|
Мамайчук И. И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии.Категория: Возрастная психология, Психотерапия и консультирование, Социальная работа | Просмотров: 106590
Автор: Мамайчук И. И.
Название: Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии. Формат: HTML, DOC Язык: Русский Скачать по прямой ссылке 299
Перед психологом стоит задача научить подростка объективно оценивать эти трудные для него ситуации, увидеть их как бы со стороны. Опыт нашей работы показывает, что среди психокор-рекционных технологий, направленных на решение этой задачи наиболее эффективными являются групповые занятия с подростками на уровне реального поведения. Было давно замечено, что способность человека играть чужую роль помогает ему лучше приспособиться к окружающему миру. Понятие ролевых игр как одного из вариантов психотерапии было разработано во второй четверти XX века, однако еще в начале XIX века некоторые психиатры подчеркивали терапевтический эффект «разыгрывания ролей» пациентами психиатрических больниц (цит. по: Киппер Д., 1986). Морено в начале XX века описывал ролевые игры с детьми в городских садах Вены. Однако только в середине 30-х годов ролевые игры стали неотъемлемой частью в системе психотерапевтической работы с детьми и взрослыми. Ролевые игры — это своеобразный способ самовыражения личности, к которому она прибегает по своему сознательному решению или по просьбе окружающих. Ролевые игры как эффективная форма психотерапии были созданы в рамках трех основных подходов: психодрамы, основателем которой был Дж. Морено, терапии фиксированной роли Дж. А. Кел-ли и поведенческой терапии, связанной с именами Вольпе и Лазару-са. Американский психотерапевт Девид Киппер разработал систему клинических ролевых игр, которые автор рассматривает как систематический метод психотерапии, «реализуемый в ходе высокоорганизованного, хорошо структурированного процесса, требующего, чтобы вызванное поведение рассматривалось по правилам процесса» (с. 41). Клинические ролевые игры строятся по образцу и подобию реальной жизни. Автор выделяет три основных стадии ролевых клинических ролевых игр: стадия разогрева, стадия действия и стадия завершения. В стадии разогрева клиенту предоставляется возможность развить в себе желание и готовность перейти к стадии действия, т. е. основной целью этой стадии является формирование у клиента положительной установки на процесс ролевой игры. Мы выделили четыре основные стадии ролевых игр с подростками: установочная стадия, стадия действия, стадия интерпретации и оценочная стадия. 300 На установочной стадии психолог объясняет подростку, что он должен описывать свои проблемы языком действий (игрой). Многие подростки, особенно с эмотивной и интровертированной акцентуацией характера, нередко воспринимают такую установку как сложную, ненужную, испытывают страх, проявляют негативизм при предложении разыграть ту или иную ситуацию. Перед психологом стоит важная задача — убедить такого подростка в необходимости участия в ролевых играх. Это достигается в процессе доверительного общения психолога с подростком, что способствует формированию у подростка уверенности в своих силах. На этой стадии психолог должен обратить внимание на спонтанность подростка. В повседневной жизни поведение человека до известной степени контролируется условностями, приходится сдерживать свои эмоции, поступать в соответствии с требованиями окружающих, в процессе ролевых игр эти условности снимаются. На установочной стадии не рекомендуется проводить ролевые игры, касающиеся основной проблемы подростка. Психолог в процессе беседы с подростком выясняет, какие бы темы он хотел обыграть, предлагает ему составить сценарий. Некоторым подросткам мы предлагали составить список тем и сценарии к некоторым темам, что имеет важное диагностическое значение. На установочной стадии рекомендуется проводить ролевые игры, направленные на отработку умений для участия в ролевой игре. С этой целью можно использовать игры, предложенные Кье-лом Рудестамом для групповой психотерапии (Рудестам, 1998). Игра 1 Цель: отработка участниками группы умений ролевой игры. Ход занятий: группа делится пополам, образуя два круга, один внутри другого. По сигналу психолога группа участников внешнего круга движется по часовой стрелке, а внутренняя группа -- против часовой стрелки. По сигналу психолога участники останавливаются и поворачиваются лицом друг к другу. Находящиеся во внешнем круге играют роль полицейских, дающих указание по движению своим партнерам во внутреннем круге, которые играют роль автомобилистов. Участники спонтанно продолжают игру в течение трех минут, затем в течение двух минут делятся с партнерами мыслями и чувствами относительно своего игрового опыта. 301 Для развития спонтанности группы можно использовать игру «Монолог с двойником». Цель: развитие спонтанности поведения у членов группы. Ход занятий: психолог предлагает желающему подростку встать в центр группы и произнести монолог. Инструкция: «Начинайте говорить о своих мыслях, чувствах, переживаниях. Не произносите речь, а просто излагайте вслух свои мысли. Можете свободно двигаться по комнате. Представьте себе, что вы один в комнате». Через несколько минут психолог предлагает желающим подросткам сыграть его, представить чувства и мысли произносящего монолог, скопировать его поведение. Каждый член группы должен иметь возможность хотя бы один раз поработать двойником. Опыт нашей работы показал высокую эффективность таких занятий для сплочения группы, формирования спонтанного, естественного поведения ее членов. На стадии действия проводятся ролевые игры по образцу реальной жизни. Например, психолог выполняет роль родителя или приятеля и предлагает подростку разрешить предложенную ситуацию и выбрать наиболее приемлемые варианты выхода из нее. Все члены группы выступают в главной роли и разрешают ситуацию. В процессе ролевого проигрывания ситуации, где проблема подростка проявляется наиболее ярко, необходимо, чтобы подросток показывал свои действия свободно, в субъективной манере, каким бы искаженным не представлялся этот показ психологу и наблюдателям. Психолог в процессе игры подростка анализирует травмирующие его переживания, которые вызывают определенный способ реагирования на эту ситуацию в игре. С другой стороны, в процессе игры перед психологом стоит задача подвести подростка к необходимости искать новые способы эмоционального реагирования на конфликт. Это достигается с помощью следующих психологических техник: 1. Психолог, включаясь в ролевую игру, выполняя определенную роль (например, роль родителя), ставит перед подростком новые задачи, тем самым побуждая его к поиску новых способов эмоционального реагирования. 2. Психолог привлекает к выполнению роли других подростков с идентичными проблемами. 302 На данном этапе психолог обучает подростка новым способам реагирования на привычные конфликтные ситуации. На стадии интерпретации психолог совместно с другими участниками игры предлагает подростку варианты альтернативного поведения. Например, на доске выписываются все предложенные варианты поведения, обсуждаются варианты, наиболее приемлемые для подростка. На четвертой, оценочной стадии необходимо учитывать такие параметры, как степень эмоциональной стабильности подростка после занятия, состояние комфорта, степень рефлексии, оптимизма и реальные планы подростка на будущее. Особое значение в психокоррекции поведения детей и подростков с дисгармонией в развитии является обучение их расширению диапазона возможных вариантов поведения в трудных для них ситуациях. Это достигается с помощью игровых методов, таких как сю-жетно-ролевые игры и игры-драматизации. В процессе проведения таких игр необходимо учитывать возраст детей. Для детей дошкольного и младшего школьного возраста рекомендуется проводить занятия в форме игры с использованием кукол, масок и других игровых материалов. Детям предлагаются игры-драматизации, в которых отражены их поведенческие особенности. Например, у девочки семи лет наблюдался выраженный эгоцентризм, что проявлялось в желании быть в центре внимания, в бурных протестах, когда ей отказывали в удовлетворении ее просьб. Перед началом коррекцион-ной работы психолог совместно с родителями изучал реальные ситуации, при которых у девочки возникали патохарактерологические реакции, и на основе этого были разработаны сценарии игровой психокоррекции. В игре участвовали психолог, кот Мурзик (кукла) и девочка. Психолог выполнял роль ведущего, кот Мурзик был главным героем и в процессе игры реагировал на ситуации таким же образом, как девочка в реальной жизни (был упрямым, закатывал истерики, ругался и даже пытался драться). Девочка выступала в роли подруги кота, его матери, бабушки, воспитательницы и пр. После каждого игрового сеанса психолог вместе с девочкой обсуждал поведение Мур-зика, обращал внимание на негативные и позитивные стороны его поступков. После занятия девочке предлагалось домашнее задание – придумать 303 Связаться с администратором Похожие публикации: Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|