Смит Ноэль. Современные системы психологии.

Категория: Психология, Системный подход в психологии | Просмотров: 47182

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

1. Никакая наука не имеет дело с формами жизни (existences) или процессами, выходящими за преде-
" То есть, к описанию индивидуальности в языковых терминах, принятых в рамках данной социальной группы. Прим. науч. ред.
353
лы возможностей научного метода. Никакая научная проблема не может касаться "реальности", находящейся за пределами наблюдаемых событий и их изучения.
2. Научная конструкция — формулировка (а) гипотез и (б) теорий и законов — должна выводиться из взаимодействий поведения с событиями, а не приписываться событиям либо научным изысканиям на основе каких-либо источников, не относящихся к сфере науки.
Метпапостулаты
1. Психология является относительно независимой наукой (science), хотя и находящейся в постоянном междисциплинарном контакте со смежными науками.
2. Адекватная психологическая система должна принимать во внимание события, операции и конструкцию теории.
3. Психологические системы не сводимы к другим областям научного знания.
4. Психология должна быть освобождена от всех традиционных философских систем.
5. Все научные системы подвержены изменению. Постулаты
1. Психология изучает интербихевиоральные поля.
2. Психологические поля имеют сложную структуру (are multiplex).
3. Психологическое интерповедение представляет собой деятельность целостных организмов, а не отдельных органов или тканей.
4. Психологические события происходят без участия каких-либо внутренних или внешних определяющих конструктов (determiners).
5. Психологические события являются онтогенетическими.
6. Психологические конструкции неотрывны от первичных (не подвергавшихся теоретической «очистке») данных о событиях.
7. Психологические события взаимосвязаны с со-циетальными событиями, а также с событиями, изучаемыми физикой, химией и биологией.
8. Психологические события ведут свое происхождение от биоэкологических форм интерповедения.
Имплицитные постулаты
оперантного субъективизма
(У. Стефенсон: глава 11)
Протопостулаты
1. Наука имеет дело исключительно с конкретными событиями (явлениями). Наука не занимается такими теоретическими конструктами, как душа и тело, сознание или «я».
2. Каждое событие в природе специфично и уникально; такие специфичности предшествуют общностям и заключают их в себе.
Метапостулаты
1. Психологические события имеют строение, отличающееся от структуры событий, рассматриваемых физиологией или физикой.
2. Любые внутренние или внешние определяющие конструкты (determiners), так же как и любые разграничения души и тела, не являются релевантными для научной психологии.
3. Все, что не подлежит наблюдению, не является частью научной психологии. Психология имеет право, рассматривать только то, что может быть продемонстрировано [«объективировано»] при помощи относительно надежной операции, наподобие измерения кровяного давления с помощью тонометра или выявления субъективности (индивидуальности) посредством методики Q-сортировки.
4. Каждое научное исследование состоит из конкретных инференциальных интеракций, специфичных для каждой ситуации, и требует адаптации используемых средств анализа к особенностям экспериментальной ситуации.
5. Исходным пунктом исследования являются операнты или события, а не конструкты.
6. Коммуникация (а значит и передача данных) имеет место между отдельными людьми, а не группами, но может также происходить на внутриинди-видном уровне.
7. Источниками субъективности или смысла являются индивидуумы, а не группы.
Постулаты
1. Психологические события состоят из поля взаимодействий между организмами и объектами, которое формируется исторически в соответствующих условиях. (Стефенсон соглашается с формулой Кантора: РЕ = C(k, sf, rf, hi, st, md) — см. главу 10.
2. Психологические события являются как субъективными, так и объективными. Они субъективны с индивидуальной точки зрения (отнесение к себе) и объективны с точки зрения другого лица (отнесение к другому).
3. Значительная часть психологического поведения, обозначаемого терминами «душа» («mind»), «сознание» и / или «я», представляет собой субъективное или относимое к себе поведение (оставшаяся часть представляет собой объективное поведение). Следовательно, такое поведение может быть наиболее адекватно понято при использовании процедур, позволяющих участнику исследования самостоятельно производить измерения, и при применении количественных методов, которые сохраняют индивидуальные смыслы и определяют степень их пересечения у разных лиц.
4. Методы усреднения, которые замещают смыслы вещей для конкретных испытуемых смыс-
354
лами, привносимыми экспериментатором, применимы лишь в тех случаях, когда наиболее важными являются факты или информация, хотя и в этих случаях их применение далеко не всегда оправдано.
Имплицитные постулаты
феноменологической психологии
(М. Мерло-Понти: глава 12)
Протопостулаты
1. Природа не представляет собой тотальной взаимозависимости всего, при которой не существует никаких различий; в то же время она не складывается из изолированных процессов. Природа состоит из структур, включенных в непрерывные отношения, являющиеся свойствами целостностей.
2. Наука занимается поиском законов, которым подчиняются эти структуры.
3. Структура и закон представляют собой диалектическую или реципрокную пару, а не отдельные сущности (beings),

Метапостулаты
1. Психологические события не сводимы к биологии, химии или физике, которые, однако, обеспечивают условия реализации поведения.
2. Наряду с физическими характеристиками мир обладает смыслами. Именно эти смыслы представляют главный интерес для психологии.
3. Ни внутренние, ни внешние определяющие конструкты (determiners) не являются релевантными для научной психологии.
Постулаты
1. Поведение невозможно адекватно понять ни как механические реакции на стимулы, ни как вызванное заключенной внутри организма душой (mind).
2. Поведение представляет собой взаимодействие, диалектический обмен, отношение.
3. Имеющее смысл поведение составляют отношения между субъектом (конкретным человеком) и объектом, однако человек более важен, чем отношение.
4. Объективное и субъективное различаются только как системы отсчета.
355



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Рамиль Гарифуллин. Интуиция и творчество: новые психологические подходы
  • Конструкт; fiction
  • Лосский Н. ЦЕННОСТЬ И БЫТИЕ
  • Сергей Воронков. Что такое «Душа»? (или «Психология, наука — о чем?»)
  • Синхрония; Synchronicity; Synchronizitat
  • Рамиль Гарифуллин. Несет ли личность ответственность за свои мысли?
  • Биркхойзер-Оэри С. Мать как судьба
  • Богуславский. Психология как наука.
  • Первичная функция, [Ведущая, Дифференцированная, Высшая] Primary Function; Superior Funktion
  • Психология убеждения. Ложные доводы
  • Фрейд З. Психология масс и анализ человеческого Я.
  • Братусь Б. К ПРОБЛЕМЕ ЧЕЛОВЕКА В ПСИХОЛОГИИ
  • Как попробовать разгадать свой сценарий?
  • Фрейд З. Введение в психологию.
  • Юнг К.-Г. Психология и религия.
  • Хиллман Дж. Опус психологии: сотворение души
  • Формы невербального поведения ног и стоп. «Счастливые стопы».
  • Рамиль Гарифуллин. Как распознать наркомана или алкоголика? Как определить наркозависимую личность
  • И. Пинтосевич. Управление эмоциями в твоих руках
  • Маслоу Абрахам. На подступах к психологии бытия.
  • Пиаже Жан. Психология интеллекта.
  • Техника психологического консультирования в системном подходе.
  • Исаева Ольга Сергеевна. Учебное пособие «Дифференциальная психология»
  • Акрушенко А.В., Ларина О.А., Каратьян Т.В. Психология развития и возрастная психология. Конспект лекций.
  • Розин В.М. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ СООБРАЖЕНИЯ О ПУТЯХ ПРЕОДОЛЕНИЯ КРИЗИСА В СОВРЕМЕННОЙ ПСИХОЛОГИИ
  • Эрик Берн. Формы человеческих отношений.
  • Андреева Г.М. Социальная психология.
  • Психология запахов
  • Инесса Гольдберг. Графология — наука или искусство? Как работает графологический метод
  • Психология сверхбогатых: чем богачи отличаются от всех остальных
  • Николай Обозов. Как управлять конфликтом. - Из цикла"Психология успеха"
  • Наука; science
  • Юнг К. Г. Подход к бессознательному.
  • Зинченко В., Мамардашвили М. ПРОБЛЕМА ОБЪЕКТИВНОГО МЕТОДА В ПСИХОЛОГИИ
  • Рамиль Гарифуллин. Постмодернистская психология смысла. Введение в постмодернистскую(неклассическую) психологию.
  • Обухова Л. ДЕТСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ: ТЕОРИИ, ФАКТЫ, ПРОБЛЕМЫ
  • Чалдини Р., Кенрик Д., Нейберг С. Социальная психология. Пойми других, чтобы понять себя
  • Йегуда Ашлаг. Материя и форма в Каббале
  • Р. Мокшанцев, А. Мокшанцева. Психология толпы
  • Личность; Person; Personlichkeit
  • Щедровицкий Г.П. ЛЕКЦИИ ПО ПСИХОЛОГИИ читанные в Ростовском университете (фрагменты)
  • Структура психосоматических расстройств по Уильям Глассеру
  • Почему люди хронически лгут
  • Пол Экман, Уоллес Фризен. Исследование выражения эмоций на лице. - Пол Экман
  • Психическая реальность; Psychic reality; Psychische Wirklichkeit
  • Чистяков А.В. (Владимирский) МАТЕРИАЛЫ ПО КОHСТРУКТИВHОЙ ПСИХОЛОГИИ
  • Объект; object
  • Вспомогательная функция; Auxiliary function
  • Вахромов Е.Е Психологические концепции развития человека. Теория самоактуализации.
  • Как функционирует мозг эрудированного человека



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь