Коллектив авторов. Практическая психология: Учебник.

Категория: Библиотека » Психология | Просмотров: 28300

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

Изобретателям, решающим задачи высокого уровня, преследующие не только некоторое улучшение функционального назначения технологий и техники, а позволяющие достичь существенного повышения эффективности при одновременном снижении «давления на природу» и уменьшении дисгармонии в системе «человек — технология — среда» (СЧТС), необходимы психологические знания. Они позволяют познать себя, провести корректировку личностных свойств, более эффективно распределять работу среди подчиненных, а знания эргономики и инженерной психологии раскрывают взаимоотношения в СЧТС, обеспечивая повышение эффективности и экологичности разработок.

Целостный подход к творческой деятельности

Считается, что чем «уже» специалист, тем он глубже может освоить свою область знаний и достичь более высокого уровня. Это глубочайшее заблуждение. Уровень развития технологий и техники таков, что необходимо отойти от субъект-объектного подхода, при котором окружающая среда оказывается объектом потребления; необходимы интеграция знаний и целостный подход на основе знаний естественных законов. На нынешнем этапе развития техники творчество, направленное на решение узких проблем, преследующих только функциональные цели, ведет к глобальным экологическим катастрофам, ускоряющим развитие таких биосферных и психосоматических механизмов, которые могут погубить человечество. Необходимо, по возможности, учитывать все связанное с решаемой проблемой, включая «малые эффекты», «снижать давление» на природу, не мешать, а способствовать процессам самоорганизации, что особенно важно в социальных и экономических сферах. В развитии техники необходимо стремиться к гармонии с природой и человеком.
Современный специалист, особенно разработчик, должен владеть не одной, а как минимум девятью областями знаний, из которых четыре охватывают технологию (сырье и материалы, технологические процессы, оборудование, управление процессами), две — результат технологической деятельности (готовая продукция, выбросы и отходы), а три (экономика, знания о человеке и окружающей среде) проникают во все области данной системы и организуют внутренние и внешние связи (организационные, экономические, взаимоотношения в коллективе, взаимоотношения с природой и др.). Например, экономика должна охватывать весь комплекс, а не только учитывать сумму отдельных эффектов, достигаемых на отдельных участках каждой из областей, так как эти эффекты не суммируются.
Целостный подход в экономике означает не только единств экономической системы, но и распределение эффекта, достигнутого на одном объекте, на весь комплекс, а также разноплановость эффекта. Это может быть одновременно и ресурсосбережение, и повышение эксплуатационных характеристик, и т. п.
Знания о человеке — это комплекс, включающий и психологию (личности, социальную, эргономику и т.д.). Каждому необходимо, по возможности, познать себя и свой творческий потенциал, а также возможности своих коллег по работе с целью повышения эффективности труда всего коллектива. Управление трудовым коллективом находится в центре данной области знаний. В процессе изучения эргономики необходимо уделять особое внимание возможностям и путям снижения дисгармонии в СЧТС применительно к своей специальности.
Знания об окружающей среде должны быть направлены на вскрытие и устранение причин вредных воздействий на нее, а не только на традиционный учет ее экологического состояния и сопоставление загрязненности с допускаемой нормативами. Несмотря на все постановления по экологии и санкции, до настоящего времени большая часть постоянных выбросов и отходов, а также производственный брак продолжают загрязнять окружающую среду.
Наличие знаний всех областей не означает, что каждый должен или может подменять специалистов других подразделений. Владение знаниями в смежных областях на уровне понимания сущности позволяет на значительно более высоком уровне решать проблемы своей специальности и исключает приводящее к конфликтам непонимание между сотрудниками различных подразделений. Широта знаний способствует психологической устойчивости людей. Именно широта интересов очень многих людей делает методику самоанализа в обобщенном виде (когда рассматриваются обобщенные цели, факторы, подходы и способы деятельности) наиболее эффективной. Широта и целостность системы знаний компенсируют ограниченность способностей и расширяют поле творческой деятельности.
Данный, подход справедлив не только для производства, но и для любой другой сферы человеческой деятельности, включая технологии обучения, лечения, информационные, организационные и т. д.

Развитие методов творчества

Технология решения изобретательских задач и ее значение легче могут быть поняты после ознакомления с историей развития изобретательства и технических систем. Изобретательство — один из древнейших видов деятельности и, пожалуй, самый консервативный по своей методике. Как в древности, так и в наше время, абсолютное большинство изобретателей применяют метод проб и ошибок, заключающийся в последовательном переборе различных идей. Правил поиска нет, и решение находится случайно. Нет также и правил первоначальной оценки пригодности идей. До последнего времени длительная история развития изобретательства и инженерного творчества характеризовалась попытками улучшения метода проб и ошибок.
Ассоциативные методы, позволяющие систематизировать поиск новых решений, известны давно. На ассоциации основан применяемый сознательно (известный еще Аристотелю) универсальный прием творческого поиска — по аналогии, под которой понимается сходство каких-либо отдельных признаков различных объектов или решений. Аналогия позволяет на основе представления о свойствах одного объекта сделать предположения, относящиеся к другому.
Единой сформировавшейся науки о творчестве еще нет, хотя потребность в ней ощущается остро. Знания о творчестве рассматриваются многими науками, в том числе философией, психологией, науко- и искусствоведением, кибернетикой, информатикой. В каждой их них свое видение и методы, но рекомендаций по активации творчества мало, нерешенных вопросов множество. Философы и ученые других областей знаний уже в древности пытались определить закономерности творческого мышления. Разработку учения об эвристических методах начал еще древнегреческий философ Сократ. Он ставил цель преподавать не готовую систему знаний, а метод, с помощью которого можно создавать систему. Наводящими вопросами он стимулировал пробуждение скрытых творческих способностей людей и создание ими продуктивных идей. Метод назывался майотикой Сократа, что дословно означает «акушерское искусство».
Архимеду принадлежит подробное учение о методах рассмотрения и решения задач. С помощью упрощенных представлений (моделей) он выдвигал и обосновывал гипотезы. В труде «Стомахион» он описал способы создания отдельных технических объектов из уже известных элементов. Термин «эвристика» (от легендарного возгласа Архимеда «Эврика!» — «Нашел!») ввел древнегреческий математик Папп Александрийский в III в. н.э. Под этим названием он объединил методы решений математических задач, отличные от чисто логических. Упадок античных наук привел к забвению на многие века и некоторых начал эвристики.
Только в XVI-XVII вв. в трудах Г. Галилея и Ф. Бэкона возродились эвристические подходы в науке. Первым попытался описать логику создания изобретения инженерного сооружения Г. В. Лейбниц (XVII-XVIII вв.). Он призывал пользоваться разумом так, чтобы «оценивать не только явное, но также и изобретать, открывать скрытое».
В дальнейшем изобретательство совершенствовалось в трудах X. Вольфа (XVII-XVIII вв.), чешского математика и философа Б. Больцано (XVIII-XIX вв.) и в работах российского инженера-патентоведа П. К. Энгельмейера (начало XX в.).
До конца XIX в. темпы технического прогресса были таковы, что метод проб и ошибок в изобретательстве обеспечивал спрос на новые разработки. Примером высочайшего уровня использования этого метода была деятельность великого американского изобретателя Томаса Эдисона, обладавшего колоссальной работоспособностью. Он создал творческий коллектив, обеспечивающий перебор огромного количества вариантов, поделив поле поиска на участки, компенсируя этим недостатки метода проб и ошибок.
Психологи пытались в экспериментах воспроизвести процесс решения творческих задач, но обычно для этого использовали головоломки и загадки, а не изобретательские задачи. Психологи-бихевиаристы основной упор делали на поведение человека и констатировали чисто внешние признаки процесса решения. Гештальт-психология, охватывая проблемы достаточно целостно, объясняет творчество следующим образом: человек создает мысленный образ (Gestalt) объекта, перестраивает его, меняет связи между элементами до тех пор, пока неожиданно не возникает новое решение, удовлетворяющее поставленной цели. Но ответа на то, как рождается новое решение, не найдено.



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Деш Оксана Владимировна. «Значение развития фонематического слуха»
  • Деш Оксана Владимировна. Консультация для родителей «Артикуляционная гимнастика-залог правильного звукопроизношения»
  • Гурбанова Маргарита Витальевна. Консультация для родителей «Развитие речевого дыхания детей дошкольного возраста»
  • Овечкина Наталья Геннадьевна. Развитие речевого дыхания у дошкольников
  • Лыщина Анна Евгеньевна. Использование игровых приемов в развитии фонематического слуха у умственно отсталых дошкольников с нарушением речи
  • Канева Елена Васильевна. Биоэнергопластика, как нетрадиционная форма проведения артикуляционной гимнастики.
  • Деш Оксана Владимировна. «Взаимосвязь правильного речевого дыхания в развитии речи у детей дошкольного возраста»
  • Сытина Елена Николаевна. «Ранний возраст: от игры к речи»
  • Соина Валентина Константиновна. «Формирование звуковой культуры речи посредством дидактической игры»
  • Деш Оксана Владимировна. «Развитие речевого дыхания у детей дошкольного возраста»
  • Комиссарова Светлана Николаевна. Развитие речи ребенка с помощью музыки.
  • Грищенко Марина Владимировна. Развитие речевого дыхания у дошкольников с нарушениями речи.
  • Волосюк Равиля Саитовна. РАЗВИВАЮЩЕЕ ВЛИЯНИЕ МЕЛКОЙ И ОБЩЕЙ МОТОРИКИ НА РЕЧЬ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА
  • Чертилина Мария Александровна. Формирование речи во взаимосвязи с развитием фонематического слуха у детей раннего возраста с задержкой речевого развития (из опыта работы)
  • Карпачёва Алла Владимировна. Логоритмические игры как средство речевого развития у детей среднего дошкольного возраста.
  • Клещевникова Татьяна Борисовна. Мастер-класс «Развитие речи и речевого дыхания посредством игр-упражнений»
  • Оксана Михайловна Кононыкина. Доклад на педагогический совет по теме: «Какой должна быть речь педагога?»
  • Собаки распознают человеческую речь
  • Гальцева Наталья Анатольевна. Развитие мелкой моторики, как средство развития речи детей
  • Люшакова Александра Михайловна. Презентация «Речевой центр комбинированной группы»
  • Берестовая Наталия Станиславовна. Статья 'Развитие речи детей по средствам дидактических игр и упражнений'.
  • Онишенко Елена. Консультация для родителей «Специфика обучения и воспитания детей в логопедической группе. Роль семьи в преодолении дефектов речи»
  • Аксёнова Ирина Александровна. Искусство говорить
  • Накарякова Наталия Сергеевна. «Использование дидактических игр для развития фонематического слуха в средней группе».
  • Татьяна Михайловна Тельнова. Презентация 'Артикуляционная и пальчиковая гимнастика, как средства развития речи детей'
  • Клименко Оксана Алексеевна. Формирование выразительной речи у детей дошкольников.
  • Гузелия Ваккасовна Волкова. Выступление: «Особенности работы воспитателя по развитию связной речи дошкольников»
  • Васильева Алла Владимировна. Консультация для педагогов ДОУ на тему «Звуковая культура как составная часть речевой культуры дошкольника»
  • Захарова Екатерина Алексеевна. Взаимосвязь и взаимовлияние процессов мелкой моторики и речи
  • Волкова Гузелия Ваккасовна. Выступление: «Особенности работы воспитателя по развитию связной речи дошкольников»
  • Андреева Т.А. Скрыдлова Л.В.. Развитие дыхания у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи
  • Главный Редактор. Развитие речи
  • Сохина Ирина Игоревна. Упражнения на развитие речевого дыхания
  • Жилкина Наталья Алексеевна. Психолингвистический анализ формирования письменной речи у младших школьников
  • Винокурова Дарья Вадимовна. Использование пересказа для развития связной речи
  • Косенкова Ирина Петровна. Консультация для родителей 'Речь вашего ребенка'.
  • Елена Куликова. Семинар — практикум для воспитателей.
  • Ларина Анастасия Владимировна. Развитие речи у младших дошкольников
  • Смирнова Людмила Юрьевна.. Интегрированный характер театрализованной деятельности
  • Татьяна Назарова. Консультация для родителей на тему: «Особенности речевого развития детей третьего года жизни»
  • Умецкая Катерина. РАЗВИВАЕМ РЕЧЬ РЕБЁНКА
  • Кулахметова Сания Абдряшитовна. «Особенности развития речи дошкольников в условиях национального села»
  • Деш Оксана Владимировна. «Логоритмика, как средство коррекции речи дошкольников»
  • Сухова Оксана Анатольевна. Обучение грамоте детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи
  • Левченко Ольга Сергеевна. Буклет 'Развитие речевого дыхания'
  • Хасанова Флюра Зарифовна Разина Ирина Анатольевна. Пальцы помогают говорить
  • Аксёнова Ирина Александровна. Консультация для родителей. Комплекс артикуляционных упражнений для постановки шипящих звуков.
  • Хохлова Ольга Александровна. Развитие речевого слуха у детей старшего дошкольного возраста в дидактических играх и упражнениях
  • Шестакова Татьяна Павловна. «Развитие речи детей старшего дошкольного возраста через речевые тренинги»
  • Мигалева Марина Владимировна. Развитие речи детей младшего дошкольного возраста с использованием русского фольклора



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь