Блейхер Вадим Моисеевич, Крук Инна Вадимовна. Толковый словарь психиатрических терминов.

Категория: Библиотека » Психиатрия | Просмотров: 52302

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

Идеи сверхценные [Wernicke С., 1892]. Суждения или группы суждений, отличающиеся аффективной насыщенностью и носящие стойкий, фиксированный характер. Могут наблюдаться и у психически здоровых (преданность человека какой-либо научной идее, ради торжества которой он готов пренебречь всем остальным) — доминирующие идеи [Аменицкий Д.А., 1942; Гуревич М.О., 1949]. Принадлежность последних к И.с. оспаривается. И.с. являются патологическими, служат выражением дисгармонической психики и связаны с паралогическим мышлением. Однако доминирующая идея может претерпеть развитие и превратиться в истинную И.с. Последняя не осознается больным в качестве ложной, по мере развития она все менее поддается коррекции. И.с. занимают как бы промежуточное положение между навязчивыми и бредовыми.
Идентификация (лат. identifico — отождествлять). Один из механизмов психологической защиты. Играет важную роль в процессе нормального развития ребенка, который усваивает особенности личности значимых для него в эмоциональном отношении людей. Вначале происходит усвоение наследуемых черт характера, затем — личностных черт ненаследуемых (интернализация). В первую очередь усваиваются личностные особенности родителей, позже — ровесников, воспитателей. И. позволяет человеку испытывать удовольствие от успехов членов группы, с которыми объект отождествляет себя (феномен футбольных болельщиков). По E. Fromm, механизм И. лежит в основе конформизма, якобы позволяющего человеку избегать чувства одиночества.
Идеомоторный акт (греч. idea — понятие, представление, motor — приводящий в движение). Непроизвольное изменение тонуса мышц, участвующих в каком-либо движении при мысленном представлении об этом движении. На данном принципе основаны демонстрирующиеся на эстраде опыты «чтения мыслей», требующие от артиста большой сенсорной чуткости для улавливания заторможенного двигательного акта.
Идеорея (идео + греч. rhoia — истечение). См. Ментизм.
Идеофрения (идео + греч. phren — ум, разум) [Кандинский В.Х., 1890]. Выделенная автором нозологическая единица. Подразделялась на простую, кататоническую, периодическую, острую, хронически галлюцинаторную, вяло протекающую формы. Выделялось состояние слабоумия после идеофрении. Описанием идеофрении В.Х. Кандинский предвосхитил последующие работы E. Kraepelin и E. Bleuler. Особенно полно были им охарактеризованы бредовой и галлюцинаторный варианты заболевания.
Идиоглоссия (греч. idios — собственный, свой, glossa — язык) [Perry R.G.]. 1. Неспособность к изданию горловых и нёбных звуков при отсутствии органических и функциональных повреждений речевого аппарата. 2. Нарушение речи, при котором некоторые обычные слова заменяются особыми, лишенными смысла, звуками (наблюдается у детей и при олигофрении).
Идиолатрия (идио + греч. latreia — служение, поклонение). Самообожание, самопоклонение.
Идиопатический (идио + греч. pathos — болезнь, страдание). Определение, употребляемое для обозначения явлений, которые возникают как бы сами по себе, без видимой причины, характеризуются неясным происхождением.
Идиосомнамбулизм (идио + лат. somnus — сон, ambulare — прогуливаться, ходить). Сомнамбулизм спонтанный, возникающий вне гипнотизирования. Наблюдается при эпилепсии, неврозах.
Идиотия (греч. idioteia — невежество). Наиболее тяжелая форма умственного недоразвития, олигофрении. Практически совершенно отсутствуют речь, психические реакции, не вырабатываются элементарные навыки. Больные издают отдельные звуки, ходьба развивается очень поздно и носит грубодефектный характер. Движения неуклюжи, некоординированы. Частые двигательные стереотипии. Больные не в состоянии обслуживать себя, нуждаются в присмотре и уходе.
Идиотия амавротическая. Семейные, генетически обусловленные болезни (аутосомно-рецессивный тип наследования), связанные с нарушением обмена ганглиозидов. Для всех форм характерны: падение зрения вплоть до полной слепоты, амавроза, параличи конечностей, прогрессирующее слабоумие, маразм в исходной стадии. Гистопатологическая картина при всех формах И.а. сходна — генерализованный распад ганглиозных клеток, увеличение размера нейронов, их набухание, баллонообразное вздутие нервных клеток и их отростков. Дегенерация глии. Сморщивание ядер клеток.
И.а. врожденная, форма Нормана—Вуда [Norman R.N., Wood N., 1941] — проявляется вскоре после рождения прогрессирующей гидроцефалией, мышечной гипотонией, параличами конечностей, судорогами, остановкой нервно-психического развития. Летальный исход в первые месяцы жизни.
И.а. детская ранняя [Тау W., Sachs В., 1881]. Раннее снижение зрения вследствие атрофии зрительных нервов, приводящее к полной слепоте. Исчезают ориентировочные и защитные реакции. Повышается реакция на слуховые раздражения. Нарастает обездвиженность. Развивается слабоумие степени идиотии. Смерть при явлениях кахексии и децеребрационной ригидности. Начало заболевания обнаруживается во второй половине первого года жизни. Длительность течения — до 2 лет.
Син.: болезнь Тея—Закса.
И.а. детская ранняя, форма Сандхоффа [Sandhoff К., 1968] — отличается более злокачественным течением. Начальные проявления — в первом полугодии жизни. Характерны кукольное лицо, микроцефалия. На глазном дне — окруженное серовато-белым ободком вишнево-красное пятно в центре макулы (симптом «вишневой косточки»).
И.а., форма Зейтельбергера [Seitelberger F., 1952] — обнаруживается в возрасте между 1 и 3 годами жизни и, неуклонно прогрессируя, приводит к смерти в десятилетнем возрасте.
И.а. детская поздняя [Bielschowsky M., 1914; Jansky J., 1910] — первые проявления в 3-4 года. Нарастает деменция. Характерны судорожные припадки, атаксия, экстрапирамидные расстройства, атрофия зрительных нервов. Психическая деградация происходит медленнее, чем при болезни Тея—Закса, в течении заболевания возможны временные остановки. Летальный исход в конце первого десятилетия жизни.
И.а. юношеская, форма Баттена—Шпильмейера—Фогта [Batten F.E., 1903; Spielmeyer W., 1908; Vogt H., 1905] - первые проявления в 6-10 лет. Медленно прогрессирующее течение. Пигментный ретинит. Постепенное нарушение зрения и нарастание деменции. Нередко — эпилептиформный синдром. Нарастают вялость, апатия, оскудевает речь. Снижается память и интеллект. В исходном состоянии — выраженная органическая деменция. Длительность жизни 20-30 лет. Тип наследования — аутосомно-рецессивный.
Син.: болезнь Шпильмейера—Штока [Stock], болезнь Штока— Шпильмайера—Фогта, болезнь Баттена—Мейо [Mayon], болезнь Оттмене [Oatman].
И.а. поздняя [Kufs H., 1925] — проявляется в зрелом возрасте. Течение вялое. Пигментный ретинит с атрофией зрительных нервов, органический психосиндром, прогрессирующая деменция. Исход — параличи, эпилептиформные припадки, эйфория, апатия, утрата навыков самообслуживания. Иногда — бред и кататоническая симптоматика.
И.а. предстарческая [van Bogaert L., Borremans P., 1937] — поздняя (предстарческая) форма амавротической идиотии, по симптоматике напоминает Куфса болезнь. Начало в возрасте 35-41 года, иногда несколько раньше. Неуклонно прогредиентное течение и смерть в возрасте 37-62 лет.
Син.: предстарческая форма семейного идиотизма со слепотой.
Идиотия гидроцефальная. Идиотия при врожденной водянке головного мозга, протекающей с атрофией мозгового вещества.
Идиотия микседематозная. Идиотия, обусловленная врожденной дисфункцией щитовидной железы (микседемой).
Идиотия тимическая. Идиотия, обусловленная врожденной дисфункцией вилочковой железы.
Иерофобия (греч. hieros — священный, phobos — страх). Навязчивый страх, боязнь встречи с предметами религиозного культа.
Извращение вкуса. См. Дисгевзия.
Извращение инстинктов (лат. perversio instinctum). Патологическое, противоречащее норме нарушение инстинктивных потребностей человека (инстинкта самосохранения, полового, пищевого и других), сопровождающееся противоестественными формами их удовлетворения.
Извращение сна. Нарушение нормального ритма сна и бодрствования, бессонница в ночное время и дневной сон (сонливость).
Син.: инверсия сна.



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Лалакина Татьяна Васильевна. Особенности работы с детьми с ДЦП
  • Паншина Татьяна Сергеевна. «Особенности организации образовательного процесса детей с ДЦП в группах общеразвивающей направленности»
  • Строение головного мозга: важнейшие отделы и их функции
  • Кербиков Олег Васильевич, Коркина Мария Васильевна, Наджаров Рубен Александрович, Снежиевский Андрей Владимирович. Психиатрия.
  • Видеоигры помогают от болезни Альцгеймера
  • Кашапова Гульнара Насиховна. «Вариативность методов воздействия на речевые зоны коры головного мозга»
  • Мужчинам многозадачность дается труднее, чем женщинам
  • Акирова Эльвира Шамильевна. Консультация для родителей «С пальчиками играем – речь развиваем»
  • Маунткасл В. Организующий принцип функции мозга.
  • Влияние на веру в бога нейромодуляции орбитофронтальной коры
  • Хасанова Флюра Зарифовна Разина Ирина Анатольевна. Пальцы помогают говорить
  • Рюта Кавашима. Развитие префронтальной области головного мозга
  • Стуенко Татьяна Геннадьевна. СООБЩЕНИЕ-ПРЕЗЕНТАЦИЯ НА ТЕМУ: «КОНТУРНЫЕ РИСУНКИ КАК ИНСТРУМЕНТ ПРОФИЛАКТИКИ ДИСГРАФИИ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ»
  • Молосаев Дмитрий Николаевич. Повышение общей физической подготовки пловцов с детским церебральным параличом.
  • Демьянов Ю. Г. - Диагностика психических нарушений: Практикум
  • Ячменева Елена Валерьевна. Развитие мелкой моторики рук у детей раннего дошкольного возраста.
  • Деньги и добрые слова действуют на мозг одинаково
  • Панкова Анна Петровна. Использование здоровьесберегающих технологий в работе с умственно отсталыми детьми
  • Ученые нашли источник сознания в мозге человека
  • Корсакова Н., Московичюте Л. Клиническая нейропсихология.
  • Набиуллина Айгуль. Биоэнергопластика как метод в коррекции речевых нарушений.
  • Солмс М. Сознательное Ид
  • Чем отличается мозг умного человека?
  • Шульговский В.В. Физиология высшей нервной деятельности с основами нейробиологии
  • Ангионевроз
  • Исследования одиночества: как работает мозг одиноких людей
  • Манухина Н.М. Социальная дезадаптация пациентов с соматическими заболеваниями как объект психологической коррекции
  • Сарачкевич Галина Викторовна. Перспективное планирование 'Мелкая моторика в развитии речи детей раннего возраста'
  • Изучение иностранных языков делает нас умнее
  • Пориомания; Дромомания
  • Эффект плацебо действует на биохимическом уровне
  • Фисун Е.В. Использование методов краткосрочной стратегической терапии при работе с подростком, перенесшим онкологическое заболевание. Описание клинического случая
  • Лурия А. Р. - Письмо и речь. Нейролингвистические исследования
  • Березовский А.Э., Крайнова Н.Н., Бондарь Н.С. Самосознание психически больных.
  • Бубнова Е. А., Губина Н. В.. Использование авторских пособий для развития межполушарного взаимодействия у детей с ЗПР
  • Зыбцева Елена Александровна. Что такое мелкая моторика и почему так важно её развивать?
  • Е. Ю. Царегородцева, С. О. Васильева. Партнерское взаимодействие психолога, логопеда и родителей в ГБДОУ для детей с речевой патологией
  • Где в мозге находится центр сознания и бодрствования?
  • Дорохова Анна Владимировна Прокофьева Елена Николаевна. Логопедия -Презентация « Особенности зрительного и слухового восприятия при речевых нарушениях»
  • Уварова Виктория Ивановна. Психолого-педагогическое сопровождение личностного развития ребенка с нарушением зрения.
  • Редактор. В какую сторону крутится балерина?
  • Рыжих Татьяна Викторовна Кучеренко Марина Александровна Кутейникова Екатерина Александровна. Мастер-класс для педагогов и родителей «Совершенствование межполушарных связей у детей с ОВЗ»
  • Борис Елена Николаевна. Особенности внимания у детей с общим недоразвитием речи.
  • Становкина Наталья Анатольевна. Развивающее занятие для младшего и старшего дошкольного возраста «ВОЛШЕБНЫЕ ПРЕВРАЩЕНИЯ ОБЫЧНОЙ ПРИЩЕПКИ»
  • Малейчук Г.И. Особенности психотерапевтической работы с клиентами с зависимой структурой личности
  • Как функционирует мозг эрудированного человека
  • Султанова Лилия Вадимовна, Хомякова Алёна Викторовна. Кинезиологические сказки в коррекционной работе с детьми с ОВЗ.
  • Шляпина Светлана Сергеевна. Мастер-класс по взаимодействию родителей и детей. Тема: Изготовление поделки-сувенира «Весёлый гном»
  • Мишкарева Оксана Анатольевна. Доклад на тему: «Технология применения ИЗО терапии в работе детьми с нарушением речи»
  • Диденко Борис Андреевич. Цивилизация каннибаллов.



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь