
  • Учимся читать быстро. Первая ступень обучения в Школе Олега Андреева. Программа.
  • Олег Барабанов. Джон Ди: влияние на мировую политику
  • Олег Телемский. Параллельные прямые пересекаются
  • Олег Точеный. Телефонный маркетинг. Продажи по телефону. - Из цикла "Психология продаж"
  • Олег Баранов. Каббалистическая доктрина "Седьмого Храма" и передача мистической традиции знания в мировой истории
  • Максим Степанов, Олег Майоров. Приобретение уверенности и устранение страха конфликта. - Психотренинг
  • Олег Рябов. Нация и гендер в военной пропаганде: визуальные репрезентации
  • Крышталь Олег. Я И МЫ – СЦЕНАРИЙ ОПТИМИЗМА
  • Шустов Д.И. Биографии и сценарии
  • Как избежать посленовогоднего синдрома
  • Пучков Андрей Викторович. Сказка «Большое путешествие»
  • Покровский Олег. Наставления.
  • Никифоров Евгений Владимирович. Братья Простудные - детская сказка
  • Журавский Олег. Карта на каждый день
  • Верен ли эффект Флинна или Как изменяется IQ от поколения к поколению?
  • Ильинская Диана Витальевна. Презентация «Дидактические тесты — СТУПЕНЬКИ»
  • Васильева Н.Л. Аня, или как далеко может завести фантазия
  • Притча «Наследник»
  • Условия для знакомства детей в микро-группе. ЗАНЯТИЕ 1
  • Притча «Неразлучные подружки»
  • Притча «Гордый олень»
  • Психологическая сказка про Колючку-Злючку. Для работы с агрессивными проявлениями у детей дошкольного и младшего школьного возраста
  • Редактор. Детское сочинение - Мои летние каникулы
  • Редактор. Почему не очень хорошо быть очень правильным ребенком?
  • Супружеские игры
  • Притча «Притча о притче»
  • Притча «Спасение из Ада»
  • Притча «Любовь»
  • Притча «Три любящих брата»
  • Притча «Богач, который хотел стать бедняком»
  • Овсянникова Светлана Викторовна. Сценарий к Дню Победы 'Мы помним-мы годимся'
  • Терехина Светлана Александровна. Экологическая сказка о временах года
  • Притча «Естественный процесс развития»
  • Соколова Наталья Владимировна. Статьи для стенда о работе детского сада летний период
  • Ида Крэддок
  • Сенецкая Светлана Игоревна. Детские игры для знакомства и активации общения
  • Притча «Притча о подвиге клея»
  • Притча «Зеркало души»
  • Притча «Кривой молочный пудинг»
  • Валери Браун. Как победить неуверенность в себе — советы подросткам
  • Притча «Цени, люби, живи...»
  • Притча «Зазнайка и Незнайка»
  • Притча «Замок из песка»
  • Притча «Его разбившиеся мечты»



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь